Внутренняя организационная стр-ра методов управления.
Под структурой понимают выделение в системе методов групп, обладающих определёнными признаками, т.е. их классификация.
Существует два подхода к классификации:
1) по организационной форме.
- по выработке воздействия (единоличный, коллектив).
- по типу воздействия (прямое, путём постановки задач).
- по характеру воздействия (прямой, косвенный).
- по временной характеристике (оперативный, статический).
- по источнику воздействия (центр-ный, децентрализованный).
- по организационным особенностям воздействия.
- по пространственной хар-ке (непоср-ные, опосредованные).
- по масштабу (общие, частные).
- по уровню применения (нисходящем, отраслевом, конкр. пред-тий)
2) по мотивационным характеристикам.
Различают три вида методов:
1- организацизационно-распорядительные (административные).
2- экономические.
3- социально-психологические методы.
Экономический метод управления.
- это совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления. В основе лежит материальная заинтересованность коллектива и отдельных работников в результате своего труда.
Особенность: является альтернативным воздействием на экономические интересы, опосредован в денежных единицах, носит косвенный характер, имеет элементы самоуправления.
Осуществляется с помощью материального поощрения или принуждается.
(+) идейны, материально воздействуют на людей, реально побуждают трудовой коллектив достичь намеченной цели.
Организационно-распорядительные методы управления.
- это группа методов, определяющие прямое воздействие субъекта на объект управления. Методы основываются на организации отношения между людьми в процессе управления.
Особенности:
1) имеют характер прямого воздействия.
2) отношение власти к подчинённым.
3) методы носят альтернативный характер.
4) обязателен характер выполнения.
Методы делятся:
- организационно стабилизирующие: регламентированные, нормированные, инструктированные («-») - нет возможности оперативного управления.
- методы распорядительного воздействия, опираться на руководителя и включают: приказы, распоряжения, указы.
Социально-психологические методы управления.
- это группа методов направленных на социальные интересы объекта управления и психологические особенности личности.
Особенности:
1) повышенная сложность и однородность.
2) характер группы во многом зависит от статуса самого коллектива.
3) прод-ть применения определяется статусом коллектива.
4) единоличное действие рук-ля может многократно быть усилено.
Социальные методы управления и определяющие их факторы.
В основе лежат факторы:
1) социально-экономические факторы (продолжительность рабочего времени, интенсивность труда, условия и оплата).
2) социальные факторы (обеспечение жильём, предприятия бытового обслуживания).
3) социально-политические факторы (реализация принципа социальной справ-ти, внедрение подрядных принципов работ).
4) социально-личностные факторы (повышение квалификации, внутреннее образование в коллективе).
5) социально-демографические факторы (вопросы семьи, миграция населения, текучесть кадров).
6) социально-культурные (развитие эстетическое).
7) национальные.
8) исторические факторы (история предприятия).
Виды стилей управления.
Стиль – это психологическая особенность воздействия руководителя подчинённым.
Стиль относится как ко всему аппарату управления (общий стиль), так и к отдельным работникам. Классификация:
1) по степени единоначалия и коллективности:
- авторитарный, характерен чрезмерным подчёркиванием руководителя своей роли. Стиль приказов, указаний, не предполагает возражений или соображений со стороны подчинённых. Инициатива не поощряется. Руководитель автократ, концентрирует у себя всю информацию и сам определяет кому, что, когда и как делать. Оказывается эффективной лишь в экстренных случаях (напряжённые ситуации).
- демократический, противоположный авторитарному. Отличает руководителя склонного советоваться с подчинёнными, поощрять инициативу, руководитель не боится гласности, хорошо информирует подчинённых; он не командует, а направляет. Это основной стиль.
- либеральный, ориентация подчинённых на самостоятельную работу без вмешательства руководителя, пока сами они его не попросят; такой стиль может быть оправдан, когда подчинённые обладают высоким уровнем квалификации, а руководитель не слишком активен в работе и легко поддаётся групповому мнению).
2) по цели управленческой деятельности.
- деловой – в основе деятельности руководителя лежат интересы дела – конечные цели. Руководитель: способность ориентироваться на цель, стремление найти и использовать кратчайший путь цели, самостоятельность, инициативность, способность предвидения новых проблем, ориентация на доверие, способность к оправданному риску, умение отстаивать свою точку зрения. Бюрократический – руководитель осуществляет правильные действия в рамках инструкции критерий важности: мнение вышестоящего начальника. Бюрократ не проявляет инициативы, никогда не рискует, не отстаивает точку зрения, перекладывает ответственность на других людей, Превышение власти.