Правила составления опросного листа
1.вопросы опросного листа строятся на основе документа с критериями аудита и должны охватывать наиболее важные части критериев.
2. вопросы должны быть сформулированы лаконично понятно и однозначно.
3.вопросы должны располагаться в правильной последовательности чтобы служить путеводителем для аудитора.
4.вопросы должны допускать однозначные да или нет
5.количество должно быть минимальным, но достаточным для анализа состояния дел подразделения.
Правила обработки опросного листа.
1 заполненный опросный лист изучается аудитором дл оценки полноты, правильности и достоверности ответа
2 если ответ вызывает сомнение, его рассматривают с ведущим аудитором и руководителем проверяемого подразделения.
Сомнения и не правильный ответ могут быть следствием:
-не правильного понимания руководителем сути вопроса,
-не соответствие ответа информации полученной по результатам прошлых аудитов,
3 сомнительные результат должны подвергаться дополнительной проверке.
Контрольный вопросник
Контрольный вопросник (чек-лист) – это заранее составленный систематический перечень вопросов ответы, на которые аудитор собирает в ходе проверки
Контрольный вопросник позволяет подготовиться аудитору к проверке и ускорить ее.
Примерная схема контрольного вопросника
Объект проверки | Проверяемое подразделение | Критерии проверки | Должность и ФИО собеседника | Пометки аудитора |
Контрольные вопросы | ||||
Аудитор ______(подпись) \ФИО\ _____(дата)
В отличии от опросного листа на вопросы контрольного вопросника даются развернутые ответы. При этом нужно избегать общих не конкретных вопросов.
В случае проверки любого объекта вопросы контрольного вопросника должны охватывать моменты:
-описание последовательности выполняемых действий (этапы процесса),
-каким образом организована работа в рамках процесса (наличие инструкций),
-в какие сроки выполняется работа,
-каким образом оцениваются результаты работы, и по каким показателям,
-что является критерием несоответствия процесса или работы,
-за кем закрепляется ответственность на данном этапе работы,
-определены ли для данного этапа внутренние потребители и поставщики и как осуществляется с ними обратная связь.
Различия между контрольным вопросником и опросным листом. Рекомендации по составлению контрольного вопросника.
Между контрольным вопросником и контрольным листом есть принципиальное отличие:
-контрольный вопросник дает возможность разъяснить собеседнику поставленный вопрос,
-ответы собеседника на вопросы вопросника можно уточнить, заданием дополнительных вопросов,
-слушая ответы собеседника аудитор может запросить их подтверждение (вопрос типа «покажите…»),
-аудитор может задавать один и от вопрос нескольким собеседникам для получения объективной информации,
-ответы на вопросы контрольного вопросника более пригодны для анализа (потому что развернуты).
Контрольный вопросник – это официальный документ аудита, его подписывает аудитор и при необходимости его собеседник.
При составлении контрольного вопросника учитывают рекомендации:
-особое значение имеет на начальном этапе аудита,
-использование не должно ограничивать действие при проверке,
-со временем вопросы необходимо пересматривать для оценки не проверенных мест,
Журнал аудитора
Журнал аудитора (дневник аудитора, записная книжка или проверочный лист) – это бланк в котором аудитор фиксирует факты и другую информацию, получаемую при проверке.
Журнал аудитора служит удобной формой сбора информации, записи в журнале используют для подготовки заключения по результатам аудита.
Примерная форма журнала аудитора
Код проверки | |
Объект проверки | |
Проверяемое подразделение | |
Место проведения проверки | |
Дата и время проверки | |
Аудитор, проводивший проверку | |
Темы проверки (разделы или пункты нормативного документа, несоответствия, выявленные в ходе прошлых проверок) | |
Записи о состоянии объекта проверки (факты и наблюдения аудитора) |
Записи в журнале аудитора могут использоваться:
-в качестве свидетельств аудита,
-для подготовки справки о несоответствиях, обнаруженных в ходе проверки,
-для подготовки заключения по результатам аудита,
-для подготовки справок об устранении ранее выявленных несоответствий,
-для обмена положительным опытом между подразделениями.
4 Программа внутреннего аудита качества. Назначение и порядок разработки. Блок-схема процесса управления программой аудита и её характеристика. Виды схем планирования аудиторских проверок. Содержание и основные разделы плана аудиторской проверки.
Программа аудита составляется для того внутренний аудит проводился в запланированное время.
Программу разрабатывает руководитель службы качества или службы внутренних аудитов.
Если на предприятии действует несколько систем менеджмента, программа может быть единой или раздельной.
Программа аудита составляется на:
- год,
-на полгода
-произвольный срок.
Учитывая статус проверяемого процесса и результаты прошлых проверок.
Статус процесса можно охарактеризовать 4 способами:
1 процесс прошел аудит в отчетный период, соответствует требованиям и результативен,
2 процесс прошел аудит в отчетный период, соответствует требованиям, но не результативен,
3 процесс прошел аудит в отчетный период, но не соответствует требованиям,
4 процесс не проходил аудиторскую проверку в отчетный период.
Вместе со статусом учитывается важность процесса. Процессы (по результатам предыдущего аудита):
-критические,
-важные,
-второстепенные.
Служба внутреннего аудита отвечает за доведение программ аудита до подразделения, за координацию, корректировку программу, за подбор аудиторской группы и контроль ход аудита.
Изменения в программу аудита вносит руководитель службы внутренних аудитов, в случае:
-введение в действие новых документов системы менеджмента,
-поступление информации от потребителей или надзорных органов о несоответствии качества или экологии установленным требованиям,
-по результатам рекомендаций ведущих аудиторов.
После корректировки программу аудита утверждает директор по качеству. Вместе с утверждением программы утверждается график повышения квалификации и аттестации аудиторов.
Управление программой аудита выполняются по принципу Деминга
(PDСA):
Управление программой осуществляется с рекомендациями стандарта ИСО 19011:2002. Его положения показаны на рисунке.
Схемы планирования аудиторских проверок
Практикой проведения аудита предусмотрены 2 схемы проверки:
-горизонтальная,
-вертикальная.Горизонтальная, предусматривает последовательную проверку одинаковых объектов во всех подразделениях организации. Ее рационально использовать для проверки соответствия отдельного процесса требованиям системы менеджмента и оценке его результативности в различных подразделениях.
Вертикальная схема аудита, заключается в последовательной проверке всех объектов в одном подразделении, затем в другом, третьем и т.д. Ее используют для проверки соответствия подразделения требованиям системы менеджмента и эффективности его работы.
Горизонтальная схема более трудоемкая, но ее результаты важнее потому что она затрагивает связи между подразделениями.
На основании утвержденной программы аудита составляется календарный график аудита.
Объект проверки | Проверяемое подразделение | Место проведения проверки | Критерии проверки | Ведущий аудитор | Месяцы года | |||||||
… | Примечания | |||||||||||
х |
Х - записывается планируемая дата проверки
На основе годовой программы аудита на каждый аудит ведущий аудитор составляет план (пример на рисунке).
УТВЕРЖДАЮ
____________
_______ФИО
«__»_______г.
ПЛАН АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
Объект проверки: (вид деятельности)
Проверяемы подразделения: (перечисляются подразделения)
Сроки проведения проверки: с…по…
Критерии проверки: (СТО, ГОСТ Р, инструкции с указанием конкретного раздела или пункта)Цель проверки: (например, подтверждение соответствия процесса требованиям)
Список аудиторской группы:
Ведущий аудитор: ФИО
Аудитор: ФИО
Технический эксперт: ФИО
Дата представления отчета:
Список должностных лиц, которым предоставляется копии отчета: (указывают должности)
Подписи:
Ведущий аудитор: _______(ФИО) ______(подпись)_____(дата)
Аудитор: _______(ФИО) ______(подпись)_____(дата)
Технический эксперт: _______(ФИО) ______(подпись)_____(дата)
После разработки и утверждения плана аудита, ведущий аудитор должен официально и заранее уведомить о проверке руководителя проверяемого подразделения. Уведомление оформляется в форме служебной записки.
Все дополнительные сведения указываются в плане аудита.
Аудиторская проверка никогда не должна быть сюрпризом, ее внезапность может привести а большим убыткам и к созданию враждебного отношения к службе внутреннего аудита.
Предварительное уведомление о проверке дает несколько положительных результатов:
-возможность подготовки подразделения к проверке и следовательно улучшение его деятельности,
-невозможность оправданий несоответствий подразделений тем, что время проверки было выбрано не удачно, например, в периоды аварийной деятельности
-возможность выявления существенных недостатков в работе подразделений, которые невозможно исправить за время подготовки к проверке.
Вступительное совещание. Прямая и косвенная цели совещания; участники вступительного совещания. Обязанности ведущего аудитора на вступительном совещании. Альтернатива вступительному совещанию.
Проведение вступительного совещания
Цель совещания: ознакомление персоналом проверяемого подразделения с планом и метолами аудиторской проверки.
Косвенной целью является создание позитивного отношения сотрудников подразделения к аудиторской проверке.
На вступительном совещании должны присутствовать: ведущий аудитор, аудиторская группа, руководитель проверяемого подразделения, сотрудники подразделения. Совещания проводит ведущий аудитор.
В ходе совещания он должен:
- представить сотрудникам проверяемого подразделения аудиторов
-изложить цель и задачи аудиторской проверки
-напомнить участникам совещания о значении аудиторской проверке для обеспечения качества продукции и защита окружающей среды
-сообщить о способах отчетности при аудиторской проверке (протоколы о несоответствиях официальный отчет, подписи присутствующих лиц)
-ознакомить участников с графиком проведения аудиторской проверки
-убедится в том, что к каждому аудитору назначено сопровождающее лицо из представителей проверяемого подразделения
-разъяснить сотрудникам проверяемого подразделения где и каким образом будет проводится проверка
-сообщить сотрудникам проверяемого подразделения, что результаты проверки будут доведены до сведений соответствующих должностных лиц
-отметить, что сотрудники проверяемого подразделения могут задавать аудиторам любые вопросы по существу проверки
-сообщить об условиях, при которых аудиторская проверка может быть прекращена.
На вступительном совещании уточняется маршрут и время проверки, оговариваются условия техники безопасности, которые обязаны соблюдать аудиторы. По решению ведущего аудитора вступительное совещание может быть заменено на обсуждение условий проверки с руководителем проверяемого подразделения.