Раздел 1. инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

Омск 2007

УДК 005.41(075)

ББК 65.291.551-21я73

Я 47

Рецензенты:

Л.Ф. Манаков, д-р экон. наук, зав. каф. «Менеджмент» НГУАС (Сибстрин);

К.Т. Джурабаев, д-р экон. наук, проф. каф. «Организация производства» НГТУ

Яковлева, Е.В.

Я47 Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Е.В. Яковлева. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. – 160 с.

ISBN 5-8149-0466-6

Рассмотрены основные аспекты инновационного менеджмента, актуальные в современных экономических условиях.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации». Может быть полезно студентам других экономико-управленческих специальностей и направлений бакалавриата и магистратуры.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

УДК 005.41(075)

ББК 65.291.551-21я73

Ó Е.В. Яковлева, 2007

Ó Омский государственный

ISBN 5-8149-0466-6 технический университет, 2007

 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 6

РАЗДЕЛ 1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ........ 7

Глава 1. Инновационный менеджмент: понятие, место

и роль в современной экономике................................................................ 7

1.1. Постиндустриальное общество: краткая характеристика................. 7

1.2. Актуальность вопросов инновационного менеджмента в современных

экономических условиях............................................................................... 12

Глава 2. Тенденции и разновидности развития,

управление развитием................................................................................ 17

2.1. Нововведения как объект инновационного управления.................. 17

2.2. Классификация инноваций................................................................ 20

2.2. Структура инновационного процесса.............................................. 22

Глава 3. Прогнозирование в инновационном менеджменте............... 31

3.1. Теория волн в экономике: подход Н.Д. Кондратьева...................... 31

3.2. Теория экономического развития Й. Шумпетера............................ 34

3.3. «Технологический пат» Г. Менша.................................................... 40

Глава 4. Национальная инновационная система................................... 41

4.1. Национальная инновационная система:

институциональный подход..................................................................... 41

4.2. Инфраструктура знаний.................................................................... 49

Глава 5. Инновационная политика.......................................................... 50

5.1. Уровни формирования инновационной политики........................... 50

5.2. Элементы инновационной политики................................................. 51

5.3. Модели государственной инновационной политики....................... 52

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО

МЕНЕДЖМЕНТА....................................................................................... 57

Глава 1. Инновационный менеджмент

и стратегическое управление..................................................................... 57

1.1. Основы устойчивого конкурентного преимущества....................... 57

1.2. Технология как фактор конкурентного преимущества................... 61

Глава 2. Разработка проектов нововведений.......................................... 68

2.1. Сущность управления проектами..................................................... 68

2.2. Процессы и функции проекта........................................................... 73

2.3. Технологии управления инновационными проектами.................... 75

2.4. Подготовка управляющих инновационными проектами................ 79

Глава 3. Инвестирование инновационных проектов............................. 80

3.1. Основные задачи и источники инвестирования инноваций............. 86

3.2. Инвестиционные венчурные фонды и международные программы

поддержки научных исследований и технологий................................... 82

РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ................................................................................... 85

Глава 1. Интеллектуальная собственность

в инновационном процессе......................................................................... 85

1.1. Интеллектуальная собственность: специфика.................................. 85

1.2. Повышение эффективности инновационного процесса: место и роль

интеллектуальной собственности............................................................. 90

1.3. Интеллектуальная собственность и рынок новаций........................ 93

1.4. Объекты интеллектуальной собственности

как нематериальные активы..................................................................... 97

Глава 2. Управление интеллектуальной собственностью................... 100

2.1.Управление интеллектуальной собственностью на предприятии. 100

2.2. Проблемы управления интеллектуальной собственностью

на федеральном и региональном уровне.............................................. 124

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................... 137

Перечень сокращений

АП – авторское право;

ЗО – знак обслуживания;

И – изобретение;

ИП – инновационный процесс;

ИС – интеллектуальная собственность;

МИ – маркетинговые исследования;

НВ – новшество;

НВД – нововведение;

НИС – новые индустриальные страны;

НИОКР – научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа;

НИР – научно-исследовательская работа;

НМА – нематериальный актив;

НМПТ – наименование места происхождения товара;

НТП – научно-технический прогресс;

ОАП – объект авторского права;

ОИС – объект интеллектуальной собственности;

ОПС – объект промышленной собственности;

ПВ – патентное ведомство;

ПЗ – патентный закон;

ПМ – полезная модель;

ПО – промышленный образец;

ПП – патентное право;

ПС – промышленная собственность;

ПТ – передача технологий;

СТС – социально-технологическая система;

ТДВ – теория длинных волн;

ТЗ – товарный знак;

ФН – фирменное наименование.

ВВЕДЕНИЕ

Инновация – это больше, чем творчество;

это его коммерческая реализация.

Т. Амблер

Учебное пособие в строго определенной логической последовательности раскрывает следующие вопросы инновационного менеджмента: тенденции и разновидности развития, управление развитием; нововведения как объект инновационного управления; инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты; организация инновационного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений; прогнозирование в инновационном менеджменте; инновационный менеджмент и стратегическое управление.

Актуальность этих вопросов в современных экономических условиях не вызывает сомнений. В настоящий экономический момент особенно важно понимание природы, внутренней сущности конкурентоспособности субъекта хозяйствования: конкурентоспособен тот субъект (серьезно и надолго), который считает инновационную деятельность составной частью своей производственно-экономической деятельности, т.е. который знает и умеет реализовывать на практике максимум возможностей инновационного менеджмента. По сути инновация – это вездесущий феномен современной экономики.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации», которым по окончании обучения присваивается квалификация «менеджер». Современный менеджер без умений и навыков инновационной деятельности – просто одно название, а не менеджер. С этой точки зрения данное учебное пособие также актуально и практически значимо, можно сказать, «раскрывает простор для концептуального мышления».

Учебное пособие содержит три раздела: инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты; организация инновационного менеджмента; экономические отношения в сфере интеллектуальной собственности. Первые два раздела полностью соответствуют государственному образовательному стандарту специальности 080507 «Менеджмент организации», третий – включен по инициативе автора, т.к. вопросы экономических отношений в сфере интеллектуальной собственности – это, с одной стороны, «спутник» инновационного процесса на всех его стадиях, с другой – завершение инновационного процесса, т.е. этап, предшествующий коммерциализации результатов инновационного процесса.

К каждому разделу учебного пособия приведены контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, рекомендуемая литература.

РАЗДЕЛ 1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Наши рекомендации