Информационные продукты и услуги

Основой создания информационных продуктов являются информационные ресурсы. Содержание информационного продукта составляет:

- отражение информационной модели производителя;

- воплощение производителем собственного представления о конкретной предметной области;

- результаты интеллектуальной деятельности человека;

- формы фиксации на любом материальном носителе.

Носителями, обладающими определенными физическими свойствами, являются документы, книги, программы и др. С позиций действующего законодательства содержание понятия информационного продукта относится к документированной информации.

Информационный продукт (продукция) – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователя и предназначенная или применяемая для их удовлетворения. Данный продукт является результатом информационной технологии.

Основными характеристиками информационного продукта являются:

- способность фиксировать информационную модель отражаемого объекта;

- способность воплощать свое собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан;

- необходимость документироваться на материальном носителе любого физического свойства в виде статей, обзоров, программ, книг и т.д.;

- способность распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт.

Независимо от вида физического носителя информационный продукт распространяется с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводительной деятельности субъекта (физического, юридического лица), направленной на удовлетворение потребностей человека или организацию использования различных продуктов.

Информационные услуги – действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.

Информационные продукты и предоставление информационных услуг лежит в сфере экономики любого государства и характеризуется наличием рынка информационных продуктов и услуг(информационного рынка). Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов. Основные виды информационных услуг, оказываемых информационными системами, могут включать:

- поиск фактов и документов в массивах информационного ресурса;

- составление обзоров по тематике и перспективным разработкам в той или иной области человеческой деятельности, аннотирование и реферирование документов;

- предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

- выдачу результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

- фактографический поиск и аналитическую переработку информации (справки, таблицы, фирменное досье);

- организацию научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.);

- выдачу результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные услуги предоставляются в режимах информационного обслуживания (по заявкам и запросам потребителя) и информационного обеспечения (по регулярным, заранее оговоренным тематикам).

Результаты информационных услуг могут быть релевантными и пертинентными.

Релевантность – это соответствие содержания документа информационному запросу. Оно отражает субъективное понимание потребителем необходимой ему информации, которое он излагает в запросе.

Пертинентность – это соответствие содержания документа информационной потребности. В нем выражается объективное содержание информации, требуемой для решения проблемы или задачи.

С учетом того, что предоставление информационных услуг связано с формированием и наличием баз данных в информационных системах, построенных на применении вычислительной техники, применяется следующее содержание понятия «база данных».

База данных– совокупность связанных данных, правила и организация которых основана на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Базы данных, по содержанию, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. Таким образом, база данных является одной из форм существования и организации информации.

Можно привести классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных представлены множеством видов:

- справочными, содержащими информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;

- полнотекстовыми, содержащими первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;

- числовыми, содержащими количественные характеристики и параметры объектов и явлений. Это химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;

- текстово-числовыми, содержащими описания и характеристики промышленной продукции, фирм, стран и т.п.;

- финансовыми, содержащими финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;

- юридическими, содержащими правовые документы по отраслям, регионам, странам.

Наши рекомендации