Товарные знаки, знаки обслуживания, наименование источника происхождения: понятия, порядок защиты, роль в экономическом развитии организации.

®-это обозначение, служащее д. индивидуализации товаров, услуг юр. или физ. лиц.

В качестве товарного знака м.б. зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и др. обозначения или их комбинации.

Товарный знак выполн. след. ф-ции:

- ТЗ явл. ориентиром при выборе того или иного товара, т.к. выбор основывается на таких ожидаемых с-ах товара, как вкус, цвет, аромат, долговечность, эффективность в экспл-ции, т.е. определённом его качестве;

- ТЗ дает возможность изготовителю товаров распознать свои товары, когда они уже перешли в распоряж. др. владельцев, напр., магазинов, кот. их продают;

- ТЗ позволяют органам, отвечающим за контроль качества товара, распознать его владельца; в случае использования одинаковых или трудно различимых фирменных наименований тов. Знак позволяет отличить товары одного производителя от похожих товаров др.;

- ТЗ выполняет рекламную функцию.

Порядок защиты ТЗ:

- для оповещения о своих исключительных правах правообладатель м. использовать знак охраны ®, кот. помещается рядом с ТЗ;

- срок действия исключительного права на ТЗ – 10 лет, с возможностью продления на 10 лет. Число продлений не органичено;

- экспертиза заявки на ТЗ вкл. формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве ТЗ.

Знаки обслуживания–это одно и то же, что и ТЗ, только относится к услугам (а не к материальным товарам, как ТЗ). к ним применяются те же методы защиты.

Наименование места происхождения товара:

- название страны, региона или конкретного места где произведен продукт, специфические свойства или качества кот. в существенной мере или полностью обусловлены географическими условиями, др. словами природными и (или) человеческими факторами;

- использовать наименование места происхождении правомочны только те производители, чьи предприятия расположены в данной географической зоне, и только применительно к конкретным продуктам, производимым в этой зоне.

Особ-ти охраны наименов. места происхожд. товаров в РФ:

- признается и охраняется в силу государственной регистрации;

- обладатель свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара для оповещения о своем исключит. праве м. использ. словесное обозначение: «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ»;

- срок действия свидетельства 10 лет с возможностью продления на 10 лет неограниченное число раз.

Следует отличать обозначение НМПТ от названия товара (наприм. колбаса «Московская», не обязательно д.б. сделана в Москве).

Человеческий фактор в инновационной деятельности. Виды обучения персонала.

Персонал является важнейшей частью предприятия и представляет собой один из самых ценных ресурсов инновационного развития организации как системы. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к его управлению являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.

В современных условиях основной задачей каждого субъекта хозяйствования является обеспечение конкурентоспособности за счет развития производственных, информационных и инновационных ресурсов. Человеческий фактор необходимо рассматривать в синтезе с ресурсами предприятия и инновационными факторами прогресса.

Обучение персонала

Организ-ное обучение – процесс, посредством которого организация получает и применяет новые знания, типы поведения, ценности. Оно осуществляется на всех уровнях организации:

- среди отдельных сотрудников в ходе ежедневной работы, при взаимодействии их друг с другом и с внешним миром;

- в группах, когда их члены сотрудничают для достижения общих целей;

- организация в целом обучается, испытывая воздействие обратной связи из окружения и ожидая дальнейших изменений.

Известны 2 вида обучения – «сохраняющее» и «инновационное».

Сохраняющее обучение – усвоение фиксированных взглядов, методов и правил для того, чтобы действовать в известных и повторяющихся ситуациях. Этот вид обучения имеет большое значение для поддержания функционирования и сохранения стабильности. Поддерживающее обучение хорошо разработано и внедрено в структуру организации. При этом сегодняшняя работа сравнивается только с работой в прошлом. Меры по корректировке направлены на исправление возникающих неудач, а не на использование новых возможностей и преимуществ. Действующие структуры управления организациями ограничивают процесс обучения, объясняя это необходимостью поддержания существующей системы.

Инновационное обучение направлено на подготовку организации к работе в новых условиях. При этом следует угадать, каким будет окружение, которого еще не существует. Не существует и более или менее точного описания будущей ситуации, в которой должно действовать инновационное обучение. Конкретное представление таких ситуаций и является одной из задач данного обучения. Инновационное обучение имеет дело с нарождающимися проблемами:

- которые могут оказаться уникальными, и поэтому не будет возможности учиться на основе проб и ошибок;

- решение которых еще не известно;

- формулировка которых может вызвать споры и сомнения

Отсутствие инновационного обучения создает серьезные трудности, связанные с приспособлением к изменениям в окружении. Менеджеры, как правило, хорошо подготовлены к поддерживающему обучению; обязанностью лидера является обеспечение инновационного обучения.

Выделяют следующие виды инновационного обучения:

1. Переинтерпретация истории. Это направление связано с оценкой накопленного организацией собственного опыта работы и традиций и возможности их использования в новых условиях (актуален для многих российских п/п оборонного комплекса, где сконцентрированы передовые технологии и квалифицированный инженерно-технический персонал).

2. Экспериментирование. Организация может проверить возникающие гипотезы направления изменений с помощью проведения управляемых экспериментов и изучения их последствий. Этот метод часто используется при изучении рынка.

3. Использование опыта аналогичных организаций (первоначально им пользовались японцы, которые посылали делегации по аналогичным американским и европейским п/п).

4. Аналитические процессы. Многие организации учатся на основе целенаправленного анализа тенденций во внешней среде, выделяя появляющиеся проблемы и разрабатывая способы их решения.

5. Обучение и образование, т.е. формальное обучение, которому в организациях уделяется большое внимание (вложение средств в подготовку и переподготовку кадров). Обучение происходит в специальных учебных центрах, либо непосредственно на рабочих местах.

В практике менеджмента широкое распространение получили игровые методы обучения. Инновационные игры представляют собой метод социоинженерной деятельности, с помощью которых достигаются результаты:

- содержательные – идеи, связанные с решением сложных, слабо структурированных проблем и программ реализации проектов

- социальные – консолидированные группы, команды руководителей и специалистов, ориентированные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ

- учебные – освоение участниками игры новых методов работы, в 1 очередь эффективных способов коллект-го принятия решений.

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Наши рекомендации