Виды и сроки выполнения дипломной работы
№ | Вид работы | Сроки исполнения |
Обсуждение предварительных тем дипломных работ. | декабрь | |
Разработка задания на дипломную работу. | февраль | |
Сбор и анализ материалов по теме дипломной работы. | февраль-март | |
Представление практической части дипломной работы в объеме 30% – 50%. | апрель | |
Представление отчета по преддипломной практике. | до 18 мая | |
Представление практической части дипломной работы в объеме 80% – 100%. | до 15 мая | |
Завершение работы и представление на отзыв руководителю | до 30 мая | |
Рецензирование | до 15 июня | |
Представление презентации и доклада для защиты дипломной работы, предзащита дипломной работы. | до 20 июня |
Цели и задачи дипломной работы
Целью дипломной работы является закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента.
Студент должен показать способность и умение применять теоретические положения изучаемых в колледже дисциплин и передовые достижения науки и техники; грамотно, самостоятельно и творчески решать задачи; четко и логично излагать свои мысли и решения; анализировать полученные результаты и делать необходимые выводы.
Задачей дипломной работы, состоящего из двух основных этапов: преддипломной практики и выполнения дипломного проекта, является самостоятельное выполнение студентом теоретической и практической частей дипломной работы, характерных для техника указанных специальностей. Студент при этом должен показать свой уровень подготовки, умение выбрать и обосновать решение стоящих перед ним проблем, навыки работы с технической и справочной литературой, умение применять вычислительную технику в своей деятельности. К дипломной работе допускаются студенты, не имеющие академических задолженностей, полностью завершившие теоретический курс обучения.
В процессе выполнения дипломной работы студент-дипломник с помощью руководителя практики от предприятия (организации), где он работает или проходит преддипломную практику, должен выполнить следующее:
1. Выбрать тему дипломной работы.
2. Получить задание на дипломную работу от руководителя (см. приложение 2).
3. Разработать развернутое техническое задание (ТЗ) на дипломную работу (см. приложение 3), подписать его у руководителя дипломной работы.
4. Выполнить дипломную работу с оформлением пояснительной записки, отвечающую требованиям ЕСПД.
5. Защитить дипломную работу перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК).
Дипломная работа – это теоретическое и практическое решение студентами определенной технологической проблемы с проведением проектных разработок, теоретических и экспериментальных исследований. Он оформляется в виде пояснительной записки.
Дипломная работа является выпускной работой студента, на основании которой ГАК оценивает качество подготовки студента и решает вопрос о присвоении ему квалификации техника-программиста по специальности 230701 Прикладная информатика (в экономике).
Студент является единоличным автором дипломной работы и несет полную ответственность за принятые в дипломной работе технические решения, за правильность всех вычислений, за качество выполнения и оформления, а также за предоставление дипломной работы к установленному сроку для защиты в ГАК.
Выбор темы дипломной работы
Темы дипломной работы предоставляются преподавателем, ведущим спецдисциплины.
Тема дипломной работы подбирается руководителем дипломной работы или выбирается самим студентом. Выбранные темы согласуются с руководителем дипломной работы.
Закрепление тем дипломных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.
После утверждения темы дипломной работы она может быть изменена только дополнительным приказом директора, что допускается лишь в исключительных случаях.
В дипломной работе разрабатывается либо оригинальная программа (программная система, база данных, сайт), либо в качестве тем дипломных работ могут быть предложены исследования и разработки любого типа и назначения из области аппаратных и программных средств ВТ, а также телекоммуникационных технологий.
Наименование дипломной работы должно быть лаконичным и точно отражать суть проекта.
Тематические направления дипломных проектов:
· разработка игровых приложений;
· разработка тестирующих систем;
· разработка обучающих систем;
· разработка информационной системы по выбранной тематике.
· разработка методики тестирования различных аппаратных средств;
· разработка методики внедрения и обслуживания различных программных технологий;
· проектирование и модернизация различных сетей;
· разработка проекта по модернизации аппаратных средств ВТ;
· разработка проекта корпоративной сети;
· разработка проекта по обслуживанию и ремонту компьютерных узлов;
· разработка тестирующих программ.
Примерная тематика дипломных проектов:
· создание проекта диагностического центра средств вычислительной техники.
· инструментарий специалиста сервисного центра.
· программные средства восстановления данных с электронных носителей информации.
· автоматизация работы по учету и анализу компьютерной техники на предприятии.
· организация системы антивирусной защиты корпоративной сети с помощью продуктов компании Dr.Web.
· разработка продуктового интернет-магазина.
· разработка сайта преподавателя иностранного языка.
· разработка интернет-магазина подарков.
· внедрение системы сетевого мониторинга локальной сети предприятия.
· программные средства диагностики современных компьютерных сетей.
· создание сайта электронной коммерции - продажа компьютерных аксессуаров.
· разработка интернет-магазина китайской косметики
· разработка конфигурации «1С: Учет выполненных работ».
· построение инфраструктуры учебного заведения на базе ОС Linux
· комплект дистрибутивов для образовательных учреждений «Альт Линукс 7.0 Школьный».
· средства криптографической защиты информации на основе использования международных рекомендаций и российских криптографических алгоритмов.
· разработка интернет-магазина рыболовных товаров.
· разработка и продвижение сайта ООО «Дез Эко-Клин».
· разработка проекта автоматизации малого предприятия.
· разработка мобильных приложений на платформе Unity.
· разработка системы удаленного управления компьютерами через Интернет.
· разработка Landing Page.
· разработка конфигурации «1С: Салон красоты».
· создание сайта электронной коммерции - продажа компьютеров и комплектующих.
· разработка интернет-магазина компьютерных товаров.
· электронная библиотека;
· разработка базы данных магазина бытовой техники;
· разработка и создание информационной системы «Школа танцев»;
· разработка и создание информационной системы “Школа”;
· разработка тестирующей программы;
· программа-тест по дисциплине «Программирование»;
· конфигурация 1С:Предприятия «Библиотека»;
· создание обработки «Остатки ТМЦ» для предприятия «НН»;
· программа криптографии данных;
· программа электронного органайзера;
· разработка аудио-плеера;
· интернет магазин каких-либо товаров;
· сайт для анализа биржевых котировок;
· разработка 3D игры;
· тестирование видеокарт;
· разработка методики ТО ПУ ПК;
· ускорение вычислений за счет привлечения мощностей видеокарты (технология CUDA);
· технологии восстановления данных;
· тестирование характеристик блоков питания ПК.
Допускается совмещение в дипломной работе результатов самостоятельно проведенных экспериментов и измерений с результатами, полученными из независимых источников – электронных и печатных публикаций. В этом случае в работе должно быть проведено сопоставление собственных и независимых результатов и сделаны выводы.
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Готовая дипломная работа должна содержать:
1. Пояснительную записку, оформленную в соответствии с указанными ниже требованиями.
2. Демонстрационный материал для выступления.
3. Графические компоненты (плакаты или файлы для демонстрации), необходимые для демонстрации в процессе защиты дипломного проекта и представляющие собой структурные, функциональные и другие схемы устройств, программных технологий, таблицы характеристик, таблицы и графики с результатами тестовых измерений.
4. При разработке оригинальной программы диск с программным кодом, технической документацией и демонстрационным материалом.
При определении объёма дипломной работы перед выдачей дипломного задания следует руководствоваться следующими требованиями:
1. Пояснительная записка должна полностью соответствовать заданию на проектирование по своему содержанию и наименованию разделов.
2. Ориентировочный объем пояснительной записки 35-60 страниц машинописного текста (без текста программы).
3. Графическая часть дипломного проекта по содержанию и названиям листов должна полностью соответствовать дипломному заданию и иметь объём 2-6 листов формата A1 с чертежами, схемами, таблицами и т.д. Графические материалы, выполненные в электронном виде, должны быть представлены в двух форматах: первый файл – в формате исходной программы, в которой он создавался (например AutoCAD, MS Visio, Компас), второй – в любом общеупотребительном векторном графическом формате, пригодном для просмотра стандартными средствами.
Задание на дипломную работу
Задание на дипломную работу оформляется на специальных бланках (приложение 2).
Согласованное задание подписывается руководителем дипломной работы и утверждается заместителем директора по УМР.
Задание на дипломную работу содержит перечень вопросов, подлежащих разработке.
Содержание пояснительной записки
Пояснительная записка к дипломной работе должна содержать (в приведенной последовательности):
Титульный лист (приложение 1).
Задание на дипломную работу (приложение 2).
Задание на преддипломную практику (приложение 3).
Отзыв руководителя.
Рецензия.
Содержание (нумерация начинается с номера страницы 2).
Введение.
Общая часть.
Специальная часть.
Экономическое обоснование.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения (при необходимости).
Содержание включает введение, наименования всех разделов, подразделов и пунктов (не более 3-х уровней вложения), заключение, список литературы и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы пояснительной записки.
Пример содержания – см. приложение 4.
Введение
Введение должно содержать область применения разработки, описание исходной ситуации, перечень основных вопросов, предполагаемых к рассмотрению, а также предполагаемые результаты разработки, измерений и т.д. Особое внимание рекомендуется уделить актуальности выбранной темы.
Общая часть
Общая часть описания состоит из следующих разделов:
Цель разработки и анализ её использования. В данном подразделе следует раскрыть современное состояние технологий в данной области, а также более подробно описать поставленные задачи, которые должны быть реализованы в проекте.
Анализ технологий и возможных средств решения проблемы. В данном разделе кратко описываются возможные пути, по которым может развиваться решение проблемы. Например, при тестировании видеоадаптеров можно привести ссылки на независимые тестовые лаборатории, проводившие ранее подобные измерения, а также сделать обзор программ для тестирования. При проектировании сети можно перечислить альтернативные сетевые технологии, выбор одной из которых определит дальнейшее развитие решения задачи.
Таким образом, в данной части дипломант демонстрирует широту взгляда на проблему.
Выбор средств и технологий. В данном разделе делается обоснованный выбор средств и технологий, которые предполагается использовать для решения поставленных задач. Например, осуществляется выбор тестирующих программ с указанием их преимуществ и уникальных свойств. При сравнительном тестировании программ создается перечень ключевых характеристик, по которым предполагается производить сравнение. При разработке в области сетевых технологий, например, можно привести основные характеристики необходимых сетевых устройств или приложений
В данном разделе студент должен продемонстрировать способность делать самостоятельный обоснованный выбор и защищать свое решение.
Специальная часть
При создании программного продукта в данном разделе приводится описание разработки в соответствии в выбранной тематикой дипломной работы (пошаговые инструкции и алгоритмы): постановка задачи, описание алгоритма, описание программы, инструкция пользователя, оценка результатов решения задачи.
При разработке иных проектов в данном разделе должно содержаться пошаговое описание процесса практических мероприятий при решении поставленных задач с приведением снимков экранов тестовых программ, изображений тестируемых устройств, рисунков, наглядно поясняющих практические действия разработчика. Например, можно привести изображение какого-либо разъема до и после монтажа.
Здесь же необходимо отдельно останавливаться на тех моментах в работе, которые являются ключевыми, с точки зрения получения результатов.
Экономическая часть
Обоснование экономической целесообразности разработки данной дипломной работы.
Заключение
В данном разделе подводятся итоги проведенных исследований соответственно задачам, обозначенным во введении. Дается оценка проделанной работе и даются рекомендации по возможным путям дальнейшего развития исследований в данном направлении с учетом перспектив развития информационных технологий.
Приложения
Приложение может содержать уменьшенные копии графических материалов, представленных на плакатах, тексты программных модулей, подробные таблицы с характеристиками устройств и т.д.
Оформление пояснительной записки
2.3.1. Общие требования
Пояснительная записка к дипломной работе (в дальнейшем «Документ») должна быть выполнена на компьютере и содержать (без приложений) от 35 до 60 страниц текста. Конкретный объем оговаривается в задании на работу.
Текст документа должен быть напечатан через полтора интервала на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 размером 210х297 мм (допускается представлять иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки на листах формата А3). Страницы должны иметь поля: левое – 20 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм. Документ не должен содержать помарок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов. Дорисовка букв чернилами запрещается. Все страницы Документа, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от первой до последней страницы без пропусков. Первой страницей считается титульный лист, на котором цифра с номером страницы не ставится. Порядковый номер печатается в правом нижнем углу страницы. Небрежно оформленные Документы и Документы, содержащие ошибки, к защите не принимаются.
Текст Документа набирается шрифтом Times New Roman размером 12-14 пунктов, с автоматической расстановкой переносов, с выравниванием по ширине (в заголовках переносы слов не допускаются). Обратите внимание на некоторые моменты, связанные с разделителями и знаками препинания: не ставится пробел после открывающих скобок и кавычек, так же как не ставится пробел и перед закрывающими скобками и пробелами; также не ставится пробел перед запятой и ставится после.
Обратите внимание на изображение кавычек: всюду в русском тексте (включая список литературы) необходимо придерживаться только такой их формы «….», а не “…”! (В английском тексте используются кавычки вида "…").
Отступ красной строки в любом абзаце составляет 1,25 сантиметра. Никаких интервалов ни после, ни до абзацев не устанавливается.
Сокращения в тексте не допускаются, исключения составляют общепринятые сокращения и сокращения, для которых в тексте была приведена полная расшифровка.
При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами. Римские цифры и даты, обозначаемые арабскими цифрами, не должны сопровождаться падежными окончаниями. Количественные числительные в тексте пишутся также без падежных окончаний. Если в тексте необходимо привести ряд величин одной и той же размерности, то единица измерения указывается только после последнего числа.
Для величин, имеющих два предела, единица измерения пишется только один раз при второй цифре. Математические знаки, такие как «+», «–», «=», «>», «<» и так далее используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше». Например:
«Коэффициент стабильности на предприятиях индивидуального производства равен 0,6», «Периодичность обновления массива меньше периодичности решения задачи».
Перед переплетом и последующим предъявлением Документа на кафедру нужно проверить:
· идентичность заголовков в содержании и в работе, а также их общую редакционную согласованность;
· правильность подкладки листов (их последовательность, размещение относительно корешка);
· наличие ссылок на рисунки, таблицы, приложения, литературу; правильность этих ссылок; правильность нумерации рисунков, таблиц, приложений; общую редакционную согласованность заголовков таблиц и надписей;
· наличие подписей на заполненных титульном листе и бланке задания;
· наличие карандашных пометок или элементов оформления в карандаше;
· наличие сквозной нумерации страниц и соответствие ей содержания.
Оформление заголовков разделов
Текст Документа разбивается на разделы, которые нумеруются арабскими цифрами, начиная с 1, после цифры ставятся точка, пробел и собственно заголовок раздела с Заглавной буквы (остальные: в заголовке первого уровня – прописные, а в заголовках других уровней – строчные). После названия заголовка точка или какие-либо иные знаки не ставятся. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Заголовки разделов всех уровней оформляются с помощью набора стилей MS Word.
Разделы могут разбиваться на подразделы с соответствующими заголовками второго и последующих уровней. Нумерация заголовков второго уровня – двойная, арабскими цифрами, разделенными точкой. При этом первая цифра в такой нумерации соответствует номеру раздела, а вторая – порядковому номеру подраздела например 2.3 (третий подраздел второго раздела).
При оформлении отдельных глав Документа следует помнить, что каждая глава должна начинаться с новой страницы, при этом не допустимо оставлять пустое поле (без текста) к конце главы более 1/3 страницы.
Подчеркивания наименований разделов не допускаются. Названия глав, параграфов должны соответствовать их наименованию, указанному в оглавлении.
Оформление, расположение и нумерация формул
Формулы набираются с использованием редактора формул Microsoft Equation (входит в состав MS Office). При этом под «формулой» понимается любая последовательность не менее чем двух символов, не являющаяся словом (названием, аббревиатурой) в русском или каком-либо другом языке.
Нумерация формул осуществляется строго последовательно (в порядке расположения в тексте пояснительной записки), в круглых скобках, арабскими цифрами, начиная с 1. Номера формул проставляются строго по правому краю. При этом нумеруются только те формулы, на которые имеются ссылки в тексте. Формулы, на которые не содержатся ссылки в тексте статьи, не нумеруются.
Текст формулы выравнивается по левой стороне на расстоянии 1.25 сантиметра от левого края текста (с красной строки) независимо от того, нумеруется данная формула или нет:
(1)
Если формула не умещается на строке, то она переносится на следующую строку после знака «=» или после математических знаков «+», «–», и др. При этом выравнивание второй строки формулы остается прежним – 1,25 сантиметра от левого края текста статьи, как это показано в примере с формулой (2):
|
Между текстом и следующей за ним формулой, в многострочных формулах и между формулой и следующим за ней текстом оставляются пустые строки.
При ссылке на формулу, необходимо указать ее полный номер в скобках, например: «... в формуле (2)».
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой, в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где", без двоеточия после него. Например:
Абсолютное снижение трудовых затрат (DТ):
DТ = Т0 - Т1,
где Т0 – трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;
Т1 – трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту.
Для набора переменных (букв) следует использовать шрифт Times, курсив, не жирный (устанавливается в настройках Microsoft Equation): например, t, V, s, U. Для набора цифр следует использовать шрифт Times, не курсив (!), не жирный (устанавливается в настройках Microsoft Equation): например, 1, 2, 15. Размер шрифта для переменных и цифр – 14 пунктов. Размеры остальных элементов формул (устанавливаются в настройках Microsoft Equation):
· крупный индекс – 8 пунктов;
· мелкий индекс – 6 пунктов;
· крупный символ (знаки суммы, интеграла) – 18 пунктов;
· мелкий символ – 12 пунктов.
Для обозначения векторов, матриц допустимо использование других элементов стилистического оформления шрифтов, например не курсивных, жирных букв, шрифта Arial и т.п.
Для стандартных функций (тригонометрических, логарифмических и т.п.), а также для специальных символов (sup, inf и т.п.) следует использовать шрифт Times, не жирный, не курсив (что соответствует стандартным настройкам Microsoft Equation), например,
Оформление списков
Маркированный список. Наиболее предпочтительным видом списков является маркированный список с маркировкой кружочком: «·». Знак маркировки должен находиться в положении начала красной строки. Пример оформления такого списка:
Роль иерархического механизма управления выполняет интеллектуальный монитор, который:
· управляет функционированием системы;
· определяет, когда и какие задачи должны быть выполнены;
· выполняет функции интеллектуального конфигуратора, реализующего автоматическое построение функциональной схемы обработки информации на уровне отдельных компонент системы, в зависимости от возникающих на объекте задач;
· реализует взаимодействие между компонентами системы, операторами и источниками данных.
При этом текст в списке должен начинаться с маленькой (строчной) буквы, а заканчиваться – точкой с запятой (за исключением, конечно, последнего пункта в списке, заканчивающегося точкой).
Нумерованный список. Если необходимо использовать нумерованный список, то основные характеристики формата такого списка (положение нумератора, расположение и выравнивание текста) эквивалентны маркированному списку. Пример оформления такого списка:
Роль иерархического механизма управления выполняет интеллектуальный монитор, который:
1. управляет функционированием системы;
2. определяет, когда и какие задачи должны быть выполнены;
3. выполняет функции интеллектуального конфигуратора, реализующего автоматическое построение функциональной схемы обработки информации на уровне отдельных компонент системы, в зависимости от возникающих на объекте задач;
4. реализует взаимодействие между компонентами системы, операторами и источниками данных.
Оформление таблиц
Таблицы помещаются в тексте в порядке ссылки на них по окончании того абзаца, в котором данная таблица была первый раз упомянута.
Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический (желательно) заголовок.
Нумерационный заголовок нужен для того, чтобы упростить связь таблицы с текстом; при ссылке в тесте достаточно указать: табл. 3. Таблицы нумеруются последовательно в в порядке расположения в тексте пояснительной записки, арабскими цифрами. Слово «Таблица» (с заглавной буквы) и ее номер печатаются курсивом и выравнивается по правому краю. Между словом «Таблица» и предшествующим абзацем оставляется одна пустая строка. После номера таблицы точка не ставится.
Далее, на следующей строке, следует тематический заголовок таблицы без знака препинания на конце, который выделяют полужирным шрифтом и центрируется по отношению к таблице.
Пример:
Таблица 3