Этапы становления и тенденции развития экономики знаний
Знания всегда играли большую роль в жизни человечества, но в современном мире их значение неизмеримо выросло. Это связано в первую очередь с тем, что мир переходит в новый этап своего развития, базу которого составляет экономика, основанная на знаниях (экономика знаний). Ее отличительная особенность состоит в том, что знания играют в ней решающую роль, а их производство является источником роста экономики. К началу ХХI века знания стали важнейшим фактором формирования общества, неузнаваемо изменили облик мировой экономики, организацию бизнеса и менеджмента, образ жизни людей, подходы к образованию, здоровью и работе. По оценкам Мирового банка, более 50% валового продукта развитых стран основано на знаниях.
Современный этап социально-экономического развития характеризуется тем, что промышленно развитые страны приступили к решению комплекса новых, преимущественно социально-экономических задач, которые потребовали смещения приоритетов научно-технической политики в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста. Несомненно, что достаточно высокий уровень жизни и устойчивый экономический рост современных постиндустриальных стран предопределен успехами фундаментальной и прикладной науки. Экономику такого общества определяют как экономику знаний. Признаками такой экономики являются реальные процессы развития высоких технологий, рост интеллектуально-инфомационного производства и выдвижение на роль первичного сектора индустрии знаний.
Несмотря на множественность определений и названий феномена «новой экономики», их объединяет одно: признание того факта, что это новейший этап развития, отражающий специфику формирования экономики, основанной на знаниях, в высокоиндустриальных странах. В чистом виде, на наш взгляд, такой экономики сегодня не существует, однако ее наиболее основополагающие элементы уже четко проявляются и развиваются ускоренными темпами. В первую очередь, это касается США, Японии, стран ЕС, где к настоящему времени выработались контуры моделей знаниевой экономики, имеющие свои специфические особенности. Экономика знаний является составной и неотъемлемой частью общества знаний и может существовать и развиваться только в обществе, в котором знания пронизывают все сферы, а сознание и применение, в первую очередь, научных знаний, определяется не только соображениями экономической эффективности, но и тем, что они в самых разнообразных формах входят в обыденную жизнь простых людей.
Фактически экономика знаний - это форма проявления постиндустриальной экономики и постиндустриального общества, хотя сам термин «экономика знаний» существует еще с начала 1960-х годов, а в концепции постиндустриального общества науке и научному знанию отводится одна из ключевых ролей.
Исследования сущности знаниевой экономики с точки зрения генезиса предполагает определение основных этапов ее становления. По оценке большинства авторов, процесс возникновения знаниевой экономики приходится примерно на 60-е годы XX века.
Термин «экономика знаний» был предложен в 1962 г. американским экономистом Фрицом Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний. В своей работе «Производство и распространение знаний в США» под экономикой знаний он понимал один из секторов экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста.
Сейчас этот термин используется более широко для определения экономики, где знания играют решающую роль, а создание и использование знаний становится источником роста, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов, стран.
Под экономикой знаний обычно понимают такую экономику, «в которой значительная часть валового национального продукта создается в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний».
Первый этап зарождения экономики, основанной на знаниях связывается с началом научно-технической революции. Сам термин научно-технической революции впервые применил теоретик науки Дж. Бернал для характеристики состояния современного научно-технического прогресса. Однако, на наш взгляд, в эту периодизацию следует включить и предварительный период – последнюю треть XVIII-XIX вв., так как в его рамках происходят важнейшие количественные накопления научных знаний и превращение науки в непосредственную производительную силу.
Второй этап – середина 50-х гг. XX века – характеризуется качественными изменениями: обнаруживается резкое сокращение цикла практической реализации научных открытий, фактически до срока строительства крупного современного предприятия. С середины XX в. наука становится ведущим фактором в системе производительных сил: определяет темпы развития материального производства, диктует характер его технических, организационных и структурных изменений, участвует в развитии всех компонентов этой системы.
На третьем этапе, начавшемся в 70-е годы XX в., новые технологии создаются и внедряются на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, которые постоянно обновляются и совершенствуются. В этот период выявляется огромный коммерческий потенциал накопленных научных новаций и возможность их технологического приложения к производству. Наука начинает выступать в роли ведущего фактора производства, который воздействует на все другие факторы. Данный этап во многих источниках характеризуется как научно-производственная революция. Этот период характеризуется ростом прикладной направленности науки, ее связи с производством, фундаментальные исследования все более ориентируются на решение крупных технико-технологических задач, результатом которых являются радикальные изменения в экономике, что в свою очередь, способствует развитию самой науки.
Четвертый этап становления экономики знаний связан с распространением информационной, а точнее информационно-знаниевой революции. Современный этап развития экономики знаний связан с созданием сверхскоростных компьютеров и мощных запоминающих средств; формированием и развитием автоматизированных баз данных; быстрым ростом глобальных и региональных коммуникационных сетей, использующих современные системы и технологии передачи и хранения информации и знаний.
Информационная революция и связанный с ней новый этап в развитии экономики и общества обладает рядом особенностей.
Во-первых, на ряду с производством традиционных товаров, услуг, технологий, страны, находящиеся на высоком уровне развития, направляют все большую часть национальных ресурсов на развитие сферы информации, на производство новых знаний, в первую очередь научных, от которых зависит создание новой наукоемкой техники и технологий, формирующих народно-хозяйственный потенциал этих стран и обеспечивающих их экономические и другие интересы.
Во-вторых, именно интеллектуальные ресурсы, воплощенные в новой информации, знаниях и опыте, являются ключом к решению основных проблем развития.
Информтехнологии, сложнейшая цифровая и коммуникационная техника создаются сегодня на основе научных разработок, в свою очередь, информационная индустрия способствует сверхбыстрой и масштабной обработке, передаче, сохранению, распространению, пропаганде и беспрепятственному доступу научных идей и знаний для гигантского числа людей, на любые расстояния в режиме реального времени.
В настоящее время, по мнению исследователей, закладываются предпосылки следующей информационной революции. В системе глобальной трансформации наступает новый качественный этап, связанный с особой ролью науки, наукоемких технологий. В ближайшем будущем грядет новый виток информационной революции, основанный на глобализации человеческих знаний, экспертных системах и других средствах искусственного интеллекта. При развитии этих процессов выиграет та страна, которая сможет наилучшим способом использовать свой научный потенциал.
Относительно дальнейшего продвижения обществ к экономике знаний многие авторы считают, что в современной стадии новой экономики следует различать два этапа:
1) информационную цивилизацию;
2) цивилизацию знаний.
На первой стадии, которую можно назвать информационной эрой, основную роль будут играть глобализационные процессы, как в сфере коммуникаций, так и в сфере перемещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также в области культурного и идеологического трансферта, унификации общедоступного знания, когда каждый индивид получает слабо ограниченный доступ к мировым информационным хранилищам.
Вторую стадию – «цивилизацию знаний» следует воспринимать как «период с повышенной ролью знаний в социально-экономических процессах». На этой стадии информационной эры главным инструментом приобретения знаний станет собственное познание, то есть процесс личностного и институционального освоения информации, соединение новой информации в рамках метаинформационных структур.
Основными доминантами нового экономического уклада выступят познавательные способности человека непрерывно разрабатывать новшества, совершенствовать производство вещественных и духовных благ. В связи с этим резко возрастает роль человеческого фактора в организации научно-творческого и внедренческого труда. Поэтому страны, которые не смогут обеспечить необходимый уровень образования, развития науки, качества информационной среды, неизбежно попадут в зависимость от стран лидеров в области создания и распространения знаний. Страны, наращивающие свой научно-технический и производственный потенциал в прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретают значительные конкурентные преимущества.
В настоящее время технологическими лидерами являются США, страны ЕС, Япония, Канада, Австралия. Так, США принадлежит 36% мирового рынка высоких технологий, Японии – 16-18%. Опыт стран, где знаниевая экономика уже сформировалась или выступает как значительный сектор хозяйства, позволяет нам выделить четко обозначенные тенденции ее развития.
1. Постепенность. Трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную происходит не скачкообразно, а постепенно с накоплением качественных характеристик, с ярко выраженными элементами информационной экономики.
2. Преемственность. Экономика знаний формируется на основе материально-технического базиса предшествующих укладов, имеет в себе все черты преемственности индустриальной эпохи, но уже со все возрастающей значимостью невещественных факторов. Структура национального богатства развитых стран иллюстрирует сокращение вещественного богатства в пользу невещественного: сегодня в США доля человеческих ресурсов составляет – 76%, физического капитала – 19%, природного капитала – 5%, для стран ОЭСР – 68%, 30%, 2% соответственно.
Постиндустриальное развитие опирается на производственные силы, созданные во время промышленной революции. Но не столько на их материально воспроизводимую часть, сколько на интеллектуальную составляющую – накопленные знания, умения, общую культуру труда, научно-технические разработки, фундаментальные научные идеи и гипотезы. Сегодня в развитии экономики наступает момент, когда ее информационные свойства становятся важными и решающими в такой степени, что экономика определяется уже как информационная.
3. Интеллектуализация. Знаниевая модель экономики предъявляет высокие требования к интеллектуальной составляющей человеческих ресурсов. «Короткий цикл» знаний, навыков, профессий предполагает постоянное обновление индивидуальных способностей и восприятия новой информации. По экспертным оценкам, в настоящее время ежегодно обновляется около 5% теоретических знаний и 20% профессиональных знаний. Для поддержки компетентности, по мнению специалистов, необходимо в течение недели знакомиться с 3-4-мя новыми публикациями по специальности. Экономика знаний требует не менее 60% трудоспособного населения с высшим образованием (это в 2-3 раза больше, чем имеется сегодня в развитых странах). В ближайшие 10-15 лет человечество будет переживать всемирный бум спроса на образовательные услуги.
4. Неравномерность. Несмотря но то, что в постиндустриальной хозяйственной системе преобладают знанивые сектора, распределены они неравномерно. Постиндустриальное производство существует далеко за пределами таких стран, как США, Япония, стран ЕС. Однако его распространение не означает формирование постиндустриальных институтов во многих развивающихся странах.
Главными причинами этого являются:
во-первых, ограниченность рынков развивающихся стран и невозможность формирования в них того высокообеспеченного «среднего класса», который восприимчив к постиндустриальным тенденциям;
во-вторых, значительная миграция интеллектуального капитала из развивающихся стран в развитые;
в-третьих, огромная финансовая зависимость и технологическая зависимость развивающихся стран от развитых.
Иллюстрацией этого является так называемый цифровой разрыв. Так, страны с низким уровнем доходов почти в 5 раз больше тратят средств на развитие сельского хозяйства, чем промышленно развитые страны. В начале ХХI века число владельцев персональных компьютеров составляло (на 1 тысячу человек), в Буркина-Фасо – 1, В Южной Африке – 27, в Чили – 38, Сингапуре – 172, В Швейцарии – 348 человек. В Северной Америке доступ в Интернет имеет свыше 70% населения, В Южной Азии в режиме он-лайн могут находиться меньше 1% населения, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 2%, в Латинской Америке - 3% пользователей.
В развивающихся странах невелик национальный знаниевый потенциал: численность исследователей и затраты на исследование и разработки составляют: в Африке – 2,5%-0,7%, Арабских странах – 1,6-0,4, Океании – 1,7-1,3 соответственно. Тем не менее сегодня есть страны с опережающим ростом: новые индустриальные страны (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), которые за короткий срок увеличили наукоемкость ВВП в 1,5-2 раза и приблизились к показателям европейских стран. Однако они не вошли в разряд постиндустриальных держав.
5. Глобальность. Новую экономику связывают с глобализацией современных научно-технических открытий и применяемых знаний. В связи с этим ее характерными чертами становятся: глобальность происходящих изменений, их скорость и масштабность, многообразие, сочетание общемировых тенденций с их индивидуализацией в различных странах, многократный рост производительности и интенсивности труда как производителей информационных продуктов, так и их потребителей.
Доступность всех видов знания обеспечивает одинаковые возможности для разных стран ускорить свое развитие, решить важнейшие социальные проблемы (гарантированное обеспечение продовольствием, энергоресурсами, здравоохранение, образование и т.д.)
По оценке Всемирного банка сравнительное преимущество стран все меньше и меньше определяется богатством природных ресурсов и дешевой рабочей силой и все больше – технологическими инновациями и конкурентным применением знаний. В рамках глобализации все более интенсивным становится экспорт научных знаний, высоко-инновационных продуктов, интеллектуальных и образовательных услуг: знания превращаются в глобальный воспроизводственный ресурс, способный быстро увеличиваться в масштабах (объемы научно-технических баз данных в настоящее время удваиваются в течение 12-18 месяцев).
Глобализационные процессы углубили специализацию научной деятельности, и к концу ХХ века сложилось своеобразное разделение труда по узким специализациям: таковыми для США являются прикладные промышленные разработки, для азиатских стран – распространение новых технологий, тогда как для Западной Европы – фундаментальная наука. Каждый из национальных лидеров мировой науки нацелен на завоевание ведущих позиций по всему спектру НИОКР.
В современной экономической литературе чаще всего используется определение экономики знаний, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать «экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности».
Одно из определений экономики знаний дано в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2004»: «Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний – это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и оборудования».
Как показывают многочисленные исследования, основными предпосылками формирования «экономики знаний» следует считать:
· превращение знания в важнейший фактор производства наряду с трудом, природными и материальными ресурсами;
· увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знания емких услуг для бизнеса;
· рост значения человеческого капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров;
· развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий;
· превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов, национальных экономик.
По сути, в мировом масштабе идет интенсивное движение к новой цивилизации, и положение любой страны с точки зрения требований экономики знаний характеризуется с помощью ряда показателей. В их числе:
· доля высоких технологий в экспорте продукции обрабатывающей промышленности;
· расходы на инженерно-компьютерные технологии по отношению к ВВП;
· число персональных компьютеров в расчете на 1000 человек;
· число статей в научных и технических журналах.
Россия на 2 - 3 порядка отстает от передовых стран Запада почти по всем главным направлениям информатизации: программному обеспечению, числу персональных компьютеров, системам связи, уровню загрузки больших вычислительных систем, количеству действующих информационных систем. Чтобы ускорить наше движение в направлении формирования экономики знаний, необходимо преодолеть отставание от развитых стран, достигших высоких значений этих параметров. Для этого следует преодолеть негативное воздействие факторов торможения, среди которых наиболее важными с позиций управления экономикой страны были: приоритетность развития сырьевого сектора; ориентация на краткосрочные цели; недооценка человеческого капитала, нарушение преемственности научных и технических знаний.