Формы платежей по лицензии на объекты промышленной собственности: платежи по роялти, паушальный платеж; условия применения, преимущества и недостатки.

Платежи по роялти – это фиксированные процентные ставки, выплачиваемые лицензиатом через согласованные с лицензиаром интервалы времени, начиная с года использования предмета лицензии или его производственного освоения.

Для многих отраслей промышленности широко применяются средние размеры роялти.

В качестве базы определения роялти устанавливаются:

- Стоимость чистых продаж лицензионной продукции;

- Себестоимость лицензионной продукции;

- Валовая (балансовая) прибыль от продажи лицензионной продукции;

- Валовой объём реализации лицензионной продукции;

- Специально установленная база (пр., с установленной мощности запатентованного оборудования, с объёма переработанного по запатентованному способу сырья и т. п.).

Экономический смысл роялти – распределение полученной от использования лицензии прибыли лицензиата между ним и лицензиаром в согласованной пропорции, путём установления определённого процента с цены произведённой и реализованной продукции в пользу лицензиара.

Недостатки метода: во многих ситуациях средние размеры ставок роялти не учитывают специфику каждой лицензии, хотя именно она существенно влияет на размер роялти.

Паушальные платежи – единовременные вознаграждения за право пользоваться предметом лицензионного соглашения, твёрдо установленная в процессе переговоров цена лицензии, не зависящая от фактического объёма производимой и реализованной по лицензии продукции. Данные платежи устанавливаются:

- При передаче лицензии вместе с поставками оборудования (эта сделка носит единовременный характер, что требует единовременного определения её стоимости);

- При продаже лицензии на базе секрета производства, ноу-хау (как гарантия от убытков в случае его разглашения);

- При наличии в стране лицензиата затруднений в отношении перевода прибылей и др.

Паушальные платежи основываются на прогнозных значениях объёмов производства и продаж продукции за период лицензионного соглашения и не зависят от фактических объёмов. Поэтому лицензиару гарантированно оговоренная доля прибыли.

Недостатки метода:состоят в том, что возможны скрытые убытки (вполне возможно, что при использовании платежей по роялти, доход лицензиара был бы выше, чем полученный единовременно паушальный платеж)

21. Рыночная цена на объекты промышленной собственности: особенности ценообразования.

Рыночная цена лицензии определяется пригодностью патента для подавления конкурента.

Оценка этой способности зависит от:

- ёмкости рынка, на который распределяется исключительность прав, вытекающих из патента (область технической исключительности должна быть описана в конечном счёте в терминах конечных продуктов, продаваемых на рынке или потенциально пригодных для продажи и потребления);

- уровня затрат на пресечение нарушений патента.

Оценка патента рассчитывается как патентообладателем, так и его конкурентами – потенциальными покупателями лицензий исходя из собственных представлений о возможностях и перспективах использования новшества.

Для определения диапазона рыночной цены патента или лицензиивыявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает патентообладатель благодаря патенту, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники.

Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для патентообладателя оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой строится стратегия патентообладателя при переговорах.

Верхняя граница цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента – потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.

Конкурент, уже находящийся в рыночной нише, перекрываемой патентом, может производить аналоги, не нарушающие патента. Но это повлечёт за собой доп. затраты на исследования и опытно-конструкторские разработки, оборудование, маркетинг альтернативного продукта, а также более высокие цены при производстве новшества.

Разность между оценкой этой альтернативы и оценкой доступа конкурента к занимаемой патентообладателем рыночной нише есть верхняя граница стоимости лицензии для конкурента.

Таким образом, в процессе определения цены существуют:

- две оценки, минимальные среди приемлемых для патентообладателя, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом;

- две оценки, максимальные среди приемлемых для конкурента, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом.

Предполагается, что патентообладатель и конкурент для переговоров находят частично совпадающие пространство между соответствующими оценками. Типичная стартовая точка в переговорах со стороны патентообладателя – запросить у конкурента рассчитанную патентообладателем максимально возможную стоимость патента, приемлемую для конкурента, т. е. полную оценку проникновения в охраняемую патентом нишу. Конкурент, вероятно, сначала предложит вычисленную им минимально возможную оценку, которая может удовлетворить патентообладателя.

По мере того, как проясняются фактические предпосылки расчётов каждой из сторон, позиции должны сближаться. Для окончательного устранения расхождений между сторонами могут рассматриваться другие альтернативные варианты оценки патента.

Наши рекомендации