Библиотечно-информационные продукты и услуги. PDF FILE

Определение. Библиотечно-информационные услуги как вид государственных (муниципальных) услуг. Нормативная база предоставления государственных услуг. Подходы к классификации библиотечно-информационных продуктов и услуг. Библиотечно-библиографические услуги. Фактографические продукты и услуги. Информационно-аналитические продукты и услуги. Культурно-досуговые мероприятия. Дополнительные услуги, оказываемые библиотечно-информационными учреждениями (ксерокопирование, сканирование, переплет, аренда и пр.)

Стандарты качества библиотечно-информационных услуг.

Технология подготовки отдельных видов услуг (по выбору студента).

Библиотека является одним из производителей информационных продуктов и услуг, основным и исторически первоначальным информационным институтом, обеспечивающим общественное использование социально значимой документной информации.

Ю. Н. Столяров, связывая с библиотечным обслуживанием реализацию социального предназначения библиотеки, определил стандартный спектр библиотечных услуг».

Это: предоставление абоненту в пользование библиотечного фонда, справочно-поискового аппарата, библиотечных помещений, оборудование и мебели; помощь абонементу в разыскивании необходимых сведений о документах; поиск и доставка требуемых документов, информирование абонентам о пертинентных (соответствующих его потребности) документах и рекомендация их; обеспечение обобщения абонентов в области интересующих их источников между собой и со специалистами, воспитание библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения [6, с. 16].

Библиотечная услуга – это конкретный результат библиотечного обслуживания (полезный эффект библиотечного труда), удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки.

Пользователь обращается в библиотеку с запросом, по которому он хотел бы:

• получить определенную книгу, журнал, газетную статью, нормативно-правовой документ, видеофильм и т. д.

• литература по интересующей его теме;

• конкретные фактические сведения;

• информацию о мероприятиях б-ки и возможности участия в них; 1

• консультацию по самостоятельной работе с литературой, поиску документов в СБА, оформлению списков литературы и т. д.

Свою информационную потребность читатель формирует в виде словесного запроса, который не всегда адекватно передает содержание потребности. Поэтому умение уточнить определенные читательские запросы, является обязательным компонентом профессиональной подготовки библиотекаря.

Предметом библиотечной услуги могут быть:

o документы или их копии;

o библиографическая информация (уточненное библиографическое описание, списки, указатели литературы);

o факт или подборка фактов;

o тематические подборки и дайджесты (фрагменты текстов самых различных документов, выявленные и скомпонованные в соответствии с содержанием и логикой читательско- го запроса);

o консультации, облегчающие читателям самостоятельный поиск информации, работу с традиционными и электронными документами и т. д.

Услуга уникальна, неповторима, что объясняется несколькими причинами:

• индивидуальным характером читательских запросов;

• различными возможностями СБА разных библиотек;

• различным профессиональным опытом сотрудников библиотеки, представляющих ус- лугу;

• эвристическим характером сложных библиографических и фактографических запросов, выполнение которых не поддается алгоритмизации.

К обязательным бесплатным услугам относятся:

• предоставление информации о наличии в библиотеке конкретного документа;

• предоставление информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;

• консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;

• открытые просмотры литературы, тематические выставки в помещении библиотеки;

• предоставление читателей во временное пользование документов из библиотечных фондов, в читальных залах и на абонементе.

Платными становятся главным образом те услуги, которые требуют дополнительных не обеспечивающих государством материальных затрат, связанных с использованием копировально- множительной техники, компьютерных сетей, связи, обращение к коммерческим базам данных и т. д.

С точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги могут быть разовые или представляемые на постоянной основе (выставки и указатели новых поступлений, ИРИ). С точки зрения основания для предоставления услуги могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными подготовляемые персоналом в ходе реализации библиотечной просветительной функции. И наконец, с точки зрения ресурсов, использованных для оказания услуг с привлечением совокупных информационных ресурсов обществ. Последние занимают все большее место неизмеримо расширяя возможности библиотеки и повышая их престиж

Таким образом, традиционно «библиотечными» могут быть признаны услуги, реализованные на базе документных фондов библиотек и их объединений (библиотечных сетей и систем).

Предоставление услуг, в свою очередь, требует создание специфических библиотечных (библиографических) продуктов: каталогов, картотек, БД, библиографических списков, указателей литературы, информационных бюллетеней и т. п. Тем самым обеспечивается эффективная эксплуатация библиотечных фондов.

Документные услуги – представление первичных и вторичных документов. Библиотека расширяет услуги за счет освоения информационных, образовательных и социально культурных технологий.

характеризуя современную библиотеку, ее специальный статус и востребованность обществом, логично говорить об ассортименте информационных продуктов и услуг библиотеки, а не исключительно о библиотечных продуктах и услугах. Эффект внедрения автоматизированных информационных технологий в библиотечную практику сказался прежде всего на развитии номенклатуры библиографических продуктов и расширении информационной базы библиографических услуг библиотеки. Следовательно, для современных библиографов освоение стратегии поиска в распределенных информационных массивов приобретают такое же значение, как и умение ориентироваться в локальных библиотечных фондах.

Подготовка фактографических продуктов в силу трудоемкости процессов их создания и актуализации имеет ограниченное распространение в библиотеках. Выполнение фактографических услуг в библиотеках (фактографических справок), осуществляемое по индивидуальным запросам, отражает преимущественно массовый потребительский спрос или профиль обслуживания.

Научно-аналитические продукты. (аналитические обзоры и справки, проблемные и итоговые доклады, реферативных переводов, отчетов о проведенных научных исследованиях и т. п.) Не- смотря на ограниченную (библиотечную сферу) применения, эти материалы, наряду с публикациями в научных сборниках и в специальной периодике, являются уникальным источником информации, состоянии и перспективах развития библиотечной деятельности, накопленном опыте и его методическом осмыслении.

Программа продукта и оригинальное лингвистическое обеспечение ведущие библиотеки России. Копировально-множительные услуги, издательско-полиграфические услуги, рекламные продукты и услуги, образовательные услуги (консультации, оформление библиографических записей, список литературы, проведение занятий по формированию библиографической, информационной культуры, навыков работы с литературой, методикой скорочтения. При библиотеках создаются курсы-школы языков, эстетического развития, проводятся лекции, создаются клубы и объединения по интересам. Относительно новыми и перспективными направлениями образовательной деятельности библиотек становится: организация компьютерных классов, обучение основам компьютерной грамотности, участие в проектах и программах дистанционного обучения, непрерывного образования, переквалификации кадров. Внедрение новых информационных технологий в библиотечную практику, актуализировало значение образовательных услуг, связанных с обучением и повышением квалификации библиотечных специалистов (профессиональные консультации, курсы, семинары, индивидуальная и групповая стажировка и др.). Досуговые услуги для студентов вместе с центром культуры и искусств (фестивали, конкурсы, игровые программы, тематические вечера, игры, викторины, литературно-музыкальные гостиные). Технология социально-досуговой деятельности, требует специальных знаний о ее методах, средствах, ресурсах и результатах; профессиональных умений разработки сценариев, режиссуры, организации действия, учета, мотивов творчества и особенностей зрительного восприятия. Подготовка и предоставление досуговых услуг требует от библиотечного персонала не только признания, но и специальной подготовки.

Таким образом, современная библиотека является многономенклатурной производственной и сервисной системой, представляющей своим пользователям широкий спектр информационных продуктов и услуг (информационных продуктов и услуг (библиотечных, библиографических, факсографических, копировально-множительных, рекламных и др.).

Классификация информационных продуктов и услуг.

Разнообразие ассортимента НПУ актуализирует проблему их классификации, к рассмотрению которой мы переходим.

По данным частного анализа специальной литературы на статус существенных оснований классификации ИПУ могут претендовать: характер представляемой информации, целевое назначение, сфера ее применения, способ производства информации можно различать: Следующие виды НПУ:

• документальные (документы);

• библиографические;

• фактографические;

• аналитические; •

консультативные

Основу другого варианта многоаспектной классификации ИПУ, разработанной В. В. Брежневой и В. А. Минкиной составляют следующие фасеты:

• характер предоставляемых сведений;

• ресурсная база;

• особенности поиска информации и критерии ее отбора;

• основания для осуществления обслуживания;

• место и способ представления информации.

Фасетный метод может быть положен в основу многоаспектной характеристики реального ассортимента НПУ (конкретно информационной службы или сектора информационного рынка). 6 Различные варианты и формы предоставления научно обоснованных классификаций ИПУ (в виде иерархического ряда, матрицы, дескрипторной статьи) могут быть востребованы в ходе проведения библиотековедческих исследований для анализа практической деятельности, организации профессионального обучения и повышения квалификации библиотечного персонала в процессе разработки словарей предметных рубрик, рекламных проспектов и буклетов информационных продуктов и услуг библиотек.

Тенденции развития ассортимента информационных продуктов и услуг.

Наблюдается тенденция специализации объектов данных по отдельным отраслям и проблемам.

Наши рекомендации