I 4.5. организационная структура
"Z" представляет собой редкий пример многотипной структуры, которая, как выражаются в компании, исторически сложилась. Под этим подразумевается появление новых подразделений как решение некоторых частных задач без достаточного осмысления их в контексте всей оргсистемы.
4.5.1. В результате оргструктура сильно разрастается и усложняется. Одних только зарабатывающих подразделений по крайней мере 6: товарные секторы, оптовые и специализированные подразделения, магазины, региональные представительства, производства. Некоторые из их названий не соответствуют со-
Таблица 3
Мотивационные решения
Поощ | рения | Взыскания | |||||||
Причины | благодарности | премирование, увеличение оклада | путевки, подарки и т. п. | ИТОГО | замечание, "указать", "обратить внимание" | выговор, строгий выговор | депремиро-вать, удержать из з/п | понижение в должности | ИТОГО |
Выполнение текущих обязанностей | \\ 77 88 ^\^ | \. 5 22 ^ч. | 11 ^ч | \. 82 121 ^\ | \. 30 69 ^\^ | \^ 12 24 ^\. | \. 15 10 ^\^^ | \. 2 | \^ 59 103 ^ч |
Выполнение отдельных заданий | 33 ^Х^ | 20 ^\ | ^ч 8 | \. 8 53 ^\ | 1 ^ч | 1 ^\ | |||
Инициативные действия | X | 1^ч | \^ 4 12 ^ч. | ^\ | >\ | ||||
Под дату (юбилеи, праздники, уход на пенсию и т. п.) | 10 ^\ | 8 ^\ | 18 ^\^ | ^\ | |||||
ИТОГО | \^ 81 142 ^\ | X | X | \^ 94 204 ^\. | \^ 30 70 ^^-^ | "\^^ 12 25 ^\ | ^^^^ 15 10 ^^^\^ | ^^ 2 | ^^^ 59 105 ^\ |
Примечания:
Вверху справа от диагонали в каждой клетке обозначены поощрения и взыскания, имеющие отношение к клиентной ориентации соответствующих работников; внизу слева - все остальные. В данной таблице приведены данные по приказам и распоряжениям с 9 января 2001 г. по 4 мая 2001 г.; с 4 октября 2001 г. по 1 марта 2002 г.
держанию их работы. Так, региональные представительства на самом деле - филиалы, товарные секторы - закупочные подразделения, специализированные подразделения - закупочно- или производственно-торговые. Хотя 4-звенная линейная структура в принципе соответствует такому масштабу, в ней нарастают серьезные проблемы. Часть из них была рассмотрена в табл. 1 в пунктах 3.1.3 и 3.1.4, а также 3.2.4 настоящего отчета. Но на некоторых проблемах следует остановиться дополнительно.
4.5.2. Пожалуй, наиболее проблемная точка нынешней оргструктуры - но
вые подразделенияв центральном аппарате: региональное, московское, кор
поративное. Они появились методом простого агрегирования, которое действи
тельно бывает необходимым при росте количества управляемых объектов. Од
нако их появление приводит к росту отчетности, для ведения которой низовым
подразделениям приходится даже выделять специальных работников, не говоря
уже о том, что по некоторым из задаваемых параметров эта отчетность не может
быть достоверной. Главное же - неясны функции этого звена - линейные? функ
циональные? штабные? Среди руководителей компании заметны расхождения
на этот счет. Без грамотного определения функций названных подразделений и
роли этого звена управления в целом их деятельность может усилить бюрокра
тизацию компании.
4.5.3. Надо определиться и с некоторыми назревающими тенденциями. Так,
некоторые товарные секторы стремятся к торговле своим продуктом, опт скло
нен к более узкой специализации, специализированные подразделения - к боль
шей самостоятельности.
Раньше или позже возникнет вопрос и об их превращении в бизнес-единицы. Очевидно, что эти тенденции следует оценить в стратегическом контексте всей компании.
4.5.4. В компании появилась конгломеративная диверсификация, не центри
рованная на оптовый продукт, в частности - вертикально интегрированное спе
циализированное подразделение по упаковке. Безусловно, это большая удача
"Z", но и вопрос: необходим ли специальный и регулярный поиск тех ниш рынка,
где пока неудовлетворенный спрос и высока норма прибыли? Если да, то следу
ет оценить возможность перерастания "Z" в группу компаний и даже в классичес
кий холдинг.
V. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ
В обозримом будущем компания должна обеспечить готовность к преодолению следующих угроз:
5.1. Усиление конкуренциисо стороны иностранных компаний, а также и
отечественных - с высокой динамикой и большей специализацией.
5.2. Потеря управляемостиразрастающимся комплексом разнородных биз-
несов, дезинтеграция.
VI. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Наряду с уже приведенными выше и более частными оценками и предложениями следует отметить следующее:
6.1. Фирма "Z" достигла стадии стабилизациив своем жизненном цикле, когда используемые бизнес-ресурсы позволили достичь уверенного лидерства в большинстве секторов занимаемого рынка.
6.2. Однако на этой высокой стадии появились признаки ранней бюрокра
тизации,утяжеляющие функционирование организации.
6.3. Многие проблемы компании могут быть успешно решены через работу
по командообразованиюна общеорганизационном уровне.
6.4. Процесс и содержание работы по командообразованию лучше всего со
единить с разработкой новой стратегиифирмы в условиях наступающих изме
нений рынка и ожидаемых угроз.
6.5. В командном же режиме целесообразно провести определение служеб
ных функций основных подразделений центрального аппарата компании.
* * *
Консультационные технологии, методический аппарат, соответствующая информация об опыте других фирм, необходимые для этих работ, могут быть представлены.
Давайте разделим все консультационные методы выработки решений на две большие группы. Первая - универсальные методы выработки решений, пригодные для самых разных задач. Вторая - специальные методы выработки решений, созданные под узкий круг задач или даже одну задачу.
В этой части книги мы рассмотрим первую группу методов. Она тоже делится на две подгруппы: технологизация и т. н. живая методология. Внутри каждой из них тоже есть свои различия. Ими сейчас займемся.