Раздел 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (IX в. €

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ»

Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»

Профили:

«Государственно-правовой профиль»

«Гражданско-правовой профиль»

«Международно-правовой профиль»

«Уголовно-правовой профиль»

(Квалификация выпускника): бакалавр

Набор

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра теории и истории государства и права

    УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом юридического факультета (протокол от «18» мая 2017 г. №9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И РОССИИ»

Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»

Профили:

«Государственно-правовой профиль»

«Гражданско-правовой профиль»

«Международно-правовой профиль»

«Уголовно-правовой профиль»

(Квалификация выпускника): бакалавр

Набор


Авторы:

Н.Н. Димитров, доцент, и.о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права, кандидат исторических наук ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», доцент

Н.В. Киселева, заведующая кафедрой теории и истории государства Ростовского филиала ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», доктор исторических наук, профессор

Ответственный за выпуск:

Н.Н. Димитров, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук, доцент

Ответственный за выпуск:

Н.Н. Димитров, и.о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права, кандидат исторических наук, доцент

Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права (протокол от «18» апреля 2017г. № 8)

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела методического обеспечения образовательного процесса

_________________________ /Ю.В. Шустрова/

© Российская таможенная академия, 2017

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины являетсяформирование систематизированных знаний о событиях отечественной истории государства и права, о процессах эволюции государственности и права России; выработка навыков анализа правовых источников и приемов ведения дискуссии и полемики по историко-правовым проблемам России.

Основными задачами изучаемой дисциплины являются:

‑ вооружить студентов систематизированными знаниями об основных закономерностях возникновения и функционирования государства и права на территории исторической России в различные периоды её развития;

- сформировать у студентов представление о принципах историзма и методологии историко-правового анализа;

- выработать навыки исторического толкования норм законодательства и политико-правовых явлений;

- раскрыть понятийный аппарат отечественной историко-правовой науки;

- развивать юридическое мышление студентов, формировать их правосознание с учетом исторических особенностей российской национальной правовой культуры.

При этом важно уделить внимание специфическим особенностям отечественной системы государственно-правового регулирования в сравнении с другими зарубежными странами, а также широкому спектру вопросов, связанных с сегодняшним состоянием правовых и политических систем России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения ОП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОПК-2 способность работать на благо общества и государства (ОПК-2) знать: ‑ основные этапы, события и закономерности возникновения, функционирования и развития Российского государства и права, исторические типы и формы государства и права России, их сущность и функции; уметь: ‑ оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; ‑ выявлять, давать оценку и содействовать противодействию коррупционным проявлениям; владеть: ‑ навыками анализа и оценки событий и фактов истории государства и права России, основанными на принципах историзма и юридической целесообразности; ‑ навыками применения исторических знаний к исследованию событий, связанных с эволюцией государственно-правовых институтов России в современных условиях; приемами ведения дискуссии и полемики; ‑ навыками анализа правовых источников, различных историко-правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений; принятия исторически обусловленных мер защиты прав человека и гражданина.



ПК-2 способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) знать: ‑ природу и сущность государства и права, особенности государственно-правового развития России; уметь: ‑ оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; ‑ выявлять, давать оценку и содействовать противодействию коррупционным проявлениям; владеть: ‑ навыками анализа и оценки событий и фактов истории государства и права России, основанными на принципах историзма и юридической целесообразности; ‑ навыками применения исторических знаний к исследованию событий, связанных с эволюцией государственно-правовых институтов России в современных условиях; приемами ведения дискуссии и полемики; ‑ навыками анализа правовых источников, различных историко-правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений; принятия исторически обусловленных мер защиты прав человека и гражданина.
ПК-6 способность юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) знать: ‑ основные этапы, события и закономерности возникновения, функционирования и развития Российского государства и права, исторические типы и формы государства и права России, их сущность и функции; уметь: ‑ оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; ‑ выявлять, давать оценку и содействовать противодействию коррупционным проявлениям; владеть: ‑ навыками анализа и оценки событий и фактов истории государства и права России, основанными на принципах историзма и юридической целесообразности

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

«История государства и права России» относится базовой части профессионального цикла и является обязательной. Ее исторические конструкции, определения и понятия позволяют студентам получить фундаментальные знания государственно-правовых процессов, происходивших в истории России, понять источники современных явлений в этой сфере общественной жизни Российской Федерации.

Дисциплина изучается на первом курсе в первом и втором семестрах по очной форме обучения и во втором и третьем семестрах по заочно-очной форме обучения.

Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам «Отечественная история», «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права» «Государственно-религиозные отношения: история и совеменность».

Дисциплина создает теоретическую основу для изучения отраслевых юридических дисциплин.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 7 зачетных единиц (ЗЕ), 252 академических часа.

Таблица 2.1

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

Виды учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия  
в том числе:        
Лекции (Л)  
в т.ч. в интерактивной форме (ИФ)  
Практические занятия (ПЗ)  
в том числе в интерактивной форме  
Самостоятельная работа обучающихся  
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет экзамен  
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы  
2,5 4,5  

Таблица 2.2

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очно-заочной форме обучения

Виды учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия  
в том числе:        
Лекции (Л)  
в т.ч. в интерактивной форме (ИФ)  
Практические занятия (ПЗ)  
в том числе в интерактивной форме  
Самостоятельная работа  
Контрольная работа ++ + +  
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации Зачет Экзамен  
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы  
 

Таблица 2.2

Распределение объема дисциплины по видам работ

по заочной форме обучения

Виды учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия  
в том числе:        
Лекции (Л)  
в т.ч. в интерактивной форме (ИФ) - - -  
Практические занятия (ПЗ)  
в том числе в интерактивной форме -  
Самостоятельная работа  
Контрольная работа ++ + +  
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации Зачет Экзамен  
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы  
 

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

Таблица 3.1

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Практические (семинары или лабораторные занятия) (час.) Самостоятельная работа (час.)  
всего ИФ всего ИФ  
1 семестр  
Раздел 1. Возникновение и становление отечественного государства и права (IX в. – октябрь 1917 г.)  
Тема 1.1. Введение в Историю государства и права России      
Тема 1.2. Рабовладельческие государства на исторической территории России      
Тема 1.3. Древнерусское государство и право (IX ‑ XV вв.)      
Тема 1.4. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Золотая Орда    
Тема 1.5. Образование и становление Московского (Русского) централизованного государства и развитие права (XV – XVII вв.)      
Тема 1.6.Государство и право России в период абсолютной монархии (XVIII – XIX вв.)    
Тема 1.7.Государство и право России в период утверждения капитализма и буржуазно-демократических революций (втор. полов. XIX в. – 1917 г.)      
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет  
Итого в 1 семестре  
2 семестр
Раздел 2. Советское государство и право (октябрь 1917 – 1991 гг.)
Тема 2.1.Возникновение и становление советского государства и права в России (октябрь 1917 – 1921 годы)
Тема 2.2.Советское государство и право в период нэпа (1921 – 1929 гг.)  
Тема 2.3. Советское национально-государственное строительство и создание СССР (октябрь 1917 – 1924 годы)    
Тема 2.4. Становления и утверждение административно-командной системы в СССР (1929 – 1941 гг.)  
Тема 2.5. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства (июнь 1941 – середина 1950-х гг.)    
Тема 2.6. Советское государство и право в период либерализации и стагнации общественных отношений (вторая половина 1950-х – нач. 1980-х гг.)    
Тема 2.7. Советское государство и право в период нарастания кризисных явлений и попытки либеральной перестройки общественных отношений (нач. 1980-х – 1991 гг.)    
Раздел 3. Государство и право суверенной Российской Федерации (декабрь 1991 г. – нач. XXI в.)  
Тема 3.1. Государство и право суверенной Российской Федерации (1991 г. – нач. XXI в.)  
Тема 3.2. Российская Федерация, СНГ и ЕАЭС: исторические и правовые основы сотрудничества    
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации экзамен
Итого в семестре
Итого в учебном году
                       

Таблица 3.2

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(очно-заочная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Практические (семинары или лабораторные занятия) (час.) Самостоятельная работа (час.)
всего ИФ всего ИФ
1 семестр
Раздел 1. Возникновение и становление отечественного государства и права (IX в. – октябрь 1917 г.)
Тема 1.1. Введение в Историю государства и права России    
Тема 1.2. Рабовладельческие государства на исторической территории России    
Тема 1.3. Древнерусское государство и право (IX ‑ XV вв.)    
Тема 1.4. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Золотая Орда  
Тема 1.5. Образование и становление Московского (Русского) централизованного государства и развитие права (XV – XVII вв.)    
Тема 1.6.Государство и право России в период абсолютной монархии (XVIII – XIX вв.)  
Тема 1.7.Государство и право России в период утверждения капитализма и буржуазно-демократических революций (втор. полов. XIX в. – 1917 г.)    
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет
Итого в 1 семестре
2 семестр
Раздел 2. Советское государство и право (октябрь 1917 – 1991 гг.)
Тема 2.1.Возникновение и становление советского государства и права в России (октябрь 1917 – 1921 годы)
Тема 2.2.Советское государство и право в период нэпа (1921 – 1929 гг.)  
Тема 2.3. Советское национально-государственное строительство и создание СССР (октябрь 1917 – 1924 годы)    
Тема 2.4. Становления и утверждение административно-командной системы в СССР (1929 – 1941 гг.)  
Тема 2.5. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства (июнь 1941 – середина 1950-х гг.)  
Тема 2.6. Советское государство и право в период либерализации и стагнации общественных отношений (вторая половина 1950-х – нач. 1980-х гг.)      
Тема 2.7. Советское государство и право в период нарастания кризисных явлений и попытки либеральной перестройки общественных отношений (нач. 1980-х – 1991 гг.)      
Раздел 3. Государство и право суверенной Российской Федерации (декабрь 1991 г. – нач. XXI в.)  
Тема 3.1. Государство и право суверенной Российской Федерации (1991 г. – нач. XXI в.)  
Тема 3.2. Российская Федерация, СНГ и ЕАЭС: исторические и правовые основы сотрудничества    
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации экзамен
Итого в семестре
                     

Таблица 3.3

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(заочная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Практические (семинары или лабораторные занятия) (час.) Самостоятельная работа (час.)
всего ИФ всего ИФ
1 семестр
Раздел 1. Возникновение и становление отечественного государства и права (IX в. – октябрь 1917 г.)  
Тема 1.1. Введение в Историю государства и права России      
Тема 1.2. Рабовладельческие государства на исторической территории России        
Тема 1.3. Древнерусское государство и право (IX ‑ XV вв.)    
Тема 1.4. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Золотая Орда      
Тема 1.5. Образование и становление Московского (Русского) централизованного государства и развитие права (XV – XVII вв.)      
Тема 1.6.Государство и право России в период абсолютной монархии (XVIII – XIX вв.)    
Тема 1.7.Государство и право России в период утверждения капитализма и буржуазно-демократических революций (втор. полов. XIX в. – 1917 г.)        
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет
Итого в 1 семестре    
2 семестр
Раздел 2. Советское государство и право (октябрь 1917 – 1991 гг.)    
Тема 2.1.Возникновение и становление советского государства и права в России (октябрь 1917 – 1921 годы)    
Тема 2.2.Советское государство и право в период нэпа (1921 – 1929 гг.)        
Тема 2.3. Советское национально-государственное строительство и создание СССР (октябрь 1917 – 1924 годы)    
Тема 2.4. Становления и утверждение административно-командной системы в СССР (1929 – 1941 гг.)    
Тема 2.5. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства (июнь 1941 – середина 1950-х гг.)    
Тема 2.6. Советское государство и право в период либерализации и стагнации общественных отношений (вторая половина 1950-х – нач. 1980-х гг.)        
Тема 2.7. Советское государство и право в период нарастания кризисных явлений и попытки либеральной перестройки общественных отношений (нач. 1980-х – 1991 гг.)        
Раздел 3. Государство и право суверенной Российской Федерации (декабрь 1991 г. – нач. XXI в.)    
Тема 3.1. Государство и право суверенной Российской Федерации (1991 г. – нач. XXI в.)    
Тема 3.2. Российская Федерация, СНГ и ЕАЭС: исторические и правовые основы сотрудничества        
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации экзамен
Итого в семестре  
Итого в учебном году  
                 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ

Практическое занятие

«Становление древнерусского права (IX – XII вв.)»

(очная форма обучения)

1. Интеллектуальная летучка по теме.

2. Контроль выполнения заданий на СРС.

3. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач на основе Русской Правды.

4. Контрольный тестовый опрос по теме.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы для самопроверки и подготовке блок-схему конспекта темы.

2. Сформулируйте определение терминам: «варяги», «вервь», «вече», «волхвы», «громада», «житьи люди», «закуп», «изгой», «холоп», «полюдье», «смерд», «челядь», «видоки», «вира», «головничество», «гонение следа», «заклич», «ордалии», «поток и разграбление»,

3. Выполните задание:

1) Киевская Русь по форме правления была раннефеодальной монархией. Она имела определенную структуру государственной власти. Покажите в виде логической схемы основные элементы этой структуры. Свой ответ обоснуйте.

2) Первичной формой наказания в Древней Руси являлась месть, которая впоследствии стала вытесняться. Какой вид наказания её заменил по «Правде Ярославичей». Ответ обоснуйте.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию

Перед выполнением заданий самостоятельной работы необходимо изучить рекомендованную литературу, справочно-энциклопедические издания, учебники по истории отечественного государства и права, конспект лекции по теме, ознакомиться с соответствующими материалами в Интернете.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь для подготовки к семинарским (практическим) занятиям.

При подготовке к занятиям необходимо руководствоваться указанными выше вопросами. На занятиях будет проведена интеллектуальная летучка, в ходе которой необходимо будет раскрыть конкретно-историческое содержание понятий и терминов, которые отрабатывались в ходе самостоятельной работы.

Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности.

Контрольные вопросы для самопроверки по теме:

Контрольные вопросы для самопроверки по теме:

1. На каких территориях расселялись восточные славяне?

2. На какой период приходится наибольший расцвет Киевского государства и в чем он заключался?

3. Что такое вотчина, каков её правовой статус?

4. Как на Руси называлась судебная власть, кто её осуществлял?

Практическое занятие

(очная форма обучения)

1. Интеллектуальная летучка.

2. Контроль и отчет о выполнении заданий на СРС.

3. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач.

Практическое занятие

(очная и очно-заочная форма обучения)

1. Контрольный тестовый опрос и разбор конкретных правовых ситуаций по истории государства и права Древнерусского государства в X-XV вв.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы для самопроверки и подготовке блок-схему конспекта темы.

2. Сформулируйте определение терминов и понятий: «гости», «Золотая Орда», «крестоносцы», «ордынский выход», «ярлык», «тамга».

2. Выполните задание:

Важными правовыми актами Древнерусского государства являлись: договоры, княжеские уставные грамоты и уставы, «Русская правда», Новгородская и Псковская судные грамоты. В каком из названных документов имеется первое упоминание о взимании на Руси сборов за провоз товаров?

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию

При выполнении заданий и подготовке к занятиям следует тщательно изучить Псковскую и Новгородскую судные грамоты, рекомендованную литературу и источники, дополнить конспекты лекций.

Все задания целесообразно разделить на две части: государственный и общественный строй Новгородской и Псковской аристократических республик, Владимирско-Суздальского княжества; право русских земель в период раздробленности.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.

В основу подготовки к занятию следует положить предложенные выше вопросы. Интеллектуальная разминка будет посвящена рассмотрению основных государственно-правовых понятий данного исторического периода.

Доклад посвящен вопросу о роли и месте православной церкви в период феодальной раздробленности. Следует рассмотреть, как функционировала церковная иерархия в этот период, какие выполняли функции в русских землях.

Отдельно поставлен вопрос о влиянии Золотой Орды на русскую государственность. Здесь необходимо осветить вопросы возникновения Золотой Орды, особенности ее общественного и государственного строя, систему управления «русским улусом».

Необходимо проанализировать систему источников права Новгорода и Пскова, роль и место в них Новгородской и Псковской судных грамот, Золотую Ясу, дать им общую характеристику (время издания, структура и состав, регулируемые области и т.п.).

Другие проблемы рассматриваются в соответствии с предложенным планом. Выполняя упражнения студенты должны восстановить структурно-логические взаимосвязи государственно-правовых явлений данного исторического периода.

Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности.

Контрольные вопросы для самопроверки по теме:

1. В какой период существовали Новгородская и Псковская феодальные аристократические республики, Золотая Орда, чем была обусловлена форма правления в них?

2. Каков порядок наделения властью князя в Новгородской феодальной аристократической республике?

3. Что представляла из себя в правовом отношении Псковская судная грамота, какие сферы общественной жизни она регулировала?

4. Кто из русских князей первым принял титул великого князя Владимирско - Суздальской земли, какую роль это сыграло в становлении Русского централизованного государства?

Тема 1.5. Образование и становление Московского (Русского) централизованного государства и развитие права (XV – XVII вв.)

Предпосылки объединения русских земель. Падение Золотой Орды. Образование единого государства вокруг Москвы.

Общественный строй Московского (Русского) государства. Основные категории населения и их правовой статус. Формирование крепостного права.

Государственный строй. Высшие органы власти. Дворцово ‑ вотчинная система управления. Создание приказов. Суд. Местные органы управления. Форма государственного устройства. Церковь. Основные источники права XIV – XVI вв. Формы законодательства. Складывание правовой системы. Таможенные грамоты. Судебник 1497 г.

Гражданское право. Правовые формы феодальной собственности. Уголовное право. Государственные преступления. Система наказаний. Телесные наказания.

Каноническое право и пределы его распространения; вопрос о церковной собственности и монастырском владении.

Семинар

(очная форма обучения)

«Судебники 1497 и 1550 годов»

Дебаты по вопросам:

1) Общая характеристика судебников 1497 и 1550 гг., их значение в истории Российского государства. Доклад.

2) Общественный и государственный строй централизованного русского государства (система институтов власти; местного управления; правовое положение основных сословий).

3) Гражданское право по судебникам 1497 и 1550 гг. (субъекты гражданско-правовых отношений; право собственности и другие вещные права; обязательственное право; семейное и наследственное право).

4) Уголовное право по судебникам 1497 и 1550 гг. (сравнительный анализ): понятие преступления, соучастие, рецидив; система преступлений; цель и система наказаний.

5) Суд и процесс по судебникам 1497 и 1550 гг. (сравнительный анализ).

6) Церковь, государство и общество. Основные институты церковного права в период формирования централизованного государства.

Семинар

(очная и очно-заочная форма обучения)

«Государственный строй и право России по Соборному уложению 1649 года»

Дебаты по вопросам:

1) Доклад: «Общая характеристика Соборного Уложения 1649 года и его значение в истории русского права».

2) Сословно‑представительная монархия: система институтов, их компетенция.

3) Феодальное землевладение. Формы землевладения: поместья; вотчины; правовое положение зависимого и податного населения.

4) Обязательственное право по Соборному Уложению 1649 года.

5) Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.: основные институты Общей части уголовного законодательства; система и составы преступлений; цели и система наказаний.

6) Процессуальное право: органы, осуществляющие правосудие; состязательный процесс.

Практическое занятие

(очная и заочная форма обучения

1. Интеллектуальная летучка.

2. Контроль выполнения заданий на СРС.

3. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач на основе Судебников 1497 и 1550 гг.

4. Контрольный тестовый опрос по теме.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы для самопроверки и подготовке блок-схему конспекта темы.

2. Дать определение терминам: «белая слобода», «бояре», «вотчина», «закладники», «записи», «кормление», «отморщина», «поместье», «посад», «приказное», состязательный процесс», «урочные лета».

3. Выполните задания:

Судебником 1550 г. предусматривался срок, в течение которого в некоторых районах Русского (Московского) государства запрещался крестьянский выход (т.е. уход от своего феодала) в осенний Юрьев день – «заповедные лета». Раскройте, что означили «заповедные лета» на Руси, какова была процедура закрепощения крестьян?

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию

При выполнении заданий следует тщательно изучить источники права централизованного Московского (Русского) государства, рекомендованную литературу, дополнить конспекты лекций.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.

В ходе рассмотрения дебатов студенты должны показать особенности феодальных общественных отношений в новых условиях, как развивалось крепостное право, каково было социальное и правовое положение основных сословий. Более тщательного анализа требуют понятия «опричнина» и «земщина».

Основные институты гражданского и уголовного права, развития судебной системы и процесса следует раскрыть на основе сравнительного анализа положений Русской правды, судебников 1497 и 1550 гг.

При рассмотрении шестого вопроса следует раскрыть основное содержание полемики по вопросам соотношения духовной и светской власти, об экономическом основании церковной иерархии, позиции «нестяжателей» и «иосифлян», а также основные институты церковного права.

В ходе второго занятия следует заслушать доклад по предложенной теме, а также обзор литературы. Необходимо дать общую характеристику Соборному Уложению 1649 года, осветить конкретно ‑ исторические условия и ход его подготовки и принятия, описать основные источники. Докладчик должен показать основные технические стадии составления этого документа, порядок принятия,

Наши рекомендации