Информационные продукты и услуги. ■ особенности информационных революций;

ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВЫ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

■ особенности информационных революций;

■ модели информационного общества;

■ сущность и цели процесса информатизации общества;

■ причины актуализации категории «информационная культура»;

■ определение понятий: информационные ресурсы, продукты, услуги;

■ основные виды информационных услуг;

■ особенности представления информатики как отрасли производства, как фундаментальной науки, как прикладной дисциплины;

■ отличие информации от данных;

■ формы адекватности информации и их особенности;

■ меры информации;

■ свойства информации;

■ общие сведения о классификации информации;

■ иерархическую систему классификации;

■ фасетную систему классификации;

■ дескрипторную систему классификации;

■ назначение системы кодирования информации;

■ основные идеи классификационного и регистрационного кодирования.

ПЕРЕХОД К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

1.1.1. Информатизация общества (см. конспект лекций)

Информационная культура

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недоста­точно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информацион­ная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнооб­разных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

■ в навыках по использованию технических устройств от телефона до пер­сонального компьютера и компьютерных сетей;

■ в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

■ в умении извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций) представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

■ во владении основами аналитической переработки информации;

■ в умении работать с различной информацией;

■ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информа­тика, теория информации, математика и ряд др. дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной куль­турой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональ­ный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития инфор­мационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин ин­формационного направления необходимо уделять много времени компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. При этом качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

Информационные ресурсы

Под ресурсами понимают источники или запасы чего-либо. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших классическими экономическими категориями: материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические. В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с тради­ционных видов ресурсов на информационные ресурсы, которые всегда существовали, но не рассматривались ни как экономическая, ни как иная категория.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др. информационных системах).

Названные документы и их массивы не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, ко­торыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафикси­рованные на материальном носителе.

В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресур­сов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального общества к инфор­мационному. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископа­емых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

■ превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

■ сформировать мировой и внутригосударственные рынки информационных услуг;

■ образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

■ повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Информационные продукты и услуги

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт может распространяться посредством услуг такими же способами, как и любой другой материальный продукт.

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или органи­зации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

При предоставлении услуги заключается соглашение между двумя сторона­ми – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее исполь­зования и соответствующая этому стоимость. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Пример 1.1. Местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов являются библиотеки. Основные виды информационных ус­луг, оказываемых библиотечной сферой:

■ предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

■ выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

■ получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменные досье);

■ организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т. п.);

■ выдача результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справ­ки и т. д.).

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных – совокупность связанных данных, правила организации ко­торых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулиро­вания данными.

Базы данных являются источником при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Они существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В базах данных содержатся всевозможные све­дения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз дан­ных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг.

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.1.

Информационные продукты и услуги. ■ особенности информационных революций; - student2.ru

Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библио­графических и других указателей, реферативных сборников, обзорных изданий, справоч­ных изданий. Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информа­ционных служб, органов и систем. Они содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный поиск информации по заявке пользователя в базе данных и пересылка результатов по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файлов.

Предоставление первоисточника является традиционной услугой биб­лиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.

Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя подготовку обзоров в виде рукописей, а также подготовку переводов текстов.

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компью­терной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг, чему способствуют:

■ увеличение числа пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;

■ высокая оперативность предоставления услуг;

■ возможность отказа от собственных информационных систем.

Основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам дан­ных традиционно являются организации. Однако в последние годы наметилась тенденция к существен­ному увеличению числа индивидуальных пользователей. В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, которые располагают мощными ЭВМ с большими объемами внешней памяти. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам.

Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следую­щим образом:

■ непосредственный доступ к базам данных может быть организован с ло­кального места пользователя только при условии его обученности работе в комму­никационной среде;

■ косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с поль­зователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;

■ услуга Down loading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;

■ регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

Подготовка и оказание информационных услуг:

■ телефонную и телекоммуникационную связь для предоставления информационных услуг, осуществляемых в форме передачи данных;

■ обработку данных в вычислительных центрах;

■ программное обеспечение;

■ разработку информационных систем;

■ разработку информационных технологий.

Наши рекомендации