Нормативная база учета затрат

Общие принципы учета затрат, вытекающие из содержания 25 главы Налогового кодекса РФ. Формирование положений учетной политики в области управления затратами. Порядок отражения затрат в финансовом учете. Порядок отражения затрат в управленческом учете. Формирование норм затрат по статьям расходов. Организация учета затрат на коммерческом предприятии.

Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Методы учета затрат и их связь с особенностями организации предпринимательской деятельности. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Попроцессый метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Метод калькулирования усеченной себестоимости.

Продолжение приложения 1

Использование информации о затратах в процессах управления коммерческой деятельностью.

Планирование затрат по видам ресурсов. Оценка поведения затрат. Альтернативные и релевантные затраты. Использование информации о затратах для ценообразования. Использование метода директ-костинг для оценки вариантов управленческих решений.

Обобщающие показатели себестоимости продукции, порядок их расчета.

Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям. Анализ затрат на производство и реализацию продукции по элементам. Анализ материальных затрат в себестоимости продукции. Анализ расходов на оплату труда и социальные нужды. Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению.

Методы анализа эффективности затратных процессов.

Метод сравнения. Общая логика анализа отклонений затрат. Методы обеспечения сопоставимости показателей при анализе затрат. Метод цепных подстановок. Метод разниц. Использование методов операционного анализа для анализа затрат. Показатели оценки эффективности затратных процессов.

Ценообразование и коммерческая политика фирмы.

Принципы формирования коммерческой политики фирмы. Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы. Классификация методов ценообразования. Затратное ценообразование. Полезность товара как фактор формирования цены. Формирование цен с учетом конкуренции. Государственное регулирование цен.

Учет затрат при формировании цен.

Роль затрат в обосновании ценовых решений. Идентификация затрат, существенных для анализа цен. Состав финансовой и управ-

Продолжение приложения 1

ленческой отчетности для нужд ценообразования. Оценка эффективности процесса ценообразования. Согласование финансовых и маркетинговых целей. Анализ условий безубыточности при установлении и изменении цен. Формирование цен с помощью нормативов рентабельности и торговых скидок. Формирование цен на производственно-техническую продукцию в рамках торгов.

Формирование цен с учетом конкуренции.

Принципы и методы исследования чувствительности покупателей к уровням цен. Эластичность цен по спросу и доходу. Этапы разработки ценовой стратегии. Выбор типа ценовой стратегии. Стратегия премиального ценообразования. Стратегия ценового прорыва. Нейтральная стратегия ценообразования. Скидки за особые условия продаж как инструмент ценовой политики фирмы.

Приложение 2

Пример оформления титульного листа контрольной работы

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства

Контрольная работа № __ по дисциплине

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ

Выполнил: _______________________________

(Фамилия И.О.)

студент ____ курса ________ спец. ___________

(срок обучения)

группа________ № зачет. книжки_____________

Подпись:__________________________­­_______

Преподаватель:___________________________

(Фамилия И.О.)

Должность: _______________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка: _____________Дата: ________________

Подпись: _

Санкт-Петербург

20__

Приложение 3

Перечень контрольных вопросов для проверки

Знаний по дисциплине

1. Содержание понятий издержки, затраты, издержки обращения.

2. Разнообразие учетных систем в зависимости от комплекса управленческих целей.

3. Общие принципы учета затрат, вытекающие из содержания 25 главы Налогового кодекса РФ. Формирование положений учетной политики в области управления затратами.

4. Цели и порядок отражения затрат в финансовом учете.

5. Цели и способы отражения затрат в управленческом учете.

6. Задачи организации учета затрат на коммерческом предприятии.

7. Классификация ресурсов предприятия. Места возникновения затрат.

8. Причины использования различных способов измерения и группировки затрат.

9. Разнообразие систем классификации затрат в зависимости от комплекса управленческих целей.

10. Структура издержек обращения. Роль коммерческих посредников в образовании затрат коммерческой организации.

11. Прямые и косвенные затраты.

12. Основные затраты и накладные расходы.

13. Условно-постоянные и условно-переменные затраты.

14. Инкрементные затраты.

15. Релевантные затраты.

16. Регулируемые затраты.

17. Приростные затраты.

18. Методы учета затрат и их связь с особенностями организации предпринимательской деятельности.

19. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

20. Попроцессый метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

21. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Продолжение приложения 3

22. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

23. Метод калькулирования усеченной себестоимости.

24. Внутренние источники информации о затратах. Внешние источники информации о затратах.

25. Документирование затрат.

26. Инвентаризация. Составление отчетов.

27. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям.

28. Анализ затрат на производство и реализацию продукции по элементам.

29. Анализ материальных затрат в себестоимости продукции.

30. Анализ расходов на оплату труда и социальные нужды.

31. Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению.

32. Метод сравнения. Общая логика анализа отклонений затрат.

33. Методы обеспечения сопоставимости показателей при анализе затрат.

34. Метод цепных подстановок.

35. Метод разниц.

36. Использование методов операционного анализа для анализа затрат.

37. Показатели оценки эффективности затратных процессов.

38. Постановка целей и составление планов в разрезе центров затрат: производственной деятельности; финансов.

39. Принципы и цели разработки бюджетов.

40. Виды бюджетов. Взаимодействие с маркетинговыми структурами в процессе бюджетирования.

41. Методы дифференциация затрат.

42. Методы исследования динамики затрат.

43. Разработка норм и нормативов затрат.

44. Составление смет затрат: на производство продукции; на организацию и подготовку производства; на хозяйственную деятельность предприятия.

45. Принципы и цели создания системы управления затратами на коммерческом предприятии.

46. Роль затрат в обосновании управленческих решений.

Продолжение приложения 3

47. Виды систем управленческого учета.

48. Организация нормирования затрат.

49. Организация контроля за затратами.

50. Принципы и методы управленческого контроля.

51. Принципы и задачи контроллинга. Классификация систем контроллинга.

52. Цели и методы государственного регулирования цен в рыночной экономике.

53. Способы прямого государственного регулирования цен в рыночной экономике.

54. Субъекты государственного регулирования цен, их функции.

55. Классификация цен в зависимости от стадии движения товара. Структура цен.

56. Классификация цен в зависимости от степени вмешательства государства. Уровни государственного регулирования цен.

57. Классификация цен по способу фиксации в контракте.

58. Классификация цен по учету фактора времени.

59. Ценообразование на рынке свободной конкуренции

60. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции

61. Ценообразование в условиях олигополии и монополии.

62. Функции цен.

63. Эластичность спроса по цене. Расчет дуговых коэффициентов эластичности.

64. Виды товаров по ценовой эластичности спроса. Учет ценовой эластичности спроса при принятии ценовых решений.

65. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

66. Эластичность спроса по доходам

67. Перекрестная эластичность спроса. Признаки взаимозаменяемости товаров.

68. Изучение реакции покупателей на изменение цен по данным о фактических покупках.

69. Изучение реакции покупателей на изменение цен по данным о предпочтениях и намерениях покупателей

70. Графическое изображение бухгалтерской и экономической моделей безубыточности.

Продолжение приложения 3

71. Бухгалтерская модель безубыточности. Расчет точки безубыточности. Допущения, принятые при построении бухгалтерской модели безубыточности.

72. Анализ безубыточности решений по изменениям цен при постоянстве затрат.

73. Анализ безубыточности решений по изменению постоянных и переменных издержек

74. Анализ безубыточности решений по изменению цен при продаже взаимозаменяемых товаров

75. Анализ безубыточности решений по изменению цен при продаже взаимодополняемых товаров

76. Сущность стратегии ценообразования. Содержание работ по определению стратегии ценообразования.

77. Стратегии конкурентного ценообразования.

78. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Методы определения рыночной цены.

79. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Порядок контроля со стороны налоговых органов за уровнем цен.

80. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

81. Стратегия дифференцированного ценообразования. Оценка условий применения.

82. Географические стратегии ценообразования

83. Затратные методы ценообразования. Сущность, достоинства, недостатки, условия применения.

84. Сравнительный анализ калькулирования по полным и по сокращенным затратам.

85. Нижняя граница цены.

86. Ценностный подход к ценообразованию. Сущность, последовательность расчетов.

87. Ценообразование на конкурсные проекты. Виды торгов.

88. Параметрические методы ценообразования

89. Скидки как элемент тактики ценообразования. Виды скидок.

90. Скидки за объем. Виды, условия применения, способы расчета.

91. Экономическое обоснование заявки на участие в торгах.

[1] Следует учитывать, что за время, прошедшее с момента издания методических указаний, могли выйти новые учебники и учебные пособия, специальные работы, с которыми необходимо ознакомиться и по возможности использовать в работе.

Наши рекомендации