Сущность финансового анализа, его цели и задачи. Основные принципы проведения финансового анализа

Содержание и задачи финансового анализа. Место финансового анализа в системе финансового менеджмента. Источники информации для проведения финансового анализа. Финансовая отчетность предприятия. Термины и определения финансового анализа.Принципы проведения финансового анализа: наличие четкой программы анализа, принцип построения схемы анализа от общего к частному, принцип тщательного анализа отклонений от нормативных или плановых значений и т.п.

Как область научных знаний финансовый анализ представляет собой совокупность методологических подходов к процессу исследования финансового состояния предприятия. С практической точки зрения финансовый анализ – это процесс непосредственного исследования финансового состояния и основных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия с помощью определенных приемов и способов.

При проведении финансового анализа оценка финансового состояния предприятия не является самоцелью. Главное заключается в возможности использования результатов анализа для повышения эффективности деятельности предприятия и обеспечения роста его рыночной стоимости.

Предмет финансового анализа – финансовые ресурсы и их движение, финансовые результаты и финансовая деятельность хозяйствующих субъектов.

Совокупность способов и приемов, с помощью которых исследуется финансово-хозяйственная деятельность предприятия, составляет метод финансового анализа.

Задачами финансового анализа являются:

а) общая оценка финансового состояния предприятия и его изменения за анализируемый период; б) детальная оценка финансового состояния предприятия: 1) оценка состава и структуры активов, собственного капитала, обязательств, их состояния и движения; 2) анализ ликвидности и платежеспособности; 3) анализ финансовой устойчивости предприятия; 4) анализ деловой и рыночной активности предприятия; в) выявление факторов, определивших финансовое состояние в отчетном периоде; г) выявление резервов улучшения финансовых результатов и повышения показателей эффективности деятельности предприятия; д) выработка мер по улучшению финансового состояния предприятия и оценка их влияния на его финансовые результаты; е) прогнозирование изменения финансовых показателей для разработки на этой основе финансовой стратегии предприятия. 2.1.6 Принципы проведения финансового анализа. Условием успешного проведения финансового анализа является следование определенным принципам, главные из которых представлены в таблице 2.

Принцип Содержание принципа
1 Необходимость проведения подготовительных процедур и составления программы анализа Анализу должны предшествовать следующие процедуры: а) подготовка макетов аналитических таблиц; б) выбор методик анализа и определение соответствующих алгоритмов расчета аналитических показателей; в) подготовка информационной и нормативной базы для проведения анализа; г) проверка правильности составления финансовой отчетности (арифметическая, смысловая и т.п.); д) составление программы анализа. Программа должна содержать этапы проведения анализа.
2 «От общего к частному» Сначала проводится экспресс-анализ по небольшому кругу наиболее существенных показателей. При этом дается описание наиболее общих, ключевых характеристик анализируемого объекта или явления. Далее результаты общего анализа подвергаются все большему углублению и детализации, рассчитываются показатели более частного порядка, что позволяет сделать выводы о конкретных причинах, повлиявших на финансовое состояние, и определить меры по его улучшению.
3 Анализ существенных отклонений Анализируются любые отклонения фактических значений показателей от плановых или нормативных значений. Речь в данном случае может идти как об элементах финансовой отчетности, так и о финансовых коэффициентах или других показателях. Устанавливаются взаимосвязи между показателями, по которым выявлены наиболее существенные отклонения, и определяются причины и факторы, обусловившие такие отклонения. Проверяется обо-снованность принятой системы планирования и, если требуется, в нее вносятся необходимые изменения. Тем самым обеспечивается принцип гибкости и обоснованности системы планирования, поддержания ее в актуальном состоянии.
 
4 Логическая последовательность, завершенность и цельность анализа Этот принцип во многом определяется степенью обоснованности используемой совокупности критериев, которые должны содержать качественные и количественные оценки, иметь понятную ин-терпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции). Подбор показателей должен обеспечивать логическую последовательность анализа, непротиворечивость результатов анализа отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности исследуемого объекта. Должна быть обозначена роль каждого из показателей в формировании финансовых результатов предприятия, определен некий внутренний стержень, некая основа, объясняющая логику объединения показателей в систему. В анализе не должно быть «пропусков», т.е. неохваченных аспектов, не позволяющих составить объективное целостное представление о финансовом состоянии объекта анализа. Вместе с тем, излишним является использование в анализе показателей, не вписывающихся в рассматриваемую логическую схему.  
5 Определяющее значение выявления тенденций изменения показателей Главной задачей анализа является не только и не столько оценка финансового состояния с помощью системы показателей, сколько выявление тенденций его изменения.
6 Обеспечение необходимой точности расчетов При анализе не требуется излишняя точность расчетов. Расчеты должны быть точными в той мере, в которой это необходимо для решения главной задачи анализа, состоящей в выявлении тенденций и закономерностей финансового развития объекта исследования.
7 Принцип сопоставления Анализ не ограничивается расчетом тех или иных аналитических показателей. Ценность представляют сравнительные характеристики, основанные на сопоставлении показателей данного предприятия с аналогичными показателями предприятий-конкуренов, со среднеотраслевыми показателями, с нормативами, с показателями, сложившимися в предшествующие периоды и т.д.

Источники информации для проведения финансового анализа.

Эффективность любых аналитических процедур в большой степени зависит от уровня их информационного обеспечения. Информационная база финансового анализа на предприятии представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных не только на оценку финансового состояния предприятия, но и на прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем аспектам его финансовой деятельности. Конкретные показатели системы информационного обеспечения финансового анализа формируются за счет как внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации. Наиболее часто в финансовом анализе используются показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным финансового учета и отчетности. В состав финансовой отчетности входят: - бухгалтерский баланс; - отчет о прибылях и убытках (ранее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности); - отчет о движении денежных средств; - отчет об изменениях в капитале; - пояснительная записка к ним. Дополнительными источниками информации могут служить: - нормативно-справочная информация (нормативные акты, справочные данные, нормативные показатели); - данные периодической печати, биржевых, налоговых, бухгалтерских и т.п. бюллетеней; - экспертные оценки аудиторских компаний; - финансовые планы; - данные статотчетности. Для оценки влияния внешней среды на эффективность функционирования предприятия могут быть привлечены такие показатели, как денежные доходы населения, индекс инфляции, учетная ставка Нацбанка РК и другие показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Источником такого рода информации могут служить данные органов государственной статистики. Показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия (индекс цен на продукцию; ставка налогообложения; общая стоимость активов, собственного капитала предприятий отрасли; объем произведенной (реализованной) предприятиями отрасли продукции; среднеотраслевые финансовые показатели; показатели, характеризующие финансовые аспекты деятельности предприятий-конкурентов и контрагентов), используются в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Показатели этой группы имеют своим источником публикации отчетных материалов в прессе, отраслевых изданиях, бизнес-справки, данные рейтингов. В анализе рыночной активности предприятия могут быть полезны показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. К ним относятся [6, 17, 21, 22, 24, 25]:

- котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;

- цены и объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;

- сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;

- депозитные и кредитные ставки коммерческих банков;

- официальные курсы отдельных валют.

Источники такой информации – это в основном публикации коммерческих изданий.

Финансовая отчетность предприятия

2.2.2 Финансовая отчетность предприятия. Цель финансовой отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предприятия за отчетный период заинтересованным пользователям для принятия экономических решений [15, с.77]. В соответствии с МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»: - информацию о финансовом положении на отчетную дату дает бухгалтерский баланс; - результаты финансовой деятельности за отчетный период отражаются в отчете о прибылях и убытках; - изменения стоимости собственного капитала за отчетный период раскрываются в отчете об изменениях в капитале; - информацию о потоках денежных средств за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности содержит отчет о движении денежных средств; - повествовательное описание или более подробный анализ сумм, приведенных в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках и в отчете о движении денежных средств, а также дополнительная информация, которая полезна пользователям, такая, как условные и договорные обязательства, приводятся в пояснительной записке.

В примечаниях к финансовой отчетности имеется раздел учетной политики, в котором содержится описание основ измерений, использованных для подготовки финансовой отчетности, а также конкретных способов ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности на предприятии.

Качественные характеристики финансовой отчетности [15, с.79-81]:

 принцип понятности. Информация, представленная в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям. Предполагается, что для этого пользователи должны иметь достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета. Вместе с тем из финансовой отчетности не должна исключаться информация на том лишь основании, что она может оказаться слишком сложной для понимания определенными пользователями;

 принцип уместности. Информация считается уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, принимающих решения, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или корректировать их прошлые оценки;

 принцип существенности. Информация считается существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономическое решение пользователей, принятое на основании финансовой отчетности;

 принцип достоверности финансовой отчетности предполагает отсутствие в ней существенных ошибок и пристрастности. Ему сопутствует ряд взаимосвязанных принципов:

1) принцип правдивого представления. Достоверность информации обеспечивается правдивым представлением операций и прочих событий; 2) принцип нейтральности. Чтобы быть достоверной информация должна быть непредвзятой; 3) принцип осмотрительности. Осмотрительность означает введение определенной степени осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при производстве расчетов в условиях неопределенности так, чтобы доходы и активы не были завышены, а расходы и обязательства - занижены;

4) принцип полноты. Для того чтобы информация была достоверной в ней не должно быть пропусков, которые могли бы сделать информацию ложной или дезориентирующей;

-принцип сопоставимости. Для того чтобы определять тенденции в финансовом положении и результатах деятельности предприятия пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность предприятия за разные периоды;

 характеристики уместности и надежности информации:

1) принцип своевременности. Информация может потерять свою уместность в случае ее неоправданной задержки в предоставлении пользователям. При этом необходимо обеспечить баланс между уместностью и надежностью, так, чтобы информация наилучшим образом удовлетворяла потребностям пользователей для принятия экономического решения; 2) баланс между выгодами и затратами. Выгоды, извлекаемые в связи с использованием информации, должны превышать затраты, связанные с ее получением. 2.2.4 В финансовой отчетности финансовые результаты объединены в категории, имеющие экономически однородные характеристики. Эти категории называются элементами финансовой отчетности.

Термины, определения и условные обозначения, используемые в финансовом анализе.

Термины структуры баланса: - краткосрочные активы (КА) - это оборотные средства, предназначенные для краткосрочного использования и трансформируещиеся в денежную форму в течение срока, не превышающего 1 год;

долгосрочные активы (ДА) - это активы, предназначенные для использования в течение длительного срока (более одного года). В финансовом анализе для их обозначения может использоваться термин «недвижимость»;

 собственный капитал (СК) – это стоимость принадлежащих собственникам активов. Собственный капитал определяется как разность между общей стоимостью активов (валютой баланса) и обязательствами;

 текущие (краткосрочные) обязательства (КО) – это краткосрочные обязательства предприятия, которые должны быть погашены в течение срока, не превышающего 1 год. К ним относятся задолженность кредиторам, краткосрочные кредиты, полученные авансы;

 долгосрочные обязательства (ДО) – это задолженность предприятия, которая должна быть погашена в течение срока, превышающего 1 год.

Производными от перечисленных элементов бухгалтерского баланса являются: 1) ликвидные активы (ЛА) – это такие активы, которые можно быстро превратить в денежные средства. Ликвидные активы рассчитываются по формуле (1). ЛА = КА – ТМЗ, (1) где ТМЗ - запасы. К товарно-материальным запасам относятся материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары и т.п. В состав ЛА входят:

- краткосрочная дебиторская задолженность;

- краткосрочные финансовые инвестиции;

- денежные средства.

Расходы будущих периодов в финансовом анализе в расчет не принимаются;

2) реальные активы (РА) характеризуют производственные мощности предприятия. Они равны сумме основных средств по остаточной стоимости и товарно-материальных запасов;

3) собственные оборотные средства (СОС) – это разница между собственным капиталом и долгосрочными активами: СОС = СК – ДА;

4) собственные текущие активы (СТА): СТА = КА – КО.

5) СТА иногда называют рабочим капиталом. чистые активы - это активы за вычетом обязательств: ЧА = А – ОБ;

6) чистые ликвидные активы (ЧЛА): ЧЛА = ЛА – КО.

Принципы проведения финансового анализа: наличие четкой программы анализа, принцип построения схемы анализа от общего к частному, принцип тщательного анализа отклонений от нормативных или плановых значений и т.п.

1. Необходимость проведения подготовительной работы, которая заключается в выборе методики проведения анализа, составление плана анализа, подготовки макета таблиц, предназначенных для занесения результатов анализа, подготовки финансовой отчетности (проверка арифметическая, смысловая….)

2. Анализ проводится от общего к частному. Сначала делается целая ее оценка финансового состояния, а затем, осуществляется ее детализация: анализируются отдельные аспекты финансового состояния (ликвидность, финансовая устойчивость, деловая и рыночная активность)

3. Точность расчетов должна быть таковой, чтобы обеспечить выявление тенденций, изменений анализируемых показателей

4. В анализе прежде всего выделяются статьи, по которым произошли «всплески», т.е существенные изменения как + так и –. Анализируется взаимосвязь между такими статьями и влияние их на финансовые результаты

5. Анализ всегда имеет элемент сопоставления, носит сравнительный характер. В качестве ориентиров при этом могут служить нормативные значения показателей, аналогичные показатели предприятий-конкурентов, показатели анализируемого предприятия, сложившиеся в предшествующие периоды

Наши рекомендации