Нормирование корпусосборочных работ


Работы по сборке корпуса судна состоят из двух самостоятельных эта­пов — предварительной сборки, включающей изготовления узлов, секций и блоков секций корпуса и сборки корпуса на построечном месте.

Предварительная сборка выполня­ется в сборочно-сварочном цехе. В отдельных пролетах или участках цеха собирают узлы и секции, рас­пределяя их по типам, а также блоки секций. Производственный цикл в це­хе начинается с получения деталей от комплектовочного участка корпусообрабатывающего цеха и закан­чивается испытанием и грунтовкой (или консервацией) готовых секций и блоков секций. Корпус судна соби­рают на построечном месте из секций и блоков секций, изготовленных на этапе предварительной сборки. Про­цесс предварительной сборки заклю­чается в подгонке и предварительном соединении простых корпусных дета­лей из листового и профильного металла в узлы и более сложные кон­струкции с последующим закрепле­нием соединяемых кромок электроприхватками. В процессе сборки узлов и секций устанавливают эле­менты собираемых конструкций в положение, заданное чертежом и придают собираемой конструкции за­данную форму в пределах допусков, проверяют и скрепляют собранные сопряженные элементы зажимными устройствами, стяжками и приспо­соблениями для закрепления, стяги­вания, обжатия или обеспечения жесткости конструкции и предупреж­дения появления сварочных дефор­маций при последующей сварке.

При сборке узлов и секций вы­полняют также проверку комплект­ности полученных деталей и узлов, раскладку их для сборки, зачистку кромок и мест установки под сварку, возобновление разметки после за­чистки, ручную газовую подрезку кромок, электроприхватку, под­правку в процессе сборки, маркиров­ку узлов и секций; освобождение от креплений и снятие собранных узлов и секций (совместно с такелажни­ками).

Второй этап корпусосборочных ра­бот — сборка корпуса на построеч­ном месте — осуществляется секци­онным или блочным способом. При секционном способе корпус судна собирают из готовых плоскостных и объемных секций, поступающих из цеха предварительной сборки. Секци­онным способом строят крупные суда на наклонных стапелях, начиная от установки закладной секции и до спуска судна на воду при неизменном положении корпуса. При блочном способе изготовленные заранее сек­ции, собирают в блоки секций, кото­рые затем испытывают на проницае­мость, насыщают механизмами, трубопроводами, оборудованием и соединяют, формируя корпус суд­на на стапеле. Блочным способом собирают средние и малые суда на горизонтальных построечных местах с передвижкой частей корпуса по ме­ре его формирования.

Построечные места оборудуют подъемно-транспортными средст­вами, стапельными тележками с уст­ройствами для вертикального и го­ризонтального перемещения секций и блоков при сборке, судовозными тележками для перемещения судна, а также другой оснасткой и приспо­соблениями для закрепления, вырав­нивания и совмещения кромок кор­пусных конструкций при формирова­нии корпуса судна на стапеле. Построечные места централизованно снабжаются сжатым воздухом, га­зом, электроэнергией и заблаговре­менно изготовленными типовыми де­талями для крепления: гребенками, скобами, обухами и т. д.

На участках сборки размещают кладовые с инструментом, приспособ­лениями и вспомогательными мате­риалами, необходимыми для работ по стапельной сборке. Бригады судо­сборщиков специализируются по сборке на стапеле однотипных кон­струкций и освобождаются от ряда работ, не связанных с процессом сборки: от подачи секций, узлов и деталей корпуса на построечное мес­то и от подготовки ограждений и лесов для сборки. Судосборщики совмещают операции по электроприхватке, ручной газовой резке, за­чистке кромок, подправке и устране­нию местных неровностей, а также по проверке узлов и секций и по местной разметке.

Сборочные работы на построечных местах состоят из операций по уста­новке узлов, секций и блоков кор­пуса, временному их закреплению, выравниванию с помощью грузо­подъемных средств и приспособлений и проверке с соблюдением припусков, зазоров и отстояния от теоретических и контрольных линий; по причерчиванию и удалению припусков (для неоконтурованных конструкций), подтягиванию секций и блоков с по­мощью приспособлений, выравнива­нию, подгонке и соединению соб­ранных сопряжений по кромкам лис­тов и набора на электроприхватках, по предъявлению собранных конст­рукций отделу технического конт­роля. Продолжительность сбороч­ных работ зависит от типа конструк­ций, размеров и сложности формы узла, секции, блока секции, места сборки, применяемой оснастки, от толщины и положения совмещаемых кромок и других факторов.

Действующие в отрасли нормати­вы времени на корпусосборочные ра­боты предусматривают рациональ­ную организацию труда на рабочих местах, приведенную в § 10.Кроме того нормативы времени также учи­тывают выполнение однородных тех­нологических операций или сборку однотипных узлов, конструкций (узлов набора, фундаментов, полот­нищ, секций и т. п.) бригадами сбор­щиков корпусов металлических судов на специализированных участках; выполнение взаимосвязанных технологически разнородных работ (сбор­ку блоков корпуса), охватывающих часть технологического процесса для данного вида изделий комплексными бригадами; освобождение основных рабочих комплексной бригады от ра­бот, выполняемых вспомогательными рабочими (доставку к рабочему месту деталей, узлов, секций; на­ладку и ремонт оборудования и ос­настки; кантовку, перестановку и уборку крупногабаритных тяжело­весных деталей и узлов; установку лесов, ограждений, переходных пло­щадок, трапов, вентиляции; обслу­живание бригад комплектовщиками, отвечающими за комплектное и свое­временное обеспечение рабочих мест деталями, узлами, секциями); совме­щение бригадами сборщиков работ по разметке, проверке, электроприхватке, ручной газовой резке, пневматической рубке, клепке, за­чистке, раскладке для сборки и уста­новки деталей и узлов (совместно с такелажниками), расконсервации деталей, причерчиванию кромок де­талей узлов и секций; подготовке, установке и снятию всех необходи­мых для сборки технологических при­способлений, подправке в процессе сборки и устранению местных неров­ностей, разностенности соединяемых кромок конструкций, маркировке узлов и секций, сдаче под сварку и окончательно техническому контро­лю.

Оперативное время корпусосборочных работ включает затраты вре­мени по установке собираемых узлов, секций и соединению совмещаемых кромок листов обшивки, полотен и набора. Его определяют по формуле:

,

где Туст — время на выполнение тех­нологических комплексов приемов по установке и закреплению собираемых узлов и секций, ч; tсов — время на совмещение 1 м кромок собираемых узлов и секций, ч; l1 — длина совме­щенных кромок, м.

При сборке простых узлов, напри­мер тавровых балок, полотнищ и других, оперативное время находят по формуле:

Оперативное время устанавливают по данным хронометражных наблю­дений в зависимости от конструкции собираемого изделия, его размеров, формы и других факторов.

Время обслуживания рабочего места при сборке, состоящее из вре­мени на смену инструмента, регули­ровку оборудования и приспособле­ний; на подключение и отключение механизированного инструмента и осветительной сети; на подналадку и смазку оборудования в процессе ра­боты; на обеспечение безопасных ус­ловий труда на рабочем месте; убор­ку рабочего места в течение смены, принято, по данным фотографий рабочего дня, в размере 5 % опера­тивного времени.

Время на отдых и личные надоб­ности на основании данных, полу­ченных по фотографиям рабочего дня, не превышает 7 % оперативного времени.

Подготовительно-заключительное время включает время на получение задания, ознакомление с чертежом и технологическим процессом; на полу­чение инструмента и приспособле­ний и подготовку их к работе, инст­руктаж мастера и сдачу выполненной работы. Подготовительно-заключи­тельное время, по данным фотогра­фий рабочего дня, установлено в раз­мере 5 % оперативного времени.

Коэффициент К, учитывающий время обслуживания рабочего Места, время на отдых и личные надобности и подготовительно-заключительное время, равен 1,17.

Штучно-калькуляционное время на сборку определяют по формуле (21). В укрупненных нормативах вре­мени на корпусосборочные работы штучно-калькуляционное время да­ется в виде нормативов на 1 м сопрягаемых кромок или в виде ти­повых норм на сборку отдельных узлов, полотнищ и секций, на уста­новку секций и блоков на построечных местах и их монтаж при .форми­ровании корпуса в зависимости от их размеров. Примеры значений штуч­но-калькуляционного времени приве­дены в табл. 36—43.

Таблицами нормативов времени предусмотрена сборка корпусных конструкций в условиях выполнения работ в цехе, в эллинге (в закрытом отапливаемом помещении). При работе на открытых сборочных площад­ках и построечных местах к норматнвам времени применяется коэф­фициент 1,1. Время, приведенное в таблицах, предусматривает сборку корпусных конструкции из углеро­дистых и низколегированных сталей при выполнении работ в нижнем по­ложении на плоской поверхности. При других условиях к нормативам вре­мени применяются следующие коэф­фициенты: при сборке и установке конструкций из сталей марок АК, КД, 12Х18Н10Т— 1,3; при выполне­нии работ в различных положениях: в вертикальном—1,2; в потолоч­ном — 1,4; на сферической поверх­ности — 1,3; при установке деталей и узлов под малку или с изломом — 1,2; при установке деталей в тесных сетах (под настилом второго дна высотой до 1,5 м, в бортовых объем­ных секциях, в цистернах и коффер­дамах) ; при работе с лесов или под­мостей— 1,2. При установке заде­лок, деталей насыщения, книц, бракет коэффициент зависит от раз­личного количества деталей в пар­тии:

При постройке серии судов одного троекта к нормативам времени на корпусосборочные работы применя­ется следующие коэффициенты в за­висимости от классификации судов и годового выпуска на предприятии. Крупнотоннажные суда длиной более 200 м: 0,95—1 судно в год; 0,90— 2—5 судов в год; 1,3— для головного судна; 1,2—для второго судна; 1,0 — для третьего судна. Средние суда длиной 80—200 м: 0,9 — 1 — 5 судов в год; 0,8 — 6 — 15 судов в год, 0,75 — 16 — 25 судов в год; 1,3 — для головного судна; 1,2 — для второго судна; 1,0 — для тре­тьего судна. Малые суда длиной 25—80 м: 0,9—1 — 10 судов в год; 0,8 — 11 — 25 судов в год; 0,75 —26 — 50 судов в год; 1,2 — для го­ловного судна; 1,1—для второго судна; 1,0 — для третьего судна.

Норму времени на задание рассчи­тывают по формуле:

,

где Тн — норма времени на задание, ч; Тшк1, Тшк2,. . ., Тшкn — штучно − калькуляционное время по таблицам нор­мативов на отдельные работы по сборке корпусных конструкций, ч.

Пример. Рассчитать норму времени на сборку днищевой секции из низколегирован­ной стали с погибью в одном направлении (со стрелкой погиби 400 мм), состоящей из полотнища наружной обшивки, собираемой в постели из листов толщиной 15 мм, с общей длиной соединяемых кромок 42 м и общей длиной обжатия к лекалам постели — 36 м; из ребер жесткости несимметричного полособульба № 20, длиной 6 м, в количестве 24 шт., общей длиной соединяемых кромок — 144 м и стыкуемых концов набора в количестве 8 шт. с применением магнитного прижима; тавровых узлов вертикального киля (ВК) — высотой 1 м, длиной 12 м и толщиной — 20 мм; стрингеров — высотой 0,6 м, длиной 12 м и толщиной 15 мм — 4 шт.: бракет, устанавли­ваемых между стрингерами и ВК—полу­периметром 2,0 м, толщиной 20 мм, с уста­новкой по трем кромкам, с вырезами для выставленного набора, количеством 36 шт.; заделок проницаемых полупериметром 0,4 м, устанавливаемых внакрой, количеством 120 шт. Секция предназначена для среднего судна длиной 115 м, пятого судна в серии, на предприятии с годовым выпуском 10 судов.

Решение. Норму времени на сборку секции находим по формуле (22), определяем штуч­но-калькуляционное время.

При сборке полотнища с погибью в одном направлении из листов постели (см. табл. 36) для толщины листа 15 мм время на 1 м соеди­нения составляет 0,32 ч для стыкования и 0,18 ч на обжатие к лекалам постели. При сборке полотнища из листов по стыкам и пазам при длине соединяемых кромок 42 м, обжатии к лекалам постели — 36 м, и с учетом коэффициента 1,2 на стрелку погиби свыше 100 мм (см. табл. 36) Тшк1=(0,32-42+0,18-36) 1,2 = 23,9 ч. Время на установку на полотнище с погибью ребер жесткости из несимметричного полособульба № 20 состав­ляет по табл. 38—0,21 ч, а на соединение концов набора по табл. 42—0,26 ч. При общей длине соединяемых кромок 144 м и 8 соединяе­мых концов набора с применением магнитного прижима (коэффициент 0,9) Тшк2 = 0,21·144+0,26-8-0,9 = 32,1 ч.

Время на установку тавровых узлов опре­деляем по табл. 37. При высоте ВК 1 м и толщине стенки 20 мм оно составит 0,47 ч на 1 м соединения, а при высоте стрингера 0,6 м и толщине стенки 15 мм — 0,34 ч. Всего время на установку ВК длиной 12 м; стрингеров длиной 12 м — 4 шт. и с учетом коэффициента 1.2 на установку в секции с погибью в одном направлении: Тшк3 = (0.47- 12 + 0,34- 12-4)×1,2 = 26,35 ч.

Время на установку бракет определяем по -абл. 40. При полупериметре детали 2,0 м и толщине 20 мм оно равно 0,61 ч на деталь. А на 36 деталей с учетом коэффициентов 1.2 при установке по трем кромкам, 1,2 — в объемных секциях и 0,75—при. установке количества деталей свыше 30 шт: Тшк4= 0,61 -36- 1,2- 1,2-0.75 = 23,7 ч.

Время на установку заделок непроницае­мых по набору, находим по табл. 41. Для заделок полупериметром 0,4 м, устанавливае­мых внакрой, норма времени составляет 0,17 ч на одну заделку. Для 120 шт. заделок с уче­том коэффициента 1,2 на установку в объем­ной секции и коэффициента 0,75 при уста­новке количества деталей свыше 30 шт.: Тшк5 = 0,17·120·1,2·0,75 = 18,36 ч.

Норма времени на сборку днищевой объем­ной секции с учетом коэффициента 0,8 для средних судов на предприятии с годовым выпуском 10 судов: Тн=(23,9+32,1+26,35+23,7+ 18,36) 0,8=99,5 ч.


Наши рекомендации