Краткая характеристика предприятия
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Логистика»
Тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПУТЕМ СТАНДАРТИЗАЦИИ»
Выполнил: студенты гр. з4075/22
Смидюк ИМрина Александровна
Руководитель: к.э.н., доцент Бурмистров Андрей Николаевич
Санкт-Петербург
Введение
Данный курсовой проект выполняется по дисциплине «Логистика».
Целью выполнения курсового проекта является получение навыков моделирования бизнес-процессов в стандарте IDEF0 и расчетов эффективности бизнес-процессов.
Для описания бизнес-процесса и расчета эффективности в данной курсовой работе я выбираю кафе, в частности рассмотрю процесс приготовления борща.
Кафе мной было выбрано для описания предприятия и составления стандарта предприятия. При расчете эффективности изменения бизнес процесса, я приняла граничные условия, что кафе в своей деятельности занимается только приготовлением и реализацией борща. Именно этот процесс мною будет описан далее в курсовом проекте.
Краткая характеристика предприятия
Предприятие общественного питания «Тещин борщ», предназначено для организации отдыха потребителей со средним уровнем доходов. Ассортимент реализуемой продукции ограниченный. Реализует фирменное блюдо. По ассортименту реализуемой продукции у нас получилось — кафе-борщ. Кафе на 5 мест. Численность персонала – 2 человека (1 повар, 1 администратор-официант). Кафе планирует работать только в летний период и является летней площадкой как часть предприятия розничной торговли, специализирующегося на реализации блюд и напитков быстрого приготовления.
Одновременно с условием, что кафе специализируется только на приготовлении борща, мы принимаем граничное условие, что варить можно только кастрюлю на 7 порций, вместе с тем кафе одновременно может принимать только 5 человек. Это сделано для возможности описания бизнес-процесса «как надо» для нашего описываемого случая - приготовления и реализации борща.
2. Описание процесса «как есть» (текстовая модель процесса)
Сначала построю модель существующей организации работы - AS-IS (как есть). Анализ функциональной модели позволит понять, где находятся наиболее слабые места, в чем будут состоять преимущества новых бизнес-процессов и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая структура организации бизнеса. Детализация бизнес-процессов позволяет выявить недостатки организации даже там, где функциональность на первый взгляд кажется очевидной. Признаками неэффективной деятельности могут быть бесполезные, неуправляемые и дублирующиеся работы, отсутствие обратных связей по управлению (на проведение работы не оказывает влияния ее результат), входу (объекты или информация используются нерационально) и т. д. Найденные в модели AS-IS недостатки можно будут исправлены при создании модели ТО-ВЕ (как будет) - модели новой организации бизнес-процесса. На основании этих изменений и выносится итоговое заключение, которое содержит в себе рекомендации по реорганизации системы управления.
Функциональное моделирование начинается с того, что выделяется основная задача, которая решается путём выполнения этого бизнес-процесса. В нашем случае эта задача формулируется следующим образом: «Приготовить борщ».
Мне кажется, что эффективнее начинать процесс моделирования с того, что определить, какими данными и материалами мы обладаем до выполнения бизнес-процесса (Входные данные), а также чётко уяснить, что мы хотим получить в результате выполнения бизнес-процесса (Выходные данные). Это позволит выявить чёткие требования к бизнес-процессу. В случае приготовления борща на входе имеются, например, овощи и мясо (их может, конечно, и не быть, но допустим, что все продукты были предусмотрительно закуплены). На выходе мы должны получить борщ.
Нужно выделить так называемый механизм, т.е. тех исполнителей, которые будут задействованы в бизнес-процессе. В нашем примере в качестве механизма выступаю я (Ирина Александровна) ну и, скажем, моя подруга Марина.
Для приготовления борща нам необходимо закупить продукты (мясо и овощи). Далее я на основании кулинарной книги начинаю готовить бульон из мяса, а Марина в соответствии с той же книгой занимается подготовкой овощей. Потом я по советам моей знакомой Мари Федоровны начинаю варить борщ, добавляя в бульон овощи. После того как борщ готов, мы вместе с Мариной подам его на стол посетителям кафе.
Однако так как кафе одновременно принимает 5 человек, то считаем, что 2 порции каждый раз пропадают.
3. IDEF0-модель «как есть»
Правильное выполнение процесса должно чем-то контролироваться (какими-то стандартами, методиками, технологиями и проч.). Это в IDEF0 называется «управлением» и обязательно должно фигурировать на функциональной диаграмме.
Когда я выявила входные и выходные данные, установила механизм и способы управления, можно свести всю эту информацию в первую диаграмму, называемую контекстной диаграммой. Выглядеть она будет так, как на рисунке 1.
Рис. 1. Контекстная диаграмма
Основная цель контекстной диаграммы – выявить ту главную задачу, которую решает выполнение бизнес-процесса. Особенно контекстная диаграмма важна при компоновке общего взгляда на решаемую бизнес-задачу: что нам требуется и в каком количестве, что мы получим на выходе, кто задействован в бизнес-процессе, какие регулирующие документы нам необходимы для качественного решения поставленной задачи.
Контекстная диаграмма не даёт полного видения процесса, а лишь общий взгляд. Для того чтобы просмотреть последовательность выполнения процесса, нужно декомпозировать диаграмму, т.е. дать чуть более детальное описание процесса. Задачи эти могут быть как последовательными, так и параллельными по времени их выполнения. Скажем, в нашем случае приготовления борща эти задачи сводятся к: приготовлению бульона, подготовке овощей, собственно варке и подаче блюда на стол. Понятно, что готовить бульон и подготавливать овощи можно одновременно, а вот подать борщ до того, как он заправлен, уже получится плохо. Получим диаграмму, как показано на рисунке 2.
Рис. 2. Основная диаграмма
Таким же образом можно декомпозировать каждую из указанных небольших функций до достижения необходимой степени детализации.