Информационные продукты и услуги.
Инф-ые услуги (ИУ)-1).предост-е инф-и определ-го видапотребителю по его запросу. 2)Действия субъектов (собстве-ов ивладельцев) по обесп-ю польз-ей инф-ми продуктами.Инф-ый ресурс (ИР)-совокупность данных,органи-ых произв-ей в материал-ой или немат-ой форме,предназ-ых для распр-я.ИП и У выступают с одной строны как продукт интеллект-ой обработки бол-их массивов инф-и и знаний,лежащих в основе любых соц-ых и экон-их процессах, а сдругой стороны как базовые знания для дальнейшего исп-ия или изг-ии конкретного произв-го процесса. Т.о. ИП и У это семиотические (знаковые) овеществленные знания,непосрдственно влияющие на интеллект человека.Инф-ей(ИП,продуктом дух-го или немат-го произв-ва)наз-ся вещь или действие.в кот-ых их произ-ль предназначает для застаки опред-ых знаний получателю (потреблю) и кот-ые спос-ют пополнению знаний посл-го не требуя от него проведения каких либо спец-ых нетитпичных познав-ых действий. Только те данные явл-ся инф-ей для потреб-ля кот-ые восприняты им,понятной ему и полезны. Инф-я это те П и У кот-ые их произ-ль предна-ет для передачи знаний потреб-лю в макс-но доступной для него форме. Под инф-ой продукцией понимается предст-ой в форме товара ИР всех видов, а также прогр-ые продукты, БД и банки данных и др. инф-я. На статус существ-ых оснований классиф-и ИПУ могут претен-ть характер предост-ой инф-и,цел-ое назн-ие,сфера ее применения.способ произ-ва.адресность распр-я идр.Инф-ая служба создает 2 вида прод/ктов-матер-ый и немат-ый (т.е.инф-ая услуга).1.вид продукта созд-ся в процессе сбора АСПИ,2.вид продукта-в процессе инф-го осблуж-я.1 вид продукта обладает способн-ю удовл-ть потребности пользователя при наличии 2-х условий-1)у конкретного пользо-я возн-ет потр-сть.2)если к этим П.будет обеспечен доступ в форме ИУ.Доступ означает распр-е,пред-е инф-и,т.е.преоделение простр-ва м/у Д-ми и польз-ми с помощью предлагаемых работниками инф-ми службами услуг (рассылка.продажи,выдача..)Важн-ая особ-сть ИУ-это это спос-сть обспеч-ть долступ пол-ей г. Д-ам,инф-и,знаиям и те самым удовл-ть инф-ые потреб-сти.ИУ подразд-ся в зави-сти от предмета запроса польз-ля. Услуги справ-ые,новостные,учебно-консульт-ые,исслед-ие (в форме анал-ой справки.,)орган-но-вспом-ые (прием запроса..)Самые распр-ые ИУ-справ-ые,реклм-ые,консульт-ые.В системе инф-го осблуж-ия выполнение У.означает положит-ый рез-т деят-сти,невып-е (отказ)от[)иц-ый рез-т. В работе Пилко И.С. отм-ся,что созд-е ед.научно-обоснованоной классиф-и ИПУ,рассчиг-ой на всеобщее признание весьма проблематичноСуть построения классиф-и ИПУ состоит в выборе и научном обосновании надежных и сущ-ых оснований их дифференциации.Эти основания можно искать методом восхождения от абстрактного к конкретному (для теор-их классиф-ий).автор подч-ет.что по данным анализа спец-ой лит-ры,на статус сущ-ых оснований классиф-и ИПУ могут претендовать-хар-р предоствл-ой инф-и, сфера применения, способ произ-ва.адресность распр-я и др.,о кот-ых говорилось выше. Автор отмечает,что для созд-я многоаспектных кпассиф-й ИПУ применим фасетный подход-каждый классиф-ый признак служит основанием обр-я фасета В кач-ве примера-А.Вид обслуж-я А1. документ-ное.А.2. факторгаф-ое. А.З.концептографое.
Б.Назначение инф-и. Б1.Инди-ое. Б. 2. Грпповое.БЗ. Массовое.____________
В.Вид____________носителя- В.1.бумажный,В.2.Машиночитаемый,В.З,пленочный.
Г. Способ произв-ва-Г.1.Аналит-ая деят-сть.Г.2.Переводч-ая деят-сть.Г.З.патентно-лицензионая.Г.4.изд-ая.Г.5.копиров-но-множит-ая.
Д.Способ передачи инф-и.Д.1.непосрдств-ый,Д.2.по каналам связи.Д.З.через посредника.
Е.режим обслуж-ияЕ.1 ,разовый.Е.2.Долговременный.
Иерархическая классиф-ия ИПУ-1.хар-р предоставляемой инф-и (док-ые, б/фич, фактограф., аналит., консульт-ые). 2.Целевое назн-е и сфера применения (для сферы бизнеса,для сферы проф-ой деят-сти,для сферы упр-я,для сферы масс.потр-ия). З.Вид инф-го произв-ва (научно-инф-ой деят-сти,патентно-лиценз. деят-сти,переводч-ой,б б-фич.осбл-ия.изд-ой копир-но-множ-ой деят-сти,рекл-ой деят-сти), 4.широта распр-я (инд-го назн-я,гр.,масс.назн-я).Произв-воИУ-процесс упоряд-ия и перераб-ки инф-и,в рез-те кот-го она приоб-ет форму потреб-ой стоим-сти или блага. Предмет труда (сырье) в этом произ-ве служит не упоряд-ая инф-ия,а средством труда,система научных и практ-их заний.ИП-рез-т высокосложного интел-го по своему содерж-ю труда,совок-го работника индустр-го типа. Источники инф-и-для шир-го раср-я непоср-но потреб-ми,а также собир-ся и хранится в б-ках и арх-ах где в соотв-и с опред-ми правилами обесп-ся их б/фич.учет и выдача потреб-ям. П.инф-го произв-ва можно разд-ть на2 гр.-по их предназн-ю врасш-ом воспроиз-веобщ-ва.1)гр.-П-дпя прямого потреб-ля общ-вом,и его членами с явной выгодой для произ-ля ИП.2)гр.-П.кот-ый производители предпоч-ют скрывать от общ-ва,опасаясь какого-либо ущерба для себя.
Одновременно с форм-ем сектора экономики идет процесс создания инф-го рынка. Инф-ый рынок (ИР) как сфера товарного обращения.где форм-ся спрос,предл-е и цена на товары,так и место где проис-ит торговля.ИР явл-ся частью рынка,где предметом обмена явл-ся специф-ий товар-инф-я,точнее ИПУ.ИР есть система экон-их,прав.,соц-нопсих-их отношений,склад-их в усл-ях многообр-я форм собств-сти и конкуренции,при обмене ИПУ,м/у созд-ем и потеб-ем в процессе удовл-я инф-ых потреб-ей.Раслр-е ИП посредством услуги.ИР начал форм-ся в 80-е г.20в.Б-ки,инф-ые учр-я и opr-и медленно адаптир=сь.Появ-сь новые термины.Произв-ли-центры создания и редакт-я БД (ВИНИТИ,ЮНИОН)-инф-ые провайдеры (распр-е БД),учр-я,ведущие прикл-ную инф-ую деят-сть в специф-их обл.(банка,биржи),инф-ые брокеры- посредники,коммерч-е фирмы.Подг-ой ИПУ сегодня зан-ся собственно инф-ые учр-ия,но и орг-и,для кот-ых она явл-ся лишь побочным рез-ом осн.деят-сти. Рынок научной и техн-ой инф-и за посл-е время разв-ся в3 этапа-1эт.-1987-1992.-благ.усл-я для разв-яИР-возникли потреб-сти-спрос на инф-ю-деш-ое инф-ое сырье (неструкт-ая инф-я).2эт.-1992-1997.-либерализация экон-ки,разв-е рынка ИПУ ухудшается проиэв-во нерентабельным,б-ки сокращ-сь,финанс-е до минимума свели.Зэт.-1997-2005,-принято пост-е о гос.НТИ,положение об оказании финасв.помощи инф-ым центрам. Этап созд-я нац-ой системы научной и техн-ой инф-и,кот-ая на прав.и норм-ом уровне призвана объед-ть Эл-ты гос-ой системы НТИ,библ.система,арх.фондов и частного бизнеса.Рынок ИПУ динамично разв-ся, Осн,произ-ли ИПУ -1 .создание(произ-во) оригин-ой по содерж-ю документ-ой инф-и (органы эакон-ой по содерж-ю документ-ой инф-и (органы закон-ой и исполн.власти.научн.,учеб.зав.,проектные орг-и,редакции..).-2.тиражир-еинф-и (типоргафии,службы копир-я,инф-но-выч.центры,фотосалоны).-3.форм-е ИР(нац.инф-ые центры,б-ки,спр.службы)-4.передачу (доведение) инф-и (книготорг-ые орг-и,агенства,учре-я и орг-и и службы почт-ой,телеграф-ой,Эл.связи).-5.общто исп-я (выдачу) инф-и (б-ки,органы НТИ,центры обр-ки инф-и,референсткие службы НИ и анал.центры).В обл.произ-ва Эл.ИПУпринято деление произ-ей по сфере влияния и уровню отвест-сти.-инф-ые центры нац-го значения заняты подг-ой машиночит-ых БД,инф-ые центры отр.и терр. значения заняты подг-ой и предост-ем в машиночит-ом виде,инф-ым обслуж-ем терр-й и отд.сфер деят-сти.-" инф-ые брокеры (б-ки,отделы инф-и,коммерч-кие фирмы.)