Краткая характеристика предприятия
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
На тему
«Внутрифирменное планирование на предприятии
ОАО «РЖДстрой»
Выполнил: студент группы ЭГ-07-1 Банников П.В.
Проверила: к.э.н., доцент Мартынова М.И.
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика предприятия………………………………….4
2. Оценка внешней среды………………………………………………….7
3. Пример элементов стратегического выбора………………………….12
4. Характеристика планирования на предприятии………………….......16
5. Информационное обеспечение планирования………………………..19
6. Организационное обеспечение планирования………………………..22
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………..28
Приложение………………………………………………………………..29
Введение
Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В этой связи с особой остротой встает задача обеспечения устойчивости предприятия путем совершенствования внутрифирменного планирования предприятия.
Процесс планирования обеспечивает основу для управления подразделениями организации. Внутрифирменное планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Грамотное использование внутрифирменного планирования может создать ряд очень важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.
Содержание и основная цель курсового проекта – описание и оценка внутрифирменного планирования на ОАО «РЖДстрой» для выявления возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.
Задачи:
Ø оценке внешней среды;
Ø анализе элементов стратегического планирования;
Ø изучении планирования на предприятии;
Ø характеристике информационного обеспечения планирования;
Ø анализе организационного обеспечения планирования.
Краткая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «РЖДстрой» — одна из крупнейших компаний в сфере транспортного строительства в России, дочернее предприятие ОАО «Российские железные дороги». На данный момент по объёмам продаж строительных услуг ОАО «РЖДстрой» входит в пятерку ведущих российских компаний.
Общество учреждено 11 января 2006 года в соответствии с решением Совета директоров ОАО «РЖД» о создании дочерних обществ в сфере капитального строительства.
Численность сотрудников – 7 351 человек.
Головной офис ОАО «РЖДстрой»: 105064, г. Москва, ул. Казакова д.8 стр.6 (e-mail: [email protected]).
Основными видами деятельности являются:
· Подготовка строительного участка;
· Разборка и снос зданий; производство земляных работ;
· Строительство зданий и сооружений;
· Производство общестроительных работ;
· Устройство покрытий зданий и сооружений;
· Строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений;
· Производство прочих строительных работ;
· Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений;
· Производство электромонтажных работ;
· Производство изоляционных работ;
· Производство санитарно-технических работ;
· Монтаж прочего инженерного оборудования;
· Производство отделочных работ;
· Производство прочих отделочных и завершающих работ;
· Оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами, и санитарно-техническим оборудованием;
· Розничная торговля строительными материалами, не включенными в другие группировки;
· Сдача в наем собственного недвижимого имущества;
· Аренда строительных машин и оборудования;
· Проектирование производственных помещений, включая размещение машин и оборудования, промышленный дизайн.
В настоящее время в структуру ОАО «РЖДстрой» входит 19 филиалов, в том числе: 17 территориальных строительно-монтажных трестов (по количеству железных дорог – филиалов ОАО «РЖД»), 2 треста специализированного назначения – специализированный мостовой трест «Спецмостотрест» и строительно-монтажный трест «Стройиндустрия». В регионах расположения отделений железных дорог, а также в районах наиболее крупных железнодорожных узлов функционируют строительно-монтажные поезда или рабочие участки строительно-монтажных поездов. Таким образом, подразделениями ОАО «РЖДстрой» охвачена вся сеть железных дорог – филиалов ОАО «РЖД».
Организационная структура центрального аппарата ОАО «РЖДстрой» представлена в приложении 1.
Производственные показатели за 2010 год:
Ø сдано в эксплуатацию 136 км путей,
Ø построено и восстановлено 70 мостовых сооружений,
Ø смонтировано 1 630 км высоковольтных линий электропередач,
Ø устроено 1 516 км линий связи,
Ø возведено и обновлено 100 железнодорожных вокзалов и депо.
Финансовые показатели за 2010 год:
Ø Выручка: 59 732,1 млн. руб. (159,1 % от планового значения)
Ø Прибыль от продаж: 1 779,7 млн. руб. (выше запланированного значения на 1471,7 млн. руб. или в 4,8 раза больше)
Ø Рентабельность продаж: 3,0 % (на 2,2 % выше плана)
Ø Величина прибыли до налогообложения: 534,3 млн. руб. (при планируемом значении 98,8 млн. руб.);
Ø Чистая прибыль: 255,6 млн. руб. (плановая величина в соответствии с утвержденным бюджетом составляла 15,3 млн. руб.).
Оценка внешней среды
Анализ внешней среды – очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и их влияния на текущую деятельность предприятия.
Качество разрабатываемых планов зависит от того, насколько адекватно воспринимают менеджеры факторы внешней среды. Используя шкалу М.Мескона, можно проранжировать факторы для оценки внешней среды по степени их влияния на деятельность предприятия (табл. 3.)
Таблица 3. Оценка внешней среды
Фактор | Ранг | Степень влияния | Интегральная оценка |
Экономический | -10 | -20 | |
Рыночный | +15 | +30 | |
Международный | +10 | +30 | |
Политический | +30 | +120 | |
Технологический | +40 | +200 | |
Конкурентный | +20 | +100 | |
Социокультурный | +5 | +5 |
Технологический и конкурентный факторы
В своей работе «РЖДстрой» активно применяет новейшие технологии. В основе стремления к инновациям — как политика ОАО «РЖД», так и инициатива самой дочерней компании, ведь именно такой путь способствует повышению её конкурентоспособности на рынке транспортного строительства. Из наиболее значимых инноваций, внедрение которых в России состоялось благодаря ОАО «РЖДстрой», можно отметить:
ü Монтаж металлических гофрированных труб (инновация позволила снизить сроки строительства с 11 месяцев до 3 месяцев).
ü Использование композитных материалов при изготовлении водоотводных лотков, волноотбойных конструкций, мостовых конструкций, платформ и шумозащитных экранов — сроки строительства с использованием данных конструкций сокращаются в 1,5-2 раза, а срок службы лотков возрастает с 15 лет до 70.
Кроме того, с 2011 года ОАО «РЖДстрой» выступает законными и единственными в России представителем компаний Vigier Rail и Sonneville, которые являются правообладателями одного из наиболее прогрессивных методов железнодорожного строительства, технологии LVT (Low Vibration Track - Путь пониженной вибрации). Технология позволяет снизить эксплуатационные затраты на 20 % , а срок службы путей при этом составляет 30-50 лет практически без ремонта.
Как видно из вышеприведённых примеров, ОАО «РЖДстрой» активно развивает и внедряет инновации, что самым благоприятным способом сказывается на конкурентоспособности компании (ОАО «РЖДстрой» стабильно удерживает около 35-40% от общего объёма строительных заказов ОАО «РЖД»).
Политический фактор
В 2008 году Правительство РФ утвердило стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Вот некоторые выдержки из этого документа:
«Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20 процентов грузооборота и 10 процентов пассажирооборота всех железных дорог мира. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы Российской Федерации, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40 процентов от всего транспорта страны.
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.
От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов».
Как говорится, комментарии излишни.
Остаётся добавить, что в рамках реализации данной Стратегии ОАО «РЖДстрой» выступило генеральным подрядчиком строительства первой в России высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург (2009 год) и Санкт-Петербург – Хельсинки (2010 год).
ОАО «РЖДстрой» также будет заниматься строительством высокоскоростных магистралей, которые планируют построить к Чемпионату миру по футболу в 2018 году. Одним из наиболее масштабных проектов компании на сегодняшний день является участие в строительстве железнодорожной инфраструктуры в Краснодарском крае в рамках подготовки к Олимпиаде.
Международный фактор
В настоящее время ОАО «РЖДстрой» только начинает свой путь по выходу на мировой рынок.
В частности реализуется реконструкции железнодорожного участка Хасан (РФ) – Туманган (КНДР) – Раджин (КНДР) и проводятся предконтрактные работы в Словацкой Республике по строительству железнодорожной линии через Братиславу до Вены с созданием в районе Вены международного логистического терминала..
Также при участии Alpine Bau GmbH (2-й по величине троительный концерн Австрии, который успешно ведет проекты различного масштаба в 26 странах мира) было создано совместное предприятие «Альпине-РЖДстрой». Предметом деятельности будет формирование предложений и осуществление специальных инфраструктурных проектов на территории России, Австрии и других стран. Первыми проектами, в которых примет участие предприятие, станут строительство тоннеля «Альптранзит Бреннер Баулос А1 – Грундаусрюстунг» в Тироле и строительство 2 тоннелей в Сочи, которые являются объектами инфраструктуры к Олимпийским играм 2014 г.
Помимо этого, ОАО «РЖДстрой» активно участвует в международных конференциях и форумах, посвящённых транспортному строительству.
Экономический и политический факторы
В 2010 году ОАО «РЖДстрой» заключило 3 183 договора на освоение капитальных вложений и производство капитального ремонта (для сравнения, в 2009 году было заключено 3 047 договоров, в 2008 году – 2 092 договора). Положительная динамика на лицо.
К тому же нельзя не отметить, что в соответствии с уже упоминавшейся Стратегией развития железнодорожного транспорта планируется осуществить модернизацию железнодорожного транспорта (строительство первоочередных железнодорожных линий, обеспечение пропускных способностей на основных направлениях перевозок, коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры, увеличение электрифицированных участков). В этой связи ОАО «РЖДстрой» как одна из ведущих компаний в транспортном строительстве вправе рассчитывать на существенное увеличение заказов. Таким образом, рыночный фактор оказывает положительное воздействие.
Социокультурный фактор
Являясь дочерним предприятием ОАО «РЖД», «РЖДстрой» в своей социальной политике придерживается тех же принципов, что и материнская компания. С каждым годом увеличиваются объемы инвестиций в социальную сферу и расширяются масштабы деятельности Компании, направленной на социальное развитие. Социальная сфера определена как важная составляющая жизнедеятельности и обеспечения устойчивой работы ОАО «РЖД». Вложения в неё– это не только выполнение обязательств перед сотрудниками и обществом, но и инструмент повышения производственно–экономической эффективности Компании.
Взаимодействие Компании с различными группами стейкхолдеров (заинтересованные стороны) осуществляется на основе принципов корпоративного поведения, в числе которых важнейшими являются информационная открытость, достоверность, отсутствие дискриминации, своевременность и полнота информации, уважение к интересам партнера, ключевое значение репутации и другие принципы.