Организационно- экономическая характеристика хозяйства пути и управление их структурными подразделениями.
Основными задачами хозяйства пути является обеспечение безопасности движения поездов, а также их непрерывное движение с установленными скоростями.
Путевое хозяйство отрасль капитало, трудо и материалоемкая.
Основные фонды хозяйства пути занимают 56% всех фондов железнодорожного транспорта. Амортизационные отчисления составляют 58% от всех амортизационных фондов железного транспорта. На долю путевого хозяйства ВСЖД приходится 35% всех эксплуатационных расходов дороги и 21% всего эксплуатационного штата дороги. На нужды хозяйства пути направляется более 25% проката, продажа 50% всех средств, выделенных на капитальный ремонт пути.
Поддержание верхнего строения пути в надлежащем состоянии достигается за счет проведения комплекса путевых работ, а именно:
1) проведения капитального, среднего и подъемочного ремонтов;
2) сплошной смены рельс;
3) текущее содержание пути;
4) ремонт пути, связанный с заменой рельс более мощными, сменой шпал, постановкой пути на гребень, изменением в плане и профиле пути.
Периодичность ремонта пути устанавливается компанией «РЖД» исходя из типов материала верхнего строения пути и работы подвижного состава в млн.ткм брутто по каждому участку. Работы по капитальному ремонту пути выполняются ПМС (путевыми машинными станциями), а подъемочный ремонт выполняет дистанция пути.
Содержание пути в пределах установленных норм допусков обеспечивается текущим содержанием пути, который выполняет дистанция пути (ПЧ).
Дистанция пути (ПЧ) является основным производственным подразделением хозяйства пути.
Основным назначением дистанции пути (ПЧ)является:
1. Содержание всех элементов железнодорожного пути в состоянии, обеспечивающем безопасность движения поездов с установленной скоростью.
2. Осуществление мероприятий по своевременному выполнению предупредительных работ и устранению причин вызывающих неисправности пути, заменяемого полотна и искусственных сооружений.
3. Проведение работ по снего-, водо-, пескоборьбе. Для выполнения этих работ ПЧ наделяется основными фондами.
Состав и структура основных фондов (ОПФ) дистанции пути может быть представлена в следующем виде:
1) здания 0,7%;
2) сооружения 96,9%, в том числе:
-земляное полотно 15%;
-верхнее строение пути 15%;
-искусственные сооружения 1,4%;
3) передаточные устройства 1%;
4) силовые рабочие машины 1,1%
5) транспортные средства 0,4%;
6) инструмент 0,2%.
Для поддержания верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений в надлежащем состоянии дистанции пути имеет пары путевых машин. ВСЖД одна из самых оснащенных дорог машинами тяжелого типа.
Все тяжелые путевые машины приписаны к двум депо: Иркутск-сортировочный и депо Северобайкальск.
Затраты дистанции пути (ПЧ) учитывается и планируются по статьям затрат в разрезе элементов расходов.
Длина дистанции пути, которую обслуживает ПЧ на 2-х и многопутных участках должна быть 200-300км. На одно-путных 150-200 км.
Каждая ПЧ делится на околодки, каждый околодок 20-25 км, каждый околодок делится на 3-4 отделения. Околодки возглавляются дорожными мастерами, отделения бригад.
2. Структура и порядок разработки производственно- финансового плана дистанции пути (ПЧ)
По структуре производственно-финансовый план дистанции пути (ПЧ) включает следующие разделы:
1. Объемные и качественные показатели;
2. План по труду;
3. План по расходам;
4. План по капитальному ремонту;
5. План по повышению производительности труда и эффективности производства.
Служба пути доводит до дистанции путиследующие объемные и качественные показатели:
К объемным показателям относятся:
Грузонапряженность, которая доводится для каждой дистанции пути, ткм брутто в границах дистанции.
Качественные показатели включают:
бальную оценку содержания пути (отлично – менее 25 баллов).
Наряду с этими общими принятыми показателями службой пути дороги утверждаются для дистанции пути (ПЧ) следующие показатели:
1) состояние пути в баллах;
2) объем ремонта пути в километрах;
3) грузонапряженность в границах дистанции;
4) темп роста производительности труда;
5) фонд оплаты труда;
6) лимит численности в основной деятельности с учетом темпа роста производительности труда;
7) эксплуатационные расходы в разрезе элементов затрат.
3. Планирование объемных и качественных показателей работы дистанции пути (ПЧ)
Планирование объема работ по текущему содержанию пути определяется типом и конструкцией материалов верхнего строения пути, эксплуатационными и климатическими условиями, видами и периодичностью ремонта.
Все виды работ по текущему содержанию пути делятся на 3 группы:
1) работы, зависящие от объема перевозок и размеров движения: выправка, рихтовка и перешивка пути;
2) работы, не зависящие от объема перевозок:
содержание земляного полотна, путевых знаков, водоотводов в надлежащем состоянии;
3) работы, не связанные с объемом перевозок, но связанные с движением поездов: исправление земляного покрова в пучинных местах, разрядка температурных напряжений в рельсах.
Планирование объема работ по каждой из этих групп сводится к учету изменений эксплуатационных и технических условий на участках пути.
Рост грузонапряженности, рост участковой скорости, рост динамической нагрузки на единицу подвижного состава вызывает рост объема работ по текущему содержанию пути. План работ по текущему содержанию пути составляют с учетом сезонности и местных условий. Состав работ по текущему содержанию пути утверждается инструкцией по текущему содержанию пути.
Путевой службой дороги до дистанции пути доводятся следующие качественные показатели:
1) состояние пути в баллах, которые определяются по проходу вагона- путеизмерителя;
2) выполнение плана ремонта шпал при всех видах работ;
3) выполнение задания по снижению количества дефектных рельсов с учетом длительно действующих предупреждений по ограничению скорости.
Уровень качественных показателей для каждой дистанции пути устанавливается с учетом фактического состояния пути. Плановые задания составляются на год с разбивкой по кварталам.
4. Разработка плана по труду дистанции пути (ПЧ)
Службой пути для дистанции пути доводится показатель по темпу роста производительности труда.
Контингент в плане по труду рассчитывается по приказу 8Ц.
На текущее содержание пути численность планируется в зависимости от грузонапряженности, от количества кривых малого радиуса, от количеств стрелок и съездов.
Бригада по текущему содержанию земляного полотна рассчитывается 8-10% от монтеров по текущему содержанию пути. Количество монтеров на содержание искусственных определяется в зависимости от типа сооружения и от норматива по содержанию. Норматив устанавливается в размерах 75% от расчетного контингента приказа 8Ц.
За каждым околодком закрепляется машина, следовательно рассчитывается количество монтеров водителей.
Если есть переезды дежурный по переезду - 1 дежурный по переезду в смену, то есть 5 человек на переезд.
С каждой бригадой должно быть 3 специалиста.
Дефектоскописты определяются по наличию дефектоскопных тележек и нормам обслуживания тележек.
Производительность труда для дистанции пути определяется по формуле:
ткм.бр.
Где - тонно-км брутто в границах дороги;
- пассажирооборот, пасс-км;
- численность работников в эксплуатации, чел.
Фонда оплаты труда для дистанции пути планируется следующим образом:
,
-среднемесячная заработная плата за декабрь предшествующего периода;
-коэффициент дефлятор (1,18);
-плановая численность эксплуатационного штата.
Среднемесячную заработную плату можно запланировать следующим образом:
, руб. или непосредственно:
, руб.
где -тарифная заработная плата (по тарифной сетке);
-доплата за работу в ночное время;
-доплата за работу в праздничное время;
-северный коэффициент (30%);
-премии;
-доплата за класс квалификации;
-доплата за выслугу лет; (отменили);
-доплата по приказу РЖД №948;
-районный коэффициент.
Планирование эксплуатационных расходов дистанции пути (ПЧ)
Планирование эксплуатационных расходов дистанции пути (ПЧ) ведется в соответствии с номенклатурой расходов в разрезе элементов затрат.
Статья 315. Отчисления в резерв на капитальный ремонт подъездных путей.
Статья 320. Текущее содержание пути и постоянных устройств.
Статья 323. Одиночная смена материала верхнего строения пути.
Статья 324. Охрана пути, переездов и искусственных сооружений.
Статья 325. Содержание искусственных сооружений.
Статья 327. Работы по снегоборьбе.
Статья 329-331. Отчисления в резерв на капитальный ремонт.
Статья 332-334. Амортизация материалов верхнего строения пути.
Материалы планируются по нормам на содержание пути; прочие материальные затраты зависят от норм и общей суммы эксплуатационных расходов; прочие материальные затраты планируются по предшествующему периоду.
Капитальный ремонт пути планируется в зависимости от материалов верхнего строения пути. От грузонапряженности участка и от срока норм службы материалов верхнего строения пути. Для выполнения капитального ремонта пути в службе пути дороги формируется ремонтный фонд за счет которого формируется капитальный ремонт пути.
В последние годы на сети железных дорог России укладываются железобетонные шпалы. Весь объем капитального ремонта пути на каждой из дорог России определяется в целом, то есть если по ВСЖД насчитали, что на 2012 год капитальный ремонт запланирован в объеме 150 км, Центральная Дирекция путевого хозяйства АОА «РЖД» утверждает эту цифру, затем по заданию компании «РЖД» каждой дороге доводится план – сколько из этих км должно быть уложено на железобетонные шпалы, и сколько на деревянные. Как только Центральная Дирекция инфраструктуры утвердит план капитального ремонта, выдается задание институту Желдорпроекта на определение сметной стоимости по каждому километру ремонтного пути.
Кроме прямых затрат, которые производит служба пути, затраты на капитальный ремонт пути образуются в локомотивном хозяйстве.
Затраты локомотивного депо складываются из затрат, связанных с предоставлением маневровых локомотивов при ремонтах «в окно».
Затраты хозяйства электроснабжения складываются из затрат на снятие и восстановление напряжения.
Затраты службы СЦБ, складываются из затрат, связанных с перепрокладкой СЦБ-кабеля.
Затраты службы НИС – это расходы по связи между руководителем работ на месте и диспетчерским аппаратом. Затраты этих служб относятся на свое хозяйство, а не на капитальный ремонт.
В настоящее время большой объем работ выполняется тяжелыми путевыми машинами. На ВСЖД все путевые машины находятся в локомотивном хозяйстве. Локомотивное депо учитывает все затраты по машинам на счете 23 «подсобно-вспомогательная деятельность», а по окончанию месяца эти затраты передаются в службу пути. Эти затраты определяет служба пути и передает эти расходы в локомотивную службу. До 2011 года рельсосварочные поезда находились на подсобно-вспомогательной деятельности, в 2011 году рельсосварочные поезда перенесены на эксплуатационную деятельность, все затраты по ним идут на капитальный ремонт.
Тема 16. Управление производственно-финансовой деятельностью дистанции сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ)
1. Организационно-экономическая характеристика дистанции сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ)
2. Структура и порядок разработки производственно-финансового плана дистанции сигнализации и связи (ШЧ)
3. Планирование объема работ дистанции сигнализации и связи (ШЧ)
4. Разработка плана по труду дистанции сигнализации и связи (ШЧ)
5. Планирование эксплуатационных расходов дистанции сигнализации и связи (ШЧ)
Организационно-экономическая характеристика дистанции сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ)
Устройства автоматики, телемеханики и связи (АТС) и вычислительной техники (ВТ) занимают одно из важнейших мест в техническом вооружении железных дорог. Они обеспечивают высокую пропускную способность и повышение безопасности на железнодорожном транспорте.
Все устройства сигнализации и связи подразделяются на четыре группы:
1. Автоматика и телемеханика – включает все устройства сигнализации, централизации и блокировки, которые необходимы для управления движением поездов;
2. Устройство механизации сортировочных горок;
3. Устройства проводной связи, радиосвязи и вокзальной автоматики;
4. Группа устройств ЭВМ. (Оптоволокно)
В каждой ШЧ все цеха, которые занимаются связью, выделены в отдельное хозяйство.
Дистанция сигнализации и связи является основным производственным подразделением хозяйства сигнализации и связи.
Основными задачами ШЧ являются:
1) качественное содержание устройств СЦБ и связи, обеспечивающее безопасное и бесперебойное движение поездов;
2) эксплуатация телефонных и телеграфных станций;
3) обеспечение связью железнодорожных предприятий;
4) внедрение новой техники и технологий;
5) выполнение отдельных работ по строительству устройств СЦБ и связи.
Для выполнения работ ШЧ наделяются основными фондами, которые занимают в основных фондах дороги 6%, в т.ч.:
1) здания и сооружения 1%;
2) передаточные устройства 29%;
3) силовые рабочие машины и оборудование 26%;
4) измерительные и регулирующие устройства 43%;
Протяженность дистанции ШЧ определяется размерами движения поездов, количеством и сложностью обслуживаемых устройств. Средняя протяженность дистанции 300-400 км.
По своей оснащенности ШЧ делятся на 4 группы:
1) количество баллов больше 200;
2) количество баллов 210-110;
3) количество баллов 110-70;
4) менее 70 баллов.
Для организации и управления работы дистанции ШЧ она делится на укрупненные производственные участки. Производственные участки делятся на участки старших электромонтеров. Они в свою очередь делятся на околодки и рабочие участки.
В зависимости от наличия обслуживаемых устройств в ШЧ образуется следующие околодки:
1. Линейные околодки СЦБ. Это могут быть околодки по обслуживанию автоблокировки, околодки по обслуживанию диспетчерской централизации и околодки по обслуживанию высоковольтных и сигнальных линий.
2. Станционные околодки по механизации м централизации стрелок, околодки по обслуживанию горок, околодки по обслуживанию вокзальной сигнализации (билетно-печатающих устройств).
3. Линейные околодки связи: по обслуживанию проводной связи, радио-связи, по кабельной связи.
2. Структура и порядок разработки производственно-финансового плана дистанции сигнализации и связи (ШЧ)
Производственно-финансовый план ШЧ разрабатывается на основе плановых показателей и заданий, которые утверждаются дирекцией инфраструктуры дороги.
К таким показателям относятся:
1. Программа ремонтных работ, которая выполняется за счет средств капитального ремонта. Особенностью ШЧ является сложное оборудование и ремонт могут производить только специалисты. Капитальный ремонт выполняют сами работники дистанции.
2. Применяется плановая бальная оценка состояния технических устройств.
3. Финансово-экономические показатели включают в себя ряд показателей:
1. План эксплуатационных расходов в разрезе элементов затрат;
2. Задание по темпу роста производительности труда;
3. Доводится предельное содержание работников;
4. Задание по фонду оплаты труда;
5. Лимит товаро-материальных ценностей;
6. Задание по зарабатыванию средств по подсобно-вспомогательной деятельности.
Величина расчетных показателей определяется по группам устройств автоблокировки и связи.
Планирование объема работ дистанции сигнализации и связи (ШЧ)
Объем работы дистанции сигнализации и связи планируется в зависимости от количества и сложности обслуживаемого оборудования и аппаратов по нормам и нормативам на их эксплуатацию и ремонт по специальным отраслевым справочникам.
4. Разработка плана по труду дистанции сигнализации и связи (ШЧ)
Планирование количества контингента по профессиям дистанции сигнализации и связи (ШЧ) осуществляется по группам технических средств. Каждое предприятие на 31 декабря отчетного года составляет ведомость АГО – 5, где расписаны все обустройства. У каждой дистанции есть нормативный справочник в котором указано нормативное количество работников по обслуживанию каждого обустройства – явочное количество работников, необходимое в плане по труду (электромонтеры и электромеханики).
Каждый укрупненный участок возглавляет старший электромеханик, он же начальник участка. Участки возглавляет старший электромеханик.
Ремонтно-ревизионные участки занимаются ремонтом и обслуживанием оборудования. Штат зависит от количества оборудования и трудозатрат по его ремонту.
Административно-управленческий персонал рассчитывается по типовым штатным расписаниям.
В составе ШЧ есть компрессорные - по ним также рассчитывается штат (плюс уборщики, сторожа и т.п.)
На участке связи также рассчитываются : электромонтеры и электромеханики по обслуживанию связи.
В АТС – рассчитываются телефонисты и телеграфисты, количество которых определяется количеством телефонных станций, которые входят в дистанцию связи и количеством мест на каждой АТС и сменностью работ.
Штат по ремонту и обслуживанию вокзальной связи и билетных машин «Экспресс» рассчитывается в зависимости от трудоемкости ремонта.
Работники по обслуживанию ЭВМ рассчитываются по нормам обслуживания.
Вычислительный центр (ВЦ) и инженерные центры в 2011 году преобразованы в самостоятельные хозрасчетные предприятия.
Особенностью ВЦ является обслуживание связью движения на дороге, обрабатывание всей информации о работе подвижного состава по каждой железной дороге, а также все положения по вагонному парку. Полностью собирать все данные по отправлению грузов и расчетам за них. ВЦ передает ежесуточно всю информацию на ВЦ Компании «РЖД».
Инженерный центр занимается разработкой и внедрением технических программ, которые ведет Компания «РЖД» и которые разрабатываются на железной дороге.
Планирование эксплуатационных расходов