Влияние материальной, властной и духовной мотивации на выбор методов управления; комплексный подход к применению методов управления

Сущность и классификация методов управления

В процессе управления субъект воздействует на объект управле­ния для достижения определенных целей. При этом даже вид и ха­рактер воздействия для достижения одной и той же цели могут суще­ственно различаться. Так, если перед предприятием торговли постав­лена задача увеличить объем товарооборота, то ее решение может быть обеспечено различными способами: внедрением прогрессивных форм торгового обслуживания населения и оказанием дополнитель­ных услуг покупателям, расширением ассортимента и повышением цен на товары и услуги, использованием материального и морально­го поощрения лучших работников торговой фирмы и т.д.

Методы управления — это способы воздействия субъекта управ­ления на управляемый объект для достижения определенных целей. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредо­вано мотивацией.

В поведении людей важную роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности побуждают к действию. Совокупность по­требностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления: эко­номических, организационно-распорядительных и социально-психо­логических.

Экономические методы управления предполагают материальную
мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показате­лей или заданий и осуществление после их выполнения экономиче­ского вознаграждения за результаты работы. Таким образом, исполь­зование экономических методов управления связано с формировани­ем плана работы и контролем за его осуществлением, а также с эко­номическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное ко­личество и качество труда и применение санкций за несоответст­вующее его количество и недостаточное качество.

Организационно – распорядительные методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, право­порядку, старшему по должности и т.п. В управлении эта мотивация играет весьма существенную роль. Она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государствелром уровне, но и четкое определение прав и обязанностей: руководителей и подчиненных, при котором распоряжение руково­дителя обязательно для исполнения подчиненными. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций (замечание, выговор, увольнение и т.п.).

Властная мотивация создает необходимые условия для организа­ции и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные ме­тоды управления призваны обеспечить эффективную деятельность системы управления любого уровня на основе ее оптимальной органи­зации. Эти методы охватывают организационное планирование, орга­низационное нормирование, инструктаж, распорядительство и кон­троль. К организационно-распорядительным методам на макроуровне можно отнести законодательные акты, которые регулируют права и обязанности объектов управления и создают рамочные условия для функционирования предприятий. Властная мотивация, заложенная в основу организационно-распорядительных методов, опирается на возможность принуждения.

Однако, как показывает практика, применение только матери­альных и властных, мотиваций не позволяет в полной мере мобилизо­вать творческую активность персонала и каждого работника на дос­тижение целей организации.

Для достижения максимальной эффективности управления необ­ходимы духовные мотивации, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздей­ствуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют мо­ральное стимулирование трудовой деятельности. Моральная мотива­ция отличается особой сложностью и тонкостью. Ее конечный эф­фект определить трудно, но ее результаты весьма значительны.

Методы управления воздействуют обычно комплексно на все пе­речисленные виды мотивов, поэтому не следует противопоставлять эти методы друг другу, подразделяя их на главные и второстепенные. Напротив, их надо рассматривать в единстве и взаимосвязи, ибо их комплексное использование способствует оптимальному достиже­нию поставленных целей.

Система методов управления представлена в табл. 34.1.

Таблица 34.1

Наши рекомендации