Внутренняя организационная стр-ра методов управления.

Под структурой понимают выделение в системе методов групп, обладающих определёнными признаками, т.е. их классификация.

Существует два подхода к классификации:

1) по организационной форме.

- по выработке воздействия (единоличный, коллектив).

- по типу воздействия (прямое, путём постановки задач).

- по характеру воздействия (прямой, косвенный).

- по временной характеристике (оперативный, статический).

- по источнику воздействия (центр-ный, децентрализованный).

- по организационным особенностям воздействия.

- по пространственной хар-ке (непоср-ные, опосредованные).

- по масштабу (общие, частные).

- по уровню применения (нисходящем, отраслевом, конкр. пред-тий)

2) по мотивационным характеристикам.

Различают три вида методов:

1- организацизационно-распорядительные (административные).

2- экономические.

3- социально-психологические методы.

Экономический метод управления.

- это совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления. В основе лежит материальная заинтересованность коллектива и отдельных работников в результате своего труда.

Особенность: является альтернативным воздействием на экономические интересы, опосредован в денежных единицах, носит косвенный характер, имеет элементы самоуправления.

Осуществляется с помощью материального поощрения или принуждается.

(+) идейны, материально воздействуют на людей, реально побуждают трудовой коллектив достичь намеченной цели.

Организационно-распорядительные методы управления.

- это группа методов, определяющие прямое воздействие субъекта на объект управления. Методы основываются на организации отношения между людьми в процессе управления.

Особенности:

1) имеют характер прямого воздействия.

2) отношение власти к подчинённым.

3) методы носят альтернативный характер.

4) обязателен характер выполнения.

Методы делятся:

- организационно стабилизирующие: регламентированные, нормированные, инструктированные («-») - нет возможности оперативного управления.

- методы распорядительного воздействия, опираться на руководителя и включают: приказы, распоряжения, указы.

Социально-психологические методы управления.

- это группа методов направленных на социальные интересы объекта управления и психологические особенности личности.

Особенности:

1) повышенная сложность и однородность.

2) характер группы во многом зависит от статуса самого коллектива.

3) прод-ть применения определяется статусом коллектива.

4) единоличное действие рук-ля может многократно быть усилено.

Социальные методы управления и определяющие их факторы.

В основе лежат факторы:

1) социально-экономические факторы (продолжительность рабочего времени, интенсивность труда, условия и оплата).

2) социальные факторы (обеспечение жильём, предприятия бытового обслуживания).

3) социально-политические факторы (реализация принципа социальной справ-ти, внедрение подрядных принципов работ).

4) социально-личностные факторы (повышение квалификации, внутреннее образование в коллективе).

5) социально-демографические факторы (вопросы семьи, миграция населения, текучесть кадров).

6) социально-культурные (развитие эстетическое).

7) национальные.

8) исторические факторы (история предприятия).

Виды стилей управления.

Стиль – это психологическая особенность воздействия руководителя подчинённым.

Стиль относится как ко всему аппарату управления (общий стиль), так и к отдельным работникам. Классификация:

1) по степени единоначалия и коллективности:

- авторитарный, характерен чрезмерным подчёркиванием руководителя своей роли. Стиль приказов, указаний, не предполагает возражений или соображений со стороны подчинённых. Инициатива не поощряется. Руководитель автократ, концентрирует у себя всю информацию и сам определяет кому, что, когда и как делать. Оказывается эффективной лишь в экстренных случаях (напряжённые ситуации).

- демократический, противоположный авторитарному. Отличает руководителя склонного советоваться с подчинёнными, поощрять инициативу, руководитель не боится гласности, хорошо информирует подчинённых; он не командует, а направляет. Это основной стиль.

- либеральный, ориентация подчинённых на самостоятельную работу без вмешательства руководителя, пока сами они его не попросят; такой стиль может быть оправдан, когда подчинённые обладают высоким уровнем квалификации, а руководитель не слишком активен в работе и легко поддаётся групповому мнению).

2) по цели управленческой деятельности.

- деловой – в основе деятельности руководителя лежат интересы дела – конечные цели. Руководитель: способность ориентироваться на цель, стремление найти и использовать кратчайший путь цели, самостоятельность, инициативность, способность предвидения новых проблем, ориентация на доверие, способность к оправданному риску, умение отстаивать свою точку зрения. Бюрократический – руководитель осуществляет правильные действия в рамках инструкции критерий важности: мнение вышестоящего начальника. Бюрократ не проявляет инициативы, никогда не рискует, не отстаивает точку зрения, перекладывает ответственность на других людей, Превышение власти.

Наши рекомендации