Коллективные знаки - это товарные знаки, которые служат для обозначения товаров с едиными качественными и иными характеристиками, производимых и реализуемых объединениями предприятий.

В отличие от индивидуальных товарных знаков коллективные товарные знаки и права на них не могут быть переданы иным хозяйствующим субъектам. Национальное законодательство о товарных знаках должно соответствовать положениям ст. 7bis Парижской конвенции. С другой стороны, Договор о законах по товарным знакам и Сингапурский договор о законах по товарным знакам не распространяются на коллективные знаки. Соглашение ТРИПС обязывает членов ВТО выполнять все положения Парижской конвенции, следовательно, признаются положения Парижской конвенции в отношении коллективных товарных знаков.

В ст. 7bis Парижской конвенции устанавливается, что каждая страна сама определяет условия охраны коллективного знака и может отказать в охране, если коллективный знак противоречит общественным интересам. Эта же статья обязывает страны "принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия" <1>, причем в охране коллективного знака не может быть отказано, даже если коллектив не находится в стране, где испрашивается охрана, или если он основан не в соответствии с законодательством страны, в которой испрашивается охрана.

В остальном регистрация коллективного товарного знака практически не отличается от регистрации индивидуального товарного знака.

В экономической литературе помимо термина "товарный знак" чаще используются "бренд", "торговая марка", "логотип" и т.д.

Бренд происходит от английского слова "brand", означавшего "клеймо". Современное значение этого термина имеет отношение к общеизвестным товарным знакам; их соотношение рассматривается в § 6.9.

Торговая марка - это один из вариантов перевода английского термина "trademark", который имеет единственное правовое значение в русском языке - товарный знак. Таким образом, термины "товарный знак" и "торговая марка" можно считать синонимами, однако первый из них является общепринятым в системе интеллектуальной собственности, а также охраняемым объектом, тогда как термин "торговая марка" таковым не является, хотя и используется в экономической литературе маркетинговой направленности.

Логотип происходит от английского слова "logotype" (сокращенно logo), означающего "эмблема", "девиз". Логотип может быть фирменным наименованием, товарным знаком или его частью. Обычно логотипом может быть словесная часть, графическое оформление товарного знака.

Слоган происходит от английского слова "slogan", означающего "лозунг", "призыв", "девиз". Слоган обычно является смысловой словесной частью товарного знака, выражающей некоторый образ, иногда банальный и тривиальный. Некоторые назойливые слоганы широко используются в телевизионной и иной рекламе.

Неохраноспособные обозначения.Выдача охранного документа на товарный знак основана на иных принципах, чем для других объектов промышленной собственности. Например, для выдачи патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец основанием служит соответствие заявленного объекта условиям патентоспособности. С другой стороны, свидетельство на товарный знак выдается при отсутствии оснований для отказа в регистрации. Следовательно, если товарный знак не подпадает под установленные ограничения, то на него может быть выдано свидетельство, в противном случае свидетельство не выдается.

В законодательстве о товарных знаках и знаках обслуживания устанавливаются абсолютно и относительно неохраноспособные обозначения. Отнесение обозначений к неохраняемым не означает, что они не охраняются иным законодательством. Обозначения считаются неохраняемыми, поскольку их нельзя включать в охраняемые товарные знаки, т.е. их нельзя охранять как товарные знаки. Здесь возможны два варианта.

Во-первых, если какое-либо обозначение, используемое в товарном знаке, попадает в перечень абсолютно неохраняемых обозначений, товарный знак не выдается безусловно. Например, если заявлено обозначение аморального содержания, то товарный знак не может быть выдан.

Во-вторых, если обозначение, используемое в товарном знаке, попадает в перечень относительно неохраняемых обозначений, то на товарный знак может быть выдано охранное свидетельство при условии, что заявитель обладает разрешением правообладателя на использование соответствующего обозначения. Например, если в товарном знаке используется рисунок, то свидетельство на товарный знак может быть выдано, если автор рисунка разрешил его использовать в товарном знаке.

Две категории обозначений впервые установлены в ст. 6quinquies Парижской конвенции и введены в законодательство многих стран. Для стран Европейского союза обе категории ограничений введены в директивы 1988 и 1993 гг. Разделение на категории "абсолютные" и "относительные" объясняется тем, что абсолютные обозначения не связаны с правами третьих лиц, а относительные - с ними связаны.

Абсолютно неохраноспособные обозначения - это обозначения, которые:

- противоречат принципам гуманности, морали или общественному порядку;

- вводят в заблуждение потребителя в отношении товара и его производителя;

- вошли во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

- являются общепринятыми символами и терминами;

- характеризуют товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства;

- представляют собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товара;

- представляют собой государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки или сходные с ними до степени смешения;

- представляют собой сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, гербы, флаги и другие символы и знаки или сходные с ними до степени смешения;

- представляют собой официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения.

Обозначения, относящиеся к трем последним группам, могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа. Другими словами, отнесение данных обозначений к абсолютным не вполне соответствует смыслу, поскольку при наличии разрешения указанные объекты могут быть элементами товарного знака, что позволяет считать такие неохраняемые обозначения скорее относительными, чем абсолютными. Вероятно, причина включения таких обозначений в эту категорию заключается в том, что согласие на использование таких обозначений предоставляется очень редко.

Запрещение использовать в товарных знаках изображения государственных гербов, флагов, эмблем, официальных клейм контроля, полных и сокращенных наименований межправительственных организаций установлено в 1952 г. в ст. 6ter Парижской конвенции. Для применения этих положений члены Парижского союза сообщают друг другу при посредничестве ВОИС список соответствующих объектов, которые публикуются ВОИС. Данная статья Конвенции применяется к товарным знакам, но не к знакам обслуживания <1>.

Вышеназванные абсолютно неохраняемые обозначения установлены в п. 1 ст. 1483 и в п. 3 ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Относительно неохраноспособные обозначения - это обозначения, которые тождественны или сходны до их смешения с:

- зарегистрированными или заявленными на регистрацию товарными знаками на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом в отношении однородных товаров;

- товарными знаками других лиц, охраняемыми на основе международных договоров в отношении однородных товаров;

- товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными, в отношении любых товаров.

Данная группа обозначения считается относительно неохраняемой, поскольку при наличии письменного согласия владельца соответствующего товарного знака эти обозначения могут охраняться.

Как и в раннем законодательстве Российской Федерации, в п. 4 ст. 1483 и в п. 5 ст. 1483 Гражданского кодекса к неохраняемым обозначениям отнесены:

- обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков;

- обозначения, представляющие собой или содержащие элементы, которые охраняются в одном из государств - участников международного договора для идентификации вин или спиртных напитков как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

В последней норме имеется в виду Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах и Лиссабонское соглашение об охране указаний мест происхождения и их международной регистрации. Однако на момент принятия ч. 4 Гражданского кодекса Российская Федерация не являлась членом ни одного из этих международных договоров, поэтому данная норма представляется преждевременной.

Кроме вышеназванных к относительно неохраноспособным обозначениям относятся и такие, которые воспроизводят:

- промышленные образцы;

- наименования мест происхождения товаров;

- фирменные наименования или их части;

- наименования селекционных достижений;

- названия произведений литературы, науки и искусства;

- персонажи или цитаты из таких произведений;

- произведения искусства или их фрагменты;

- имена, псевдонимы, портреты, факсимиле известных лиц;

- доменные имена.

Данный перечень нуждается в пояснениях.

1. Запрещение использовать в качестве элементов товарных знаков названий персонажей, цитат, фрагментов из произведений литературы, науки и искусства было бы правильным, если бы не оговорка - известного в Российской Федерации. Хотя эта норма была в Законе СССР "О товарных знаках и знаках обслуживания", у патентного ведомства нет оснований для отказа в регистрации товарного знака, в котором использованы персонажи, цитаты, фрагменты из произведения, неизвестного в стране.

Во-первых, неточен смысл фразы "произведение, известное в Российской Федерации". Кому известны или неизвестны произведения? Для одних лиц любое произведение является неизвестным, а для других - известны произведения, которые могут быть неизвестны экспертам патентного ведомства. Однако субъективизм не должен иметь отношения к правомерности использования произведений.

Во-вторых, в любой стране охраняются все произведения стран Бернского союза, если они не перешли в общественное достояние. Причем охрана распространяется как на фрагменты из произведений, так и на их названия, которые можно использовать только по разрешению правообладателя.

Таким образом, предоставление охраны товарным знакам, в которых используются неизвестные патентному ведомству произведения без разрешения правообладателей, противоречит не только Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, но и положениям Гражданского кодекса в отношении авторского права. Следовательно, никакие оговорки об известности или неизвестности не должны применяться.

2. Признание неохраноспособными названий и персонажей произведений литературы, науки и искусства связано с проблемой их коммерческого использования (character merchandising). Примерами такого использования является производство товаров, на которых изображены названия и (или) персонажи. Такое коммерческое использование началось в 30-х гг. прошлого века на киностудии Диснея и впоследствии получило широкое распространение, поскольку позволяло стимулировать спрос на товары с изображениями популярных персонажей и тем самым приносить прибыль производителям товаров.

Коммерциализация персонажей (character merchandising) - это использование изображений вымышленных персонажей, знаменитых личностей, образов и т.д. на разнообразных товарах, а также для создания товарных знаков и знаков обслуживания.

В конце прошлого века в ВОИС было проведено исследование по проблемам использования персонажей <1>, которое показало, что в товарном знаке могут быть использованы персонажи и образы как вымышленных, так и действительных лиц на возмездной основе. Причем известность или неизвестность названий произведений и персонажей из них не имеет никакого отношения к предоставлению охраны на товарный знак. Использование допустимо, если получено разрешение на использование в товарном знаке названия любого произведения и изображения любого персонажа.

3. Отнесение доменных имен к относительно неохраняемым обозначениям является "новеллой" части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 9 ст. 1483 запрещена регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных доменному имени. Таким образом, оказывается, что законный производитель товаров не имеет права регистрировать свой товарный знак, если любое лицо зарегистрировало соответствующее доменное имя. Следовательно, п. 9 ст. 1483 вместо пресечения киберсквоттинга его легализует, поэтому данное положение Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из наименее удачных и его нельзя считать правильным.

Наши рекомендации