Техническое нормирование работ
Режимы обработки
Для дальнейших расчетов норм времени на каждую операцию следует определять следующие параметры режимов обработки:
-при обработке на станках – стойкость режущих инструментов, глубину резания, подачу режущего инструмента, скорость резания, частоту вращения детали (токарная) или инструмента (фрезерная), мощность резания.
Обычно эти параметры нужны для определения основного (машинного) времени (То). К примеру, при токарной обработке используют формулу:
То = L · i / n · S [Л-12, с.228] (3.1)
где, L – длина обработки (ход режущего инструмента), мм
i - число проходов, шт.
n – частота вращения шпинделя, об/мин
S – подача режущего инструмента, мм/об
При нахождении параметров ориентироваться на эти основные данные.
- при электродуговой сварке (наплавке) – тип, марка и диаметр электрода, сила сварочного тока, полярность, положение шва в пространстве, масса наплавленного металла, плотность наплавленного металла. Основное время определяют по следующей формуле:
То = 60· G ·A · m / dn · J [Л-12, с.244] (3.2)
где, G – масса наплавленного металла, г
dn – коэффициент наплавки
J – сила тока, зависящая от диаметра электрода, А
А – коэффициент, учитывающий длину шва
m – коэффициент, учитывающий положение шва в пространстве
(По всем видам обработки данные найти в методических указаниях на выполнение курсового проекта и соответствующих справочниках)
Расчет норм времени по операции 01
Операция 01 наплавочная. Наплавить поверхность отверстия под шпильку крепления ступицы переднего колеса автомобиля ЗИЛ-130. Техническое нормирование автоматической наплавки плотность тока выбирается в зависимости от вида наплавки и диаметра наплавочной проволоки.
Основное время для наплавки тел вращения:
То = i · а / n · S [Л-18, с.55] (3.3)
Где:
a -длина наплавки (мм)
n -число оборотов детали (об/мин)
S -шаг наплавки (мм/об)
i -количество слоев наплавки
Далее определяем вспомогательное время:
Тв = Тв1 + Тв2 + Тв3 Л-18, с.57] (3.4)
где, Тв1 – вспомогательное время, связанное с установкой и снятием детали ( по справочнику технолога авторемонтного производства).
Тв2 – вспомогательное время, связанное с переходом. Для вибродуговой наплавки в среде СО2 – 0,7 мин. на 1 погонный метр шва, а для подфлюсовой наплавки – 1,4 мин. на 1 погонный метр шва.
Тв3 – вспомогательное время на один поворот детали от сварочной головки. Обычно принимают 0,46 мин. при подфлюсовой наплавке и установки мундштука.
Дополнительное время:
Тд = П·(То + Тв) / 100 [Л-18, с.58] (3.5)
где, П – процент дополнительного времени. Принимают 11 – 15 %
Штучное время:
Тшт = То + Тв + Тд [Л-18, с.58] (3.6)
Расчет норм времени по операции 02
Операция 02 сварочная. Заваривание в стык односторонним швом со скосом 2-х кромок скола буртика ступицы переднего колеса ЗИЛ-130.
(Здесь тоже ведутся расчеты основного, вспомогательного, дополнительного и штучного времени согласно описаний в методичке по выполнению курсового проекта и дальше по всем операциям, разработанным в таблице 2 «План технологических операций»).
Расчет нормы времени по устранению дефекта
Нормативы времени на разные работы складываются из основного вспомогательного, дополнительного и подготовительно-заключительного времени.
К примеру, на сварочные работы определяют по формуле:
Тн = Т0 + Тв + Тдоп + ( Тп-з / х) [Л-13, с.10] (3.7)
где,
Тпз – подготовительно-заключительное время, мин. Время на получение задания, ознакомление с чертежом, наладка и подготовка инструментов, станка, материалов и в конце работы сдача документов, инструментов, материала, уборки рабочего места. Это работы, которые не повторяются в течении рабочей смены. Данные берутся из справочника технолога авторемонтного производства.
(Рассчитать норму времени на каждую операцию и в итоге суммировать по каждому дефекту)
Маршрутная карта ремонта
(Заполнить по правилам оформления со своими данными и вложить в курсовой проект. Правила оформления описаны в методичке на выполнение курсового проекта).
Операционная карта
(Заполнить по правилам оформления со своими данными и вложить в курсовой проект. Правила оформления описаны в методичке на выполнение курсового проекта).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном разделе необходимо указать перечень основных задач, решенных по каждому из разделов курсового проекта, и сделать вывод о том, какое влияние окажет их решение на техническую готовность подвижного состава автомобильного транспорта на АТП.
После выполнения всех разделов проекта приведите перечень литературы, из которой брались нормативные и справочные материалы.
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»
«Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»
В соответствии с «Положением о ТО и ремонта автотранспортных средств РФ» установлены следующие климатические районы: очень холодный, холодный, умеренно холодный, умеренно теплый (здесь же умеренно теплый влажный, теплый влажный), жаркий сухой, очень жаркий сухой, умеренный. В соответствии с климатическими районами установлено количество леших и зимних месяцев в году (таблица 2.4).
Таблица 2.4 Районирование территории России по природно-климатичееким условиям
Административно-территориальная единица | Климатический район | |||||
Республика - Саха (Якутия) Область - Магаданская | Очень холодный | |||||
Республики: Алтай. Бурятия. Карелия. Коми. Тува. Хакасия Края: Алтайский. Красноярский. Приморский. Хабаровский Области: Амурская, Архангельская. Иркутская. Камчатская. Кемеровская. Мурманская. Новосибирская. Омская. Сахалинская. Томская. Тюменская. Читинская | Холодный | |||||
Республики: Башкортостан. Удмуртская Области: Пермская. Свердловская, Курганская. Челябинская | Умеренно-холодный | |||||
Республики: Северо-Осетинская. Адыгея. Дагестан. Ингушская. Карачаево-Черкесская. Кабардино-Балкарская. Чеченская Края: Краснодарский. Ставропольский Области: Калининградская. Ростовская | Умеренно- теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный | |||||
Остальные регионы России | Умеренный | |||||
Таблица 2.5 - Нормы пробега подвижного состава до капитального ремонта, тыс. км | ||||||
Подвижной состав и его основной параметр | Марки, модели подвижного состава (грузоподъемность) | Автомобиль | ||||
Легковые автомобили: | ||||||
малого класса (рабочий объем двигателя от 1 ,2 до 1 ,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1 150 кг) | ВАЗ 2109 | |||||
ВАЗ 2107 | ||||||
ВАЗ 2102 | ||||||
среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от11 50 до 1500 кг) | Газ 3110 | |||||
Автобусы: | ||||||
особо малого класса (длина до 5,0 м) | РАФ 2203 | 5 м | ||||
малого класса (6,0 — 7,5 м) | ПАЗ 672 | 6-7,5 | ||||
среднего класса (8,0 — 9,5 м) | ЛАЗ 695НГ | 8-9,5 | ||||
большого класса (10,5 - 12,5) м | ЛиАЗ 677 | |||||
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью, т: | ||||||
от 1,0 до 3,0 | УАЗ 451М | |||||
УАЗ 3303 | ||||||
от 3,0 до 5,0 | ГАЗ 53А | |||||
от 5,0 до 8,0 | ЗИЛ 130 | |||||
ГАЗ 3307 | 4,5 | |||||
от 8,0 и более | МАЗ 500А | |||||
МАЗ 5335 | ||||||
КамАЗ 5320 | ||||||
КрАЗ 257 | ||||||
Таблица 2.6. Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте (выбрать для расчетов минимальное значение продолжительности простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте)
Подвижной состав | Техническое обслуживание и текущий ремонт на автотранспортном предприятии, дне/1000 км | Капитальный ремонт на специализированном ремонтом предприятий, дней |
Легковые автомобили | 0,30-0,40 | |
Автобусы особо малого, малого и среднего классов | 0,30-0,50 | |
Автобусы большого класса | 0,50-0,55 | |
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: от 0,3 до 5,0 | 0,40-0,50 | |
от 5,0 и более | 0,50-0,55 | |
Прицепы и полуприцепы | 0,10-0,15 | - |
Таблица 2.7. Классификация условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации | Условия движения | ||
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) | В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне | В больших городах (более 100 тыс. жителей) | |
I | Д1—Р1, Р2, Р3 | — | — |
II | Д1—Р4 Д2—Р1, Р2, Р3, Р4 Д3—Р1, Р2, Р3 | Д1—Р1, Р2, Р3, Р4 Д2—Р1 | — |
III | Д1—Р5 Д2—Р5 Д3—Р4, Р5 Д4—Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1—Р5 Д2—Р2, Р3, Р4, Р5 Д3—Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д3— Р1, Р2, Р3 Д4— Р1 |
IV | Д5— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д5— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д2—Р5 Д3—Р4, Р5 Д4—Р2, Р3, Р4, Р5 Д5— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
V | Д6— Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
ДОРОЖНЫЕ ПОКРЫТИЯ:
Д1 —цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 —битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;
Д6 — естественные грунтовые дороги; временные внутри-карьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р1 — равнинный (до 200 м);
Р2 —.слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р3 — холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 — гористый (свыше 1000 до 2000 м);.
Р5—горный (свыше 2000 м).
Таблица 2.8. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации — К1
Категория условий эксплуатации | Нормативы | |||
Периодичность технического обслуживания | Удельная трудоемкость текущего ремонта | Пробег до капитального ремонта | Расход запасных частей | |
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,00 |
II | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 | 1,25 |
IV | 0,7 | 1,4 | 0,7 | 1,40 |
V | 0,6 | 1,5 | 0,6 | 1,65 |
Таблица 2.9. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы - К2
Модификация подвижного состава и организация его работы | Нормативы | ||
Трудоемкость ТО и ТР | Пробег до капитального ремонта | Расход запасных частей | |
Базовый автомобиль | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Седельные тягачи | 1,10 | 0,95 | 1,05 |
Автомобили с одним прицепом | 1,15 | 0,90 | 1,10 |
Автомобили с двумя прицепами | 1,20 | 0,85 | 1,20 |
Автомобили-самосвалы при работе на плечах свыше 5 км | 1,15 | 0,85 | 1,20 |
Автомобили-самосвалы с одним принципом или при работе на коротких плечах (до 5 км) | 1,20 | 0,80 | 1,25 |
Автомобили-самосвалы с двумя прицепами | 1,25 | 0,75 | 1,30 |
Специализированный подвижной состав (в зависимости от сложности оборудования) | 1,10-1,20 | - | - |
Таблица 2.10. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий Кз = К'зÍК"з
Характеристики района | Нормативы | |||
Периодичность ТО | Удельная трудоемкость ТР | Пробег до КР | Расход запасных частей | |
Коэффициент К'з | ||||
Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Умеренно холодный | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 | 1,25 |
Очень холодный | 0,8 | 1,3 | 0,7 | 1,4 |
Коэффициент К"з | ||||
С высокой агрессивностью окружающей среды | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Таблица 2.11. Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (К4) и продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте (К'4) в зависимости от пробега с начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР | Автомобили | |||||
Легковые | Автобусы | Грузовые | ||||
К4 | К'4 | К4 | К'4 | К4 | К'4 | |
До 0,25 | 0,4 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 0,4 | 0,7 |
Свыше 0,25 до 0,50 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
0,50-0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
0,75-1,00 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,2 |
1,00-1,25 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,3 |
1,25-1,50 | 1,6 | 1,4 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,3 |
1,50-1,75 | 2,0 | 1,4 | 1,8 | 1,4 | 1,6 | 1,3 |
1,75-2,00 | 2,2 | 1,4 | 2,1 | 1,4 | 1,9 | 1,3 |
Свыше 2,00 | 2,5 | 1,4 | 2,5 | 1,4 | 2,1 | 1,3 |
Таблица 2.12. Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии и количества технологически совместимых групп подвижного состава - К5
Количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на автотранспортном предприятии | Количество технологически совместимых групп подвижного состава | ||
Менее 3 | Более 3 | ||
До 100 | 1,15 | 1,20 | 1,30 |
Свыше 100 до 200 | 1,05 | 1,10 | 1,20 |
200-300 | 0,95 | 1,00 | 1,10 |
300-600 | 0,85 | 0,90 | 1,05 |
0,80 | 0,85 | 0,95 |
2.24. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией (табл. 2.7.), которая включает пять категорий условий эксплуатации.
Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется типом дорожного покрытия (Д), типом рельефа местности (Р), по которой пролегает дорога, и условиями движения.
2.25. Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, корректируются помощью коэффициентов, приведенных в табл. 2.8—2.12, зависимости от:
условий эксплуатации автомобилей — К1;
природно-климатических условий — К3;
2.25.2. Результирующий коэффициент корректирования нормативов получается перемножением отдельных коэффициентов:
периодичность ТО — К1ÍК3 (см. табл. 2.8 и 2.10).
Таблица 2.13 – Нормативы периодичности технического обслуживания и трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава | |||||||||
Подвижной состав и его основной параметр | Марки, модели подвижного состава (грузоподъемность) | ТО-1 | ТО-2 | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | Текущий ремонт | ||
тыс. км | чел. -ч на одно обслуживание | чел-ч/1000 км | |||||||
Легковые автомобили: малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1 150 кг) | ВАЗ 2102 | 0,3 | 2,3 | 9,2 | 2,8 | ||||
ВАЗ 2107 | 0,3 | 2,3 | 9,2 | 2,8 | |||||
ВАЗ 2108 | 0,3 | 2,3 | 9,2 | 2,8 | |||||
ВАЗ 2109 | 0,3 | 2,3 | 9,2 | 2,8 | |||||
ВАЗ 2110 | 0,3 | 2,3 | 9,2 | 2,8 | |||||
Продолжение таблицы 2.13 | ||||||||||
среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от | ГАЗ 3110 | 0,5 | 2,9 | 11,7 | 3,2 | |||||
11 50 до 1500 кг) | ГАЗ 24 07 | 0,5 | 2,9 | 11,7 | 3,2 | |||||
Автобусы: особо малого класса (длина до 5,0 м) | РАФ 2203 | 0,5 | 4,5 | |||||||
малого класса (6,0 — 7,5 м) | ПАЗ 672 | 3,5 | 0,7 | 5,5 | 5,3 | |||||
КАвЗ 685 | 3,5 | 0,7 | 5,5 | 5,5 | ||||||
среднего класса (8,0 — 9,5 м) | ЛАЗ 695Н | 0,8 | 5,8 | 6,5 | ||||||
ЛАЗ 695НГ | 0,95 | 6,6 | 25,8 | 6,9 | ||||||
ЛАЗ 697Н | 0,8 | 5,8 | 6,5 | |||||||
большого класса (10,5 — 12,0 м) | ЛиАЗ 677 | 3,5 | 7,5 | 31,5 | 6,8 | |||||
ЛиАЗ 677Г | 3,5 | 1,15 | 7,9 | 32,7 | ||||||
Грузовые автомобили грузоподъёмностью, т: от 0,3 до 1,0 | Иж 27151 | 2,5 | 0,2 | 2,2 | 7,2 | 2,8 | ||||
от 1,0 до 3,0 | ЕрАЗ 762 | 0,3 | 1,4 | 7,6 | 2,9 | |||||
УАЗ 451 | 0,3 | 1,5 | 7,7 | 3,6 | ||||||
УАЗ 3303 | 1 т | 0,3 | 1,5 | 7,7 | 3,6 | |||||
ГАЗ 3307 | 4,5 т | 0,4 | 2,1 | 3,6 | ||||||
ГАЗ 3302 | 4,5 т | 0,55 | 2,5 | 10,2 | 3,8 | |||||
ГАЗ 52 27 | 2,4 т | 0,55 | 2,9 | 10,8 | ||||||
от 3,0 до 5,0 | ГАЗ 53А | 4 т | 2,5 | 0,42 | 2,2 | 9,1 | 3,7 | |||
от 5,0 до 8,0 | ЗИЛ 130 | 5 т | 0,45 | 2,5 | 10,6 | |||||
ЗИЛ ММЗ-555 | 5 т | 0,45 | 1,9 | 10,4 | 3,6 | |||||
ЗИЛ 431510 | 6 т | 0,45 | 2,2 | 10,8 | 3,4 | |||||
КАЗ 608 | 0,35 | 3,5 | 11,6 | 4,6 | ||||||
Урал 377 | 7,5 т | 0,55 | 3,8 | 16,5 | ||||||
от 8,0 и более | МАЗ 5335 | 8 т | 0,3 | 3,2 | 5,8 | |||||
МАЗ 500А | 8 т | 0,3 | 3,4 | 13,8 | ||||||
КамАЗ 5320 | 8 т | 0,5 | 3,4 | 14,5 | 8,5 | |||||
КамАЗ 55111 | 6 т | 0,51 | 3,42 | 14,6 | 8,7 | |||||
КамАЗ 5410 | 7 т | 0,49 | 3,3 | 14,4 | 8,3 | |||||
КрАЗ 257 | 12 т | 2,5 | 0,5 | 3,5 | 14,7 | 6,2 | ||||