Технико-экономическое обоснование развития ПТБ
Развитие экономики и рост производства неразрывно связаны со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, которые осуществляются в соответствии с планами перспективного развития и утвержденными проектами. Составление планов и проектов развития начинается с технико-экономического обоснования целесообразности капитальных вложений в строительство нового или реконструкцию действующего предприятия. Главный вопрос, который решается в процессе технико-экономического обоснования это повышение экономической эффективности капитальных вложений, определение рационального пункта для размещения предприятия, вида и объема перевозок, мощности и состава предприятия и т.д.
При разработке схем развития и размещения предприятий автомобильного транспорта проводятся экономические изыскания, целью которых является обследование условий для развития и размещения предприятия, установления экономической целесообразности капитальных вложений. На основании полученных данных оценивается состояние автомобильного транспорта, темпы и направления перспективного развития, определяется рациональная мощность и наиболее выгодный в экономическом отношении пункт для размещения предприятия.
В процессе экономических изысканий собираются сведения о природно-климатических, географических и экономических условиях развития района. Оцениваются показатели в той или иной степени, влияющие на стоимость строительства и себестоимость перевозок, которые должны учитываться в ходе проектирования предприятия. К таким показателям можно отнести: средняя и максимальная температура зимнего и летнего периодов, среднегодовая температура и влажность воздуха, продолжительность зимнего периода, сейсмичность, роза ветров и максимальные порывы ветров, уровень и агрессивность подпочвенных вод, ландшафт местности, административно-территориальное деление и сведения о промышленности, строительной индустрии и сельском хозяйстве региона, объемы продукции по видам, данные о состоянии и перспективе развития дорожной сети, сведения о численности населения в крупных населенных пунктах региона, состоянии, развитии и взаимодействии всех видов транспорта и т.д.
После завершения сбора и изучения сведений об общем экономическом развитии и природных условий района изысканий начинается работа по установлению объема и состава перевозок. Изучается грузооборот предприятий района. Обследуются все грузопотоки или пассажиропотоки, предполагаемые к перевозке автомобильным транспортом. При определении объемов перевозок учитывается также перспектива развития городов и населенных пунктов, развития предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства в районе. Полученные в результате проведенных экономических изысканий данные об объемах автомобильных перевозок и пассажиропотоках служат исходным материалом для подбора состава и типа подвижного состава.
Наряду со сведениями об объемах предстоящих автомобильных перевозок, для расчета потребного количества подвижного состава необходимо определить и ряд технико-эксплуатационных показателей, характеризующих интенсивность использования подвижного состава. Это такие показатели, как: коэффициент выпуска автомобилей на линию; время в наряде; коэффициент использования пробега; грузоподъемность или вместимость; эксплуатационная скорость и т.д.
На основании рассчитываемых или принимаемых к расчету прогрессивных технико-эксплуатационных показателей определяется производительность работы автомобилей. Тип подвижного состава выбирается в зависимости от вида груза, объема перевозок, расстояния перевозок, партионности отправок, дорожных условий, уровня организации погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
Мощность и специализация предприятия является одним из основных факторов, влияющим почти на все показатели работы автомобильного транспорта. Поэтому, выбор рациональной мощности и специализация АТП имеет большое хозяйственное значение для развития района. Мощность и специализация предприятия должны быть выбраны таким образом, чтобы величина затрат на строительство и эксплуатацию была минимальной. На определение мощности влияют многие факторы. Так, например, чем крупнее АТП, тем ниже удельные капитальные вложения, приходящиеся на один автомобиль. В то же время укрупнение АТП связано с необходимостью увеличения обслуживаемых предприятий и территории, т.е. увеличиваются холостые пробеги автомобилей от предприятия до грузоотправителя, а соответственно увеличиваются эксплуатационные расходы.
Необходимо также учитывать такие факторы, как управляемость предприятия и возможность маневрировать в изменяющихся условиях рыночной экономики. По оценкам специалистов наиболее управляемыми и маневренными являются АТП мощностью от 150 до 250 автомобилей.
В процессе разработки технико-экономического обоснования рассматривается несколько вариантов развития предприятия. Из подготовительных вариантов выбирают оптимальный, позволяющий минимизировать затраты на капитальные вложения и эксплуатационные расходы предприятия:
где Сi - эксплуатационные затраты по i-тому варианту;
Кi - капитальные вложения по i-тому варианту;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (на автомобильном транспорте принят равным 0,15).
Целесообразность капитальных вложений можно укрупненно определить по расчетному сроку окупаемости (Ток) строительства, реконструкции или технического перевооружения предприятия:
,
где DП = Д - С - прирост прибыли;
Д - доходы;
С - расходы;
К - капитальные вложения;
Срок окупаемости обратно пропорционален коэффициенту эффективности капитальных вложений.
Ток =1/Ен.
Нормативный срок окупаемости на автомобильном транспорте принят не более 6 лет. Т.е. капитальные вложения могут быть признаны целесообразными только в том случае, если срок их окупаемости будет менее 6 лет. Чем ниже срок окупаемости, тем выше эффективность капвложений.
Эффективность капитальных вложений на уровне предприятия определяется сопоставлением прироста прибыли с величиной вложений. Порядок расчета эффективности капитальных вложений для различных форм развития предприятия имеют свою специфику.
Показателем общей экономической эффективности капитальных вложений для вновь строящегося предприятия, цеха, участка (Эн) является рентабельность капитальных вложений, т.е. отношение прироста прибыли к размеру капитальных вложений.
.
Если капитальные вложения на создание новых основных производственных фондов связаны с ликвидацией действующих производственных фондов при реконструкции или техническом перевооружении производства, то при расчете экономической эффективности к капитальным вложениям необходимо добавить сумму несамортизированной части фондов Кн.ф:
Кн.ф. = Спс – Сам + Сл - Сост;
где Спс - первоначальная стоимость ликвидируемых основных фондов;
Сам - начисление на полное восстановление по этим фондам;
Сл - затраты связанные с ликвидацией фондов;
Сост-сумма от реализации ликвидируемых фондов.
Расчет экономической эффективности капитальных вложений при реконструкции АТП ведется в зависимости от характера реконструкции: по полной прибыли; по приросту прибыли; по экономии от снижения себестоимости.
Расчет эффективности реконструкции по всей сумме прибыли производится в том случае, если проектом реконструкции предусмотрено значительное изменение профиля работы предприятия, т.е. его специализации. Расчет показателя, характеризующего абсолютную экономическую эффективность реконструкции (Эа.р.) осуществляется с учетом стоимости несамортизированной части фондов, подлежащих ликвидации (Кн.ф.), убытков связанных с ликвидацией действующих фондов (Куб) и стоимости остающихся к использованию фондов (Фост):
.
Если реконструкция предприятия связана с увеличением объемов перевозок, то общая экономическая эффективность рассчитывается по приросту прибыли:
где Косн и Коб - капвложения в основные фонды и оборотные средства.
Если проектом реконструкции предусмотрено снижение удельной себестоимости, то общий экономический эффект реконструкции рассчитывается следующим образом:
,
где С1 и С2 - удельная себестоимость продукции до и после реконструкции;
W2- объем продукции после реконструкции.
Капитальные вложения могут быть производственного и непроизводственного назначения, на выполнение строительных работ, приобретение оборудования, монтаж оборудования и др. Соотношение между затратами на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования и прочие виды работ представляет собой технологическую структуру капитальных вложений. Экономически более выгодна та структура капвложений, при которой затраты на транспортные средства и оборудование, обеспечивающие повышение производительности труда занимают наибольший удельный вес. Для повышения эффективности капитальных вложений, ускорения ввода в действие новых объектов и предотвращения распыления средств, финансирование должно направляться в первую очередь на завершение пусковых объектов.
В зависимости от источников финансирования различают капитальные вложения за счет собственных средств предприятия, банковских кредитов, средств сторонних инвесторов и бюджетного финансирования.
Финансирование капитальных вложений из собственных средств предприятия производится по целевому назначению в соответствии с утвержденными планами перспективного развития и проекта за счет прибыли, амортизационных отчислений, фонда развития или других средств предприятия. Из-за ограниченных финансовых возможностей предприятий, капитальные вложения из собственных средств могут осуществляться, как правило, на выполнение незначительной реконструкции или техническое перевооружение.
При высокой эффективности капитальных вложений, для выполнения значительных объемов работ по строительству, расширению, реконструкции и техническому перевооружению могут быть привлечены банковские кредиты по сложившимся в стране кредитным ставкам. Из мировой практики банковского кредитования следует, что предприятия активно пользуются кредитами при условии, когда кредитные ставки не превышают 10%. На сегодняшний день банковские ставки в России превышают 20%, что препятствует использованию системы банковского кредитования для развития производственной базы.
Сторонними инвесторами считаются частные лица или предприятия, проявляющие интерес к данному предприятию и имеющие возможность для вложения средств в его развитие. Интерес к предприятию может выражаться в желании приобрести часть акций предприятия, если это акционерное предприятие, стремлении участвовать в работе предприятия на взаимовыгодных условиях и т.д.
Бюджетное финансирование может осуществляться для выполнения крупномасштабных капитальных вложений по строительству нового или развитию действующего предприятия имеющего важное экономическое значение. Бюджетное финансирование может проводиться на трех уровнях. Первый уровень это финансирование из муниципального бюджета, когда в развитии предприятия заинтересован город или район. Второй уровень - финансирование из республиканского (областного) бюджета, когда капитальные вложения имеют значение для развития республики (области). Третий, наиболее высокий уровень - финансирование из федерального бюджета, когда развитие данного предприятия рассматривается как экономическая проблема государственного уровня.
Для привлечения в развитие предприятия банковского кредита, средств инвесторов, или бюджетных средств, предприятие должно подготовить и представить целый комплект документов, обосновывающих предложение по капиталовложениям в развитие производства. Это в первую очередь сведения о финансовой и хозяйственной деятельности, состоянии производственной базы, технике - экономическое обоснование развития предприятия и бизнес-план разработанный в соответствии с международными стандартами.
Бизнес-план - это документ, который разрабатывается и представляется для привлечения средств инвесторов, банковских кредитов, бюджетных ассигнований на создание или развитие предприятия. На основании бизнес-плана инвестор или кредитор составляет свое мнение о предприятии и, прежде всего с точки зрения его надежности, устойчивости и доходности. Поэтому, бизнес-план должен быть хорошо оформлен, легко читаться и содержать полный объем необходимой информации. Рекомендуется представлять материал в объеме не более 40 страниц.
Одним из важнейших принципов составления бизнес-плана является ориентация на завоевание рынка, удовлетворение потребности в услугах и товаре, а не на сам товар или услуги. При этом, необходимо подчеркнуть какие преимущества получит потребитель, пользуясь его услугами или товаром по сравнению с услугами или товаром конкурентов. Это может быть дешевизна продукции, надежность в эксплуатации, уровень исполнения, скорость предоставления услуг и другие показатели. Т.е. надо показать, что предприятие намерено надолго и основательно завоевать рынок предполагаемых услуг и товаров. Предприятие должно представить реалистичную, подкрепленную расчетами перспективу, которую можно достичь при соответствующем финансировании. Бизнес-план должен убедить кредиторов в надежности вложения, возвратности кредитов и выплате процентов в предусмотренные сроки, а инвесторов в высокой прибыльности вложений капитала.
Во вводной части бизнес-плана рекомендуется представлять подробные сведения о предприятии, его статусе, истории и перспективе развития, сведения о владельцах и управленческом персонале. Кратко излагаются направления деятельности и состояние отрасли, место предприятия в отрасли региона и района, цели бизнес-плана: какие средства и на какие цели хочет получить предприятие; в какие, сроки и какая ожидается прибыль от вложений. В отдельном разделе дается полная характеристика предлагаемого товара или услуг, и их особенность и преимущество по сравнению с товаром или услугами других предприятий.
В производственном плане представляется материал, обосновывающий высокую эффективность работы и способность предприятия качественно и в срок производить товар или услуги. В разделе описывается технология производства, последовательность операций, особенности производства, экологичность, безопасность, структура издержек производства, перспектива их снижения, организация сервиса, рассматриваются материальные и трудовые ресурсы, организационная схема управления предприятием.
Стратегия предприятия на рынке услуг и товаров излагается в маркетинговом плане. В этом разделе дается анализ рынка, подход к ценовой политике, планируемая система продвижения товаров или услуг на рынке, в том числе и схема транспортной логистики.
Наиболее сложным и крупным разделом бизнес-плана является финансовый план. В финансовом плане в цифрах и расчетах доказывается экономическая выгода от капвложений в развитие предприятия. В соответствии со сложившейся международной практикой разработки бизнес-планов, в финансовом плане приводятся следующие материалы:
- оперативные планы (отчеты) за определенный период по каждому виду продукции или услуг;
- планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров или услуг, показывающие прибыль (убытки) от реализации каждого вида товара или услуг;
- план (отчет) о движении денежных средств, показывающий поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности;
- балансовый отчет, подводящий итог деятельности предприятия.
Цифры и расчеты приводятся в строго установленном порядке и форме, в соответствии с принятыми международными стандартами.
К бизнес-плану прилагается исполнительское резюме - краткое изложение содержания представляемых материалов на трех - четырех листах, которое может использоваться и как заявка для предварительного согласования вопросов финансирования, а также сопроводительные документы, подтверждающие обоснованность представленных материалов. В сопроводительных документах представляются: копия утвержденного устава, патенты, лицензии, копии бухгалтерских отчетов за предыдущий период (как правило, за 5 лет и полные месяцы текущего года), подтверждающие представленные в бизнес-плане цифры, копии договоров, контрактов и другие документы.