Контрольные сроки написания дипломной работы

Период Вид работы
9-й семестр (ноябрь-декабрь) Выбор темы дипломной работы
Январь Утверждение темы дипломной работы и научного руководителя (консультанта) на заседании кафедры
10-й семестр Февраль Составление плана-графика и развернутого плана написания дипломной работы. Первоначальный сбор материала в ходе прохождения преддипломной практики
Март Проведение психологических исследований (эксперимента); анализ, систематизация исследовательских материалов и подготовка чернового варианта дипломной работы
Апрель-май Написание чистового варианта дипломнойработы и ее оформление
Май Предзащита дипломнойработы
Июнь Защита дипломной работы

ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Выбор темы является ответственным этапом процесса подготовки дипломной работы. От того, насколько верно будет она определена и точно сформулирована, во многом зависит результативность всех последующих действий.

При выборе темы следует руководствоваться разработанной на кафедре проблематикой, ориентированной на учет специфики всех изучаемых дисциплин. Разумеется, студент может предложить собственную тему, при условии, если она отвечает требованиям:

- актуальности;

- новизны;

- профессиональной направленности;

- органической связи с практикой.

Выбирая тему, студент должен быть уверен в возможности научного разрешения соответствующей проблемы, обеспеченности специальной литературой, позволяющей осуществить углубленное и исчерпывающее изучение темы, возможности проведения необходимого исследования и наличии других условий для написания дипломной работы.

Название темы дипломной работы должно быть кратким и отражающим ее суть; не допускаются слова «разработка», «исследование», «проблема». Тематика дипломных работ должна соответствовать современному состоянию и перспективам развития психологической науки.

Тема дипломной работы утверждается приказом ректора, согласно письменному заявлению студента (см.Приложение 1).

В дальнейшем, после утверждения кафедрой темы дипломной работы изменение ее недопустимо.

Ориентировочное ознакомление с материалами по проблематике дипломной работы желательно начинать с обзорных, обобщающих публикаций, с работ наиболее известных авторов. Следует обращать внимание на библиографические данные, списки литературы, в которой разрабатывались близкие вопросы.

ПЛАН-ГРАФИК И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

В процессе изучения литературы и выбора темы должен сложиться замысел всей работы, который реализуется в форме плана-графика и развернутого плана(структуры).

План-график дипломной работы составляется под наблюдением руководителя и утверждается им с учетом индивидуальных возможностей студента, сложности и степени научной разработанности проблемы. При его составлении следует уяснить содержание общих узловых вопросов, а также последовательность их рассмотрения.

План-график предусматривает основные этапы работы и сроки их завершения. В нем предусматриваются сроки консультаций с руководителем, время завершения отдельных частей дипломной работы и представления ее для рецензирования на кафедру (см.Приложение 2).

На основе общего замысла будущего исследования составляется развернутый план дипломной работы. Развернутый план ― это рабочий документ, который вместе с планом-графиком дисциплинирует исследовательскую деятельность. Чем детальнее этот план, тем легче работать над проблемой, тем лучше будет результат исследования. Развернутый план может дополняться и корректироваться, так как научное исследование ― это творческий процесс.

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа должна включать в себя:

1) Титульный лист

2) Оглавление (содержание)

3) Введение

4) Теоретическая часть

5) Экспериментальная часть (практическая)

6) Выводы

7) Заключение

8) Список литературы

9) Приложения

Титульный лист и оглавление являются вспомогательными элементами дипломной работы и должны строго соответствовать формальным требованиям, приведенным далее (см.Приложение 6,8).

Во введении раскрываются:

а) существо, новизна и актуальность избранной проблемы;

б) краткая оценка научной разработанности темы

в) объект и предмет исследования;

г) цели, задачи

д) гипотеза исследования,

е) теоретико-методологические основы,

д) комплекс методов исследования.

Введение призвано показать существо предпринятого исследования и его цель, вопросы, ответы на которые будут даны в последующем изложении; содержание работы по главам, ограничения и допущения, принятые при проведении исследования.

Таким образом, введение представляет собой краткую аннотацию всего исследования (2-3 страницы).

Основная часть работы делиться на теоретическую и экспериментальную.

Главное назначение теоретической части дипломной работы - постановка и теоретическое рассмотрение изучаемой проблемы. Как правило, основная часть - это литературный обзор всей доступной научной информации по изучаемой проблеме (теоретической, методической, фактологической, эмпирической и др.).

Довольно часто разные авторы имеют различные взгляды и подходы к решению изучаемой студентом проблемы. Поэтому обзор литературы должен содержать анализ(сравнение, сопоставление, выделение общего, обобщение и т.д.) литературных данных, а не просто безликую констатацию научно-экспериментальных фактов. Результатом такого анализа должно стать, с одной стороны, определение основных терминов и понятий, используемых в дальнейшем, а с другой – обозначение тех аспектов проблемы, которые требуют дополнительного изучения. Например, при изучении личности, в заключении теоретической части должно быть представлено определение личности, которое будет рабочим в данном исследовании.

Теоретическая часть может быть разделена на 2-3 раздела, первый из которых может быть посвящен методологическим основаниям работы, второй – анализу литературных источников по теме, включая сопоставления точек зрения различных авторов, третий – проекту собственно оригинального авторского подхода к решению рассматриваемой проблемы. Деление на разделы может быть осуществлено также по содержательному признаку.

В конце основной части обязательно четко формулируется проблема, изучению которой посвящена работа, а также формулируются цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования.

Цель исследования должна логически проистекать из литературного обзора, она формулируется на основе выявленных проблем. Задачи исследования – это необходимые шаги для достижения цели. В зависимости от поставленной цели исследование может включать в себя решение от 2 до5 задач. Например, цель – создание программы по формированию навыков общения у подростков. Тогда задачи могут быть примерно следующими: 1) Выявление основных трудностей в общении подростков, 2) Составление программы и ее апробация, 3) Коррекция программы, 4) Проверка эффективности программы (окончательного ее варианта).

Гипотеза исследования – это предполагаемый результат исследования. Именно поэтому она должна носить конкретный характер, допускающий ее проверку. Так, например, гипотеза не может быть сформулирована как «В младшем школьном возрасте существуют половые различия при решении творческих задач». Необходимо уточнить, какие именно половые различия предполагает выявить исследователь. Не беда, если в ходе исследования гипотеза подтвердится лишь частично. Важно формулировать гипотезу на основании данных современной науки, которые с необходимостью представляются в обзоре литературы.

Объект исследования – это испытуемые, отвечающие требованиям цели исследования. Другими словами, необходимо заранее продумывать половозрастные характеристики испытуемых, а также их качественные особенности (уровень интеллектуального развития, уровень успешности в той или иной деятельности, особенности личности, темперамента и т.д.) в зависимости от области исследования.

Предмет исследования – тот психологический феномен, который подлежит исследованию. Например: генез интеллектуальных функций в дошкольном возрасте, карьерные установки молодых специалистов и др.

В экспериментальном разделе описываются организация исследования, процедура получения конкретных результатов на основе применения избранных исследовательских методов. Все это дополняется таблицами, графиками и иными иллюстративными материалами.

Разделами экспериментальной части могут быть: 1) программа исследования; 2) описание методов и методик; 3) описание организации и процедуры исследования; 4) описание полученных результатов с выделением наиболее интересных и важных; 5) обсуждение и анализ полученных результатов.

Допустимым является вынесения цели, гипотезы, задач, методов и организации исследования в отдельную главу. Обычно это глава 2 (после теоретической части), которая может быть обозначена как «Цель, гипотеза и методы исследования».

При описании программы (где обозначены этапы исследования) и методовисследования необходимо:

4) Обозначить область исследования

5) Обосновать применяемые методы и методики

6) Описать их

При описании методик необходимо дать их классификационное описание (проективные, опросники и т.д.). Если используемая методика опубликована, необходимо сделать ссылку на соответствующий литературный источник. При этом, нет необходимости в подробном ее описании, достаточно, например, привести несколько утверждений опросника. Если методика модифицирована, необходимо обосновать ее изменения, указать направления модификации, предоставить данные о сохранении ее надежности и валидности после внесенных изменений. Если методика является авторской, необходимо представить подробное ее описание (теоретическая база, содержание, сфера применения, представление результатов, интерпретация), а также данные о проведенной валидизации и стандартизации.

В описании организации исследования указывается место (школа, название организации и т.д.) и время проведения исследования, характер исследования (лонгитюд, сравнительный, описательный и т.д.), характеристика групп (контрольная, экспериментальная и т.д.). При необходимости указывается условное обозначение групп. Например: «…группа девочек в дальнейшем будет обозначать как ГД, а группа мальчиков – как ГМ».Последнее особенно важно, если групп более трех, и они имеют длинное название. Например, группа девочек 10-11 лет успешно обучающиеся в школе.

Эта часть дипломной работы должна быть представлена полно и обстоятельно, так как именно она демонстрирует авторский вклад в разработку намеченных вопросов, и уровень исследовательской грамотности автора дипломной работы. Как теоретический, так и практический разделы заканчиваются выводами («Выводы по разделу (главе)»).

Основное назначение «Выводов» - констатировать, насколько подтверждена выдвинутая гипотеза, достигнуты цель и задачи исследования, выполнена исследовательская программа и какие наиболее важные результаты получены. Как правило, наиболее интересные результаты перечисляются отдельно в тезисной форме. Выводов не должно быть много. Для дипломной работы- порядка 5. Важно помнить, что выводы – это обобщенныерезультаты проведенного исследования.

В «Заключении» необходимо оценить практическую и теоретическую значимость работы в целом, перспективность подобных исследований в дальнейшем, дать рекомендации к практическому использованию результатов. Объем 3-4 страницы.

НАПИСАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Написание и редактирование дипломной работы является завершающим этапом творческой деятельности студента-выпусника. Содержание дипломной работы должно раскрывать ее план и отражать результаты всех этапов научного исследования – теоретического и эмпирического (экспериментального).

Текст должен содержать результаты анализа изученного материала и полученных исследовательских фактов, отражать пути и способы проверки выдвинутой гипотезы. Основу текста дипломной работы составляет описание полученных результатов, способов их получения и теоретическое осмысление с учетом имеющихся теорий и научных подходов.

Дипломная работа студента должна быть выдержана в строго научном стиле. Особенности строгого научного стиля:

1) Использование терминологии:

· термины должны использоваться корректно;

· не перегружать работу терминами, использовать лишь самые необходимые;

· не использовать устаревшие термины, но и новые вводить лишь при крайней необходимости;

2) Структурированность изложения: кроме формальной структуры - частей допустимо еще дробление на разделы, главы, параграфы, абзацы (все, кроме абзацев, имеют свою нумерацию и оглавление). Любой озаглавленный подраздел должен быть указан в оглавлении. Структурирование материала производится не произвольно, а с целью облегчить восприятие и понимание материала, облегчить логичность, последовательность и связность изложения.

3) Логичность (определенная логическая последовательность) изложения. Все основные (особенно новые) положения работы должны быть четко сформулированы в виде тезисов и аргументированы. Аргументация должна быть необходимой и достаточной; не обрывать доказательство, пока выводы не будут достаточно очевидно продемонстрированы.

4) Ясность и простота изложения: использовать короткие, просто и четко сформулированные предложения; избегать длинных причастных и деепричастных оборотов; избегать вводных слов ("Вероятно...", "Как кажется автору,..." и т.п.); исключать тавтологии, частое повторение одних и тех же слов и выражений; не использовать бытовую и ненормативную (жаргоны) лексику. В названии глав и параграфов не используются слова и словосочетания «исследование», «методика исследования», «программа исследования» и т.п.

5) Полнота информации. Работа должна содержать в себе весь необходимый и достаточный для решения поставленной проблемы объем теоретической, методической и фактологической информации.

6) Корректность критики, полемики, контраргументирования и т.п.

7) Беспристрастность и честность, особенно в подаче негативных результатов научной работы (неадекватность методов, неподтверждение гипотезы и т.п.)

8) Изложение материала осуществляется в безличной форме, без употребления местоимений «я». Необходимо говорить о себе «автор» или «мы», «по нашему мнению» .

9) Текст не должен быть перегружен цифрами, цитатами, иллюстрациями, схемами, таблицами т.п. Все крупные материалы такого рода - в Приложении. Существует неписаное правило: если таблица или иллюстрация занимает более 2/3 набранного текста, то ее лучше расположить в Приложении.

Особая четкость необходима для формулировки основных положения исследования, теоретических выводов и практических и рекомендаций. Качество дипломной работы повышается, если она содержит иллюстративный материал (схемы, диаграммы, таблицы и т.п.), который может быть размещен как в основном тексте, так и в приложении к исследованию.

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа должна быть оформлена аккуратно, с соблюдением ряда требований. Она выполняется в одном экземпляре. Текст размещается на одной стороне белой бумаги стандартного формата (А4); размер шрифта – 14; интервал полуторный; поля – слева – 30 мм, справа – 15 мм, вверху и внизу – 20 мм. Объем завершенной дипломной работы 2-2,5 печатных листа .

Нумерация страниц дипломной работы сквозная: первой является титульный лист, второй ― содержание (оглавление) и т.д. Библиографию и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию. Номера страниц проставляются арабскими цифрами вверху по центру страницы. На титульном листе и содержание номер страниц не ставятся.

Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Сокращение слов, кроме общепринятых (например, РФ, США, ООН и т.п.), не допускаются. Дипломная работа должна быть тщательно отредактирована, цитаты и цифровой материал сверены с источниками.

В список литературы, который следует после заключения, включаются все источники, упоминаемые в тексте исследования, а также те, на которые автор опирается в ходе написания работы. Библиографическое описание должно отвечать определенным требованиям. Список литературы представляется в алфавитном порядке. Описание источника содержит: фамилию автора, название книги, место и год издания, общее количество страниц.

Список использованной литературы показывает, насколько проблема исследована автором. Он должен содержать не менее 50 публикаций, послуживших теоретической базой дипломной работы, ссылки на которые обязательны в тексте. Включение в список литературы, которая не была использована, недопустимо. Сборники статей включаются по названию. Разные труды одного автора размещаются в хронологическом порядке; при наличии нескольких трудов одного и того же года - в алфавитном порядке.

Сначала в алфавитном порядке располагаются литературные источники на русском языке, затем источники на иностранных языках, также расположенные в алфавитном порядке, и затем источники Internet. Нумерация источников в списке литературы не является обязательной (кроме случаев, когда ссылки в тексте делаются на порядковый номер источника в списке). Описание каждого источника начинается с красной строки (см. Приложение 9)

Приложения — это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. Его состав определяется замыслом исследователя. Видыприложений: фотографии; тесты и опросники; отчеты; документы или выписки из них и т.п.

Как правило, приложения делаются в случае, когда их не менее двух. Каждое приложение не может быть более чем на 5 страницах. В «Приложение» выносятся материалы, на которые существуют ссылки в основном тексте. Связь этих частей работы обязательна. Каждому приложению присваивается номер. Приложения располагаются по порядку ссылки на них в тексте дипломной работы. Каждое приложение оформляется отдельно. В правом углу первой страницы пишется: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. В «Приложение» не выносятся статистические таблицы, диаграммы и другие результаты эксперимента; они входят непосредственно в текст. В «Оглавлении» указывается каждое из приложений под своим номером и со своим названием. В целом они не должны превышать 1/3 всего текста работы.

Оформление рисунков, таблици ссылок

Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Рисунки размещаются на одной странице без переноса.

На все рисунки в тексте делаются ссылки.

Нумеруются рисунки арабскими цифрами. В номере рисунка первая цифра означает номер раздела (главы), а вторая (после точки) – порядковый номер рисунка в данном разделе, например: Рис. 2.1. Структура процесса управления организацией.

Месторасположение и шрифт названий рисунков должны быть едиными по всему тексту дипломной работы. Названия выравниваются по центру. Шрифт номеров и названий рисунка делается мельче шрифта основного теста, например, №12, а межстрочный интервал – одинарный.

Рисунки вместе с их названиями должны быть отделены снизу и сверху от основного текста пробелами. Начинать и заканчивать страницу рисунком не следует. (см. Приложение 10)

Цифровой материал, а также многомерный текстовый материал с перечислениями оформляется в виде таблиц.

Таблица должна иметь заголовок, выполненный с заглавной буквы строчными буквами, выравниваемый по центру. Шрифт заголовков всех таблиц дипломной работы должен быть единым по всему тексту. Заголовки таблиц должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной. Допускается более мелкий шрифт текста в таблице, чем основной текст, и меньший межстрочный интервал.

Таблицу следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы следует нумеровать по порядку арабскими цифрами в пределах раздела. Номер таблицы должен быть составным: номер раздела и, через точку, порядковый номер таблицы, например, «Таблица 2.7.». Номер таблицы выравнивается вправо и размещается над заголовком таблицы. Точки в конце заголовков и подзаголовков граф в конце текста в ячейках таблиц не ставятся.

Таблицы вместе с их реквизитами должны быть отделены снизу и сверху от основного текста пробелами. Если таблица по объему меньше страницы, то она располагается не в начале и не в конце страницы. Таблицы могут иметь как вертикальное так и горизонтальное расположение.

На все таблицы в тексте должны быть даны ссылки. (см. Приложение 11)

• При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

• Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, рядом с цитируемым текстом в скобках указывается: фамилия автора, год издания и страница. Если один источник цитируется два и более раза в пределах одной страницы, в тексте сноски следует оговориться (Там же с.17). Так же возможен следующий вариант: рядом с цитатой в скобках указывается порядковый номер источника и страница.

• При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

Завершается оформление дипломной работы брошюровкой, которая выполняется в следующей последовательности:

титульный лист;

содержание (оглавление);

введение;

главы (разделы)

параграфы, раскрывающие основные вопросы исследования,

заключение:

список литературы:

приложения.

Иллюстрированный материал по дипломной работе может быть размещен как в тексте, так и в приложении, объем которого не должен превышать объем самой дипломной работы.

При написании и оформлении дипломной работы следует избегать всего того, что снижает научно-теоретический ее уровень вследствие:

а) неактуальности избранной темы;

б) описательного (не аналитического) характера изложения:

в) отсутствия результатов экспериментальной работы;

г) отсутствия обобщений, выводов, предложений и рекомендаций,

д) устарелого фактологического материала;

е) слабой аргументации основные положений, нарушения логики изложения;

ж) ненаучного стиля и языка (публицистического, бытового, разговорного и т.п.);

з) явного или скрытого отклонения от темы;

и) отражающих научную школу кафедры;

к)нарушения стандартов написания и оформления;

л)отсутствия обязательных структурных элементов (стандартная обложка, титульный лист, содержание, введение, параграфы, выводы и заключение, список литературы, приложения);

м)неправильного оформления справочного аппарата, в том числе подстрочных сносок, стилистических погрешностей, неисправленных опечаток.

Неблагоприятное впечатление производит работа, в которой недостаточно использованы иллюстративные материалы (диаграммы, схемы, графики), встречаются неисправленные ошибки. Низкая культура исполнения и оформления работы негативно влияет на оценку работы рецензентами и ГАК.

Не способствует высокому качеству дипломной работы отсутствие должного контакта с руководителем-консультантом, нерациональное использование времени.

Руководитель пишет отзыв на дипломную работу, в котором оценивает степень самостоятельности в исследовательской деятельности автора, обоснованность выводов и рекомендаций, качество выполнения научного исследования. Кроме того, отмечается знание литературы по избранной теме, наличие оригинальных элементов исследовательского и экспериментального характера, другие достоинства и недостатки дипломной работы. Студент знакомится с содержанием отзыва до защиты.

Кроме того, дипломная работа представляется для рецензирования на другие кафедры и в научные учреждения.

ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Примерно за 1 месяц до официальной защиты назначается (на соответствующей кафедре) предварительная защита. Для предварительной защиты собирается специальная комиссия из сотрудников кафедры, на которой обучается студент; также желательно присутствие научного руководителя. На предварительной защите студенту необходимо сделать доклад о своей работе, который, фактически является репетицией выступления на защите дипломной работы.

Для защиты дипломной работы следует представить следующие документы (сдается в государственную аттестационную комиссию за день до защиты):

1. надлежащим образом оформленная дипломная работа, содержащая все необходимые структурные элементы;

2. рецензия;

3. отзыв научного руководителя;

4. диск со всеми названными документами.

Защита дипломной работы происходит на заседании Комиссии по защите выпускных квалификационных работ.

Защита дипломной работы на заседании ГАК является публичной. Защита состоит из доклада студента (не более 10-15 минут), ответов на вопросы членов ГАК, оглашения рецензии и отзыва и ответов студента на имеющиеся в них замечания.

Доклад должен быть четким и конкретным. В начале доклада надо охарактеризовать основные задачи, избранные пути их решения и полученные результаты. Не следует подробно рассматривать какие-либо процедуры и методы, если они значительно не отличаются от обычных; необходимо лишь указать причины, побудившие студента остановить свой выбор на них. Основное внимание следует уделять тому разделу, который наиболее самостоятельно разрабатывался студентом.

В докладе должны быть в краткой форме сообщены основные результаты.

При изложении эксперимента важно указать задачи, стоящие перед ним; кратко указать методику их решения, охарактеризовать достоверность полученных результатов.

В конце доклада должны быть сделаны выводы.

На защите дипломного проекта студенту может быть задан любой вопрос, как по содержанию проекта, так и по любым дисциплинам учебного плана. Ответ должен быть кратким и конкретным; если студент не понял вопроса, то следует обратиться за его разъяснением. В случае необходимости студенту предоставляется возможность обосновать свое несогласие с замечаниями рецензента.

Подготовка студента к защите предполагает тщательное изучение литературы, ознакомление с новейшими исследованиями потеме работы, консультации с руководителем и специалистами по сложным и дискуссионным вопросам.Одновременно студент работает над текстом доклада при защите дипломной работы, который должен включать освещение следующих вопросов:

актуальность, важность и новизну темы;

краткую характеристику научной и специальной литературы и оригинальных источников по теме исследования,

цель исследования и перечень задач по се реализации:

основные результаты и выводы по исследованию.

Защита дипломной работы является заключительным этапом исследовательской деятельности студента.

Оценка дипломной работы выставляется коллегиально государственной аттестационной комиссией после обсуждения всех представленных работ.

Выпускная квалификационная работа магистра
(магистерской диссертации)

Магистерская диссертация должна отражать уровень фундаментальной и специальной подготовки в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению обучения «Психология», а также умение применять приобретенные знания в практике научной деятельности.

Введение.

Выпускная квалификационная работа магистра представляет собой, законченную теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и практические навыки.

Магистерская диссертация по своему уровню должна соответствовать научной публикации в данной научной области.

Работа над магистерской диссертацией проводится в рамках бюджета времени учебного плана магистратуры, из числа часов, отводимых на научно-исследовательскую работу в I-III семестрах, различные виды практик, подготовку магистерской диссертации в IV cеместре.
Тема магистерской диссертации выбирается студентом совместно с научным руководителем и руководителем магистерской программы в течение двух недель со времени начала обучения в магистратуре; тема магистерской диссертации окончательно утверждается с учетом возможных корректировок ученым советом факультета после заслушивания отчета студента по итогам предквалификационной практики. Магистерская диссертация может быть продолжением и развитием темы квалификационной работы бакалавра.

В те же сроки разрабатывается индивидуальный план обучения в магистратуре, который утверждается ученым советом факультета на первом заседании в данном учебном году.

Рекомендуемая форма индивидуального учебного плана приведена в приложении. Часы, отводимые на отдельные виды работ, заносятся в индивидуальный план в соответствии с рабочим учебным планом магистерской подготовки.

Промежуточный контроль выполнения индивидуального плана, в том числе и хода работы над магистерской диссертацией осуществляется дважды: в форме отчета за первый год обучения на ученом совете факультета и в форме научного доклада на итоговой научной студенческой конференции ("предзащиты") в середине мая второго года обучения. Руководитель магистерской диссертации утверждается приказом ректора ЮФУ. Им может быть профессор или доцент одной из кафедр, принимающих участие в реализации магистерских программ.

Содержание и структура магистерской диссертации.

Магистерская диссертация является законченным научным исследованием. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, их теоретическое обоснование.

Магистерская диссертация должна содержать:

- титульный лист (см. Приложение 7);

- оглавление диссертации лист (см. Приложение 8) ;
- введение, включающее обоснование выбора темы исследования и характеризующее актуальность и научную новизну поставленной задачи;

- основная часть, включающая в себя обзор литературы, отражающий современное состояние в данной области исследований, постановка задачи, цели и гипотез;

- экспериментальная часть, которая содержит обоснование выбора и характеристики используемых методов и методик исследования; полученные результаты, их анализ и обсуждение;
- заключение, представляющее собой описание результатов, полученных в работе и итоговые выводы;

- список цитируемой литературы (см. в Приложение 9).

Оформление магистерской диссертации.

Магистерская диссертация должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал. Ее оформление должно соответствовать следующим требованиям:

- объем диссертации не должен превышать 75 страниц машинописного текста через два интервала,исключая таблицы, рисунки, список использованной литературы и оглавление (форма титульного листа диссертации приведена в приложении); Текст размещается на одной стороне белой бумаги стандартного формата (А4); размер шрифта – 14; интервал полуторный; поля – слева – 30 мм, справа – 15 мм, вверху и внизу – 20 мм. Объем завершенной дипломной работы 2-2,5 печатных листа .

Нумерация страниц магистерской диссертации сквозная: первой является титульный лист, второй ― содержание (оглавление) и т.д. Библиографию и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию. Номера страниц проставляются арабскими цифрами вверху по центру страницы. На титульном листе номер страниц не ставятся.

Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Сокращение слов, кроме общепринятых (например, РФ, США, ООН и т.п.), не допускаются. Магистерская диссертация должна быть тщательно отредактирована, цитаты и цифровой материал сверены с источниками.

В список литературы, который следует после заключения, включаются все источники, упоминаемые в тексте исследования, а также те, на которые автор опирается в ходе написания работы. Библиографическое описание должно отвечать определенным требованиям. Список литературы представляется в алфавитном порядке. Описание источника содержит: фамилию автора, название книги, место и год издания, общее количество страниц.

Список использованной литературы показывает, насколько проблема исследована автором. Он должен содержать не менее 70 публикаций, послуживших теоретической базой магистерской работы, ссылки на которые обязательны в тексте. Включение в список литературы, которая не была использована, недопустимо. Сборники статей включаются по названию. Разные труды одного автора размещаются в хронологическом порядке; при наличии нескольких трудов одного и того же года - в алфавитном порядке.

Сначала в алфавитном порядке располагаются литературные источники на русском языке, затем источники на иностранных языках, также расположенные в алфавитном порядке, и затем источники Internet. Нумерация источников в списке литературы не является обязательной (кроме случаев, когда ссылки в тексте делаются на порядковый номер источника в списке). Описание каждого источника начинается с красной строки.

Приложения — это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. Его состав определяется замыслом исследователя. Видыприложений: фотографии; тесты и опросники; отчеты; документы или выписки из них и т.п.

Как правило, приложения делаются в случае, когда их не менее двух. Каждое приложение не может быть более чем на 5 страницах. В «Приложение» выносятся материалы, на которые существуют ссылки в основном тексте. Связь этих частей работы обязательна. Каждому приложению присваивается номер. Приложения располагаются по порядку ссылки на них в тексте дипломной работы. Каждое приложение оформляется отдельно. В правом углу первой страницы пишется: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. В «Приложение» не выносятся статистические таблицы, диаграммы и другие результаты эксперимента; они входят непосредственно в текст. В «Оглавлении» указывается каждое из приложений под своим номером и со своим названием. В целом они не должны превышать 1/3 всего текста работы.

Оформление рисунков, таблици ссылок

Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Рисунки размещаются на одной странице без переноса.

На все рисунки в тексте делаются ссылки.

Нумеруются рисунки арабскими цифрами. В номере рисунка первая цифра означает номер раздела

Наши рекомендации