Мероприятия по технике безопасности и охране труда

В процессе эксплуатации автомобильной дороги необходимо соблюдать законодательство о труде, правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии, проводить оздоровительные мероприятия.

Всех работающих независимо от места работы, обеспечивают пригодной для питья водой.

Рабочие, занятые на содержании и ремонтах дороги, во время эксплуатации должны быть обеспечены спецодеждой и спецобувью, а также средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и характером работ.

Рабочие, обслуживающие машины проходят специальное обучение, сдают экзамены и получают удостоверения, без чего допуск их к самостоятельной работе не разрешен.

Руководство охраной труда и ответственность за её состояние возлагаются на главного инженера предприятия. Штатные инженеры по технике безопасности являются помощниками главных инженеров.

Применяемые механизмы, машины и оборудование должны соответствовать характеру выполняемой работы и находиться в исправном состоянии.

Деятельность по вопросам обеспечения охраны труда в организации должна соответствовать:

- СТП 66.01-99. ССБТ «Организация работы по обеспечению охраны труда»;

- СТП 66.02-99. ССБТ «Организация деятельности службы охраны труда»;

- СТП 66.03-99. ССБТ «Проверка, контроль и оценка состояния охраны и условий безопасности труда»;

- СТП 66.04-99. ССБТ «Порядок разработки и реализации профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и совершенствованию системы управления охраной труда».

Инструкция по охране труда должна храниться у руководителя подразделения, а копии выдаваться под роспись работникам для изучения. Учет инструкций по охране труда в организации осуществляется службой охраны труда.

Для дорожных рабочих разработана типовая отраслевая инструкция ТИ Р О 007-2003.

Для машинистов автогрейдеров - ТИ Р О 015-2003. Для машинистов автогудронаторов - ТИ Р О 016-2003. Для машинистов бульдозеров - ТИ Р О 020-2003.

Для машинистов катков самоходных с гладкими вальцами ~ ТИ Р О 025-2003. Для

машинистов укладчиков асфальтобетона - ТИ Р О 035-2003.

Безопасность труда при строительстве и реконструкции автомобильных дорог осуществляется на основании СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» часть 1 Общие требования, СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» часть 2 Строительное производство, ПБ 10-382-00.

При складировании материалов и отходов на обочине дороги перед ними на расстоянии 5-10м по ходу движения транспорта должен быть установлен барьер с предупреждающим знаком, освещаемым в темное время суток. При вырубке дефектных мест в дорожном покрытии необходимо следить за тем, чтобы в зоне разлетающихся осколков не находились другие рабочие.

Дорожные рабочие должны применять в процессе работы средства малой механизации и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Перед началом работы дорожные рабочие обязаны:

- пройти инструктаж на рабочем месте;

- надеть спецодежду, сигнальный жилет, спецобувь и защитную каску;

- получить задание на выполнение работ у бригадира;

- подготовить ограждения, дорожные знаки, сигнальные фонари и устройства безопасности, проверить их исправность;

- подобрать инструмент, средства защиты, оснастку;

- проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности.

Дорожные рабочие обязаны немедленно извещать своего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

На территории ведения работы дорожные рабочие должны выполнять следующие требования:

- переходить дорогу только в установленных для этого местах;

- не подходить к движущимся автомобилям, каткам, скреперам, укладчикам ближе, чем 5м.

Машинист автогрейдера перед началом маневрирования во время работы автогрейдера обязан убедиться в отсутствии людей в зоне действия автогрейдера и подать звуковой сигнал,

- машинист обязан следить за исправностью предохранительного клапана и соединения гибких шлангов. Ремонт шлангов высокого давления не

допускается;

- запрещается во время работы открывать кран слива воды из радиатора при работающем двигателе;

- заливать жидкость в радиатор, если двигатель перегрет;

- заправлять автогрейдер горючим при работающем двигателе;

- оставлять автогрейдер с работающим двигателем, а также передавать управление автогрейдером другому лицу;

- при планировке или отсыпке грунта расстояние от крайнего колеса до бровки насыпи должно быть не менее 1м;

- знать сроки и результаты проведения слесарями и электромонтерами профилактических осмотров автогрейдера по записи в журнале периодических осмотров.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

- при сползании автогрейдера под откос следует опустить нож до упора в грунт, покинуть машину и вытащить ее на буксире на ровное место;

- при возгорании горючесмазочных материалов машинист обязан немедленно затушить очаги пожара огнетушителем, песком, брезентом;

- запрещается заливать водой горящее топливо.

При обслуживании гудронатора (заправке битумом, его разогреве и подаче к месту заливки) машинист обязан надевать брезентовую спецодежду, резиновые сапоги, каску, прозрачную маску, брюки навыпуск.

При разогреве вяжущих материалов в цистерне автогудронатора машинист обязан:

- до начала разогрева проверить уровень вяжущих материалов в цистерне. Разогревать битум разрешается, если уровень материала превышает верх жаровых труб более чем на 200мм;

- зажигать форсунку при помощи факела с длинной ручкой 1,50-2,0м, находясь сбоку;

- подавать топливо к форсункам вначале слабой струей, постепенно увеличивая подачу до нормальной;

- в процессе подогрева осуществлять надзор за работой системы подогрева.

Перед началом маневрирования во время работы катка машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне действия катка и подать звуковой сигнал,

- одновременная работа двух катков и более, двигающихся один за другим, допускается при расстоянии между ними не менее 10м;

- приближение катка к бригаде укладчиков асфальта допускается на расстояние не менее 5м.

Устранять неисправности, осматривать отдельные узлы катка, а также смазывать и регулировать их следует при остановленном двигателе, включенном тормозе и установленном в нейтральное положение рычаге переключения передач. При перегреве двигателя машинисту следует, находясь с подветренной стороны, осторожно открыть крышку заливной горловины радиатора, не отклоняясь над горловиной, во избежание ожога горячим паром лица и рук.

Перед началом работ рабочие и машинисты дорожных машин должны быть проинструктированы по технике безопасности и схеме ограждения места работ, о применяемой условной сигнализации, подаваемой жестами и флажками, о порядке движения, маневрирования дорожных машин и транспортных средств в местах разворота, въездах и съездах, местах складирования материалов и хранения инвентаря.

При производстве работ руководствоваться СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда», РД 10-34-93 с изменениями №1 РДИ 10-406 (34) – 01 «Типовая инструкция для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами», РД 10-74-94 с изменениями №1 РДИ 10-426 (74) – 01 «Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных)» и др.

Безопасность процесса эксплуатации машин обеспечивается использованием машин в соответствии с проектом производства работ (технологическими картами), содержащим решения по выбору типа машин и места их установки и (или) схемы движения машин. До начала работ с использованием машин необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.

При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В том случае, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора или не видит рабочего (специально выделенного сигнальщика), подающего ему сигналы, между машинистом и рабочим (сигнальщиком) необходимо устанавливать двустороннюю радиосвязь или телефонную связь.

Производственный контроль за техническим состоянием машин и условиями труда машиниста для обеспечения безопасности труда проводится по испытаниям параметров вибрационных, шумовых уровней, концентрацией вредных веществ и параметров микроклимата воздуха рабочей зоны, требований пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность», требований СНиП 12-03-2001.

Применяемые при дорожных работах временные дорожные знаки, ограждения и другие технические средства (конусы, вехи, стойки, сигнальные шнуры, сигнальные фонари и т.д) устанавливают и содержат организации, выполняющие дорожные работы.

Ответственность по соблюдению правил техники безопасности возлагается на руководителей дорожных хозяйств и на лиц, непосредственно руководящих дорожными работами.

Средства пожаротушения окрасить в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

При поступлении на работу для работающих обязателен предварительный медицинский осмотр, при котором определяется соответствие состояния здоровья работника поручаемой им работе.

Для работающих проводятся периодические медицинские осмотры, цель которых является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредных факторов.

Перед началом производства строительных работ работодатель обеспечивает работников необходимыми средствами индивидуальной защиты; знакомит с проектом организации строительства, проектом производства работ, технологическими картами и проводит инструктаж о принятых методах работ и установленной последовательности их выполнения.

Работающие должны быть обеспечены специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты согласно «Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений рабочим и служащим предприятий нефтяной и газовой промышленности». Типы средств индивидуальной защиты на каждом объекте определяются с учетом специфики выполняемых с их использованием работ, наличия опасных производственных факторов и особенностей технологического процесса.

Уровни опасных и вредных производственных факторов в рабочей зоне не должны превышать установленных значений: уровень шума - по ГОСТ 12.1.003-83* и санитарным нормам СН 2.2.4/2.1.8.562-96 – не более 80дБА.

Уровни локальной и общей вибрации рабочих мест на строительной площадке должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.012-04 и санитарным нормам СН 2.2.4/2.1.8566-96: локальная – не более 112дБ, общая технологического типа- 92дБ, транспортная – не более 116дБ.

При повышенных уровнях шума работники обеспечиваются СИЗ органов слуха (противошумовые наушники с креплением на защитную каску, одноразовые вкладыши беруши).

Для строительных площадок и участков работ предусматривается общее равномерное освещение. Искусственное освещение строительных площадок и мест производства строительных и монтажных работ должно отвечать требованиям строительных норм и правил для естественного и искусственного освещения.

Для электрического освещения строительных площадок и участков следует применять типовые стационарные и передвижные инвентарные осветительные установки. Передвижные инвентарные осветительные установки располагают на строительной площадке в местах

производства работ, в зоне транспортных путей. Для общего равномерного освещения строительных площадок применяются световые приборы: светильники с лампами накаливания - при ширине строительной площадки до 20 м; светильники с лампами типа ДРЛ и типа НЛВД - при ширине площадки от 20 до 150 м;

Равномерное освещение площадки строительства организовывается на уровне 2 лк, в дополнение к общему равномерному освещению следует предусматривать общее локализованное освещение.

При организации строительной площадки, размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей следует устанавливать опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

Руководители строительно-монтажных работ обязаны обеспечить работников санитарно-бытовыми помещениями, которые должны быть сооружены до начала основных строительно-монтажных работ. Проектом организации строительства предусмотрены мобильные временные здания, автомобиль – бытовки.

Участки работ должны обеспечиваться необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты работающих, первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации.

Охранная зона ВЛ-6кВ — 10м по обе стороны от крайних проводов. При работе в охранной зоне ВЛ-6кВ выполнять требования СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве».

Противопожарные мероприятия

Каждый работающий должен быть проинструктирован до начала работы об общих мерах пожарной безопасности, проводимых на строительстве, личном и общем поведении при соблюдении противопожарного режима, а также обучен пользованию простейшими средствами пожаротушения. Для обеспечения быстрейшего и правильного вызова пожарной команды на площадке организуется связь с ближайшим пожарным постом по телефону. Поэтому на видных местах вывешивают таблички с указателями места нахождения ближайшего телефона. Доступ к телефону должен быть обеспечен круглые сутки.

Производитель работ (лицо, ответственное за проведение работ) обязан проверять выполнение мер пожарной безопасности в пределах рабочей зоны, предусмотренных в ППР.

Ответственность за соблюдением установленных противопожарных мероприятий на каждом рабочем месте возлагается на непосредственных исполнителей работ.

Охрана окружающейсаяды

При выполнении всех строительно-монтажныхработ необходимо строго соблюдать требования по защите окружающей среды, сохранения устойчивого экологического её равновесия, и не нарушать условия землепользования, установленные законодательством об охране природы.

Строительная организация, выполняющая строительно-монтажные работы, несёт ответственность за соблюдение технических решений, связанных с охраной окружающей среды, а также за соблюдение государственного законодательства по охране природы.

Для охраны окружающей среды при организации строительства предусмотрены следующие мероприятия:

- исключить засорение территории строительным мусором;

- техническое состояние строительных машин должно быть таким, чтобы уровень шума при их работе и содержание вредных веществ в выхлопных газах соответствовал требованиям норм;

- должны быть исключены разливы ГСМ, красок и других вредных веществ во время работы и хранения.

Все ненужные материалы и отходы должны быть собраны и вывезены на утилизацию.

Для уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду, в соответствии с нормативными документами для восстановления почвенно-растительного покрова предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды.

11. Список литературы

СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги.

СНиП 2.05.07-91*. Промышленный транспорт.

СНиП 2.05.03-84 (2000)* Мосты и трубы.

СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги

СНиП 3.06.04-91 (2002, с поправкой 2003). Правила приемки и производства работ. Мосты и трубы. ГОССТРОЙ СССР, М, 1976.

СНиП 11.01-95 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд.

ВСН 26-90. Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири.

ВСН 8-89. Инструкция по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

ГОСТ Р 52289 – 2004 Технические средства организации дорожного движения.

ГОСТ Р 52289-2004* Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

ГОСТ Р 21.1701-97 Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог.

ГОСТ Р 21.1207-97 Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог.

ВСН-39-79. Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог.

ВСН 103-74 Указания по проектированию пересечений и примыканий на автомобильных дорогах.

Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85).

ГОСТ 21924-0-1-84 серия 3.503.1-91 Плиты дорожные

ГОСТ 8267-93* Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных
работ. Технические условия

ГОСТ 8736-93 (2001) Песок для строительных работ. Технические условия.

ГОСТ 21.001-93 СПДС. Общие положения.

ГОСТ 10704-91 Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент.

ГОСТ 17.5.3.04-83* Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель.

Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства

СН 467-74 Нормы отвода земель для автомобильных дорог.

Наши рекомендации