Принципы проектирования и построения организационных структур управления в торговле

В процессе проектирования ставится задача создать такую структуру управления, которая наиболее полно отражала бы цели и задачи организации, т.е. речь идёт о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Принципы проектирования и построения организационных структур управления в торговле - student2.ru Разработка оргструктуры предприятия – процесс сложный и длительный. Процесс проектирования оргструктуры состоит из трёх основных этапов.

Первый этап – анализ оргструктур. Анализ действующей оргструктуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, т.е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих её качество.

Второй этап проектирования оргструктур – это методические ходы к проектированию оргструктуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов.

Третий этап – оценка эффективности оргструктур. Степень совершенства оргструктур проявляется в быстродействии системы управления организацией и в высоких конечных результатах её деятельности.

Вместе с тем, проектируя новую оргструктуру управления, нельзя забывать о требованиях, влияющих на выбор организационных структур.

Принципы проектирования и построения организационных структур управления в торговле - student2.ru Требования к организационным структурам:

1. Оптимальность. Структура управления признаётся оптимальной, если между звеньями и ступенями управлениями на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшим числе ступеней управления.

2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время, прошедшее от принятия решения до его исполнения, в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

3. Надёжность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.

6. Устойчивость структуры управления. Имеется в виду неизменность её основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и её элементов.

Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, степени надёжности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений. Отдельные параметры эффективности оргструктуры можно установить, использовав ряд коэффициентов (коэффициент звенности, коэффициент эффективности организационной структуры управления).

Следует иметь в виду, что поиск взаимосвязей организационной структуры управления с результатами управленческой деятельности весьма затруднён. В большинстве случаев состояние и эффективность структуры оценивают с помощью показателей, характеризующих деятельность управляемого объекта.

Для определения эффективности лучшим является интегрированный показатель оргструктуры (формула 3.3.1):

Принципы проектирования и построения организационных структур управления в торговле - student2.ru (3.3.1)

где К эф.у – коэффициент эффективности управления;

Qу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления;

Lч.п. – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих;

Fм – фондовооружённость (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего);

Eо.ф. – фондоотдача (условно чистая продукция, приходящаяся на единицу основных и оборотных средств).

В итоге вся работа по проектированию оргструктур управления сводится к выработке направлений её совершенствования, что относится к важнейшим средствам повышения эффективности управленческой деятельности организации.

Наши рекомендации