Виды инвестиционных рисков и методы их учета
Содержание
Виды инвестиционных рисков и методы их учета | |
Задача 1 | |
Задача 2 | |
Задача 3 | |
Задача 4 | |
Список использованной литературы |
Вариант 3
Виды инвестиционных рисков и методы их учета.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. Риск имеет место тогда, когда некоторое действие может привести к нескольким взаимоисключающим исходам с известным распределением их вероятностей. Если же такое распределение неизвестно, то соответствующая ситуация рассматривается как неопределенность.
Неопределенность является фундаментальным свойством рыночной экономики. Отсутствие достоверной и однозначной информации делает поведение субъектов экономики многовариантным, причем каждый из вариантов реализуется с определенной степенью вероятности. Следовательно, реальные рыночные процессы носят вероятностный характер.
Таким образом, под неопределенностью понимается неполнота и неточность информации об условиях и параметрах реализации инвестиционного проекта. Различают три разновидности неопределенности:
- неполнота информации (незнание всего, что может повлиять на деятельность организации);
- случайность;
- неопределенность противодействия (непредсказуемое поведение конкурентов и заказчиков продукции).
Неопределенность, в свою очередь, порождает неблагоприятные ситуации, характеризуемые понятием «риск» (то есть возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери). Существование риска связано с невозможностью с точностью до 100% прогнозировать будущее. Исходя из этого, следует выделить основное его свойство: риск имеет место только по отношению к будущему и неразрывно связан с прогнозированием и планированием, а значит, и с принятием решений вообще.
Риском называется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации инвестиционного проекта неблагоприятных ситуаций и последствий (например, снижение доходов, рост инфляции и так далее). Общий риск – сумма всех рисков, связанных с осуществлением данных инвестиций. Под инвестиционным риском понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь вследствие неопределенности условий инвестиционной деятельности.
Существуют пути ослабления влияния риска. Во-первых, это рисковые премии, которые представляют собой различные надбавки, выступающие в виде платы за риск. Во-вторых, - управление риском, которое осуществляется на основе различных приемов, например, диверсификация (распределение общей инвестиционной суммы между несколькими объектами).
Риска можно избежать, то есть просто уклониться от решения, связанного с риском. Однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли.
В связи с этим крайне важно иметь четкое представление о той системе рисков, которые можно назвать инвестиционными рисками, и которая вбирает в себя все риски, присущие инвестиционной деятельности в целом. Виды инвестиционных рисков многообразны.
Инвестор должен принимать во внимание следующий общепринятый набор инвестиционных рисков:
- производственный риск
- коммерческий риск
- финансовый риск
- риск ликвидности
- риск обменного курса
- политический риск.
Производственный риск отражает возможность изменения будущих доходов компании по причинам изменения объемов производства, технологических простоев.
Коммерческий риск включает в себя неопределенность с объемами реализации продукции и потребностью рынка в данном товаре/услуге. Делается прогноз наиболее вероятного изменения рынка и рассчитывается влияние данного изменения на платежеспособность предприятия, а также вероятность реализации данного изменения.
Финансовый риск изучается с целью измерить степень влияния возможных ценовых отклонений в статьях доходов и расходов предприятия на его платежеспособность.
Риск ликвидности определяется условиями вторичного рынка инвестиций.
Ликвидностью называется способность быстро продать или купить активы без существенной потери в цене. Чем более затруднительным может быть проведение операции покупки/продажи, тем выше величина риска ликвидности. Увеличение неопределенности в отношении того, насколько быстро инвестиции могут быть проданы, а также вероятности их продажи со значительной уступкой в цене повышает риск ликвидности. Инвесторы, неуверенные в возможности легко реализовать приобретаемые инвестиции, потребуют дополнительную премию, чтобы компенсировать этот риск.
Риск обменного курса несет инвестор, приобретающий ценные бумаги, номинированные в валюте иностранного государства.
Политический риск - это риск, вызванный возможностью значительных изменений в политической или экономической сферах страны.
Страна со стабильной политико-экономической системой имеет небольшую степень политического риска (Россию относят к странам с высоким политическим риском).
Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией рисков, в соответствии с которой они распределяются на отдельные группы по определенным признакам. Научно обоснованная классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Существуют различные взгляды на классификацию рисков, однако большинство экономистов выделяют среди важнейших типологических признаков деления рисков такие, как: период инвестирования, организационная форма, региональный признак, источники финансирования, масштаб проявления рисков, степень управляемости и так далее. В соответствии с этими классификационными признаками выделяют основные виды рисков (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Основные виды рисков
№ | Классификационный признак | Виды рисков |
1. | по объектам приложения инвестиционной деятельности | - риск финансового инвестирования - риск реального инвестирования |
2. | по формам собственности на инвестиционные ресурсы | - риски государственного инвестирования - риски иностранного инвестирования - риски совместного инвестирования |
3. | по характеру участия в инвестировании | - риски прямого инвестирования - риски непрямого инвестирования |
4. | по организационным формам | - риски инвестиционных программ и проектов - риски инвестиционного портфеля |
5. | по периоду инвестирования | - риски краткосрочного инвестирования - риски долгосрочного инвестирования |
6. | по региональному признаку | - риски инвестирования внутри государства - риски международного инвестирования |
7. | по направленности действий | - риски начальных инвестиций - риски вынужденных инвестиций (направлены на обеспечение выживаемости предприятия в будущем) - риски инвестиций для экономии текущих затрат - риски инвестиций, вкладываемых в сохранение позиций на рынке - риски инвестиций, предназначенных для повышения эффективности производства - риски инвестиций в расширение производства - риски инвестиций в создание новых производств - риски реинвестирования |
8. | по источникам финансирования | - риски, связанные с внутренними источниками финансирования инвестиций - структурный инвестиционный риск, связанный с внешними источниками финансирования - риски, связанные с привлеченными источниками финансирования инвестиций - риски, связанные с соотношением собственных, заемных и привлеченных средств |
9. | по отношению к проекту | - внешние риски - внутрипроектные риски - риски жизненного цикла инвестиционного проекта |
10. | по сфере проявления | - технико-технологические риски - социальные риски - политические риски - экологические риски - общеэкономический риск - законодательно-правовой риск - криминогенный инвестиционный риск |
11. | по масштабу проявления рисков | - общегосударственный риск - отраслевой риск - риск на уровне отдельной организации - риск, связанный с индивидуальным положением инвестора |
12. | по виду потерь | - риск упущенной выгоды - риск снижения доходности - риск прямых инвестиционных потерь |
13. | по возможности прогнозирования | - прогнозируемые риски - непрогнозируемые риски |
14. | по характеру проявления во времени и степени повторяемости | - временный инвестиционный риск - постоянный инвестиционный риск - однократный риск - условный риск |
15. | по источнику возникновения | - систематический рыночный риск - несистематический инвестиционный риск |
16. | по степени управляемости | - управляемые риски - неуправляемые риски |
17. | по возможности страхования | - страхуемые риски - нестрахуемые риски |
18. | по возможности диверсификации | - диверсифицируемые риски - недиверсифицируемые риски - риск диверсификации - риск концентрации инвестиционного портфеля |
19. | по виду деятельности | - инвестиционный риск - операционный риск - финансовый риск |
Оценка уровней риска предполагает определение источников и массивов информации, включающей статистические и оперативные данные, экспертные оценки и прогнозы, рейтинги и так далее. Принятие решений при наличии более полной и точной информации является более взвешенным, а, следовательно, менее рискованным. Информация, которая необходима для целей управления рисками, может быть разделена на следующие блоки:
- информация об участниках инвестиционной деятельности;
- информация о текущей конъюнктуре рынка и тенденциях ее изменения;
- информация о предполагаемых событиях, способных оказать значимое влияние на рынок;
- информация об изменениях в нормативной базе, воздействующих на инвестиционную деятельность;
- информация об условиях инвестиционных вложений.
Основными источниками информации являются:
1. статистическая отчетность, публикуемая государственными органами;
2. финансовая, биржевая и специализированная пресса;
3. подсистемы финансового рынка международных и национальных информационных систем;
4. специализированные базы данных;
5. базы данных нормативных актов;
6. системы данных рейтинговых агентств;
7. информационные системы бирж и организованных внебиржевых систем;
8. оценочные и прогностические материалы аналитических отделов банков, экспертные оценки.
Риск - категория вероятностная, поэтому в процессе оценки неопределенности и количественного определения степени риска используют вероятностные расчеты.
На основе вероятностей рассчитывают стандартные характеристики риска. Рассмотрим основные из них.
Математическое ожидание (среднее ожидаемое значение, М) - средневзвешенное всех возможных результатов, где в качестве весов используются вероятности их достижения:
где - результат (событие или исход, например величина дохода);
- вероятность получения результата .
Таким образом, математическое ожидание представляет собой обобщенную количественную характеристику ожидаемого результата.
Важной характеристикой, определяющей меру изменчивости возможного результата, является, дисперсия (D) - средневзвешенное квадратов отклонений случайной величины от ее математического ожидания (то есть отклонений действительных результатов от ожидаемых):
а также очень близко с ним связанное среднеквадратическое отклонение, определяемое из выражения:
Среднеквадратическое отклонение показывает степень разброса возможных результатов по проекту и, следовательно, степень риска. При этом более рискованные инвестиции дают большее значение данной величины.
И дисперсия, и среднеквадратическое отклонение являются абсолютными мерами риска и измеряются в тех же физических единицах, в каких измеряется варьирующий признак.
Для анализа меры изменчивости часто используют коэффициент вариации (V), который представляет собой отношение среднеквадратического отклонения к математическому ожиданию:
Коэффициент вариации - относительная величина. Поэтому с его помощью можно сравнивать колеблемость признаков, выраженных в различных единицах измерения.
Коэффициент корреляции (R) показывает связь между переменными, состоящую в изменении средней величины одной из них в зависимости от изменения другой:
Где
Данный показатель изменяется в пределах от (-1) до (+1). Положительный коэффициент корреляции означает положительную связь между величинами, и чем ближе R к единице, тем сильнее эта связь. R=1 означает, что между и связь линейная.
Поскольку на формирование ожидаемого результата воздействует множество случайных факторов, то он является случайной величиной.
Одной из характеристик случайной величины Х является закон распределения ее вероятностей.
Характер, тип распределения отражает общие условия, вытекающие из природы и сущности явлений, и особенности, оказывающие влияние на вариацию исследуемого показателя (ожидаемого результата).Изложенные выше показатели являются исходной базой, применяемой для количественной оценки риска с применением как статистических методов, так и других, использующих теорию вероятностей подходов.
Практическое задание
Задача 1.
Необходимо осуществить SWOT – анализ (сильных и слабых сторон) парикмахерских услуг в г. Уфе по следующей схеме:
Сильные стороны | Слабые стороны |
Возможности | Угрозы |
Решение:
Талица 1 - SWOT – анализ парикмахерских услуг в г. Уфе
Сильные стороны 1.Большая база постоянных клиентов 2. Хороший подъезд к салону красоты 3.Налаженные и своевременные поставки косметических средств 4.Высокая квалификация сотрудников 5.Хорошое оснащение оборудованием 6. Выезд на дом специалиста | Слабые стороны 1. Не насыщенный ассортимент по сравнению с конкурентами 2. Неудобные часы работы 3. Нет комплексного пакета услуг 4. Нет собственного сайта 5. Отсутствие программы продвижения услуг 6. Плохое знание административного персонала об предоставляемых услугах |
Возможности 1. Расширение ассортимента 2. Увеличения количества потенциальных клиентов за счет внедрения новых услуг 3. Увеличение доли рынка 4. Улучшение навыков администраторов 5. Улучшение рекламной компании | Угрозы 1. Увеличение доли рынка основных конкурентов 2. Уменьшение цен на услуги у конкурентов 3. Появление новых конкурентов в зоне действия нашего салона красоты 4. Потеря клиентов 5. Спад спроса из-за кризиса |
SWOT - анализ – подход применяемый для анализа среды организации, который позволяет провести совместное изучение внутренней и внешней среды. Метод SWOT включает в себя анализ сильных и слабых сторон организации, ее возможности и угрозы, установление связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
В таблице 1 приведен SWOT – анализ ООО «Салон-парикмахерская» Из таблицы видно, что у ООО «Салон-парикмахерская» очень много сильных сторон и немало возможностей, что позволяет салону прочно держать свои позиции на рынке парикмахерских услуг. Такая сильная сторона как огромный выбор ассортимента услуг позволяет фирме получать прибыль. Однако руководство компании постоянно заботится о повышении качества продукции и услуг, и к настоящему моменту качество товаров и услуг соответствует всем предъявляемым к ним требованиям.
На сегодняшний день продукция и услуги производятся по наименьшей себестоимости, что связано с качественным и недорогим сырьем, совершенствованием использования сырья предприятием.
Фирма ООО «Салон-парикмахерская» имеет налаженную систему подбора кадров в соответствии с разработанными фирмой требованиями к сотрудникам.
Существующие кадры полностью отвечают основным ее требованиям. Основным направлением работы фирмы в области человеческих ресурсов является сейчас постоянное повышение квалификации кадров, для чего каждый работник в течение года обязательно проходит обучение на курсах.
Однако у фирмы присутствуют и слабые стороны. Такая слабая сторона как незначительная реклама и слабая маркетинговая деятельность, могут очень сильно повлиять на деятельность ООО «Салон-парикмахерская».
При такой системе маркетинговой деятельности увеличивается неопределенность в будущих результатах при выпуске новых видов продукции и услуг. На сегодняшний день финансовое состояние фирмы не является достаточно устойчивым и в целом зависит от объемов реализации услуг. Поэтому фирма использует все возможности для увеличения реализации услуг.
Таблица 2 - Продолжение SWOT - анализа
Возможности | Угрозы | ||||||||||
Расширение ассортимента | Увеличения количества потенциальных клиентов за счет внедрения новых услуг | Увеличение доли рынка | Улучшение навыков администраторов | Улучшение рекламной компании | Увеличение доли рынка основных конкурентов | Уменьшение цен на услуги у конкурентов | Появление новых конкурентов в зоне действия нашего салона красоты | Потеря клиентов | Спад спроса из-за кризиса | ||
Сильные стороны | Большая база постоянных клиентов | +2 | +2 | +1 | +1 | +2 | +2 | +2 | |||
Хороший подъезд к салону красоты | +1 | +1 | +1 | +1 | +1 | ||||||
Налаженные и своевременные поставки косметических средств | +1 | +1 | +2 | +1 | +1 | +1 | +1 | ||||
Высокая квалификация сотрудников | +2 | +2 | +1 | +1 | +1 | +1 | +1 | +1 | +1 | ||
Хорошее оснащение оборудованием | +2 | +1 | +2 | +1 | +1 | +1 | +1 | ||||
Выезд на дом специалиста | +1 | +2 | +2 | +1 | +1 | ||||||
Слабые стороны | Не насыщенный ассортимент по сравнению с конкурентами | -2 | -2 | -2 | -2 | -2 | -2 | -2 | -2 | ||
Неудобные часы работы | -2 | -1 | -1 | -1 | |||||||
Нет комплексного пакета услуг | -2 | -1 | -1 | -1 | -1 | -2 | -1 | -2 | -2 | -1 | |
Нет собственного сайта | -2 | -1 | -2 | -1 | |||||||
Отсутствие программы продвижения услуг | -2 | -1 | -2 | -1 | -1 | -1 | -1 | ||||
Плохое знание административного персонала об предоставляемых услугах | -1 | -2 | -1 | ||||||||
Итого | +5 | +3 | -2 | -2 | -3 | +1 | -1 | -1 |
Задача 2.
Компания планирует начать производство нового продукта, который заменит устаревший. По ее расчетам для реализации проекта необходимы инвестиции в объеме 700 тыс. руб.. Ожидается, что новый проект принесет в первый год – 250 тыс.руб., во второй год - 300 тыс.руб., в третий – 350 тыс.руб., в четвертый – 400 тыс. руб., в пятый – 400 тыс. руб.
Норма прибыли 15 %.
Определите, чему равна чистая текущая стоимость и прием ли данный проект для компании.
Решение:
1) Чистая приведенная стоимость (чистый дисконтированный доход):
NPV = S CF/(1+i)n - IC
NPV = S CF/(1+i)n - S IC/(1+i)n
Где CF – чистые денежные потоки;
IC – инвестиционные затраты
i – ставка дисконтирования;
Критерий NPV может быть использован на первой стадии отбора инвестиционных проектов (ИП).
Если 1) NPV >0, то проект принимается;
2) NPV < 0, то проект отвергается;
3) NPV = 0, то проект является ни прибыльным, ни убыточным.
NPV > 0, а значит проект принимается.
Задача 3.
Предприятие шьет рубашки и брюки. В прогнозируемом периоде может быть отработано 20 000 человеко-часов в одном узком месте. При этом за один человеко-час можно сшить либо одну рубашку, либо 3 пары брюк (см. таб.).
Показатели | Рубашки | Брюки |
1. Цена продаж, руб. | ||
2. Переменные издержки на единицу продукции, руб. | ||
3. Валовая маржа на единицу продукции, руб. (стр. 1 – стр. 2) | ||
4. Коэффициент валовой маржи на единицу продукции, в долях (стр. 3/стр.1) | 0,6 | 0,2 |
Решение:
ВМ = В – СЗПер.
ВМ – валовая маржа;
СЗПер – сумма переменных затрат.
Квм = ВМ/В
Квм – коэффициент валовой маржи.
Ответ на поставленный вопрос сводится к выявлению того товара, который за ограниченное количество человеко-часов (20 тыс.) принесет предприятию наибольшую сумму валовой маржи, а значит, и прибыли.
Производительность предприятия ограничена одной рубашкой или тремя парами брюк в расчете на человеко-час, следовательно, за каждый человеко-час будет произведено валовой маржи:
- на рубашках: 90 * 1 = 90 ден. ед.
- на брюках: 40 * 3 = 120 ден. ед.
Соответственно, за 20 000 человеко-часов работы рубашки принесут 1 800 000 ден. ед. (20 000 * 90), а брюки – 2 400 000 ден. ед. (20 000 * 120) валовой маржи (при достаточной емкости рынка сбыта).
Следовательно, выгоднее оказалось производить не рубашки с наибольшим коэффициентом валовой маржи на единицу изделия, а брюки с наибольшей суммой валовой маржи на человеко-час.
Задача 4.
Предприятие при продаже товара оказывает скидки постоянным клиентам в размере 5 %.
Провести анализ скидок и рассчитать, какой объем продаж необходимо выполнить для сохранения соответствующего уровня маржинального дохода?
Характеристика вариантов продажи, руб.
№ п/п | Показатели | До предоставления скидки | После предоставления скидки | Ваш вариант ответа |
Цена одного изделия | ||||
Объем продаж, шт. | ||||
Выручка | 200 000 | 190 000 | 220 000 | |
Переменные затраты | 120 000 | 120 000 | 140 000 | |
Маржинальный доход | 80 000 | 70 000 | 80 000 |
В = Ц*К
В – выручка от продажи продукции;
Ц – цена за единицу продукции;
К – годовые продажи в натуральном выражении.
К = СЗП/(Ц – Зпер.)
СЗП – сумма постоянных затрат;
Зпер. – затраты переменные на единицу продукции.
Маржинальный доход (валовая маржа) - разница между выручкой и переменными расходами.
ВМ = В – СЗПер.
ВМ – валовая маржа;
СЗПер – сумма переменных затрат.
Квм = ВМ/В
Квм – коэффициент валовой маржи.
ПР = СПЗ/Квм
ПР – порог рентабельности
Список использованной литературы
1) Андронова А.К. Оперативный контроллинг: Учебное пособие. М.: ДиС, 2009. - 160 с.
2) Анташов В.А., Уварова Г.В. Практический контроллинг: управленческие решения, инновации. //Экономико-правовой бюллетень, N 10, октябрь 2010 г.
3) Башкатова Ю.И. Контроллинг. Учебно-методический комплекс, М.: Изд центр ЕАОИ – 2010. - 108 с.
4) Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. / Под ред. Н. Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ,2002. -279 с.
5) Карминский A.M., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2012. – 336 с.
6) Карминский А.М., Оленев Н.И. и др. Контроллинг в бизнесе. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 256 с.
7) Матвейкин В.Г., Дмитриевский Б.С., Кулябин А.С. Контроллинг. Методические разработки. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 28 с
8) Окороков В.Р., Веторов А.А. и др. Введение в теорию контроллинга. Учебник. СПб.: СПбГТУ, 2010. – 249 с.
9) Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А. Контроллинг: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2009. - 192 с.
10) Петренко С.Н. Контроллинг. Учебное пособие. М.: Ника-Центр, 2010. – 328 с.
11) Просветов Г.И. Контроллинг. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2010. – 320 с.
12) Сербиновский Б.Ю., СербиновскийБ.Б. Контроллинг. Учеб. -метод. комплекс для студентов вузов. Ростов: Юж. федеральный ун-т, 2010. – 165 с.
13) Теплякова Т.Ю. Контроллинг. Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010 - 143 с.
14) Фалько С.Г., Носов В.М. Контроллинг на предприятии. М.: Экзамен, 2012. – 258 с.
15) Шляго Н.Н. Основы контроллинга. Конспект лекций. – СПб.: Издательство «ЮТАС», 2009. - 124 с.