Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты

1.Развитие общества вступило в новую постиндустриальную, информационную эпоху, когда движущей силой стал инно­вационный характер капитала.

2. Возникла самостоятельная область науки — инноватика, в ко­торой важнейшая роль отводится инновационному менеджменту.

3. Инновационная деятельность — это деятельность, связанная с использованием и коммерциализацией научных исследова­ний и разработок с целью обновления и расширения номен­клатуры продукции, совершенствования технологии с после­дующим внедрением и реализацией на рынках.

4. Инновационный менеджмент — одна из форм общего менед­жмента, объектом которой выступают специфические, слож­ные и масштабные инновационные процессы. Понятие «ин­новационный менеджмент» объединяет в себе три аспекта: наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и процесс принятия решения, аппарат управления иннова­циями.

5. В развитии инновационного менеджмента выделяются четыре этапа: факторный подход, функциональная концепция, сис­темный подход, ситуационный подход.

6. Основная цель инновационного менеджмента заключается в том, чтобы обеспечить долговременное функционирование инновационного предприятия на основе рациональной орга­низации инновационных процессов.

7. Основная задача инновационного менеджмента — обеспечить гармоничное развитие инновационного предприятия.

8. Выделяют две группы функций инновационного менеджмента: основные (предметные) и обеспечивающие, в том числе со­циально-психологические и технологические (процессуаль­ные).

9. Основные функции определяют содержание процесса управ­ления инновационной деятельностью и включают в себя фор­мирование целей, планирование, организацию и контроль.

10. Обеспечивающие функции способствуют эффективной реа­лизации основных функций.

В состав системы инновационного менеджмента включены подсистемы: научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая, которые в свою очередь образуют внутреннюю среду фирмы.

Подсистема научного сопровождения будет состоять из таких частей, как:

1) научные подходы к инновационному менеджменту;

2) функции и методы менеджмента. Научный подход состоит из системного,

структурного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного, комплексного, интеграционного, динамического, процессного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного подходов.

Функции менеджмента:

1) планирование;

2) организация;

3) мотивация;

4) контроль.

Методы менеджмента:

1) организационные;

2) административные;

3) экономические;

4) социально-психологические.

Виды инновационного менеджмента

Различают стратегический, функциональный и оперативный виды ИМ (см. табл.2). Стратегический менеджмент сосредотачивает свои усилия на анализе макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры. Для упрочения положения фирмы особое внимание уделяется анализу и созданию конкурентных преимуществ фирмы.

Функциональный и оперативный ИМ направлены на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществления действенного контроля.

Другая классификация функций:

1) функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления;

2) функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций.

Функции субъекта управления:

1) функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем;

2) функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;

3) функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур;

4) функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико-технологической и экономической систем;

5) функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;

6) функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников;

7) функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрениях процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п.

Функции объекта управления:

1) рисковое вложение капитала в инновационный проект;

2) организация инновационного процесса при внедрении инновационного проекта;

3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.

Наши рекомендации