Цели учебно-производственной практики
Программа учебной практики
Учебно-производственная
Направление подготовки
040101.65 Социальная работа
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Псков 2010
Цели учебно-производственной практики
Целями учебной практики являются:
- практическое применение теоретических знаний, полученных в учебном процессе;
- формирование практических умений и навыков социальной работы.
- осознание реальных социальных проблем, существующих в обществе;
- психологическая адаптация студентов к избранной специальности социального работника;
- развитие культуры и профессионального самосознания будущего социального работника;
- саморефлексия с последующим обобщением затруднений и внесений предложений для коррекции образовательного процесса.
Задачи учебно-производственной практики
Задачами учебной практики являются:
1) диагностические:
- получение опыта практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения;
- изучение проблем клиентов, которые обращаются в социальные учреждения в различных сферах жизнедеятельности;
- изучение функциональных ролей специалистов социальной работы на практике;
- изучение основных видов социального инструментария, используемого социальным учреждением в своей деятельности;
2) коммуникативные:
- научение профессиональному общению по проблемам социальной защиты населения (способность входить в контакт с клиентом и поддержать общение с ним);
- организация делового общения студентов с профессиональными социальными работниками;
- участие в мероприятиях и конкретной повседневной социальной работе;
3) аналитические:
- формирование умения по осуществлению квалифицированного профессионального анализа состояния социальной работы в учреждении социальной защиты граждан;
- разработка плана действий, реализация его и оценка результатов.
Место учебно-производственной практики в структуре ООП
Данная практика основывается на следующих изученных дисциплинах базовой части: «Теория социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», «Экономические основы социальной работы», «Социальная экология», «Основы социального образования», «Социология», «Социальная информатика». А также на предметах вариативной части, в том числе дисциплин по выбору студента: «Социальная антропология», «Философия социальной работы», «Актуальные проблемы человека и общества», «Психофизиология», «Адаптация и резервные возможности человека».
В результате освоения данных предметов, к моменту прохождения практики студент должен знать:
- теоретические основы социальной работы;
- формы, методы и средства социальной работы;
- профессионально-этические основы социальной работы, принципы профессиональной деятельности;
- основы правового обеспечения социальной работы;
- основные теории социально-педагогической, социально-психологической и социально-медицинской работы в социальных учреждениях и службах;
- содержание экономических процессов, протекающих в сфере социального обслуживания населения;
- философско-антропологические основы социальной работы;
- специфику социокультурного развития своей страны, региона проживания;
- основы современной концепции развития социального государства, особенности социальной стратификации и мобильности;
- основные философские течения и социологические планы;
- понятие экологии и социального здоровья;
- современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека.
Студент должен уметь:
- рационально организовать и планировать свой труд и режим работы;
- анализировать свои возможности, приобретать новые знания;
- давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам;
- планировать работу на период практики.
Студент должен владеть следующими навыками:
- основами социологического исследования;
- навыками волонтёрской деятельности;
- поиска, сбора и обработки информации о системе социальной работы;
- техникой проведения интервью, беседы, анализа документов;
- работы в локальной и глобальной сети;
- ведения отчётной документации.
4. Формы проведения учебно-производственной практики - полевая
Подготовительный этап.
1. На основе, каких моральных и нравственных принципов вы будете строить свои отношения с клиентом?
2. Сформулируйте основные этические правила взаимоотношений в коллективе профессионалов в области социальной работы.
3. Задание: предлагается несколько вопросов, позволяющих понять, насколько сложно установить правильные взаимоотношения в социальной работе:
1. Позволили бы вы вашим клиентам называть себя по имени?
2. Стали бы вы обращаться к ним по имени?
3. Вы оказали услугу клиенту, позволили бы отблагодарить себя и:
- связать вам джемпер;
- найти неисправность в вашей автомашине;
- устранить повреждение электропроводки в вашей квартире?
4. Посещая клиента на дому, согласились бы вы на:
- чашку чая;
- алкогольные напитки;
- предложение поесть?
5. В своей рабочей комнате (офисе) стали бы вы:
- говорить о личных делах с другими присутствующими людьми (сотрудниками, клиентами);
- готовить чашку чая для клиента.
6. Стали бы вы сравнивать собственный жизненный опыт с жизненным опытом клиента:
- высказывать, что вы чувствуете по поводу их обстоятельств;
- давать информацию о том, как сложился ваш день?
7. Дали бы вы ваш домашний адрес или номер телефона своему клиенту?
8. Приняли бы вы от клиента приглашение на свадьбу, вечеринку?
9. Дадите ли вы деньги взаймы вашему клиенту?
10. Стали бы вы прикасаться к клиенту, если он расстроен:
- дотрагиваться до предплечья;
- обнимать за плечи;
- прикасаться к колену?
11. Стали бы вы пожимать руку клиенту при первой встрече?
12. Игнорировали бы вы незаконные действия вашего клиента:
- требования пособия по безработице. Хотя он в настоящее время работает, но получает мизерную зарплату;
- жульническую переделку электрической проводки, произведенную самим клиентом;
- неявку в милицию или суд находящегося в розыске?
«Проиграйте» указанные выше ситуации в театрализованных сценках.
«Усложните» ситуации, вводя новые роли и другие обстоятельства.
4. Какие современные группы теоретических моделей социальной работы Вы знаете?
5. Для чего специалисту социальной сферы необходимо знание теоретических основ (целей, принципов, закономерностей, методы и т.д.) социальной работы
6. Определите верность или докажите ошибочность каждого из предложенных вариантов определений социальной работы:
а) СР – это профессия;
б) СР – это прикладная науки;
в) СР – отраслевая наука;
г) СР – учебная дисциплина;
д) СР – это специфическая форма социальной деятельности.
Дайте определение объекта и предмета социальной работы как науки.
Технологический этап.
5.Назовите основные группы принципов социальной работы.
Практическое задание:
Попробуйте самостоятельно определить круг своих полномочий и степень ответственности при прохождении практики в качестве помощника социального работника.
4. Практическое задание:
Знакомство с опытом и разработка модели муниципальной (районной) службы социальной защиты населения
Ц е л ь: разработка теоретической модели службы социальной защиты населения.
Задание: описание и анализ действующей модели муниципальной (районной) службы социальной защиты населения ( ведомственная подчиненность, цели, задачи, структура, содержание, формы и методы работы, кадровое обеспечение, оплата труда, документация и др.) разработка и описание авторской теоретической модели и рекомендаций по совершенствованию системы социальной защиты населения.
5.Практическое задание. Работа с социальной группой ( семьей, пожилые люди и т.п. в специальном учреждении и т.п)
Цель: обучение способам выполнения программ, ориентированным на работу с социальными группами.
а) проведите опрос среди социальных работников, участвующих в подобных программах; понаблюдайте, как эти программы выполняются; выявите трудности;
в) ознакомьтесь с отчетами и руководствами по программам;
г) подготовьте отчет о целях программы, потребностях, которые были удовлетворены в ходе выполнения программы, дайте оценку проведенным мероприятиям, оцените принципы деятельности;
д) определите сущность программ при идеальных обстоятельствах.
6. Какие классификации методов социальной работы Вы знаете?
Какие методы сбора информации используются в социальной работе Вашего полевого учреждения?
Что влияет на выбор социального работника того или иного метода работы?
7. Какие социальные проблемы человека и общества решает социальная работа ( на базе полевого учреждения).
Практическое задание. Социальная работа с клиентом.
Цель: практика предполагает знакомство с различными категориями населения, нуждающимися в социальной поддержке.
Составьте индивидуальный план работы с клиентом, реализуя следующие задачи:
1) ознакомьтесь с условиями жизнедеятельности;
2) беседа с администрацией, окружением клиента;
3) подбор анкет и тестов для респондентов;
4) обсуждение первичной диагностики с руководителем практики и на «круглом столе»: определите основную проблему, стоящую перед клиентом. Какие методы и формы помощи Вы могли бы предложить. Разработайте план работы с клиентом.
5) оказание помощи клиенту во взаимодействии с лицами, специалистами, организациями и т.п.;
6) организация различных видов социально значимой деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ;
7) разработайте рекомендации по работе с клиентом.
8. Валеологическая работа с клиентом.
Цели: закрепление знаний о человеческом организме; владение умениями и навыками физического самосовершенствования, пропаганда здорового образа жизни среди разновозрастных групп населения.
Провести опрос одного класса (беседу, интервью, анкетирование) учащихся старших классов по условной теме « Культура здоровья».
Разработать курс занятий, посвященный здоровому образу жизни (20 часов), и провести урок здоровья для подростков.
Составить перечень возможных «физкультминуток» для детей младшего школьного возраста и провести открытое занятие для педагогов начальной школы.
Патронажная работа с людьми, нуждающимися в уходе.
Приготовление простейших блюд и выпечки.
9. Какие критерии эффективности деятельности социального работника вы бы выделили?
10. Большую роль в деятельности социального работника играют телефонные переговоры. Культура телефонного общения предполагает соблюдение известных правил. Внесите данные правила в заданный текст:
Звонят социальному работнику:
- до начала разговора проявлять…………. Трубка снимается после…..;
- поднимая трубку необходимо…;
- интонация голоса при разговоре по телефону должна быть…; темп …;
- начинаем с …; во время всего разговора необходимо делать …;
- слушая клиента, необходимо …;
- при плохом качестве связи не принято …, необходимо …;
- если необходимый звонящему человек не может подойти к телефону необходимо …, не принято …;
- если разговор затягивается, необходимо …
- типичными ошибками при разговоре с позвонившим являются: …;
- обычно первым всегда заканчивает разговор …
Звонит социальный работник:
- вначале необходимо …;
- если заранее известно, что предстоит долгий разговор, необходимо …
Научиться правильно вести телефонные переговоры, можно только часто практикуясь в этом. Придумайте сценарии диалогов:
«клиент – социальный работник»,
«социальный работник – руководитель»,
«социальный работник – спонсор» и т.п.,
проиграйте их, следя за соблюдением правил.
11. Делопроизводство – это работа с документами. Для чего социальному работнику необходимо знать основы делопроизводства?
Практическое задание: составьте перечень необходимых, на ваш взгляд, документов социального работника. Придумайте классификацию документов данного перечня.
12. В чем заключается методика ведения деловых бесед?
13. Каждый социальный работник за время своего обучения должен научиться писать деловые письма, доклады и т.п. минимальными усилиями и затратами времени, но с максимально положительным эффектом.
К категориям любого текста относят: тему – то, о чем говорится в тексте; идею – основная мысль автора; проблему – вопрос, требующий разрешения или освещения; жанр – конкретный тип текста.
Практическое задание
Составление письма – просьбы
Ситуация: вашему учреждению нужны подарки и призы для проведения праздника двора. Адресат ( на выбор): банк, кондитерская фабрика, магазин игрушек.
Подсказка. Что необходимо указать в вашем письме-просьбе:
- краткая информация о вас: название учреждения (организации), кем создано, когда и зачем;
- кратко о проблеме, которой занимаетесь;
- коротко о ваших прошлых успехах;
- информация о том, кто вас поддерживает, на какие средства вы существуете;
- чем вы уникальны, чем отличаетесь от других;
- общее предложение о сотрудничестве, высказанное в вопросительной форме;
- конкретные предложения.
14. Подготовьте сообщение о нормативно-правовых актах, используемых в работе с: неформальными группами, семьями, детьми, молодежью, беженцами, инвалидами, безработными, пожилыми людьми, «группами риска», заключенными.
Заключительный этап.
10. Рефлексия по итогам практики
Задание. Попробуйте поразмышлять по итогам своей учебной практики. Выбор формы представления результатов зависит от вас.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-производственной практики
а) основная литература:
1. Албегова И.Ф. Введение в специальность «Социальная работа»: Учеб.-метод.пособие. – Ярославль: ООО «Социум», 1997. – 38 с.
2. Агапов Е.П. История социальной работы: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2009. – 256 с.
3. Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Дашков и К, 2010. – 224 с.
4. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
5. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник. – М.: Академия, 2007. – 156 с.
6. Захаров Л.М. Право социального обеспечения России: учебник для вузов. – М.: Волтерс Клуверс, 2004. – 608 с.
7. Киселева Н.А. Студент в психологическом зеркале педагогической практики. (Учебное пособие). – Псков: ПГПУ, 2006. – 128 с.
8. Колин К.К. Социальная информатика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 432 с.
9. Кравченко А.И. Социальная антропология: учебник для студ.вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 544 с.
10. Кравченко А.И. Социальная работа: учебник. – М.: Проспект, 2008. – 416 с.
11. Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала 20 в.): учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 624 с.
12. Курбатов В.И. Социальная работа: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – 480.
13. Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России: учебное пособие для вузов. – М., 1995.
14. Мамедов Н.М.Основы социальной экологии: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Ступени, 2003. – 256 с.
15. Мельников В.П. История социальной работы в России: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2006. – 342 с.
16. Менеджмент социальной работы: учебное пособие для студентов/Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Бойтенко. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
17. Методические материалы по учебным курсам специальности 350500 «Социальная работа» / Под общ.ред. Г.Ф. Васильевой, Н.А. Рыбаковой. – Псков: ПГПИ, 2003. – 248 с.
18. Новикова С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2006. – 496 с.
19. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие для студентов вузов/отв.ред. П.В. Палехова. – М.: Инфра-М, 2009. – 128 с.
20. Основы социальной работы: учебник для студентов вузов/Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 2007.
21. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – 476 с.
22. Пантелеева Т.С. Экономические основы социальной работы: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 190 с.
23. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учебное пособие для студентов вузов. – М.: логос, 2001. – 296 с.
24. Саванов А.Н. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. – 2-е изд.– М.: Высшая школа, 2004.
25. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
26. Социальная работа/Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
27. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие для студ. вузов / Отв. ред. А.А. Козлов. – М.: Логос, 2004. – 368 с.
28. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов/Отв.ред. Е.И. Холостова – М.: Инфра-М, 2002. – 427 .
29. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2006. – 464 с.
30. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов: учебное пособие для студентов. – М.: Ин-т практ.психологии, 1996. – 171 с.
31. Тетрский С.В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. – 5-е изд. – М.: Академический проспект, 2006. – 496 с.
32. Технология информационного сопровождения учреждений социального обслуживания/Сост. Л.Г. Орлова – Псков: Областной Центр семьи, 2009. – 28 с.
33. Технология развития профессиональной компетентности персонала учреждений социального обслуживания/Сост. Л.В. Телишева. – Псков: Областной Центр семьи, 2009. – 80 с.
34. Технология социальной работы: учебник/Под ред. А.Л. Чернецкой. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 392 с.
35. Технология социальной работы: учебник/Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2001. – 400 с.
36. Технология социальной работы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002. – 240 с.
37. Технология управления персоналом учреждения социального обслуживания: методическое пособие/Сост. С.Е. Сенская. – Псков: Областной Центр семьи, 2009. – 80 1с.
38. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2009. – 606 с.
39. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2007. – 510 с.
40. Фирсов М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2009. – 428 с.
41. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
42. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2006. – 232 с.
43. Холостова Е.И. Социальная работа в схемах: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – 104 с.
44. Черносвитов Е.В. Прикладная социальная медицина: учебник для стуеднтов вузов. – М.: Академический проект, 2004. – 480 с.
45. Черносвитов Е.В. Прикладные методы социальной медицины: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос-Пресс, 2002. - 256 с.
46. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.
б) дополнительная литература:
1. Алексеев В.С. Безопасность жизнедеятельности в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2006.
2. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экономических нишах земли: Курс лекций. – М.: МНЭПУ, 1998. – 280 с.
3. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 176 с.
4. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: Правовое регулирование: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2002. – 224 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов вузов. – М.: Смысл, Академия, 2007. – 527 с.
6. Басов Н.Ф. История социальной работы: Практикум. – М.: Дашков и К, 2008. – 340 с.
7. Высшее профессиональное образование в области социальной работы: опыт и проблемы. – М.: МГСУ, 2002. – 304 с.
8. Григорьев С.И. Социальная работа с молодёжью: учебник для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2008. – 204 с.
9. Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007.
10. Губарева Л.И. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 112 с.
11. Добреньков В.И. Социальная антропология: учебник для студ. вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 688 с.
12. Ефимова М.Р. Практикум по социальной статистике: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.
13. Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2006. – 479 с.
14. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
15. История социальной работы в России: Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Флинта, 2009. – 481 с.
16. Кочеткова М.Т. Адаптация и резервы человека: Учебно-методическое пособие. – Псков: ПГПИ, 2000. – 152 с.
17. Кусков А.С. Социально-экономическая и политическая география мира и России: Учебно-справочное пособие для студентов вузов. – М.: Кнорус, 2005. – 271 с.
18. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник. – М.: Высшее образование, 2009.
19. Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания. – Псков: ПГПУ, 2008. – 288 с.
20. Лысикова О.В. Имиджелогия и PR в социокультурной сфере: учебное пособие. – М.: МПСИ, Флинта, 2006. – 166 с.
21. Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы. МГСУ. – Н. Новгород: НИСОЦ, 2004. – 296 с.
22. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. – М., 2000. – 96 с.
23. Медведева Г.П. Проблемы свободы в социальной работе. – Нальчик, 2004. – 33 с.
24. Медведева Г.П. Проблемы формирования и становления личности специалиста в области социальной работы. – Нальчик, 2004. – 33 с.
25. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2002. – 208 с.
26. Назарчук А.В. Социально-философское осмысление глобализации: учебно-метод. пособие. – М.: Директ медиа Паблишинг, 2007. – 56 с.
27. Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 208 с.
28. Никонов Д.А. Право социального обеспечения в России: Краткий учебный курс. – М.: Норма, 2004. – 200 с.
29. Основы региональной экономики: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2008. – 334 с.
30. Основы социально-психологических исследований: учебник для вузов / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Гардарики, 2007. – 339 с.
31. Психология 21 века: учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 863 с.
32. Пэйн М. Социальная работа: современная теория. – М.: Академия, 2007. – 390 с.
33. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения: введение в экологическую эпидемиологию: учебное пособие для вузов. – М.: МНЭПУ, 2001. – 264 с.
34. Рыбакова Н.А. Введение в этику: краткий курс лекций. – Псков: АНО «Логос», 2009. – 92 с.
35. Рыбакова Н.А. Социальная работа и социальное образование: условия сохранения и развития жизненных сил человека в динамике социобытия. – Псков: ПГПИ, 2000. – 184 с.
36. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
37. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2008. – 234 с.
38. Слинчак А.И. Социальная экология (взаимодействие общества и природы): Курс лекций. – Псков: ПГПУ, 2009. – 100 с.
39. Солнцев С.И. Социальная теория распределения. – М.: Наука, 2009. – 435 с.
40. Социальная защита граждан, пострадавших в результате чернобыльской и других катастроф и инцидентов. Новейшие законодательные и другие акты / Сост. Е.Б. Скукин. – М., 2005. – 208 с.
41. Социальная работа с молодёжью: учебное пособие / Под ред. Н.Ф, Басова. - М.: Дашков и К, 2009. – 326 с.
42. Социальное законодательство России и Великобритании / В.М. Васильчиков и др. – М., 2000. – 240 с.
43. Становление гражданского общества: Личность, самоуправление, власть / Под ред. Т.Д. Зражевской. – Воронеж, 2002. – 368 с.
44. Технология управления персоналом учреждения социального обслуживания: метод. пособие / Сост. С.Е. Сенская. – М., 2009. – 80 с.
45. Трудовое и социальное право России: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Л.Н. Акимова. – М.: Владос, 2001. – 432 с.
46. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
47. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 192 с.
48. Философское мировоззрение и картина мира: четвёртые лойфмановские чтения: материалы всеросс. научной конф. – Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2009.
49. Фирсов М.В. Психосоциальная работа. Содержание и методы психосоциальной практики: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
50. Холостова Е.И. Социальная работа на селе: история и современность. – СПб.: Дашков и К, 2006. – 136 с.
51. Цветкова Н.А. Теория и технология психосоциальной работы с женщинами: учебное пособие для студентов вузов. – Псков: ПГПУ, 2005. – 360 с.
52. Черносвитов Е.В. Специальная социальная медицина: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2004. – 704 с.
53. Чеховских М.И. Психология делового общения: учебное пособие. – М.: Новое знание, 2006. – 253 с.
54. Шиповская Л.П. Человек и его потребности: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 431 с.
55. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьёй. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
56. Щенникова Л.С. Актуальные проблемы человека и общества: учебно-методические рекомендации для проведения семинарских занятий для студ. пед. ин-та. – Псков: ПГПИ, 2004. – 20 с.
57. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем: эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2000. – 320 с.
58. Яцемирская Р.С.. Беленькая И.Г. Социальная геронтология: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, МГСУ, 2003. – 224 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://soc-work.ru/
2. http://www.pskov.ru
3. http://social.pskov.ru/
4. http://moikompas.ru/compas/socrabota
5. http://ankopskov.ru/1501-43.shtml
6. http://www.socialwork.ru/socwork/posobie/2_1.htm
7. http://zdrav.pskov.ru/lawbase
8. http://www.pedlib.ru/Books/2/0421/
Программа учебной практики
Учебно-производственная
Направление подготовки
040101.65 Социальная работа
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Псков 2010
Цели учебно-производственной практики
Целями учебной практики являются:
- практическое применение теоретических знаний, полученных в учебном процессе;
- формирование практических умений и навыков социальной работы.
- осознание реальных социальных проблем, существующих в обществе;
- психологическая адаптация студентов к избранной специальности социального работника;
- развитие культуры и профессионального самосознания будущего социального работника;
- саморефлексия с последующим обобщением затруднений и внесений предложений для коррекции образовательного процесса.