Основные этапы и сроки дипломной работы

Соблюдение установленных сроков и последовательности выполнения дипломной работы направлено на оптимизацию процесса движения поставленных целей. Рекомендуется такая последовательность этапов ее выполнения в соответствии с календарным планом(Приложение 3):

1. Выбор темы дипломной работы (дипломного проекта) и ее утверждение.

2. Подбор научной литературы, нормативной документации, первичной документацией (история болезни) и ознакомление с ними.

3. Определение целей и задач исследования, составление плана их проведения.

4. Написание теоретической части работы с проработкой методического обеспечения для проведения анализа изучаемого объекта. Подготовка списка использованных источников. Сбор аналитических данных по разработанному ранее плану. Предоставление руководителю теоретической части работы.

5. Обобщение аналитических материалов, написание практической части и представление ее руководителю.

6. Доработка теоретического и практического материала по замечаниям руководителя. Написание введения и заключения.

7. Подготовка приложений, списка использованной литературы.

8. Представление научному руководителю оформленной дипломной работы (дипломного проекта) для проставления сроков сдачи работы и заполнения отзыв.

9. Подготовка к защите дипломной работы.

Ход выполнения квалификационных работ контролируется научными руководителями и доводится до сведения заместителя директора по учебной работе при рассмотрении вопроса о степени готовности дипломных работ (дипломного проекта).

4. Структура и содержание дипломной работы

В общем виде дипломная работа включает в себя:

- титульный лист (Приложение 4, 4а);

- содержание (Приложение 5, 5а);

- введение;

- основную часть;

- список использованных источников;

- приложения (Приложение 6, 6а).

Титульный лист должен содержать все необходимые идентификационные признаки и быть выполнен по образцу, приведенному вПриложении 4, 4а.

В Содержание(оглавление) последовательно перечисляются заголовки разделов и подразделов, указываются номера страниц, с которых они начинаются (точно по тексту). Содержание (оглавление) считается второй страницей при нумерации дипломной работы, но не нумеруется. Слово «Содержание» пишется по центру листа жирным шрифтом размером14пт, гарнитуройTimesNewRoman.

Введение, заключение, список использованных источников включают в содержание, страницы нумеруют. Первая страница Введения начинает нумероваться с третьей страницы, если содержание занимает одну страницу, и с четвертой страницы - если содержание размещено на двух страницах.

Основная часть, как правило, состоит из двух глав, каждая из которых имеет название, соответствующее теме дипломной работы. Основная часть дипломного проекта (специальность «Стоматология ортопедическая») не подразделяется на главы.

Приложения должны быть пронумерованы в тексте, каждое из них должно иметь свое заглавие с обязательной ссылкой на него в основной части. В содержании приложения определены как «Приложения» с обязательным указанием номера страницыих начала(Приложение 6, 6а).

Введение.Слово «Введение» пишется по центру листа жирным шрифтом размером 14пт, гарнитурой TimesNewRoman. Во введении, как вступительной части дипломной работы, необходимо:

· определить проблему, решению которой посвящена выпускная квалификационная работа;

· обосновать актуальность выбранной темы с точки зрения практической значимости проблемы, а также ее теоретической и методической разработанности в специальной литературе;

· определить проблему исследования для данной дипломной работы;

· сформулировать цель дипломной работы и задачи по ее достижению;

· определить предмет и объект исследования;

· перечислить источники информации, используемые при выполнении работы, и методы ее обработки.

Объем введения должен занимать 3 - 5 страниц.

Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная работа, дается постановка основного вопроса исследования, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. Также во введении излагается информация об актуальности темы, обоснования ее выбора, современное рассматриваемого вопроса и его практическая значимость, цели, задачи, гипотеза исследования. Проблема - это теоретический или практический вопрос, ответ на который неизвестен, и на который нужно ответить. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направленна работа.

Пример:

«Выбор темы исследования не был случаен. Сердечно-сосудистые заболевания занимают ведущее место в структуре неинфекционной патологии взрослых и является основной причиной ранней инвалидизации и причиной преждевременной смертности в большинстве стран.

Результаты эпидемиологических исследований, проведенных во многих странах, свидетельствует о том, что основным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний является артериальная гипертензия. До середины 80-х годов прошло столетие общепризнанным было мнение, что в детском возрасте высокое артериальное давление является редкостью и регистрируется чаще всего на фоне основных заболеваний (кардиоваскулярных, почечных, эндокринных).

Исследования по контролю артериального давления у детей установили, что артериальное давление может дебютировать в детском и подростковом возрасте и носить первичный характер. Поэтому проблема ранней диагностики и первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, начиная с детского и подросткового возраста, является в настоящее время чрезвычайно актуальной, а выявление факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, эффективная диспансеризация этой группы населения являются важным аспектом в работе амбулаторно-поликлинической службы. Определенная роль в этом отводится и фельдшеру общей практики».

Важным при определении проблемы является вопрос об ее актуальности.

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

- степенью востребованности, необходимостью решения определенной проблемы (потребностью в новых данных, методах, способах);

- уровнем готовности здравоохранения к разрешению возникших проблем.

Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения.

Выделяют три уровня актуальности:

- 1 уровень - необходимость дополнения теоретических построений. Например, если проблема сопровождения беременных женщин ранее не рассматривалась и студент впервые разрабатывает эту систему.

- 2 уровень - потребность в новых данных. Например, в органах здравоохранения региона отсутствуют данные по заболеваемости определенного типа.

- 3 уровень - потребность в новых методах лечения. Например, сотрудники одной поликлиники овладели новейшим методом лечения, и возникает необходимость анализа данной методики, выявления положительных и отрицательных результатов и сравнения с мировой практикой.

Таким образом, обосновать актуальность, значит ответить на вопрос, почему необходимо изучать данную тему.

Объект и предмет исследования:

Объект -это определенная область реальности, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования.

Предмет исследования - это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.

Пример: объект исследования - человек, предмет исследования - кожа. У данного объекта есть множество предметов исследования, как то лимфатическая, кровеносная системы, желудочно-кишечный тракт и т.д., но для исследователя имеет значение только кожа, это предмет его непосредственного исследования.

Цель дипломной работы исследования - это желаемый, конечный результат исследования, цель показывает, какой результат необходимо достигнуть в дипломной работе. Цель всегда формулируется в глаголах: выявить, определить, исследовать. Актуальность и цель должны быть взаимосвязаны.

Цели могут быть исследовательские (выполнение факторов развития, благоприятствующих условий, разработка технологий, способов управления) и практические (сохранение здоровья, успешного обучения). Достижение исследовательских целей создает условия для выявления средств достижения практических целей.

Пример: 1. Описать деятельность хосписов. 2. Обобщить опыт работы... 3. Выявить закономерности... 4. Создать классификацию отклонений... 5. Создать новую методику (для специальности "Стоматология ортопедическая" - технологию)...6. Адаптировать методику для условий учреждения другого уровня...

Задачи исследования раскрывают путь к достижению цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировка задач делается в форме перечислений. Исходя из указанной цели исследования, основными задачами исследования являются: изучение сущности явления, выявление условий и факторов определяющих данные условия, знакомство с методикой работы. Задачи могут вводиться словами:

- выявить;

- раскрыть;

- изучить;

- разработать;

- исследовать;

- проанализировать;

- систематизировать;

- уточнить и т.д.

Количество задач должно быть 4-5. Степень решения задач должна быть отражена в заключении, выводах и рекомендациях.

Гипотеза - это предположение о возможности достижения цели. Различают первоначальную гипотезу и развитую, научную гипотезу. Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если…(что-то вести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то…» (будет достигнуть такой-то результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как…» или «потому что…».

Пример: если создать определенные условия, то пациент не будет иметь аллергических реакций.

Результатами исследования гипотеза может быть либо подтверждена, либо отвергнута, либо доказана частично.

Методы исследования - это способы сбора и обработки информации.Выбор методов определяется объектом и целями научного исследования.

Основные методы:

- исторический метод включает историко-графическое, архивное изучение литературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему;

- метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента;

- экспериментальные методы включает лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях;

- социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов);

- статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом;

- логический метод сопутствует любому научному исследованию, включает индукцию, дедукцию, анализ и синтез.

Пример:методы исследования:скрининг - исследование;выкопировка данных из амбулаторных карт;интервью;измерение артериального давления;собственные «сторонние» наблюдения (изучение объекта без вмешательства в процесс со стороны исследователя);анализ и синтез.

Научная новизна дипломной работы формулируется в зависимости от характера и сущности выбранной темы диплома. Научная новизна формулируется по-разному для теоретических дипломов и дипломов практической направленности.

Так, в первом случае она определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета, а во втором – она определяется результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен либо развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете и практические достижения.

Практическая значимость зависит от новизны дипломной работы и обуславливает необходимость ее написания. Иными словами определить практическую значимость – значит, определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент Введения к дипломной работе.

Основная часть.Основная часть составляет наибольший объем работы, состоит из нескольких глав и должна соотноситься с поставленными задачами. В зависимости от того, какие задачи стоят перед автором, основная часть делится на 2-3 главы.

Пример:

Наши рекомендации