Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету. Задачи бухгалтерского учета. Нормативная база

Бухгалтерский учет должен отвечать следующим требованиям:

1-е - документальное оформление экономических событий - означает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа означает, что экономическое событие не имело места. Если будет установлено, что какое-либо событие не нашло отражения в учете, то это следует рассматривать как результат преднамеренного или непреднамеренного искажения учетных данных или невозможности учета влиять на отдельные события (например, возникновение потерь товарно-материальных ценностей в силу естественной убыли).

2-е - методологическое единство с планом - показатели учета должны быть сопоставимы с показателями плана, как по методам исчисления, так и по объему.

3-е - единообразие построения учетных показателей - исчисление их на однородных предприятиях одинаковыми методами (для статистики).

4-е - своевременность - учет должен представлять все необходимые данные хозяйственной деятельности в установленные сроки.

5-е - точность и объективность - все учетные данные должны быть правильными, т.е. фиксировать как достижения, так и недостатки в работе.

6-е - полнота - все хозяйственные явления в бухгалтерском учете должны быть отражены исчерпывающе. Тем самым создается база для контроля за сохранностью собственности.

7-е - непротиворечивость - данные текущего учета в разрезе отдельных видов имущества и источников формирования всегда должны соответствовать оборотам и остатку объединяющего их экономически однородного объекта учета на первое число каждого месяца.

8-е - простота и доступность - это требование дает возможность использования учетной информации на разных уровнях управления, а также исключения дублирования.

9-е - экономичность и рациональность - это требование обеспечивается четкой организацией бухгалтерского учета с применением современной ВТ, повышением квалификации персонала, устранением дублирования, исключением ненужной информации. При оценке экономичности следует исходить из того, что затраты на ведение бухгалтерского учета не должны превышать эффекта или результата, полученного от использования бухгалтерской информации.

10-е - приоритет содержания над формой - означает, что соблюдение правовой нормы и экономической целесообразности совершенных фактов хозяйственной деятельности должно преобладать над формой, регламентированной соответствующими нормативными документами. Данное требование хотя и объявлено, однако в реальной жизни осуществление его представляется весьма проблематичным.

Основные задачи бухгалтерского учета:

-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Нормативной базой по бухгалтерскому учету являются Закон РФ «О бухгалтерском учете», План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, а также Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в части, не противоречащей указанному выше Закону. Они определяют методологические основы и порядок организации бухгалтерского учета в стране. На их базе и с учетом требований соответствующего стандарта строится учетная политика предприятия.

В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Таблица 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Уровень Документы Органы, принимающие документы
1. Законодательный Федеральные законы, постановления, указы Правительство РФ, Президент РФ
2. Нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфин РФ, ЦБ РФ
3. Методический Нормативные акты, методические указания Минфин РФ, Федеральные органы исполнительной власти
4. Учетная политика организации Организационно-распорядительная документация Организация, консультационные фирмы

Законодательный уровень системы составляют законы и иные законодательные акты прямо и косвенно регулирующие постановку учета в организации. Особое место на этом уровне системы занимает закон РФ «О бухгалтерском учете» и Положение «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ» (утверждено приказом МФ РФ от 29 июля 1998г. № 34).

Нормативный уровень представляет положения, стандарты по бухгалтерскому учету, необходимость которых заключается в обобщении и трактовки применения принципов и базовых правил бухгалтерского учета, изложение основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета, возможные методы применения тех или иных бухгалтерских приемов без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности.

Один из важнейших документов второго уровня План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.

На третьем уровне системы составляются методические указания по ведению учета. К ним относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в строительстве, сельском хозяйстве, науке, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности.

Четвертый уровень составляют рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику.

Наши рекомендации