Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции).

Основными задачами производственного менеджмента опорной сортировочной станции являются:

1) осуществлять погрузку и выгрузку грузов;

2) обслуживать пассажиров;

3) прием, отправление и пропуск поездов;

4) формирование и расформирование составов, подготовка в рейс.

В зависимости от назначения и объема работы все станции имеют определенный класс, а именно:

1) внеклассные станции (Тайшет, Иркутск- сортировочный, Улан-Удэ);

2) станции первого класса (Нижнеудинск, Зима, Вихревка);

3) станции второго класса (Наушки, Северобайкальск, Новая Чара);

4) станции 3-го, 4-го и 5-го класса (линейные станции).

Все участковые станции и часть узловых станций являются объединенными и выполняют сортировочную, грузовую и пассажирскую работу. Остальная часть крупных участковых станций относится к специализированным и выполняет либо грузовую, либо сортировочную, либо только пассажирскую работу.

На большинстве участковых станций преобладает грузовая и сортировочная работа.

На сети железных дорог РФ на хозрасчет переведены все внеклассные опорные станции, станции 1-го класса и преобладающая часть участковых станций 1-го и 2-го класса.

На ВСЖД основными опорными станциями являются внеклассные станции.

В состав опорной станции входят:

1) сама станция, станции 1-го, 2-го класса;

2) промежуточные линейные станции;

3) вокзалы.

На ВСЖД в составе опорных станций остались только те вокзалы, которые не переданы дирекции по обслуживанию пассажиров дальнего следования.

Каждая станция сама включает в себя три хозяйства:

1) хозяйство грузовой и коммерческой работы (М);

2) хозяйство перевозок (Д);

3) пассажирское хозяйство (Л).

Для выполнения своей работы опорная станция наделяется основными производственными фондами (ОПФ), которые делятся на две группы:

1) ОПФ, которые состоят на балансе станции (служебно-технические здания, посты электрической централизации, товарные конторы, гражданские сооружения, оборудование);

2) основные фонды, которые находятся на балансе других линейных предприятий, но эксплуатируется непосредственно станцией (станционные пути, устройства СЦБ, административные здания и т.д.).

Для выполнения и организации перевозочного процесса в распоряжение станции предоставляются маневровые и поездные локомотивы, которые состоят на балансе локомотивных депо.

2. Структура и порядок разработки производственно-финансового плана сортировочной станции

Производственно-финансовый план сортировочной станции включает в себя следующие разделы:

1. Объемные и качественные показатели работы станции;

2. План по труду;

3. План по эксплуатации;

4. План капитального ремонта;

5. План по повышению эффективности производства и производительности труда;

6. План местных доходов и расходов (с 1 января 2011 г. местные доходы перенесены с ПВД на перевозки).

Объем работы сортировочной станции характеризуется следующими показателями:

1) общий вагонооборот станции;

2) отправленные вагоны, в т.ч.

а) транзитные с переработкой;

б) транзитные без переработки.

3) общее количество отправленных поездов, в т.ч.:

а) груженных;

б) порожних;

в) транзитных;

г) своего формирования.

Основные качественные показатели работы сортировочной станции следующие:

1) простой транзитного вагона с переработкой;

2) простой транзитного вагона без переработки;

3) простой грузового вагона под одной грузовой операцией;

4) производительность маневрового локомотива;

5) процент оправления поездов по расписанию.

Общим показателем для всех видов станций (грузовых, пассажирских, сортировочных) являются затраты маневровых локомотиво часов.

Показателем эффективной работы маневровых локомотивов является производительность каждого маневрового локомотива.

Необходимое количество маневровых локомотивов на станции определяется исходя из потребности в маневровых локомотиво-часах на все операции по формированию, расформированию поездов, прицепке и отцепке вагонов, подаче и уборке вагонов на места погрузки и выгрузки и нормы времени для работы каждого локомотива.

Порядок планирования объемных показателей сортировочной станции следующий:

1) определяется вагонооборот сортировочной станции. Вагонооборот определяется по сумме пребывающих и отправленных вагонов в течение суток. Планирование ведется по динамике предыдущих лет с учетом структурных изменений в планируемом году;

2) планирование отправленных вагонов определяется (устанавливается) с выделением транзитных вагонов с переработкой и без переработки и местных вагонов.

Количество транзитных вагонов определяется на основании действующего плана формирования поездов и размера вагонопотоков.

Количество местных вагонов определяется по величине погрузки и выгрузки, запланированной ранее.

3) количество отправленных поездов рассчитывается по формуле:

Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции). - student2.ru , поездов,

где Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции). - student2.ru -средний вес поезда брутто(нетто).

4) рабочий парк вагонов планируется по следующей формуле:

Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции). - student2.ru , вагонов.

где Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции). - student2.ru - общие затраты вагонно-часов.

3. Разработка производственно-финансового плана грузовой станции.

Служба грузовой и коммерческой работы (М) доводит до грузовой станции следующие показатели:

1) объем отправления и прибытия грузов в тоннах, с выделением важных грузов;

2) среднесуточная погрузка и выгрузка в физических вагонах;

3) тонны и вагоны рассортировочных грузов мелкими отправками и в контейнерах.

При планировании объемных показателей грузовых станций определяются слежующие показатели:

1) объем работы станции по отправлению и прибытию грузов определяется на основе заявок грузоотправителей и грузополучателей;

2) среднесуточная погрузка (П) или выгрузка (В) вагонов определяется исходя из суммы отправленных грузов ( Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции). - student2.ru ), статической нагрузки на вагон ( Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции). - student2.ru ) и количеством дней в году по формуле:

Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции). - student2.ru , вагонов.

Тонны и вагоны рассортировочных грузов планируются по динамике предыдущих лет.

Основными качественными показателями работы грузовой станцииявляется среднее время нахождения вагонов под грузовыми операциями:

Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции). - student2.ru , ч.

Где Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции). - student2.ru - вагонно-часы нахождения вагонов под грузовыми операциями;

Виды станций и управление движением поездов на железнодорожном транспорте (производственный менеджмент опорной станции). - student2.ru -количество отправленных вагонов.

4. Разработка производственно-финансового плана пассажирской станции

Объемными показателями работы пассажирской станции являются:

1) количество отправленных пассажиров по видам сообщений;

2) количество отправленного и прибывающего багажа в тоннах;

3) количество отправленных пассажирских поездов по видам сообщений;

4) объем маневровой работы по пассажирскому хозяйству.

Пассажирская служба дороги доводит до пассажирской станции следующие качественные показатели:

1) средний состав пассажирского поезда по видам сообщений;

2) темп роста производительности труда (ПТ);

3) план по эксплуатационным расходам, фонду оплаты труда, среднемесячной заработной плате по контингенту;

4) лимит товаро- материальных ценностей;

5) удельные нормы расхода на измеритель работы станции;

6) план по зарабатыванию денег (ПЗД)

Состав контингента работающего на сортировочной станции, связанных с движением поездов (Д), с грузовой и коммерческой работой (М) и пассажирской работой (Л)

1. В состав контингента работников, связанного с движением поездов (Д) входят:

1. Маневровые диспетчера;

2. Станционные диспетчера;

3. Операторы при диспетчерах;

4. Дежурный по станции;

5. Дежурный по парку;

6. Дежурный по горке на станциях, которые занимаются сортировочной работой;

7. Приемосдатчики поездов;

8. Операторы станционного центра;

9. Составители поездов;

10. Штат аппарата управления.

2. Состав контингента работников, связанных с грузовой и коммерческой работой (М) следующий:

1. Заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе;

2. Начальник товарной конторы;

3. Товарные кассиры;

4. Приемосдатчики грузов;

5. Обслуживающий персонал.

3. В состав контингента работников, связанного с пассажирской работой (Л) входят:

1. Штат работников вокзала, билетные и багажные кассиры;

2. Начальник вокзала;

3. Помощник начальника вокзала;

4. Грузчики по приему багажа;

5. Уборщики вокзала и т.д.

Тема 15

Наши рекомендации