Основные категории менеджмента: система управления, объект и субъект управления, прямые и обратные связи, внутренняя и внешняя среда системы управления

Основные категории менеджмента: система управления, объект и субъект управления, прямые и обратные связи, внутренняя и внешняя среда системы управления

Менеджмент – совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности. Или менеджмент – это процесс планирования, организации.

Система управления. Система управления это часть социально-экономической системы, выделенная по связям и специфике отношений. В основе формирования системы управления лежат 7 факторов: цель управления, функция управления, полномочия управления, трудоемкость функций, объект управления, информация, техника.

Управление – это воздействие, следовательно, существуют объект и субъект управления. Субъект управления – это источник воздействия, звено системы управления, осуществляющая воздействие на систему в целом. Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта, его экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления. Объект управления – это социально-экономическая система (организация), воспринимающая воздействие как акт согласования действия людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития. Объект управления – это то, на что направлено властное воздействие субъекта. Им могут быть также физические и юридические лица, социально-экономические системы и процессы. В итоге воздействия субъекта на объект управления должен быть получен результат, сопоставимый с целью.

Управляемый объект имеет внешнюю и внутреннюю среду – рыночные отношения, к состоянию которых он должен приспосабливаться на основе прямых и обратных связей. Система обратной связи – любой механизм обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от субъ­екта к объекту управления. Обратная связь — это информация, по­ступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Зависимостьот внешней и внутренней среды — важнейшаяхарактеристика предприятия. Под средой понимается вся совокупность элементов и событий, которые могут повлиять на деятельность организации или результат ее деятельности.

Под внутренней средойпонимают совокупность элементов и отношений, находящихся внутри предприятия постоянно и влияющих на его деятельность.
Выделяют 5 основных элементов внутренней среды системы управления: — цели; — задачи; — структура; — персонал; — технологии.

Внешняя среда — это совокупность условий и элементов, которые находятся за пределами предприятия, но тем не менее могут влиять на его поведение и деятельность. Можно выделить два уровня внешней среды.

Нижний — это микроокружение предприятия,которое включает факторы, оказывающие непосредственное влияние именно на предприятие. К данным факторам воздействия можно отнести: поставщиков и потребителей; конкурентов; действия профсоюзов; стратегические альянсы, в которые вступили данные компании.

Верхний уровень – макроокружение предприятия. Его факторы оказывают косвенное воздействие и одинаковы для всех предприятий, действующих на определенной территории. К факторам макроокружения можно отнести: — общеэкономические факторы; — уровень технологии; — социокультурные факторы; — политико-правовые условия и т. д.

Этапы развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
- политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;
- экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
- оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

I период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

II период - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Групповая сплоченность.

Для понимания японского менеджмента важно рассмотреть поведение японцев в группе. В Японии существует понятие «гири», т.е. «долг чести», который предписывает индивиду выполнять соответствующие правила поведения, определяемые его ролью в группе. Эти правила меняются по мере перехода индивида из одной группы в другую (семья, школа, вуз, микрогруппы организации, в которой он работает).

Выполнить «долг чести» индивид может, лишь занимая свое, строго определенное место и проявляя лояльность по отношению к группе, т.е. подчиняя свое поведение общественным целям.

Поведение их вне группы характеризуется замкнутостью и нежеланием контактировать, но в своей группе, в среде установившихся отношений и связей японец готов помочь любому. Главным принципом группы является «не высовывайся», т.е. будь как остальные. Группа сама может признать чей-то приоритет, но работник не должен прилагать к этому усилий. Рост трудовых показателей необходим, но если кто-то из группы добился более высоких результатов—это считается достижением группы.

На японских предприятиях функционируют рабочие группы по 4-6 человек и более. Оптимальной признается группа в 10-20 человек. Чувство принадлежности к группе так сильно укоренилось в психологии японцев, что вне ее они не мыслят своего существования. Чтобы обеспечить единство группы на японских предприятиях, соперничество между отдельными работниками не поощряется. Зато соперничество между группами, т. е. групповая конкуренция, всемерно стимулируется.

Принцип старшинства.

Согласно общепринятому мнению, в сфере производства, как и в жизни, вообще человек мудреет с возрастом, способности его получают все более разностороннее развитее. “Старшего, - гласит японская мудрость, - надо уважать”. Уважение старшего в Японии всегда было и остается непреклонной нормой регуляции поведения. В связи с этим японские промышленники положили принцип старшинства в основу стимуляции трудовой активности своих рабочих на всех уровнях иерархии. Принцип старшинства служит мерилом всех нюансов при начислении заработной платы.

Повышение заработной платы в японских фирмах осуществляется ежегодно. При этом учитываются, конечно, профессиональное мастерство, должность и образование работника. Однако, определяющими факторами остаются возраст и выслуга лет в фирме. Например, работник в возрасте 25 лет получает почти в 2,5 раза больше двадцатилетнего. Эти же факторы определяют и должностное повышение работника.

Планирование как вид управленческой деятельности и его значение в рыночной экономике

Планирование — это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Оно является органической частью процесса управления, задающей направление и параметры будущего развития организации.

Основу процесса планирования составляют планы, содержащие цели и задачи (то есть перечень того, что должно быть сделано), определяющие последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей.

Планирование как процесс управления включает: •

установление целей и задач; •

разработку стратегий, программ и планов для достижения целей; •

определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; •

доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В новых условиях хозяйствования планы перестают играть роль директив, которым надо жестко следовать, а становятся индикаторами, определяющими эффективные пути решения целей и задач организации в конкретной ситуации ее развития. В этом смысле план является основой организационной деятельности, так как без него невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. И еще одна важная роль планирования в современных условиях состоит в том, что оно представляет собой непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования работы организации за счет выявленных возможностей окружающей среды, анализа и создания сильных сторон, возникновения новых условий и факторов.

Планирование в рыночной экономике играет все большую роль, и оно характерно как для частного, так и для государственного сектора. За рубежом оно лучше поставлено именно в частном бизнесе.

В рыночной экономике не используют государственные директивные планы, формируемые и доводимые предприятиям сверху центральными органами власти, ведомствами. Каждый хозяйствующий объект сам вырабатывает свой план действий, то есть имеет место самопланирование. Самым тщательным образом планируют свою деятельность компании, фирмы. Очень часто они разрабатывают, принимают, выполняют не только краткосрочные, текущие, но и долгосрочные планы на пять, десять, пятнадцать лет. Хозяйственное, экономическое программирование состоит в разработке и принятии экономических и социальных программ, которые иногда называют целевыми, комплексными. Программа такого рода близка по назначению к плану. Но только это план, ориентированный на решение одной конкретной проблемы, на достижение только одной цели. Программа разрабатывается более детально, чем план. В ней подробно формулируются цели, задачи, предусматриваются все основные мероприятия, действия, ведущие к намеченной цели, определяются сроки выполнения и исполнители, устанавливаются необходимые ресурсы и источники их получения. Комплексные экономические программы чаще всего используются для ускоренного решения важнейших, неотложных социально-экономических проблем, стоящих перед предприятием. Они особенно характерны для отраслей, сфер так называемых высоких технологий, а также для санации, возрождения угасающих, испытывающих трудности отраслей, предприятий

РАЗРАБОТКА МИССИИ

Конечно же, вряд ли можно “разработать” миссию. Осознать, сформулировать – да. Мы согласны, что имеет предназначение (миссию, смысл существования) каждое юридическое лицо независимо от осознания этого. Процесс осознания миссии может идти постепенно, а может и взрывообразно – озарением.

В условиях малого и среднего бизнеса миссия организации почти всегда содержит энергетику, философию владельцев, основателей. Без их участия полнокровная миссия появляется редко.

Существует немало подходов к разработке миссии.

 Миссию разрабатывают собственник и топ-менеджеры, которым он доверяет. В результате обсуждения рождается некий общий документ, отражающий разные интересы участников. Когда “заговорщиками” достигается единомыслие по всем вопросам, миссию представляют коллективу.

 "Генералитет" компании рассматривает множество вариантов формулировки миссии, предложенных каждым сотрудником. Далее самые плодотворные мысли сводятся в единый документ и доводятся до совершенства, часто с помощью внешних консультантов. В итоге получается миссия, рожденная из самых недр коллектива.

 Исключительно высшие управленцы компании вместе с владельцами методом "мозгового штурма" (или ему подобных) под командованием сторонних консультантов “генерируют из себя” миссию, которую позже доводят до сведения сотрудников.

 Формируется рабочая группа из руководящих работников, специалистов, нестандартно мыслящих сотрудников и при обязательном участии координатора-консультанта. Группа в ходе дискуссий создает черновой документ и передает его координатору, который далее, в ходе личных обсуждений с членами рабочей группы, доводит документ до рабочего состояния и выносит на утверждение.

 Миссию компании формулирует лично владелец бизнеса при ненавязчивом участии внешнего консультанта. Интересы всех заинтерсованных сторон при этом учитываются.

ПРИМЕРЫ МИССИЙ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ,

Миссия Газпрома – максимально эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей России, выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Миссия пивоваренной компании Балтика. Мы создаем качественный продукт, который дарит людям радость общения, делает их жизнь ярче и интереснее.

Миссия МегаФон. МегаФон объединит Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого.

Коммерческий расчет

Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3).

В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

Цены и ценообразование

Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

В современных условиях наиболее распространен метод ценообразования по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.

Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов.

Необходимо знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли.

Финансирование

Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.

Формирование финансовых ресурсов происходит за счет:

· собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);

· мобилизации на финансовом рынке средств (продажа ценных бумаг, кредитные инвестиции);

· средств, поступающих в порядке перераспределения (страховое возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.).

Кредитование

С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.

Налоговая система

Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.

Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.

Страхование

Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений.

Содержание понятий «власть» и» влияние». Классификация форм власти и влияния. Сильные и слабые стороны различных форм власти.

Содержание понятий «власть» и «влияние»

Согласно общепринятой в современном менеджменте точке зре­ния, власть — это возможность влияния на поведение другие лиц. В свою очередь, влияние — это результат изменения менеджером пове­дения работника в ходе взаимодействия с ним. Различие между эти­ми понятиями состоит в следующем: власть — это рычаг воздействия на поведение человека, а влияние — итог действия рычага.

В менеджменте принято различать две разновидности власти. Во-первых, это власть руководителя, уровень которой определяет сте­пень зависимости поведения персонала от влияние руководителя. Во-вторых, это власть персонала как зависимость действий руково­дителя от характера интересов персонала.

Власть руководителя возникает в силу его возможности изменять
характер и интенсивность проявления мотивов трудовой деятельно­сти (оплата, карьера, гарантия занятости и т.п.)

В своей деятельности менеджер должен стремиться к разумному балансу власти с персоналом, а не к максимальному снижению сте­пени зависимости от персонала. В противном случае в организации возникает большое число непродуктивных конфликтов..

Классификация и оценка различных форм власти

Наиболее удобной для практического использования является классификация форм власти и влияния в менеджменте, предложенная Дж. Френчем и Б. Равеном (Мичиганский университет, США). Согласно их концепции существуют пять основных форм:

• влияние через страх и власть, основанная на принуждении;

• влияние через положительное подкрепление и власть, осно­ванная на вознаграждении;

• влияние через разумную веру и экспертная власть;

• влияние с помощью примера и эталонная власть;

• влияние через традиции и законная власть.

№ п/п Форма власти Принцип действия Сильные стороны Слабые стороны
1. Власть основанная на принуждении. Персона должен знать и верить в возможности менеджера выносить санкции. Это влияние через управление мотивами безопасности. · достижение быстрого результата влияния; · пониженные требования со стороны трудового персонала к профессиональной квалификации менеджера; · большие расходы на управление, · фальсификация отчетности со стороны персонала, высокая текучесть кадров; · снижение квалификации персонала; · частые случаи группового сопротивления; · отсутствие лояльности у подчиненных.
2. Власть базируется на вознаграждении. Основана на принципе дрессировки и базируется на вере персонала, что менеджер имеет возможность способствовать удовлетворению их основных потребностей. Используется влияние через управление мотивами приобретения. · продолжительные и устойчивые во времени результаты влияния на персонал; · развитие творческой и деловой активности; · формирование положительных установок по отношению личности менеджера. · требуется очень высокая профессиональная квалификация менеджера; · большая вероятность ошибок в действиях менеджера.
3. Экспертная власть. Принцип действия основан на вере и знании персонала, что менеджер обладает такой профессиональной компетенцией, что без подчинения ему работники не смогут на должном уровне удовлетворить свои основные потребности. Задействованы мотивы энергосбережения · гарантия высокой эффективности работы организации; · возможность использовать менее квалифицированный труд; · четкая профессиональная ответственность менеджера. · неустойчивость ее во времени; · подобная форма власти над персоналом достигается очень медленно · сильная зависимость эффективности управления от благорасположенности персонала · требуется очень профессиональные способности и знания у менеджера.
4. Эталонная власть. Применение возможно лишь в том случае, если менеджер настолько привлекателен для персонала, что работники подчиняются ему из личных симпатий и стремления к подражанию. Основной рычаг воздействия -харизма · высокая интенсивность труда персонала; · быстрая реализация управленческих решений; · низкие затраты на материальное вознаграждение; · «прощение» ошибок менеджера персоналом; · низкая степень конфликтности в группах. · высокая цена ошибок менеджера; · частая неэффективность технологического процесса; · возможность дезорганизации управления в отсутствие менеджера · нет приемлемости управления
5. Законная власть Основана на вере или знании персонала, что менеджер имеет право отдавать приказания, а работники обязаны им подчиняться. Используется мотивы безопасности и приобретенияд · стабильность управления; · бесконфликтность; · быстрота принятия рутинных управленческих решений; · предсказуемость поведения персонала. · ориентирована на упрощенные оценочные показатели; · не стимулируется творческий подход; · низкая удовлетворенность трудом.

Как следует из вышеизложенных форм власти и влияния, все они имеют как положительные, так и отрицательные сто­роны по отношению к формированию трудового поведения персонала.

41. Менеджер в системе управления и требования, предъявляемые к нему. Качества менеджера, проявляемые при управлении

Менеджерв современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

· организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;

· руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;

· руководителю по отношению к подчиненным;

· администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.

Спецификой трудаменеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.

Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.

Требования, предъявляемые к менеджеру

требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

· - знание технологии производственного процесса и его функционирования;

· - знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

· - знание общей экономической теории;

· - знание теории маркетинга;

· - а также общая эрудиция по специальности;

· - знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

· - умение быть в форме;

· - выносливость в состоянии неопределенности и стресса;

· - выдержка в любой конфликтной ситуации;

· - коммуникативность;

· - умение слушать;

· - интуиция;

· - приспособляемость к ситуации;

· - восприимчивость критики, самокритичность;

· - уверенность в себе;

· - авторитетность;

· - стремление к успеху и готовность работать для этого;

· - возраст и внешние данные;

· - сила воли;

3. Личные способности:

· - умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);

· - умение распределять обязанности и давать четкие указания;

· - умение стимулировать и мотивировать работников;

· - легкость в общении, тактичность и дипломатичность;

4. Интеллектуальные способности:

· - ум и рассудительность;

· - творческий потенциал;

· - умение принять нужное решение;

· - логическое, структурное, системное мышление;

· - интуиция;

5. Рабочие приемы:

· - рациональность и системность в работе;

· - умение максимально концентрироваться;

· - умение принятия решений и снятия проблем;

· - самоменеджмент;

· - умение выражать свои мысли, вести переговоры;

6. Физические возможности:

· - активность и подвижность;

· - энергичность;

· - сила и здоровье.

42. Стили руководства: характеристика, различия, преимущества, недостатки и условия использования

Стиль управления – это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и организации в целом.

Выделяются 3 наиболее часто встречающихся стиля руководства: авторитарный или автократический, демократический и либеральный, хотя часто на практике происходит смешение стилей.

Автократический (авторитарный) стиль подразумевает жесткое руководство — распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого руководитель определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия.

Для этого стиля характерны четкая постановка целей деятельности, энергичная форма отдачи распоряжений, приказаний, нетерпимость ко всему, что идет вразрез с мнением руководителя. Члены группы у такого руководителя постоянно находятся в состоянии неопределенности относительно своих будущих действий, знают только свои частные задачи.

Связи между участниками сводятся руководителем до минимума, так чтобы они осуществлялись только через его посредничество или при его наблюдении. По мнению К. Левина, авторитарный стиль руководства — это обезличенность и отчужденность, но не откровенная враждебность.

В авторитарном стиле можно выделить три подтипа:

При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности. Руководитель разрешает членам группы участвовать (и даже приветствует это) в определении содержания ее деятельности, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение; создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества.

Такой руководитель более доступен для подчиненных, которые чувствуют себя с ним свободно и общаются охотно. Предоставление подчиненным в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них зрелого в социальном плане поведения.

Однако отсутствие жесткости и агрессивности подобный руководитель должен компенсировать большей, чем обычно, включенностью в работу. Настойчивость, последовательность и такт — главное «оружие» руководителей, демонстрирующих этот стиль руководства.

При либеральном стиле руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения. Членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения. Материалы и информация предоставляется им только тогда, когда об этом они просят сами. Руководители, демонстрирующие такой стиль, замечания делают редко.

Руководитель с либеральным (невмешательским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставляется полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель вежлив, готов отменить принятое им решение, безынициативен. Из средств управления персоналом преобладают уговоры и просьбы.

Мягкость в общении мешает ему приобрести реальный авторитет. Следствие этого – незаслуженные поблажки, излишнее панибратство

Конфликты в менеджменте

Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Типы конфликта

Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт. Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм -- ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Например, женщина-руководитель давно планировала в субботу и воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни.

Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.

Конфликт между личностью и группой. Как показал Хоторнский эксперимент, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться»сним снижением производительности. Во время Хоторнского эксперимента, например, было обнаружено, что работники сообща решили работать ниже норм, установленных руководством. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

Эффективность менеджмента

Эффективность управления- это эффективное руководство, понимаемое как умение руководителя заставить или побудить, заинтересовать подчиненных ему работников трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей.

Эффективность менеджмента- это сотрудничество людей в последовательном движении к общей цели, ценность которой превышает затраты ресурсов, энергии или усилий. Цели ранее были определены как положение дел, которого организация желала бы достичь в будущем.

Различают внутреннюю и внешнюю эффективность менеджмента. Внешняяэффективность характеризуется долей рынка, удовлетворенностью клиентов, потенциальной возможностью развития, степенью выполнения миссии организации. Внутренняя эффективность – это соотношение между результатами работы компании и использованными ресурсами. Чем это соотношение выше, тем эффективность менеджмента выше. Внутренняя эффективность менеджмента делится на экономическую и социальную эффективность. Экономическая эффективность заключается в экономическом эффекте от деятельности организации. Главным показателем экономического эффекта, <

Наши рекомендации