Сущность, значение и необходимость финансового анализа

Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.

Финансовый анализ определяет причины сложившегося финансового состояния и дает возможность наметить направления по его улучшению.

Основная цель финансового анализа - получение параметров, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с кредиторами и дебиторами.

Финансовый анализ можно классифицировать по следующим признакам:

· по субъектам анализа: на внешние и внутренние.

· по объектам анализа: народное хозяйство в целом; отрасль; группа предприятий; предприятие; подразделение предприятия.

· по целям и задачам;

· по содержанию: комплексный; локальный.

Основным признаком классификации является субъект финансового анализа. Субъектами финансового анализа могут выступать две группы пользователей.

Первая группа состоит из внешних пользователей и включает кредиторов, поставщиков, инвесторов, аудиторов, налоговые органы и других, посторонних для предприятия, лиц. Такой анализ называется внешним.

Вторая группа состоит из внутренних пользователей и включает учредителей, собственников, управленческих работников предприятия, бухгалтерию, финансовый и экономические отделы и другие службы предприятия. Финансовый анализ, проводимый для этой группы, называется внутренним.

Внешний финансовый анализ проводится по статьям годового бухгалтерского баланса и отражает общее состояние предприятия на конкретный момент:

· финансовые результаты;

· имущественное положение;

· финансовую устойчивость, ликвидность баланса, платежеспособность предприятия;

· состояние дебиторской и кредиторской задолженности;

· эффективность вложенного капитала.

Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого используют всю достоверную информацию о состоянии дел предприятия, доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Внутренние пользователи преследуют свои цели анализа:

· определение финансового положения;

· выявление изменений в финансовом состоянии в динамике;

· выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

· прогноз основных тенденций финансового состояния.

Таким образом, в традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Существуют различные методы финансового анализа, среди которых можно выделить:

· горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

· вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

· трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом пред­шествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ;

· анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей;

· сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

· факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель.

Выбор метода или комплекса методов финансового анализа зависит от целей, которые ставит перед собой пользователь (внутренний или внешний).

Анализ финансового состояния предприятия включает три составляющие:

1. Анализ финансового состояния предприятия;

2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

3. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ финансового состояния проводится на конкретную дату и определяет наличие в распоряжении предприятия ресурсов всех видов и соответствие их потребностям предприятия. Эта составляющая финансового анализа строится на основе:

• анализа размещения средств и источников их образования;

• анализа обеспеченности собственными и приравненными к ним средствами в обороте;

• анализа состояния активов и пассивов.

Вторая составляющая финансового анализа представляет собой анализ основных хозяйственных фактов и событий в динамике.

Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности является базой для дальнейшего планирования деятельности предприятия и включает в себя следующие этапы:

• анализ использования кредитов;

• анализ оборачиваемости оборотных средств;

• анализ платежеспособности;

• анализ финансовых результатов деятельности.

Независимо от выбранного метода или комплекса методов, этапы финансового анализа должны содержать следующую информацию:

I. Анализ размещения средств и источников их образования - это выявление изменений, происшедших в структуре средств и источников их образования за определенный период. Сопоставляя структуру изменений в активе и пассиве, можно сделать выводы о том, через какие источники, в основном, был приток новых средств и в какие активы эти новые средства, в основном, вложены. Правильное использование средств предприятия предполагает их размещение в строгом соответствии с источником образования и целевым назначением.

II. Анализ обеспеченности собственными и приравненными к ним средствами в обороте заключается в сравнении средств в наличии с потребностями предприятия в них. Наличие устанавливают путем вычитания из суммы собственных и приравненных к ним средств суммы основных и отвлеченных средств. Обеспеченность собственными и приравненными к ним средствами в обороте играет большую роль в нормальной деятельности предприятия. Они постоянно меняют свою форму и позволяют совершать необходимые хозяйственные операции. Предприятие должно иметь собственные и приравненные к ним средства в размерах, определенных в производственно-финансовом плане.

III. Анализ состояния активов и пассивов предприятия необходим для оценки уровня ликвидности. Ликвидность предприятия - это способность переводить свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Ликвидность ценностей означает их способность превращаться в деньги. Ликвидность можно рассматривать с двух сторон: как время для продажи актива, и как сумму, вырученную от продажи актива. Обе эти стороны тесно связаны: зачастую можно продать актив за короткое время, но со значительной скидкой.

Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы.

1. Наиболее ликвидные активы - суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно;

2. Быстрореализуемые активы - активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время;

3. Медленно реализуемые активы - наименее ликвидные активы - это запасы, дебиторская задолженность, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;

4. Труднореализуемые активы - активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:

1) Наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок;

2) Краткосрочные пассивы - краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты;

3) Долгосрочные пассивы - долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы;

4) Постоянные пассивы - капитал и резервы, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.

IV. При анализе использования банковских кредитов выясняют, полностью ли использовало предприятие свое право на банковский кредит в соответствии с действующим положением и, наоборот, не был ли он перекредитован. Банковский кредит - наилучшая форма предоставления предприятию дополнительных оборотных средств на затраты и финансового контроля за его деятельностью.

V. При анализе финансового положения предприятия важно рассмотреть оборачиваемость оборотных средств. Любое предприятие должно использовать свои основные и оборотные средства как можно эффективнее, производя на каждый рубль затрат наибольшее количество продукции. Но если основные средства предприятия обязаны служить в своей первоначальной форме длительное время, то оборотные средства будут использованы тем эффективнее, чем быстрее они переходят из одной формы в другую. Какой бы хозяйственный процесс не происходил - приобретение ли необходимых материальных ценностей, выпуск ли готовой продукции, реализация ли ее и так далее - везде наблюдается переход оборотных средств. Ускоряя переход оборотных средств из одной формы в другую, предприятие может при помощи одной и той же их суммы произвести и реализовать большее количество продукции или выполнить стоящие перед ним задачи с помощью меньшей суммы оборотных средств. Следовательно, эффективность использования оборотных средств зависит от быстроты перехода их из одной формы в другую, то есть от их оборачиваемости. Под оборачиваемостью оборотных средств понимают тот средний срок, в течение которого оборотные средства совершают свой полный кругооборот, проходя через сферу обращения (приобретение необходимых материальных ценностей), сферу производства (выработка готовой продукции), еще раз через сферу обращения (реализация продукции) и восстанавливаясь в своей первоначальной форме.

VI. Результаты анализа платежеспособности служат показателями возможности предприятия покрывать без задержек свои первоочередные платежи текущими денежными поступлениями. Платежеспособность предприятия служит основным показателем успешной деятельности предприятия, и при отрицательном результате анализа платежеспособности необходимо провести более детальный анализ финансового состояния в целях определения путей оздоровления предприятия или его ликвидации. При положительном результате анализа платежеспособности организации необходимо отслеживать изменение в показателях платежеспособности и стараться поддерживать их на определенном уровне.

VII. Анализ финансовых результатов подразумевает обобщение показателей работы предприятия, определение уровня финансовой устойчивости предприятия и выявление факторов, оказавших влияние на результаты. На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы, например:

· положение предприятия на товарном рынке;

· производство и выпуск дешевой, пользующейся спросом продукции;

· его потенциал в деловом сотрудничестве;

· степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;

· наличие неплатежеспособных дебиторов;

· эффективность хозяйственных и финансовых операций и т. п.

Такое разнообразие факторов подразделяет и саму устойчивость по видам

Внутренняя устойчивость - это такое общее финансовое состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение внутренних и внешних факторов.

Внешняя устойчивость предприятия обусловлена стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется его деятельность. Она достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны.

Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и, путем эффективного их использования, способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.

Результаты финансового анализа предприятия дают возможность определить тенденции дальнейшего развития предприятия. По результатам финансового анализа предприятия можно разделить на две группы:

· предприятия с устойчивым или удовлетворительным финансовым состоянием - имеют перспективы развития и не требуют принятия радикальных мер к изменению финансово-хозяйственной деятельности;

· предприятия финансово неустойчивые или неплатежеспособные - требуется проведение радикальных мер для вывода предприятия из кризиса.

В случае отнесения предприятия ко второй группе возможно признание предприятия несостоятельным.

Коэффициентный анализ.

Коэффициентный анализ сводится к изучению динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношение величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе бухгалтерской отчетности. Кроме того, при анализе финансовых коэффициентов их значения могут сравниваться с базисными величинами, а также изучением их динамики за ряд смежных отчетных периодов. В качестве базисных величин могут быть использованы теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных оценок величины относительных показателей, характеризующие оптимальные или критические значения устойчивости финансового состояния организации;

Усредненные по временному ряду значения показателей данной организации, относящиеся к прошлым, благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам, среднеотраслевые значения показателей.

В состав коэффициентного анализа входят следующие группы показателей:

- Группа показателей ликвидности:

Коэффициент абсолютной ликвидности (К1). Коэффициент текущей ликвидности (К2).

- Группа показателей финансовой устойчивости:

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КЗ). Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4). Коэффициент обеспеченности оборотным капиталом (К5).

- Группа показателей деловой активности:

Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности (К6). Показатель оборачиваемости кредиторской задолженности (К7). Показатель оборачиваемости запасов (К8). Показатель оборачиваемости средств в расчетах (К9). Коэффициент соотношения чистого оборотного капитала и активов (К10).

- Группа показателей рентабельности:

Коэффициент рентабельности активов (К11). Коэффициент рентабельности собственного капитала (К12). Коэффициент рентабельности продаж (К13). Коэффициент покрытия затрат прибылью (К14). Показатель эффективности использования внеоборотных средств (К15). Чистые активы организации (К17).

Наши рекомендации