Научно-исследовательские работы
ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА
Подготовка производства4– это комплекс научных, проектно- конструкторских, технологических и организационно-экономических работ по созданию и освоению новых изделий и внедрению новых технологий, взаимосвязанных во времени и пространстве. Система подготовки производ- ства на предприятии должна обеспечивать непрерывную готовность к быстро меняющейся конъюнктуре рынка.
Полный цикл подготовки производства (ПП) включает следующие ста-
дии:
- научно-исследовательские работы (НИР);
- конструкторская подготовка;
- технологическая подготовка;
- организационно-экономическая подготовка;
- социально-психологическая подготовка;
- экологическая подготовка.
Научно-исследовательские работы
Объектом научных исследований и разработок является процесс произ- водства в целом. НИР материализуются в прогрессивных изменениях про- дукта, техники, технологии и организации производства на предприятии и необходимы на любой стадии его развития. Инвестиции в исследования, кон- структорские разработки и обучение рассматриваются в качестве основы со- вершенствования выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Для по- лучения максимальной отдачи от инвестиций в виде экономических и соци- альных преимуществ необходимы создание базы знаний, активизация инно- вационной деятельности предприятий наряду с созданием условий для рас- пространения передовых технологий.
4 Представленная в данном разделе информация ориентирована прежде всего на машино- строительные предприятия.
Опыт западных фирм свидетельствует о непрерывном проведении ими научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для сохранения и повышения конкурентоспособности. На предприятиях занима- ются исследованиями и разработками по новым видам продукции или со- вершенствованию уже существующих образцов, проводятся фундаменталь- ные исследования, действует система рацпредложений, обучения персонала. Распространенной практикой является кооперация с государственными и ча- стными исследовательскими учреждениями, университетами в области НИ- ОКР. Регулярно осуществляется среднесрочное (на 3–5 лет) планирование работ.
Основными факторами, сдерживающими развитие НИОКР на россий- ских предприятиях, являются: недостаточное финансирование разработок и их внедрения; нехватка квалифицированных специалистов; разрыв отрасле- вых научных связей; отсутствие достаточной технической и эксперименталь- ной базы; высокие затраты; устаревшая технология; несовершенство законо- дательной базы; отсутствие современной информации о состоянии научно- исследовательских разработок; проблемы в менеджменте. Достаточно значи- мы также факторы невостребованности разработок производством, отрыва от фундаментальных научных исследований, несоблюдения авторских прав, от- сутствия стремления к инновациям у персонала.
На предприятиях со стратегией стабилизации используют наступатель- ную стратегию разработки новых изделий и технологий или смешанную стратегию разработки новых изделий и улучшения технологии, а также ли- цензирование. Даже крупные предприятия не всегда могут обеспечить НИ- ОКР в полном объеме, поэтому лицензирование – поддерживающая страте- гия предприятий. Развитие на основе стратегии модернизации, обеспечи- вающей наращивание производства, реализации, увеличение рентабельности предполагает наступательную стратегию исследований и разработок.
Крупная компания, вкладывая большие средства в исследования, может использовать стратегию двойного бизнеса, то есть осуществлять основную и
вспомогательную научно-техническую деятельность. Большая часть средств расходуется на выполнение проектов НИОКР, непосредственно связанных с реализацией стратегии, планов компании. Некоторая часть средств использу- ется на индивидуальные и неясные по результатам исследования. Новые воз- можности, появившиеся в ходе неосновной деятельности, могут быть вклю- чены в стратегический план для дальнейшего исследования или представля- ют товары в виде документации, лицензий, «ноу-хау», инжиниринговых ус- луг. Результаты «неосновных» НИОКР могут привести к диверсификации деятельности предприятия.
НИОКР ориентируются на маркетинг предприятия, то есть обусловлены в значительной степени потребностями рынка. Ориентирами являются дик- туемые маркетингом требования к количеству и срокам выхода товаров на рынок. По мере продвижения разработки можно делать все более точные оценки даты возможного выхода нового продукта на рынок. В зависимости от товарного портфеля предприятия НИР и ОКР планируются для новых из- делий и для текущего ассортимента. Условием развития предприятия явля- ются качественно новые продукты, но следует учитывать, что существующая продукция обычно пользуется доверием покупателей, а производство нового продукта связано с неопределенностью. Следует учесть и то обстоятельство, что жизненный цикл существующих продуктов рано или поздно закончится и их все равно придется заменять.
НИОКР планируются с учетом рыночных цен для потенциальных поку- пателей, конкурентного статуса, каналов распределения, стартовых затрат на продвижение товара на рынок на момент начала коммерческой реализации товара (а не на момент начала разработок, как это часто случается).
Результативность НИОКР зависит от ряда факторов: технологии (суще- ствующей и проектируемой); производственных мощностей (имеющихся и внедряемых по плану площадей, оборудования, в том числе лабораторного); финансового состояния предприятия; системы материалообеспечения; пер- сонала (ученых, специалистов высшей квалификации, производственных ра-
бочих); организации производства; информационного обеспечения; степени влияния проекта на будущие разработки с учетом синергетических эффектов.
Порядок проведения НИР регламентирует ГОСТ. Этапы и состав работ зависят от специфики НИР. Основные этапы НИР:
– разработка технического задания на НИР;
– выбор направления исследования;
– теоретические и экспериментальные исследования;
– обобщение и оценка результатов исследования.
Научно-исследовательские работы на большинстве предприятий связа- ны с какой-либо определенной областью, продукцией, работой, то есть явля- ются прикладными целевыми исследованиями с заданными условиями при- менения их результатов, направлены на создание инноваций – новых изде- лий, материалов, технологий, методов организации и управления и др. При- кладные НИР обеспечивают экспериментальную проверку практического ис- пользования результатов фундаментальных и поисковых НИР, устанавли- вающих причинно-следственные связи, направления возможного развития явлений.
Содержание и основные этапы научно-исследовательской подготовки следующие.
Этап I. Разрабатывается задание на НИР (план НИР), которое содержит цель, определение целесообразности, назначение, содержание и порядок ра- бот, технико-экономическое обоснование (укрупненно), ориентировочные ожидаемые результаты, в том числе, экономическая эффективность, пре- имущества инновации перед существующими отечественными и зарубежны- ми аналогами; сроки выполнения этапов НИР и состав исполнителей, способ реализации результатов исследования.
Этап II. Выбор направления исследования. НИР предполагает анализ со- стояния и динамики изучаемого явления; определение количественных и ка- чественных характеристик объекта исследования; обоснование проблем, тре- бующих решения; сбор и изучение научно-технической литературы, Internet-
информации, нормативных документов, информации об аналогах и других материалов по теме исследования; патентные исследования, технико- экономический анализ возможных решений проблемы; выбор и обоснование оптимального направления НИР, разработку рекомендаций по методам и средствам исследований в соответствии с выбранным направлением.
В результате представляется научно-технический обзор, определяются возможные направления решения проблем, разрабатывается общая методика проведения исследования, уточняются результаты, в том числе, экономиче- ская эффективность; составляется программа работ, планы-графики.
Этап III. Теоретические исследования – разработка теоретико- методологических и методических положений решения научной проблемы, формулирование способов достижения требуемых параметров нового изде- лия; сравнительный анализ характеристик нового изделия и изделий- аналогов; построение модели новой технологии, оценка экономической эф- фективности инновации; обоснование допущений.
Этап IV. Экспериментальные исследования – подтверждение (опровер- жение), корректировка теоретических выводов с помощью макетов, экспери- ментальных образцов, испытательных образцов, испытательного оборудова- ния на основе полученных количественных и качественных показателей, от- ражаемых в протоколе испытаний.
Этап V. Обобщение и оценка результатов исследований, выработка ре- комендаций по дальнейшим исследованиям, проведению ОКР, которые ут- верждаются научно-техническим советом (или другим уполномоченным ор- ганом). Составляется отчет по НИР по следующим разделам: оглавление; ан- нотация; перечень обозначений, сокращений, принятых терминов и опреде- лений; введение (цель, краткое содержание, степень новизны, обоснование для проведения); технико-экономическое обоснование, в том числе, оценка экономической эффективности внедрения, технико-экономическое обосно- вание дальнейших разработок, результаты технико-экономических исследо- ваний; программа и методика исследований; теоретические и расчетные дан-
ные, в том числе, обзор состояния проблемы, обоснование выбранного на- правления исследований, результаты теоретических исследований и расче- тов; данные экспериментальных исследований; выводы и рекомендации; приложения (патенты, авторские заявки, протоколы испытаний); литература.
Этап VI. Приемка НИР. На этом этапе отчет по НИР представляется прие- мочной комиссии, которая составляет и подписывает акт выполнения НИР.
Информация для проведения научно-исследовательских работ разнооб- разна. Используются результаты маркетинговых исследований; сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР; данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптими- зации многокритериальных задач, макетирования, расчетов, ограничений; описание требований к объекту; предложения лицензий и «ноу-хау» по объ- екту исследований; методы решения отдельных задач и обработки информа- ции; стандарты, нормы и нормативы, требования по надежности, ремонто- пригодности, эргономике и проч.; сведения о научно-техническом потенциа- ле исполнителей НИР; показатели производственных ресурсов; оценка ожи- даемого эффекта; проектируемые сроки обновления продукции и др.
Результативность НИР можно оценить по следующим критериям: но- визна полученных результатов (принципиально новые результаты, улучше- ния, выявление факторов изменений, описание отдельных факторов, распро- странение ранее полученных результатов); глубина научной проработки; перспективность использования результатов; сроки реализации результатов; степень завершенности НИР; социально-экономическая эффективность. Ре- зультативность НИР может быть определена на основе балльной оценки зна- чимости критериев и достигнутого уровня их параметров.
Организационные структурные единицы предприятия, занимающиеся НИР, – это отдел изучения потребностей, научно-исследовательские темати- ческие отделы, отдел (бюро) технико-экономических исследований, отдел внедрения результатов НИР.
Разработка проектов НИОКР предусматривает отбор и распределение
ресурсов. При их выборе можно использовать наиболее простой метод оцен- ки – рейтинговый, который имеет ряд преимуществ: легкость проведения оценок проекта по разнородным критериям, возможность свертывания в еди- ную оценку субъективных мнений экспертов и объективных данных, воз- можность учета специфики предприятия. Кроме оценок по частным критери- ям необходимо установить рейтинговые веса групп факторов и отдельных факторов, а далее осуществить свертывание всех оценок в одну.
Для обеспечения наилучшего соотношения между качеством изделия и затратами специалистам предприятий необходимо освоить и использовать эффективный метод исследования функций объекта (изделия, процесса, сис- темы) и затрат на их использование – функционально-стоимостной анализ (ФСА). Целью ФСА на стадии НИР и ОКР является предупреждение возник- новения излишних затрат, на стадии производства и эксплуатации объекта – сокращение (исключение) неоправданных затрат и потерь.
Конкретными точками оценки НИОКР являются решения о разработке полного комплекта рабочей документации, производстве опытного образца, создании производственной базы, корректирующиеся с учетом появления дополнительной информации.
Важно правильно оценить стоимость НИОКР и время, необходимое для их завершения. Для долговременных проектов НИОКР обязательно исполь- зование динамических оценок экономических параметров с применением дисконтирования. В составе показателей эффективности: чистая приведенная стоимость, индекс доходности, внутренняя норма рентабельности и приве- денный период окупаемости.
Обоснование экономической эффективности инвестиций в НИОКР включает расчет риска. Наступательная стратегия, как правило, связана с бóльшим риском, чем защитная, хотя и сулит большую потенциальную при- быль. Нежелательны проекты с высокой степенью технического и коммерче- ского риска. Оценка риска новых технологий предполагает сравнение надеж- ности новой техники; прогнозирование потенциала совершенствования тех-
нологии; учет первоначальных, обычно высоких затрат и их относительного снижения по мере роста объема выпуска; расчет эффективности существую- щей технологии с учетом конкуренции в будущем. Основной риск крупных проектов НИОКР связан с превышением реальных издержек на НИОКР фи- нансовых возможностей компании. Основные составляющие неопределенно- сти, обусловливающие риск проекта: уровень инвестиционных расходов, объем производства, норма учетной банковской ставки, уровень инфляции, рыночные цены товара. Анализ риска проекта при отклонении указанных экономических характеристик можно выполнить, рассчитав чувствитель- ность ключевых финансовых критериев оценки проекта к отклонениям этих характеристик. Если обнаруживается особая чувствительность к определен- ному параметру, то требуется более глубокий анализ тенденций изменения такого параметра в процессе выполнения проекта.
В группу, производящую оценку проекта, целесообразно включать спе- циалистов в соответствующей научной области и в других научно- технических областях; пользователей результатами проектов; людей, обла- дающих навыками менеджмента и знающих экономику; специалистов, преж- де участвовавших в проведении оценок; людей, обладающих опытом в об- ласти формирования научно-технической политики. Такие процедуры, как оценка проекта НИОКР, являются частью операционных взаимодействий в рамках структуры предприятия, что требует хороших межличностных и меж- групповых отношений. Процедура оценки, там, где она осуществляется эф- фективно, может стать важным элементом инновационного процесса, позво- ляя учесть мнения руководителей всех подразделений предприятия на ран- них стадиях НИОКР. Это ведет к усилению их ответственности и облегчает переход от стадии НИОКР к производству и маркетингу.
Проекты НИОКР для улучшений, новых технологий, принципиально новой продукции формируются: на основании опросов, тестирования потре- бителей; анализа продаж; результатов НИР и разработок конкурентов; реко- мендаций основных клиентов, персонала службы сбыта, посредников; оцен-
ки долей новой и импортзамещающей продукции в объеме продаж; эффек- тивности НИР; результатов неосновных НИОКР (конструкторской докумен- тации, лицензий, «ноу-хау», инжиниринговых услуг).