Анализ основных экономических показателей коммерческой деятельности исследуемого предприятия

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот – процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара – торговое предприятие – за деньги продает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли продажи. В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары – по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на рынке.

Розничный товарооборот – это передача товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается – товар поступает в сферу потребления. Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети [48].

Как видно из данных рисунка 4, на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдался устойчивый рост товарооборота. В 2004 году этот показатель составил 12832 тыс. руб., в 2005 году – 13651 тыс. руб., в 2006 году – 14546 тыс. руб. Наибольшие темпы роста (895 тыс. руб.) наблюдались в 2006 году относительно предыдущего. Среднегодовая численность работников ММ «Леда» была неизменной на протяжении всего рассматриваемого периода и составила 19 человек.

Анализ основных экономических показателей коммерческой деятельности исследуемого предприятия - student2.ru Анализ основных экономических показателей коммерческой деятельности исследуемого предприятия - student2.ru

Рисунок 4. Динамика товарооборота ММ «Леда»

Определим товарооборот на 1 работника по формуле:

Траб = Т / Qраб, (3)

Qраб – среднегодовая численность работников.

Траб 2004 = 12832 / 19 = 675 тыс. руб.

Траб 2005 = 13651 / 19 = 719 тыс. руб.

Траб 2006 = 14546 / 19 = 766 тыс. руб.

Величина торговой площади ММ «Леда» составляет 320 м2.

Определим величину товарооборота на 1 м2 по формуле:

ТS = Т / Sтз, (4)

Sтз – площадь торгового зала.

ТS 2004 = 12832 / 320 = 40 тыс. руб.

ТS 2005 = 13651 / 320 = 43 тыс. руб.

ТS 2006 = 14546 / 320 = 46 тыс. руб.

Далее найдем общую сумму издержек обращения за каждый год рассматриваемого периода.

Определим уровень издержек по формуле:

Уизд = ∑изд / Т * 100 %, (5)

Определение уровня издержек обращения представлено в таблице 2.

Таблица 2. Определение уровня издержек обращения ММ «Леда»

Показатель Значение показателя за год
Амортизационные отчисления, тыс. руб.
Прочие расходы, тыс. руб.
Сумма издержек обращения, тыс. руб.
Уровень издержек обращения, % 10,5 11,1 11,2


Определим годовую чистую прибыль ММ «Леда» по формуле:

ЧП = Т - ∑изд – Н – Зс, (6)

Н – налоговые отчисления, Зс – затраты на себестоимость продукции.

Отсюда определим экономическую прибыль ММ «Леда» по формуле:

Пэ = ЧП – ДО, (7)

ДО – штрафы за неисполненные долговые обязательства.

Определим общую рентабельность ММ «Леда» по формуле:

Робщ = Пэ / Т * 100 %, (8)

Определение общей рентабельности, чистой и экономической прибыли представлено в таблице 3.

Таблица 3. Определение общей рентабельности, чистой и экономической прибыли ММ «Леда»

Показатель Значение показателя за год
Затраты на себестоимость продукции, тыс. руб.
Налоговые отчисления, тыс. руб.
Штрафы за неисполненные долговые обязательства, тыс. руб.
Чистая прибыль, тыс. руб.
Экономическая прибыль, тыс. руб.
Общая рентабельность, % 18,17 20,18 22,48

Как видно из данных таблицы 3, на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдался рост чистой и экономической прибыли, причем наилучшим показателем к концу 2006 года стала экономическая прибыль, возросшая на 515 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ММ «ЛЕДА»

Наши рекомендации