Техническое нормирование работ

Режимы обработки

Для дальнейших расчетов норм времени на каждую операцию следует определять следующие параметры режимов обработки:

-при обработке на станках – стойкость режущих инструментов, глубину резания, подачу режущего инструмента, скорость резания, частоту вращения детали (токарная) или инструмента (фрезерная), мощность резания.

Обычно эти параметры нужны для определения основного (машинного) времени (То). К примеру, при токарной обработке используют формулу:

То = L · i / n · S [Л-12, с.228] (3.1)

где, L – длина обработки (ход режущего инструмента), мм

i - число проходов, шт.

n – частота вращения шпинделя, об/мин

S – подача режущего инструмента, мм/об

При нахождении параметров ориентироваться на эти основные данные.

- при электродуговой сварке (наплавке) – тип, марка и диаметр электрода, сила сварочного тока, полярность, положение шва в пространстве, масса наплавленного металла, плотность наплавленного металла. Основное время определяют по следующей формуле:

То = 60· G ·A · m / dn · J [Л-12, с.244] (3.2)

где, G – масса наплавленного металла, г

dn – коэффициент наплавки

J – сила тока, зависящая от диаметра электрода, А

А – коэффициент, учитывающий длину шва

m – коэффициент, учитывающий положение шва в пространстве

(По всем видам обработки данные найти в методических указаниях на выполнение курсового проекта и соответствующих справочниках)

Расчет норм времени по операции 01

Операция 01 наплавочная. Наплавить поверхность отверстия под шпильку крепления ступицы переднего колеса автомобиля ЗИЛ-130. Техническое нормирование автоматической наплавки плотность тока выбирается в зависимости от вида наплавки и диаметра наплавочной проволоки.

Основное время для наплавки тел вращения:

То = i · а / n · S [Л-18, с.55] (3.3)

Где:

a -длина наплавки (мм)

n -число оборотов детали (об/мин)

S -шаг наплавки (мм/об)

i -количество слоев наплавки

Далее определяем вспомогательное время:

Тв = Тв1 + Тв2 + Тв3 Л-18, с.57] (3.4)

где, Тв1 – вспомогательное время, связанное с установкой и снятием детали ( по справочнику технолога авторемонтного производства).

Тв2 – вспомогательное время, связанное с переходом. Для вибродуговой наплавки в среде СО2 – 0,7 мин. на 1 погонный метр шва, а для подфлюсовой наплавки – 1,4 мин. на 1 погонный метр шва.

Тв3 – вспомогательное время на один поворот детали от сварочной головки. Обычно принимают 0,46 мин. при подфлюсовой наплавке и установки мундштука.

Дополнительное время:

Тд = П·(То + Тв) / 100 [Л-18, с.58] (3.5)

где, П – процент дополнительного времени. Принимают 11 – 15 %

Штучное время:

Тшт = То + Тв + Тд [Л-18, с.58] (3.6)

Расчет норм времени по операции 02

Операция 02 сварочная. Заваривание в стык односторонним швом со скосом 2-х кромок скола буртика ступицы переднего колеса ЗИЛ-130.

(Здесь тоже ведутся расчеты основного, вспомогательного, дополнительного и штучного времени согласно описаний в методичке по выполнению курсового проекта и дальше по всем операциям, разработанным в таблице 2 «План технологических операций»).

Расчет нормы времени по устранению дефекта

Нормативы времени на разные работы складываются из основного вспомогательного, дополнительного и подготовительно-заключительного времени.

К примеру, на сварочные работы определяют по формуле:

Тн = Т0 + Тв + Тдоп + ( Тп-з / х) [Л-13, с.10] (3.7)

где,

Тпз – подготовительно-заключительное время, мин. Время на получение задания, ознакомление с чертежом, наладка и подготовка инструментов, станка, материалов и в конце работы сдача документов, инструментов, материала, уборки рабочего места. Это работы, которые не повторяются в течении рабочей смены. Данные берутся из справочника технолога авторемонтного производства.

(Рассчитать норму времени на каждую операцию и в итоге суммировать по каждому дефекту)

Маршрутная карта ремонта

(Заполнить по правилам оформления со своими данными и вложить в курсовой проект. Правила оформления описаны в методичке на выполнение курсового проекта).

Операционная карта

(Заполнить по правилам оформления со своими данными и вложить в курсовой проект. Правила оформления описаны в методичке на выполнение курсового проекта).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном разделе необходимо указать перечень основных задач, решенных по каждому из разделов курсового проекта, и сделать вывод о том, какое влияние окажет их решение на техническую готовность подвижного состава автомобильного транспорта на АТП.

После выполнения всех разделов проекта приведите перечень литературы, из которой брались нормативные и справочные материалы.

ПРИЛОЖЕНИЕ А «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»

«Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»

В соответствии с «Положением о ТО и ремонта автотранспортных средств РФ» установлены следующие климатические районы: очень холодный, холодный, умеренно холодный, умеренно теплый (здесь же умеренно теплый влажный, теплый влажный), жаркий сухой, очень жаркий сухой, умеренный. В соответствии с климатическими районами установлено количество леших и зимних месяцев в году (таблица 2.4).

Таблица 2.4 Районирование территории России по природно-климатичееким условиям

  Административно-территориальная единица Климатический район
  Республика - Саха (Якутия) Область - Магаданская Очень холодный
  Республики: Алтай. Бурятия. Карелия. Коми. Тува. Хакасия Края: Алтайский. Красноярский. Приморский. Хабаровский Области: Амурская, Архангельская. Иркутская. Камчатская. Кемеровская. Мурманская. Новосибирская. Омская. Сахалинская. Томская. Тюменская. Читинская Холодный
  Республики: Башкортостан. Удмуртская Области: Пермская. Свердловская, Курганская. Челябинская Умеренно-холодный
  Республики: Северо-Осетинская. Адыгея. Дагестан. Ингушская. Карачаево-Черкесская. Кабардино-Балкарская. Чеченская Края: Краснодарский. Ставропольский Области: Калининградская. Ростовская Умеренно- теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный
  Остальные регионы России Умеренный
  Таблица 2.5 - Нормы пробега подвижного состава до капитального ремонта, тыс. км  
Подвижной состав и его основной параметр Марки, модели подвижного состава (грузоподъемность) Автомобиль  
 
Легковые автомобили:    
малого класса (рабочий объем двигателя от 1 ,2 до 1 ,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1 150 кг) ВАЗ 2109  
ВАЗ 2107  
ВАЗ 2102  
среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от11 50 до 1500 кг) Газ 3110  
Автобусы:      
особо малого класса (длина до 5,0 м) РАФ 2203 5 м  
малого класса (6,0 — 7,5 м) ПАЗ 672 6-7,5  
среднего класса (8,0 — 9,5 м) ЛАЗ 695НГ 8-9,5  
большого класса (10,5 - 12,5) м ЛиАЗ 677  
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью, т:        
от 1,0 до 3,0 УАЗ 451М  
УАЗ 3303  
от 3,0 до 5,0 ГАЗ 53А  
от 5,0 до 8,0 ЗИЛ 130  
ГАЗ 3307 4,5  
от 8,0 и более МАЗ 500А  
МАЗ 5335  
КамАЗ 5320  
КрАЗ 257  
             

Таблица 2.6. Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте (выбрать для расчетов минимальное значение продолжительности простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте)

Подвижной состав Техническое обслуживание и текущий ремонт на автотранспортном предприятии, дне/1000 км Капитальный ремонт на специализированном ремонтом предприятий, дней
Легковые автомобили 0,30-0,40
Автобусы особо малого, малого и среднего классов 0,30-0,50
Автобусы большого класса 0,50-0,55
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: от 0,3 до 5,0     0,40-0,50    
от 5,0 и более 0,50-0,55
Прицепы и полуприцепы 0,10-0,15 -

Таблица 2.7. Классификация условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации Условия движения
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне В больших городах (более 100 тыс. жителей)
I Д1—Р1, Р2, Р3
II Д1—Р4 Д2—Р1, Р2, Р3, Р4 Д3—Р1, Р2, Р3 Д1—Р1, Р2, Р3, Р4 Д2—Р1
III Д1—Р5 Д2—Р5 Д3—Р4, Р5 Д4—Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д1—Р5 Д2—Р2, Р3, Р4, Р5 Д3—Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д1— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д3— Р1, Р2, Р3 Д4— Р1
       
IV Д5— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д5— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2—Р5 Д3—Р4, Р5 Д4—Р2, Р3, Р4, Р5 Д5— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
V Д6— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

ДОРОЖНЫЕ ПОКРЫТИЯ:

Д1 —цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 —битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 — естественные грунтовые дороги; временные внутри-карьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р1 — равнинный (до 200 м);

Р2 —.слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р3 — холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 — гористый (свыше 1000 до 2000 м);.

Р5—горный (свыше 2000 м).

Таблица 2.8. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации — К1

Категория условий эксплуатации Нормативы
Периодичность технического обслуживания Удельная трудоемкость текущего ремонта Пробег до капитального ремонта Расход запасных частей
I 1,0 1,0 1,0 1,00
II 0,9 1,1 0,9 1,1
III 0,8 1,2 0,8 1,25
IV 0,7 1,4 0,7 1,40
V 0,6 1,5 0,6 1,65

Таблица 2.9. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы - К2

Модификация подвижного состава и организация его работы Нормативы
Трудоемкость ТО и ТР Пробег до капитального ремонта Расход запасных частей
Базовый автомобиль 1,00 1,00 1,00
Седельные тягачи 1,10 0,95 1,05
Автомобили с одним прицепом 1,15 0,90 1,10
Автомобили с двумя прицепами 1,20 0,85 1,20
Автомобили-самосвалы при работе на плечах свыше 5 км 1,15 0,85 1,20
Автомобили-самосвалы с одним принципом или при работе на коротких плечах (до 5 км) 1,20 0,80 1,25
Автомобили-самосвалы с двумя прицепами 1,25 0,75 1,30
Специализированный подвижной состав (в зависимости от сложности оборудования) 1,10-1,20 - -

Таблица 2.10. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий Кз = К'зÍК"з

Характеристики района Нормативы
Периодичность ТО Удельная трудоемкость ТР Пробег до КР Расход запасных частей
Коэффициент К'з
Умеренный 1,0 1,0 1,0 1,0
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный 1,0 0,9 1,1 0,9
Жаркий сухой, очень жаркий сухой 0,9 1,1 0,9 1,1
Умеренно холодный 0,9 1,1 0,9 1,1
Холодный 0,9 1,2 0,8 1,25
Очень холодный 0,8 1,3 0,7 1,4
Коэффициент К"з
С высокой агрессивностью окружающей среды 0,9 1,1 0,9 1,1

Таблица 2.11. Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (К4) и продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте (К'4) в зависимости от пробега с начала эксплуатации

Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР Автомобили
Легковые Автобусы Грузовые
К4 К'4 К4 К'4 К4 К'4
До 0,25 0,4 0,7 0,5 0,7 0,4 0,7
Свыше 0,25 до 0,50 0,7 0,7 0,8 0,7 0,7 0,7
0,50-0,75 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
0,75-1,00 1,4 1,3 1,3 1,3 1,2 1,2
1,00-1,25 1,5 1,4 1,4 1,4 1,3 1,3
1,25-1,50 1,6 1,4 1,5 1,4 1,4 1,3
1,50-1,75 2,0 1,4 1,8 1,4 1,6 1,3
1,75-2,00 2,2 1,4 2,1 1,4 1,9 1,3
Свыше 2,00 2,5 1,4 2,5 1,4 2,1 1,3

Таблица 2.12. Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии и количества технологически совместимых групп подвижного состава - К5

Количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на автотранспортном предприятии Количество технологически совместимых групп подвижного состава
Менее 3 Более 3
До 100 1,15 1,20 1,30
Свыше 100 до 200 1,05 1,10 1,20
200-300 0,95 1,00 1,10
300-600 0,85 0,90 1,05
0,80 0,85 0,95

2.24. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией (табл. 2.7.), которая включает пять категорий условий эксплуатации.

Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется типом дорожного покрытия (Д), типом рельефа местности (Р), по которой пролегает дорога, и условиями движения.

2.25. Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, корректируются помощью коэффициентов, приведенных в табл. 2.8—2.12, зависимости от:

условий эксплуатации автомобилей — К1;

природно-климатических условий — К3;

2.25.2. Результирующий коэффициент корректирования нормативов получается перемножением отдельных коэффициентов:

периодичность ТО — К1ÍК3 (см. табл. 2.8 и 2.10).

Таблица 2.13 – Нормативы периодичности технического обслуживания и трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава
Подвижной состав и его основной параметр Марки, модели подвижного состава (грузоподъемность) ТО-1 ТО-2 ЕО ТО-1 ТО-2 Текущий ремонт
тыс. км чел. -ч на одно обслуживание чел-ч/1000 км
Легковые автомобили: малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1 150 кг) ВАЗ 2102 0,3 2,3 9,2 2,8
ВАЗ 2107 0,3 2,3 9,2 2,8
ВАЗ 2108 0,3 2,3 9,2 2,8
ВАЗ 2109 0,3 2,3 9,2 2,8
ВАЗ 2110 0,3 2,3 9,2 2,8
                   

Продолжение таблицы 2.13
среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от ГАЗ 3110 0,5 2,9 11,7 3,2
11 50 до 1500 кг) ГАЗ 24 07 0,5 2,9 11,7 3,2
Автобусы: особо малого класса (длина до 5,0 м) РАФ 2203 0,5 4,5
малого класса (6,0 — 7,5 м) ПАЗ 672 3,5 0,7 5,5 5,3
КАвЗ 685 3,5 0,7 5,5 5,5
среднего класса (8,0 — 9,5 м)   ЛАЗ 695Н 0,8 5,8 6,5
ЛАЗ 695НГ 0,95 6,6 25,8 6,9
ЛАЗ 697Н 0,8 5,8 6,5
большого класса (10,5 — 12,0 м) ЛиАЗ 677 3,5 7,5 31,5 6,8
ЛиАЗ 677Г 3,5 1,15 7,9 32,7
Грузовые автомобили грузоподъёмностью, т: от 0,3 до 1,0 Иж 27151 2,5 0,2 2,2 7,2 2,8
от 1,0 до 3,0   ЕрАЗ 762 0,3 1,4 7,6 2,9
УАЗ 451 0,3 1,5 7,7 3,6
УАЗ 3303 1 т 0,3 1,5 7,7 3,6
ГАЗ 3307 4,5 т 0,4 2,1 3,6
ГАЗ 3302 4,5 т 0,55 2,5 10,2 3,8
ГАЗ 52 27 2,4 т   0,55 2,9 10,8
от 3,0 до 5,0 ГАЗ 53А 4 т 2,5 0,42 2,2 9,1 3,7
от 5,0 до 8,0     ЗИЛ 130 5 т 0,45 2,5 10,6
ЗИЛ ММЗ-555 5 т 0,45 1,9 10,4 3,6
ЗИЛ 431510 6 т 0,45 2,2 10,8 3,4
КАЗ 608     0,35 3,5 11,6 4,6
Урал 377 7,5 т 0,55 3,8 16,5
от 8,0 и более   МАЗ 5335 8 т 0,3 3,2 5,8
МАЗ 500А 8 т 0,3 3,4 13,8
КамАЗ 5320 8 т 0,5 3,4 14,5 8,5
КамАЗ 55111 6 т 0,51 3,42 14,6 8,7
КамАЗ 5410 7 т 0,49 3,3 14,4 8,3
КрАЗ 257 12 т 2,5 0,5 3,5 14,7 6,2
                     

Наши рекомендации