Место библиотековедения в системе наук

Статус БВ-его полож-е в сис-е науч. знания, в совокуп-ти обществ-х ценностей, а также среди др. науч- дисциплин.В существующем делении наук на общественные, естественные и технические библиотековедение относится к классу общественных наук.

БВ-самост-я науч-я дисцип-на общест-ого цикла, кот. изучает св-ва, хар-р и стр-ру, биб. процессов как одной из форм массовой соц. ком-и

Статус БВ-свойство междисциплинарности, вытек. из многоэлементности объекта БВ.

Объект БВ-книга-б-ка-чит.

Предмет-выявл-е и исслед-е закономерностей, принципов формир-я, развит-я, функцион-я биб. систем, взаимодействия б-к в различ. аспектах

Междисц-ть БВ отражает процессы внешнего, междисц-го синтеза научного знания, который во многих отношениях сходен с внутридисциплинарным синтезом библиотековедческого знания. БВ не может сущ. автономно, изолированно, обособленно от других научных дисциплин. Не теряя своей самостоятельности, оно хар-ся огромным богатством межнаучных связей, исп-ет понятия, теории, принципы, методы, фактич. мат-л др. наук для решения соб-ых задач. Благодаря междисциплин. синтезу происходит обмен знаниями м/д БВ и др.науками. Иногда он выступает в форме простого усвоения научного знания, добытого другой дисциплиной, чаще же – в форме его творческого развития.

БВ и Бгв-обе науки имеют общий генезис, а их объекты и предметы весьма значительно близки, хотя и не совпадают. По области практич. прим-я бгв-ое знание хар-ся тем, что наибольший вес в ней принад-т биб. д-ти. Бг работа явл. одним из ключ.напр-ий д-ти люб. б-ки.

Бгв сущ. расшир. научно-теоретический потенциал БВ. Так, оно использует само научное понятие бг инф-и, учение о формах ее сущ-я, соц. фун-х, стр-ре. Бг модели явл. одним из инструментов науч. обосн-я комплектования биб. фондов. Разработка биб. ИПС осущ-ся с учетом дан-х, накопл-ых бгв-ние. Широко используется библиотековедами теория, лежащая в основе рекомендат. б-фии. Важн. знач. для БВ приобретают аналитич-ие разработки, имеющие проблемно-отраслевую напр-сть, такие, как б-фия естественнонаучной, технич., обще-но-политич., экономич. лит.ры.

В свою очередь, бгв, пост. опирается на его идейно-теоретический потенциал, используя различные его принципы, теории, методы, понятия. Бгв заимствует методику изуч. чит. и псих-го-пед-ие основы рук-ва чтением, выработанные БВ. Существенно важным явл. то, что сама область библиотечного дела в БВ является главной базой проверки истинности теоретич. разработок, осущ-ых бгв.

БВ и кнв-е. Кнв-е – это родственная с БВ науч. дисцип-а. Немало книговедов считают, что БВ– составная часть кнв-я, 1 эти науч. дисц-ны объединяет связь с инф-ей и ее использованием. БВ и кнв-е историч. возникли в силу именно этой связи. Когда чел-тво ощутило потр-ть в фиксации инф-и, ее передаче во времени и пространстве, тогда с определенным временным интервалом возникли БВ и кнв-е.2 библиотеки оперировали с книгой, науки не точждественные или включении одной в состав другой: БВ интересует книга не сама по себе, а как один из элементов гораздо более емкого явления  информации в виде публикации.

3науки пользуется такими его основными понятиями, как книга, книжное дело, книгоиздательство, книгораспространение. Больш. роль в разр-ке некоторых БВ концепций играют общие зак-ти развития книги как социального явления. Важное знач. имеют теоретические представления о сущности, способах и формах сущ-ия, распр-ия и исполь-ия книги, трансфор-ые с учетом конкретики биб. дела. Исполь-я теоретич. и фактич. дан-е, кот. содерж. во всеобщей истории книги и ее отраслевых разделах. Тесным образом смыкается с БВ область иссл-ия, получившая название читателеведение. Понятия “читатель”, “чтение” являются важней-и понятиями БВ, хотя и используются в более узком смысле.

Знание книги, ее содер-ия, цел. и чит. назнач., др. кнв-их хар-к служит одной из опор консульта-ой помощи б-каря чит. при выборе им книги. Теоретич. и практич. интерес представляют различ. типологии изд-й, построенные по таким признакам: чит. адрес, фун-ое назначение, хар-р инф-и, констру-ые элементы. 4 кнв-е широко использует теоретич. полож-я и эмпирич. дан-е об изучении чит., их интересах, инф-ых потреб-ях. 5 биб. дело имеет важ. знач-е для кнв-я-оно, явл. наиб. доступ. и эф-ым полигоном проверки теоретич. и практич.решений, принима-х в области кн. дела.

БВ и Инф-ка.БВ и Инфо-а-самост-ые, родст-е науч. дисц-ы, кажд.из кот.при частич. общ-и предмета или объекта исслед-й имеет собст-е задачи и специфику. Ген-и БВ счит. “прародительницей Инфки” независимо от объема этого понятия.Взаим-е БВ и приклад. Инф-ки оцен-ся как взаимосвязь родственных, сопредельных, равноположенных наук, взаимополезная для обеих сторон. Приклад. Инф-ка, начавшая в 60-е гг. формир-ся в лоне БВ, впоследствии оказала фунд-ое влияние на сущность БВ как науч. дисц-ы. Благодаря ей БВ осознали значение информатизации об-ва и необх-ть коренных перемен как в идейно-теоретич. аппарате своей науки, так и в биб. практике. С течением вр. понятия “инф-ция”, “информатизация”, “компьютеризация”прочно вошли в понят. аппарат БВ, а само оно завершило переход на новую парадигму. Этот переход обусловил и радикальный пересмотр взглядов на биб.ое дело. Если ранее оно увязывалось с книгой, док., чит. то в наст. вр. оно рассм-ся как одна из отраслей индустрии инф-ции. Взаим.БВ и приклад. Инф.ки хар-ся усил. тенд-и к интеграции, обуслов. как объектом, так и предметом обеих наук, а также техн-ими инновациями в обл. информ. д-ти. Не случайно в зап.странах все чаще для обознач. этих понятий используется понятие "библ-но-информ-ая наука", а биб. школы в большинстве случаев называются биб-о-инф-ыми.

Фундамент.Инф-ка расс-я по отнош. к БВ как обобщ. наука, законы, принципы, категории кот. БВ все больше будет использ. для опис. инф-ых процессов, хар-ых для биб. дела. Т.о. взаимосвязи БВ с род. дисц-и хар-ся сравнительно высокой стабильностью и уравновешенностью, но это относительно. Сущ. цел. ряд осн-ий для прогноза о том, что в обозримом будущем возникнет сильная тенденция к интеграции всех наук, связ-х с изуч. человекоинформационных взаимод-й в рамках б-к и органов инф-ии. Результ. этой интеграции станет структур. перестройка науч. знания в обл. БВ, Бгв, кнв-я, приклад. Инф-ки на базе новой, более общ. теории и в рамках метанауки -фундамент. Инф-ки.

БВ и кул-я. С учетом общих положений Кул-и исследуются зак-ти биб. теории и практики как одной из обл. культ. жизни об-ва. 1 обе науки исследуют кул-ое развития об-а в целом и его различ. слоев, стимулов духовных потреб. населения и ср-в эф-о их удовлет-ия, оптим-х путей форм-ния всесторонне и гармонически развитого чел-ка. 2 по отношению к кул-гии БВ явл. одним из важнейших источников фактич. и теоретич. инф-и о такой крупной отрасли кул-ы, какой явл. биб. дело. Для взаимоот-й БВ и кул-и хар-о то, что кул-я использует соответствующие данные БВ, но использует их преимущ-но в и с позиций собст. предмета исследований. БВ выступ. по отнош. к кул-и в качестве частной науки.

БВ и Соц-я. БВ использ. дост-я и методы социологии и соц. псих.и. Исследуя объективные законы взаимод-я псих. и соц. факторов д-ти людей, псих. отн-я различных соц. групп, механизм соц-о-псих-х взаимоотн-ий в различ.общест. группах, разные формы коллективного общения и взаимовлияния, социальная психология дает БВ важный инструментарий для изучения чит. и разработки на этой основе путей соверше-я биб. об-я. Теоретич. положе-я соц-и помогают БВ понять изучаемые явления с учетом их места и функции в рамках конкретного соц. целого.БВ хар-ся актив. использ-м теории и методики соц. психологии, особенно анкетирования, интервьюирования и отчасти группового эксперимента, соц-я учитывает данные БВ о чтении при соц. хар-е об-ва и его отдел. слоев.

БВ и эк-ка. Используя законы и категории эконом. науки, БВ начинает по-новому смотреть на отношения, возник. м/д людьми в процессе производства биб.услуг и обществ. организации потребления информац. продукции б-к. Биб. дело рас-тся как часть эк-ки непроизводственной сферы и экономики культуры.

Под влиянием эк-ки БВ приступает к исследованию экономическая природа биб. труда, экономич. его оценка, экономич. аспекты потребления биб. услуг, финанс-ие и оплата труда в биб. деле, МТБ б-к. Обсуждается платности – бесплатности биб. об-я. Возник “библиотечный маркетинг”,"Биб. эк-ка".

БВ и пед-ка. В отеч. БВ была пед. напр-ть, что давало повод для его включ. в состав педагогики. БВ вобрало в себя теоретич. пол-я, принципы и приемы педагогики, получив пед. окрашенность. Так, в процесс биб. об-я, есть и пед. процесс. Основополагающее значение в теории биб. об-я имеет педагогич. принцип индивидуал. подхода к чит. при удовлетв. его инф-х потреб-ей, принцип дифференциации читателей. Педагогической по своему содерж. и генезису является идея непрерыв. образования и самообразования, воспитания и самовоспитания,-одну из ключевых концепций БВ (все биб. об-е строится), появилась биб.пед-а, изучающая пед. основы биб-но-библиогр-ой и инф-ой работы с чит. Пед-а использует некоторые дан. БВ: внеклассное чтение, привития кул-ы чтения.

БВ и псих-я. Псих-я обогащает БВ теоретич. представлениями о чит-ях и библ-ях, подводя психологич. выверенную научную основу под весь процесс биб. об-я.

БВ исполз. дан общ. псих-и, возрастной псих-и, педагогич. псих-и, псих-ии труда, инженерной псих-и.

Общ. псих-я обеспечивает БВ не только закономерностями, описывающими психику и сознание человека, но и анализом личности, ее психологич. стр-ры, направленности, потребностей, интересов, идеалов, кот.важны как для понимания конкрет. чит., так и для оценки биб. кадров. Высокую актуальность имеют психология общения и межличност. отношений, учение о психологич.процессах и свойствах личности, ее индивидуально-типологических особенностях.

БВ и мат-ка. Во 2 половине XX в. тенденцией а математизации общественных наук, так и компьюникацией библиотечного дела. В наст.вр. математизация БВ–устойчивая тенденция развития мирового БВ, обеспечивающая познание тех проблем биб.й теории и практики, которые не могут быть успешно решены без применения математич. аппарата, т.е. колич. проблем, развитие БВ во зависит от степени математизации исследований

Биб-соц-я – междисцип. знание, образ-я на стыке БВ и соц-и, тесно взаимод-щее с куль-ей, книв-м, литературоведением, псих-й, пед-ой, наукой соц. работы, менеджментом и маркетингом, а также мн. отраслями соц-ии – соц. кул-ы, соц. книги, соц. лит-ы, социолингвистикой, соц. псих., соц. чтения, соц. логотерапией, соц. управления и тд.

Биб-псих.-дисц., изуч. псих-ие основы биб. д-ти, в том числе проблемы поиска и восприятия док-ой инф-ии, контактов б-ря с чит., а также создания оптимал. псих. климата в коллективе осн. залож. Рубакин.

Отечественные таблицы ББК

Классиф-я — одна из высш. форм мышления, ряд которых может быть представл. сл. образ.: анализ, синтез, сравнение; абстрагирование, обобщение и конкретизация; индукция, дедукция, аналогия, нахождение связей и отношений; формирование понятий, их классифик. и систематизация. Классифик., построенная с учетом существ. признаков назыв. естественной. Если же в основу классифик. положен несущественный, субъективно избранный для системы признак, она назыв. искусственной.

В биб-бг и инф. практике понятие «Клас.» используется в составе словосочетаний (таблицы классифик.) или в виде прилагательного — классификационная система (КС), классификационный индекс.

КС-ИПЯ классификац. типа, сре-во формализ. представл. логич. упорядочен. множества понятий, представленных в содерж. док, данных и инф. запросов посредством кодов (обозначений классов в конкретной системе индексации) и наименований классификац. делений (на естеств. языке). Стр-ра, содерж., индексация КС на определ. этапе ее развития находят материальное воплощение в таблицах классифик.

КС примен.в б-ах и информац. органах, бг учреждениях, в издат. практике, в архивах и делопроизводстве для организации СК и систематических картотек, расстановки фондов в систематическом порядке, учета и статистики, группировки материала в бг и справоч. изд.

В завис.от охвата отраслей знания таблицы классификации могут подразделяться на универсал. и отраслевые.

Типология КС

Первые в истории человеч. перечислительные КС возникли в глуб.древности. В них все составляющие классы были построены (перечислены) до их использования, а образование из них сложных классов при индексир. не предусматривалось, док. относился к более или менее адекватному по его содерж. делению с заранее установленным индексом.

Основ. этапы разработки таблиц ББК:

1 этап: 1918-1929. В печати высказываются идеи, предложения, публик. собств проекты.

2 этап: 1939-1944. 1930 г. — в журнале «БВ «Бг» № 1 публик. ст. Л.Н.Троповского (1885-1944) «Задачи сов. бг», в кот. определ. условия разработки новой системы: необходимость объединения усилий круп. б-ек страны, необходимость предварительного глубокого изучения принципов классифик. наук, изложенных Ф.Энгельсом в «Диалектике природы», впервые опублик. в 1925 г., (3) необходимость привлечения ученых Акад. наук, отрасл. НИИ, мобилизации всех науч. ресурсов страны, (4) необходим. изучения мировой классификац. теории и практики,

3 этап: 1946-1951. Е.И. Шамурин (1889-1962), объединил и возглавил коллектив разработчиков (примерно 150 человек). Идет работа над проектом биб. Классифик., единой для всех б-ек страны (предполагалось разработать сначала скелет системы, на его основе сделать вариант для небольших б-ек, кот. надо последовательно расширять, развивать и дополнять в соответствии с потреб. круп. науч. б-ек).

Таблицы для мас. б-ек, в 1968 г. — Таблицы для обл. б-ек

4 этап: 1958-1974. разработка «классифик. для круп. науч. б-ек страны 1960—1968 — таблицы ББК для науч. б-ек в 25 выпусках, 30 книгах, общ. объем. более 500 авт. листов; 1970-1972 — сокращ. таб. для науч. б-ек в 5-ти вып., 6-ти книгах (сводный АПУ - 1975); 1970 - проект таблиц для мас. б-ек в 4-х вып. После выхода в свет таблиц ББК для мас.б-ек были изданы соответствующие приказы и началось мас. внедрение ББК в практику работы К настоящему времени ББК используется лишь в отдельных б-ах заруб. стран, во Вьетнаме — в общегос. сети б-ек.

В 90-х гг. ББК оказалась в сост. глуб. кризиса, вызванного изменениями в жизни страны. К 1996 г. удалось преодолеть наиб. сущ. противоречия в содержа­нии системы и новых реалиях общества. Класс А/1 «Марксизм-ленинизм» был закрыт, а его содержание перегруппировано в др. отделы. Внесены испр. и доп., отраж. наиб. важные измен. в политич. жизни, науке. В1997 г. выходят в свет «Раб. Табл. ББК для мас. б-ек», в 1998 г. — 3-е издание табл. ББК для детс. и шк. б-ек. В РГБ была начата работа над средн. изд. таблиц.

В октябре 2000 г. представ. крупнейших б-ек, явл. соавторами ББК (РГБ, РНБ и БАН) завершили первый этап обсуждения принципиал. вопросов, связанных с дальнейшим развитием ББК.

Основ. Табл.: 1. общенаучные и междисцип. знания, 2 естествен. науки, 3 техника и технич. науки, 4. сельск. и лесное хоз-во, 5. здравоохранение, мед. науки, 6/8 обще. гуманитар. науки, 9. лит. универсал. содерж. Индексы осн. табл. имеют самостоят. значение. Для ориентации в табл. осн. ряда следует обращаться к АПУ – перечень предмет. рубрик. Вспомогат. Табл. ББК-табл. кот. позволяют уточнить индексы осн. таблиц. Индексы вспомогат. таблиц не имеют самост. значения. Выделяют в вспомогат. таблиц 2 группы: 1. типовые таблицы общего применения (могут используются со всеми индексами. Они присоедин. к индексам осн. табл. без каких-либо знаков), 2. типовые таблицы спец. применения (социальных систем, территориальных типовых делений, специальные типовые деления для подразделения по административному признаку)

ББК продолж. оставаться единственной классификац. сист., по кот. организ. фонды и каталоги крупнейших биб. сетей: М-ва кул. (областные, краевые б-ки; ЦБС и самостоят. б-ки район. и гор. уровня; дет. б-ки; нац. б-ки республик в составе РФ; круп. б-и федер. подчинения).

«Гос. рубрикатор науч.-техн. Инф.»

ГРНТИ - универсал. комбинационная класс. система, предназнач. для систематиз. док. в центрах науч.-техн. инф. и выполнения функций языка-посредника м/у др. системами, используемыми в автоматизир. инф. системах. 5-е издание опубликовано в 2000 г. Осн. фун. ГРНТИ: определ. тематич. охвата инф. служб, систем, банков и БД; формир. информац. массивов с целью обмена; систематиз. мат. в инф. изд.; индексирование док. и их поиск по рубрикам; адресация запросов в инфо. сетях. ГРНТИ явля. базой для разработки и совершенств. системы ло­кальных (отраслевых, тематических, проблемных) рубрикаторов в инф. центрах.

Рубрикатор имеет 3 уровня иерархии, сост. из 2 частей: основной классификац. табл. (содерж. перечень кодов и наименован. рубрик, располож. в порядке возрастания кодов, индекс УДК, аппарат ссылок и примечаний) и АПУ. Система индексации — арабские цифры, три группы двузначных (сантимальных) кодов (от 01 до 99), разделенных точкой. Типизация выражена унифицир. схемой построения разделов, при этом для возглавляющего ряд деления с индексом «. .01 Общие вопросы» разраб. табл. типовых кодов второго и третьего уровней. Стр-ра, правила использования и ведения ГРНТИ регламентир. Гос. стандартом. На совр. этапе кажд. страна самост. определ. свою собствен. классификац. политику. Она может иметь единую классификац. сист. для всех б-ек страны или допускать распростран. в б-ах самых различных систем. Так, в Германии нет единой системы, практич. кажд. ун-т имеет свою собств. сист. классифик.

Информационные системы

Информационные системы ИС-организационно упорядоченная совокуп­. Д (массивовД) и ИТ, в том числе с использованием средств ВТ и связи, реализующих инф. процессы.

функции ИТС:

1)сбор исходной инф — основного «сырья» и ресурса ИС;

2)передача (транспортировка) инф с входа на выход ИС;

3)накопление и хранение инф в информационных массивах;

4)поиск инф по содержательным и формальным признакам;

5)отбор (отторжение не отвечающей заданным критериям) инф;

6)структурирование (организация) инф в ИС и сетях коммуникации;

7)концентрация (свертывание) инф в потоке и массивах;

8)размножение инф путем ее копирования и тиражирования;

9) переработка (преобраз) исходной инф в соотв с запросами и инф потребностями польз-й.

Первые ИС появ в 50-х гг. Они были предна­знач для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханичес­ких бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных Д.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информа­ция, полученная из них, стала примен для периодической отчетности по многим пара­метрам. Для этого организациям требовалось комп-е оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

В 70-х-нач80-хгг. ИС начинают широко использ в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источ инф и использ на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя во­время нужную инф-ю, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, организовывать выпуск продукции по низкой цене и др.

ИС имеют широкий спектр применен. в науке, промышл., управ., экономике, финансах, образовании, политике. Современные ИС базируются на автоматизирован. ИТ.

Жизненный цикл ТС складывается из нескольких этапов:исследование; экспериментальная разработка; проектирование; апробация и внедрение; распространение и использование (эксплуатация);замена ТС.

Различают следующие подходы к ИС:

Кибернетический(управленческий)Титоренко АИС-Совокупность инф, тех, программ, технолог. средств предназн. для обраб. инф. и принятия управл. реш.

Технологический и кибернетический Макарова ИС- взаимосвязан. совокуп. средств, методов и персонала используемых для хранения, обработки и выдачи инф. в интересах достижения поставленной цели.

Технологический(информационный) Ярочкин В.И.ИС- организованно-упорядоч. совокуп. инф. рес., тех. средств, реализующих инф. проц в традиц. или автоматиз. режимах для удовлетвор. инф. потреб польз.

Информационный(технологический) Устинова Г.М. ИС- соединение инф. рес., процессов, и людей, которые собир., преобразуют и распростр. инф. в организации.

Т.О, распространены технолог(ориентация на инф. процессы), кибернетический(ИС счит системой, реализ. функцию упр); инф-й(целью явл. удовл. инф. потреб. польз.) подходы.

Концептуальные модели ИС

1.Элементная(компонентная)В кач. элементов выделяют источник и потребитель инф-ии их взаимодействие.

2. Модель как средство удовлетворения информационных потребностей

3. «Черный ящик» проявл. важные свойства системы-целостность и обособленность от внешней среды, это связано с тем, что система имеет информац. входы и выходы

4. Молель состава ИС. Простейшую неделимую часть системы обычно называют элементы. Совокупность элементов, выделенных по какому либо признаку принято называть подсистемами.Если элементы объединены между собой на основании нескольких признаков, то они явл. компонентами ИС.

ИС- взаимосвязан сов-ть источника и потребителя инф-ии, представляющая определенную целостность; взаисосвязанная сов-ть инф-ии, инф. процессов технологий и людей, предназначенных для удовлетворения инф. потреб. польз.

Типы ИС:

1.Система обработки данных. Предн. для учета и оперативного регулирования операций, подготовки док. для внешней среды.

2. Управленческая ИС Ориентирована на тактический уровень управления (среднесрочное планирование и др.)

3. Система поддержки, принятия решений. Используется на верхнем уровне управления, имеющая стратегич.,долгосрочное значение.

Классификация по степени автоматизации

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов ИС определяются как ручные, автоматические, автома­тизированные.

Ручные ИС хар. отсутствием современных тех. средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизuрованные ИС предполагают участие в процессе обработки ин­формации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процес­сов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, напри­мер, по характеру использования информации и по сфере применения.

Виды АИС измерительные (информационно-измерительные — ИИС); вычислительные (информационно-вычислительные — ИВС);проектные(проектно-конструкторские-ПКС); управленческие (управленческие информационные — УИС, автоматизи­рованные системы управления производством — АСУП);исследовательские (автоматизированные системы научных исследова­ний - АСНИ);справочные (справочные информационные — СИС);информационно-поисковые (ИПС);

Классификация по функциональному признаку

В зависимости от направлений деятельности организации (производственная, финансовая, маркетинговая, кадровая)выдел. след.ИС:производственные системы;системы маркетинга;финансовые и учетные системы; системы кадров (человеческих ресурсов);

Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, назы­ваемых подсистемами.

Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру ИС можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими.Структура любой ИС может быть представлена совокупнос­тью обеспечивающих подсистем .

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формиро­вании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение — совокупность единой системы класси­фикации и кодирования информации, унифицированных систем документа­ции схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных

Для создания информационного обеспечения необходимо:

1)ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

2)выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информаци­онных потоков;

3)совершенствование системы документооборота;

4)наличие и использование системы классификации и кодирования;

5)владение методологией создания концептуальных информационно-логических моде­лей, отражающих взаимосвязь информации;

6)создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия совре­менного технического обеспечения.

7)Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназна­ченных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

8)компьютеры любых моделей;

9)устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
устройства передачи данных и линий связи;оргтехника и устройства автоматического съема информации;эксплуатационные материалы и др.

Математическое и программное обеспечение — совокупность матем методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

■средства моделирования процессов управления;

■типовые задачи управления;

■методы математического программирования, математической статистики, теории мас­сового обслуживания и др.

В состав программ-го обеспеч входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы про­грамм, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей ком­пьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное програм обеспеч представл собой совокуп про­грамм, разработанных при создании конкретной ИС. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Организационное обеспечение — совокуп методов и средств, регла­ментирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проек­тирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методоло­гии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследова­ния на 1-м этапе построения баз данных.

Правовое обеспечение — совокуп правовых норм, определяющих со­здание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правов обеспеч явл укрепление законности.

В состав прав обеспеч входят законы, указы, постановления гос органов власти, приказы, инструкции и другие нормат Д министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В право обеспеч можно выделить 'общую часть, регулирующую функционирование любой ИС, и ло­кальную часть, регул функц-е конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Прав обеспеч этапов функционирования ИС вклю­чает:

■статус ИС;

■права, обязанности и ответственность персонала;

■правовые положения отдельных видов процесса управления;

■порядок создания и использ инф-и и др.

Наши рекомендации