Формирование ассортимента и организация закупочной деятельности ММ «Леда»

Мы считаем, что проблема управления ассортиментом является одной из пограничных областей в сфере менеджмента и маркетинга.

Как известно, одно из принципиальных положений науки об управлении – управлять можно только тем, что измеримо. Значит, оценивая показатели ассортимента, ими можно эффективно управлять. Оценим широту, устойчивость и обновление ассортимента товаров ММ «Леда» за 2004 – 2006 годы.

Коэффициент широты ассортимента (Кш) определим по формуле:

Кш = Qф/ Qп, (9)

Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проведения проверки;

Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Определение коэффициента широты ассортимента ММ «Леда» за 2004 – 2006 годы представлено в таблице 4.

Как видно из таблицы 4, на конец 2004 года ассортимент товаров ММ «Леда» на 89% соответствовал ассортиментному перечню, к концу 2006 года этот показатель возрос до 93%. Следует отметить, что стандартным значением для магазинов-дискаунтеров является 90%. Это свидетельствует об эффективности проводимой ассортиментной политики, однако в современных условиях жесткой конкуренции розничных сетей данный показатель требует дальнейшего улучшения.

Таблица 4. Определение коэффициента широты ассортимента ММ «Леда»

Показатель Значение показателя за год
Фактическое количество разновидностей товаров
Количество разновидностей товаров по ассортиментному перечню
Коэффициент широты ассортимента 0,89 0,91 0,93

При реализации товаров повседневного спроса обеспечение устойчивости ассортимента товаров имеет первостепенное значение.

Коэффициент устойчивости ассортимента (Куст) определим по формуле:

Куст = Qф / Qср, (10)

Qср – среднее фактическое количество разновидностей товаров.

Определение коэффициента устойчивости ММ «Леда» за 2004 – 2006 годы представлено в таблице 5.

Коэффициент устойчивости ассортимента ММ «Леда» по итогам 2006 г. находился на отметке 117%, что является хорошим показателем для дискаунтера. Устойчивый ассортимент товаров в ММ «Леда» обуславливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, а также организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Немаловажным фактором является постоянное обновление ассортиментного перечня.

Коэффициент обновления ассортимента (Кобн) определим по формуле:

Кобн = Qввед / Qобн, (11)

Таблица 5. Определение коэффициента устойчивости ММ «Леда»

Показатель Значение показателя за год
Фактическое количество разновидностей товаров
Среднее фактическое количество разновидностей товаров
Коэффициент устойчивости ассортимента 0,87 0,96 1,17

Qввед – количество наименований товаров, введенных в ассортиментный перечень;

Qобн – количество наименований товаров в ассортиментном перечне с учетом внесенных изменений.

Определение коэффициента обновления ассортимента ММ «Леда» за 2004 – 2006 годы представлено в таблице 6.

Как видно из таблицы 6, количество новых товаров ассортиментного перечня ММ «Леда» в 2004 – 2006 годах составляло 4 – 7 % от общей товарной массы. Это свидетельствует о ведущейся работе по рационализации ассортимента, а также постоянном вводе в него новых позиций. Это позволяет привлекать новых клиентов и увеличивать за счет этого объем продаж и прибыль магазина.

Следует учитывать немаловажный факт, что ЗАО «Тандер» является одновременно и производителем собственной марки «Магнит». Такие товары имеют специальную пометку «для магазинов Магнит» и реализуются только в этой сети магазинов-дискаунтеров. Общее количество товаров марки «Магнит» на конец 2006 года достигло отметки 510 наименований. Эта цифра постоянно растет, только в 2005 году количество товаров, выпускаемых под маркой «Магнит», возросло в 1,5 раза. Удельный вес таких товаров от общего ассортиментного перечня составляет 10,3 %.

Таблица 6. Определение коэффициента обновления ассортимента ММ «Леда»

Показатель Значение показателя на конец года
Количество наименований, введенных в ассортиментный перечень
Количество наименований в перечне с учетом введенных изменений
Коэффициент обновления ассортимента 0,04 0,05 0,07


Создавая частные марки, ЗАО «Тандер» получает больший контроль над производством, качеством товара, ценообразованием и распределением. Товары, выпускаемые под маркой «Магнит», в среднем на 10-15 % дешевле своих аналогов. Это обусловлено низкими затратами на рекламу и маркетинг, которые значительно снижают себестоимость продукта. При этом товары марки «Магнит» по качеству не уступают своим аналогам, за счет чего спрос на товары этой марки высок. Марка «Магнит» создана специально для покупателей, облегчая выбор в каждой товарной категории. Благодаря знанию своей аудитории, компания более гибко реагирует на запросы потребителей, обеспечивая стабильное качество при низкой цене. Наличие такой марки выгодно выделяет магазины «Магнит» из общей массы розничных сетей, так как товары под данной маркой позволяют привлечь и удерживать большое количество покупателей.

Численность ассортиментных позиций в рассматриваемом нами магазине-дискаунтере распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении 66:34.

Ассортимент продовольственных товаров ММ «Леда» расширяется в основном за счет фруктов, овощей, замороженных продуктов, а также кулинарной продукции. Особое внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров. В данную группу включены поздравительные открытки, газеты и журналы, кухонная посуда, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, корм для домашних животных, парфюмерия, бытовая химия.

Несмотря на то, что изучение ассортимента товаров – очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров. Считается, что в розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ не проводится. Фактическая широта ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики.

Одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров ММ «Леда» является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента в обязательном порядке учитываются издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Обследование показало, что группирование ассортимента ММ «Леда» по потребительским комплексам позволило увеличить товарооборот на 1 м2 площади торгового зала на 12 %, а также сократить затраты времени покупателей на совершение покупки на 17 %.

На основе анализа показателей ассортимента ММ «Леда» можно сделать следующие выводы:

· ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью;

· широта и глубина ассортимента товаров удовлетворяют запросы абсолютного большинства потребителей;

· показатели ассортимента свидетельствуют о его высокой устойчивости.

Мы считаем, что ассортимент ММ «Леда» нуждается в дальнейшем расширении за счет товаров под частной маркой «Магнит». Учитывая низкую стоимость и хорошее качество таких товаров, рост их удельного веса в ассортиментном перечне должен благоприятно отразиться на привлечении в магазины «Магнит» новых покупателей и, вследствие этого, на росте прибыли.

Товарные запасы нужны для того, чтобы выполнять заказы своих покупателей на товары в нужном количестве и в установленные сроки. Однако запасы требуют расходов на их содержание, пока они не «дождутся своего часа» и не будут реализованы. Причем потери компании возрастают, прежде всего, за счет отвлечения из оборота части капитала, инвестированного в запасы. Поэтому компания должна найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов и определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной. При этом, желательно, от чисто эмпирических наблюдений за ситуациями типа: «есть заказы – нет товаров» или «есть запасы – не хватает денег», перейти к более объективным критериям. В качестве базовых индикаторов качества выбранной политики управления запасами могут использоваться как непосредственные, так и более обобщенные критерии, а также их различные комбинации [49].

В мировой практике к настоящему времени выработаны стандартные подходы к решению проблемы планирования запасов, которые условно можно разделить на две группы: «от склада» и «от продаж». Однако для принятия решения об их внедрении важно оценить, насколько они применимы в конкретных условиях, учитывающих российскую специфику.

В сети «Магнит» используется подход «от склада». При данном подходе управление запасами реализуется с помощью технологий SIC (Statistical Inventory Control), которые используют статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения товарных запасов. Подход «от склада» основан на расчете нормативных характеристик запасов по каждому виду товарного ассортимента исходя из наблюдений за их фактической оборачиваемостью на протяжении достаточно представительного периода.

Основными расчетными величинами данного подхода являются:

1. Страховой запас по каждой позиции – постоянная, неприкосновенная в нормальных условиях часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей даже в случае непредвиденных обстоятельств (например, отклонений в периодичности и величине транзитных поставок от предусмотренных договором; возможных задержек товаров в пути; непредвиденного возрастания спроса).

2. Точка заказа определяет нижнюю границу запаса, при достижении которой необходимо организовать очередной заказ на пополнение запаса по данной товарной позиции. На основании статистических данных выделяются ассортиментные группы, характеризуемые различной значимостью в общем товарообороте (категории А, В, С) и различной степенью предсказуемости поведения (X, Y, Z). И для каждой из них применяются соответствующие методы планирования, учета и контроля. Категория А включает ограниченное количество наиболее существенных в стоимостном отношении позиций, которые требуют тщательного планирования, учета и контроля. Товары категории В требуют стандартного контроля и налаженного учета. А для категории С допустимы упрощенные методы планирования, учета и контроля. Такое разбиение позволяет сосредоточиться на главном, а не планировать позиции, которые составляют 0,1% оборота.

Применение статистических методов регулирования параметров заказа в сети «Магнит» дает положительные результаты. Главным образом это основывается на неизменности основной массы позиций ассортиментного перечня магазинов. Также немаловажное значение имеет наличие массивов накопленных данных и стационарности процесса на достаточно длительном интервале времени.

Однако существуют и отрицательные стороны применения статистических методов. При их использовании решение о закупке принимается в основном на основании статистических наблюдений за динамикой запасов, а не на данных, полученных в результате индивидуального анализа истории взаимоотношений или непосредственного контакта с клиентами. В данном случае предсказать объемы продаж возможно только в краткосрочной перспективе.

Определим показатели, используемые при анализе, учете и планировании товарных запасов. Найдем средние товарные запасы по формуле:

ТЗср = (0,5 * ТЗ1 + ТЗ2 + ТЗ3 + 0,5 * ТЗ4) / 4 – 1, (12)

ТЗ1, 2, 3, 4 – товарные запасы на 1, 2, 3 или 4 квартал.

Динамика товарных запасов ММ «Леда» за 2004-2006 гг. представлена на рисунке 5.

Формирование ассортимента и организация закупочной деятельности ММ «Леда» - student2.ru Формирование ассортимента и организация закупочной деятельности ММ «Леда» - student2.ru

Рисунок 5. Динамика товарных запасов ММ «Леда»

Как видно из данных рисунка 5, на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдался рост товарных запасов. В 2004 году средние товарные запасы составляли 667 тыс. руб., в 2005 году – 858 тыс. руб., в 2006 – 1060 тыс. руб. Наибольший рост товарных запасов отмечен в 2006 году (202 тыс. руб.) по сравнению с предыдущим годом.

Определим количество оборотов по формуле:

Qоб = Т / ТЗср, (13)

Т – товарооборот за год.

Qоб 2004 = 10026 / 667 = 15 оборотов.

Qоб 2005 = 13651 / 858 = 16 оборотов.

Qоб 2006 = 19076 / 1060 = 18 оборотов.

Определим количество дней в одном обороте по формуле:

Qд = 365 / Qоб. (14)

Qд 2004 = 365 / 15 = 24 дня.

Qд 2005 = 365 / 16 = 23 дня.

Qд 2006 = 365 / 18 = 20 дней.

Как видно из полученных расчетов, на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдалось ускорение оборачиваемости вложенных в товарные запасы средств. Это свидетельствует об эффективности работы, выполняемой сотрудниками сети «Магнит».

Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг. При этом понятия «рост» и «развитие» хотя и взаимосвязаны, но по своему содержанию могут во многом не совпадать. Рост – это в основном увеличение размеров предприятия, расширение ассортимента предлагаемой продукции, рост продаж. Развитие означает качественное изменение и обновление хозяйственной системы, повышение эффективности ее функционирования на основе совершенствования техники, технологии и организации труда во всех структурных подразделениях [50].

В сети «Магнит» применяется стратегия интенсивного роста, включающая в себя следующие действия:

· совершенствование деятельности предприятия в пределах существующих масштабов деятельности;

· глубокое внедрение на рынок;

· расширение границ рынка (рыночная экспансия);

· совершенствование товара;

· продуктовое и стоимостное лидерство.

С точки зрения товаров и рынков сеть «Магнит» применяет стратегию совершенствования торговли существующими товарами на уже освоенных рынках. В этой сфере предпринимаются следующие действия:

· развитие первичного спроса путем привлечения новых покупателей и стимулирование покупок;

· расширение деятельности путем поглощения небольших конкурентов или слияния с ними;

· рационализация рынка – сосредоточение на рентабельных сегментах рынка, уход с некоторых рынков.

Под товароснабжением понимается система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Выбор источников товароснабжения зависит от ассортимента товаров, типа и размера магазина, объема товарооборота, возможности бесперебойного снабжения, скорости товарооборачиваемости, а также от уровня транспортных расходов.

Завоз товаров непосредственно из производственных предприятий, минуя промежуточные склады оптовых и розничных организаций, называется транзитным. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. Однако транзитная форма имеет ограниченное применение из-за рассредоточенности торговой сети.

Под складской формой товародвижения понимают поступление товаров в магазины со складов оптовых и розничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков, выполняют все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверка качества и т.д.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению в розничную торговую сеть.

В ММ «Леда» поставки осуществляются и транзитной и складской формами. Транзитной формой доставляются, в основном, скоропортящиеся продукты: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные изделия, колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, а также некоторые разновидности пива и газированных вод. Все остальные наименования ассортимента данного магазина-дискаунтера доставляются из регионального центра, расположенного в городе Энгельсе. Региональный центр является единственным в Поволжье и обслуживает магазины «Магнит», расположенных во всех городах Поволжья.

Все транзитные поставки осуществляются централизованным методом – силами и средствами поставщика на основе предварительной заявки.

Что касается ритмичности поставок, хлебобулочные и молочные изделия завозятся ежедневно. Колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, пиво и газированные воды завозятся по три раза в неделю, осуществление этих поставок предусмотрено в дни, когда корпоративные поставки отсутствуют. Осуществление корпоративных поставок предусмотрено в среду, пятницу и воскресенье в часы работы магазина.

Централизованная доставка может осуществляться двумя видами маршрутов – маятниковыми и кольцевыми.

Корпоративные доставки в сети «Магнит» осуществляются на основе линейного маршрута доставки товаров. Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения магазинов сети и обеспечения оптимальных показателей работы автомашин. При использовании такого маршрута автомашина за каждый рейс доставляет товары в один из магазинов сети. Такая доставка товаров является наиболее эффективной, так как автомашина в данном случае загружается до ее максимальной грузоподъемности. Линейный маршрут доставки товаров в магазины сети «Магнит» представлен на рисунке 6.

В системе мероприятий, направленных на обеспечение рациональной организации централизованного товароснабжения розничной торговой сети, важная роль принадлежит разработке технологических схем товароснабжения, основанных на применении взаимоувязанных транспортных систем.

В сети «Магнит» часть товаров (замороженные продукты, молочные изделия, фрукты и овощи) доставляется с использованием тары-оборудования. Схемы с использованием тары-оборудования предусматривают выполнение следующих основных операций: комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер, пломбирование контейнеров, группировка контейнеров по принятым маршрутам, оформление передачи загруженных контейнеров водителям автомашин, погрузка и крепление контейнеров в кузове автомашины, доставка контейнеров с товарами в магазин, выгрузка содержимого контейнеров и перемещение товаров в зону хранения или в торговый зал магазина, доставка на базу пустых контейнеров.

           
 
ММ «Романтик»
  Формирование ассортимента и организация закупочной деятельности ММ «Леда» - student2.ru  
ММ «Флорида»
 
 
 
ММ «Прокатная»
     
ММ «Леда»
 
 

Формирование ассортимента и организация закупочной деятельности ММ «Леда» - student2.ru Формирование ассортимента и организация закупочной деятельности ММ «Леда» - student2.ru Формирование ассортимента и организация закупочной деятельности ММ «Леда» - student2.ru Формирование ассортимента и организация закупочной деятельности ММ «Леда» - student2.ru

           
    Формирование ассортимента и организация закупочной деятельности ММ «Леда» - student2.ru
 
ММ «Ягудин»
     
ММ «Фортуна»
 

Рисунок 6. Линейный маршрут доставки товаров в магазины сети «Магнит»

Наши рекомендации