Организационная структура управления отраслью

Организационная структура управления отраслью - student2.ru Торговые предприятия в условиях рыночной экономики представляют собой самостоятельные звенья торговли и сферы услуг. Необходимость в непосредственном руководстве и регламентировании их деятельности со стороны вышестоящих звеньев регионального и федерального уровней управления отпадает. Федеральные и региональные структуры осуществляют общее регулирование и контроль за деятельностью торговых предприятий в рамках действующего Российского законодательства (см. рис. 3.4.1).

           
 
Роспотребнадзор при Министерстве здравоохранения РФ
 
Министерство промышленности и торговли РФ
 
Республиканские оптовые объединения, ассоциации фирмы

III.

               
  Организационная структура управления отраслью - student2.ru
    Организационная структура управления отраслью - student2.ru   Организационная структура управления отраслью - student2.ru
    Организационная структура управления отраслью - student2.ru
 
     
Министерство, Комитет, управление, департамент по торговле и общественному питанию
 
 

II.

           
 
Городские, районные оптовые рынки, базы, склады
 
АО, Торговые дома, ООО и др. объединения предприятий торговли всех форм собственности
 
Предприятия торговли и общественного питания различных форм собственности
 
 

I.

Рисунок 3.4.1 – Организационная структура управления торговлей

Организационная структура управления отраслью - student2.ru Регулирование торговли представляется условно в 3-х уровнях. Каждый уровень этой иерархической структуры имеет самостоятельное значение.

Федеральный уровень управления выполняет функции координации и регулирования:

— формирование рыночной инфраструктуры;

— создание конкурентной среды;

— поддержание необходимых товаропотоков для государственных нужд;

— контроль за соблюдением предприятиями всех форм собственности требований законодательства и интересов покупателей за качеством реализуемых товаров, правил торговли.

На региональные и местные органы управления торговлей (органы исполнительной власти субъектов федерации) возложены локальные задачи регулирования и координирования деятельности торговых предприятий:

— создание эффективной системы товародвижения с минимальными транспортными издержками;

— поддержание благоприятных условий для работы на рынке предприятий промышленности края;

— формирование резервных источников финансового обеспечения для северного завоза;

— предоставление широкого круга услуг предприятиям розничной сети (информация, складские площади, погрузо-разгрузочные работы, лизинг оборудования, транспортно-экспедиционные услуги);

— формирование оптового звена, в том числе муниципального, в целях создания системы товародвижения;

— развитие организаторов оптового оборота (ярмарки, выставки-ярмарки, оптовые рынки), не работающих с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота, стимулирующих расширение потребительского рынка;

— разработка и утверждение в каждом районе перспективного плана развития и размещения стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли, включающей в себя придорожную торговлю;

— развитие специализированных продовольственных и непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки (микрорайонах);

— формирование сети торговых центров, универсальных комплексов, мелкооптовых складов-магазинов, торговых домов на базе магазинов с торговой площадью более 400 м2;

— развитие сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

— развитие сети магазинов на базе муниципальных розничных торговых предприятий, обслуживающих социально незащищённые слои населения;

— возобновление работы комиссионных магазинов, магазинов, работающих по методу самообслуживания, и магазинов, реализующих товары в кредит;

— формирование и развитие фирменной торговой сети промышленных предприятий края, а также оптовых организаций, отвечающих основным функциональным требованиям по изучению покупательского спроса и конъюнктуры рынка;

— размещение мест мелкорозничной сети в городах и районах края на конкурсной основе с учётом месторасположения предприятий стационарной торговли;

— выделение специальных зон для организации ярмарок, сезонных распродаж, реализации изделий кустарных промыслов.

Основными законами, регулирующими деятельность торговых предприятий являются – «О рекламе», «О госзакупках», «Антимонопольный», «О защите конкуренции», «Кодекс административных правонарушениях».

Наиболее часто встречающиеся нарушения в деятельности торговых предприятий это – злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция. В 2008 году в Государственную думу внесён Закон «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ».

В нём рассматривается возможность установления контроля над крупными розничными сетями со стороны антимонопольного ведомства России при достижении ими определённого порога доминирования. Если закон в такой редакции будет принят, то федеральным и региональным игрокам придётся корректировать свои планы на монополизацию региональных рынков.

Суть законопроекта состоит, во-первых, в регулировании взаимоотношений продавца и покупателя и, во-вторых, продавца и государства. У федеральных, региональных и местных органов власти будут чётко разграничены функции в сфере торгового регулирования, на розничном рынке станет меньше монополизма и дискриминации, а вмешательство чиновников в работу предприятий будет ограничено.

Вводится, по существу, уведомительный порядок открытия торговых точек: разрешение на право торговли будет выдаваться через два рабочих дня после подачи документов.

Новые функции появятся у федерального Правительства. Оно сможет определять перечень видов товаров первой необходимости, наличие которых в магазине обязательно, устанавливать правила продажи товаров по сниженным ценам, регулировать наценки на некоторые социально значимые виды товаров. Ещё один важный пункт законопроекта – государственная поддержка социально незащищённых граждан, в том числе путём вменения продавцам в обязанность реализовать товары малоимущим со скидкой.

Принятие Думой этого закона будет способствовать более чёткому государственному регулированию деятельности торговых предприятий.

Розничную торговлю осуществляет потребительская кооперация. Потребительские общества организуют торговлю, общественное питание, хлебопечение, ведут заготовительную деятельность – это сельпо, рыбкоопы, райпо. Они объединяются в союзы Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на правах частной, общей, долевой, совместной собственности. На их базе создаются новые организационные структуры в условиях рынка – торговые дома, оптовые рынки, товарные биржи, аукционы, оптово-розничные объединения. Функции регулирования и координации деятельности рыночных организационных структур потребительской кооперации выполняют выборные органы регионального и федерального уровней: райпотребсоюзы (обл., край), Центросоюз, который осуществляет международные связи РФ в Международном кооперативном альянсе. Продолжает развиваться рыночная торговля – это дополнительный канал снабжения населения товарами и сбыта излишков сельхозпродукции. Розничную торговлю осуществляют промышленные и непромышленные министерства и ведомства. Это Министерство обороны (МО), «Военторги», Министерство путей сообщения (МПС), «ОРСы». «УРСы» и другие.

Наши рекомендации