Организация синтетического и аналитического учета затрат. Методы учета затрат в автотранспорте

Автотранспортные средства могут использоваться для осуществления уставной деятельности. В этом случае затраты по содержанию и эксплуатации автотранспортных средств, используемых для производственных целей, учитываются на счете 20 “Основное производство”. На специализированных автотранспортных предприятиях аналитический учет затрат может быть организован по направлениям использования транспортных средств: грузовой, пассажирский, специализированный; по маркам автомобилей; по структурным подразделениям и другим счетам.

Если неспециализированная организация (предприятие промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.) имеет автотранспортный цех, затраты по нему могут учитываться на счете 23 «Вспомогательные производства». Если организация имеет несколько единиц транспортных средств и использует их для служебных целей, затраты учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы». Торговые организации расходы по содержанию и эксплуатации собственного и арендованного автотранспорта, используемого для доставки товаров и служебных целей, отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Для учета затрат на автотранспорте могут применяться попроцесный и позаказный методы учета затрат и калькулирования. Технологически связанным с отраслевыми особенностями автотранспорта является попроцесный метод учета затрат, который организуется в целом по подвижному составу автомобилей или видам перевозок (грузовые, пассажирские). В экономической литературе его называют простым (ненормированным) методом. Аналитический учет на предприятиях транспорта детализируются:

1) грузовые перевозки (по сдельным и повременным тарифам);

2) пассажирские перевозки:

2.1) в автобусах:

2.1.1) городские маршруты;

2.1.2) пригородные;

2.1.3) междугородние;

2.1.4) международные;

2.1.5) сельские;

2.2) на маршрутных такси и др.

В рамках аналитических счетов по видам перевозок может быть организована дополнительная группировка затрат по маркам автомобилей, по каждой машине.

Важное значение при организации учета затрат в автотранспорте имеет деление затрат по способу включения в себестоимость на прямые и косвенные. Большинство эксплуатационных расходов автотранспорта относится к прямым. К прямым затратам относятся основная и дополнительная заработная плата водителей с отчислениями на социальные нужды и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расходы топлива, смазочных материалов, запасных частей и другие. Применение данного признака классификации затрат позволяет обеспечить аналитический учет затрат по каждой автомашине. Такая организация аналитического учета позволяет ответить на многие вопросы менеджеров, следовательно, является целесообразной для принятия управленческих решений. Данный метод учета можно отнести к попроцесно-позказному, но при определенных условиях в его рамках можно легко обеспечить использование директ-костинга или стандарт-костинга.

Позаказный метод может применяться при оказании индивидуальных перевозок юридическим и физическим лицам, которые выполняют в настоящее время многие специализированные автотранспортные предприятия. Заказом признается заявка клиента на оказание грузовых или пассажирских перевозок. Перед заключением договора автотранспортная организация производит калькуляцию одного машино-часа работы, в необходимых случаях стоимость одного часа простоя транспортных средств.

При позаказном методе производится группировка затрат по объектам (видам работ, услуг) с выделением грузовых, пассажирских перевозок. Как обычно, прямые затраты относятся на себестоимость, косвенные включаются в себестоимость путем распределения.

При учете затрат в автотранспорте могут применяться нормативный метод учета затрат и стандарт-костинг. По одному из существенных видов затрат в структуре себестоимости автотранспортных услуг имеются рекомендованные нормы, а именно, нормы расхода топлив и смазочных материалов, утвержденные распоряжением Минтранспорта РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-Р. Кроме этого вида затрат на предприятиях применяются самостоятельно утвержденные расценки для оплаты труда и нормы других затрат. При нормативном методе учет затрат организуется по технически обоснованным нормам с выделением изменений и отклонений от норм.

В соответствии и Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Минтранспорта от 24 июня 2003 г. № 153 (далее – Инструкция № 153) доходы и расходы от автотранспортных перевозок делятся на:

1) доходы и расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие.

Доходами от обычных видов деятельности при автотранспортных перевозках признается выручка от:

1) внутренних и международных грузовых перевозок;

2) внутренних и международных перевозок пассажиров в автобусах;

3) перевозок пассажиров в легковых таксомоторах;

4) перевозок в грузовых таксомоторах;

5) предоставления легковых автомобилей для обслуживания организаций;

6) предоставление легковых и грузовых автомобилей на условиях проката;

7) погрузочно-разгрузочных работ;

8) складских операций и других.

В соответствии с Инструкцией № 153 доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств. Расходами признаются любые затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. При этом расходы должны быть:

1. осуществлены (понесены) организацией;

2. обоснованы, т.е. экономически оправданы (целесообразны);

3. документально подтверждены, т.е. оформлены оправдательными документами в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с 1 января 2013г. в соответствии со ст.9 Закона № 402-ФЗ) и п.12–18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации.

В п.36 Инструкции № 153 перечислен состав экономических элементов расходов по обычным видам деятельности автомобильного транспорта:

1) материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) расходы на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация;

5) прочие расходы.

Кроме экономических элементов в п.36 Инструкции № 153 перечислены 7 укрупненных групп расходов по обычным видам деятельности:

1. расходы связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

2. расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также расходы, обеспечивающие осуществление перевозок (коммерческие расходы, управленческие расходы и др.);

3. расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

4. расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

5. расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

6. расходы на обязательное и добровольное страхование;

7. прочие расходы, связанные с обычной деятельностью.

Перечисленную группировку затрат невозможно отнести к конкретному классификационному признаку, в то же время выделенные расходы на содержание и эксплуатацию основных средств, расходы на НИОКР и расходы на обязательное и добровольное страхование можно отнести к калькуляционным статьям затрат в автотранспорте. В этих условиях автотранспортные предприятия стремятся закрепить в учетной политике состав калькуляционных статей, предусмотренный в предыдущей Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта от 29 августа 1995 г. (далее устаревшая инструкция), а именно:

I. затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством работ, услуг, в том числе:

1) заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси);

2) отчисления на социальные нужды;

3) автомобильное топливо;

4) смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

5) износ и ремонт автомобильных шин;

6) техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;

7) амортизация подвижного состава.

II. общехозяйственные расходы

В соответствии с устаревшей отраслевой инструкцией (1995г.) все затраты, включаемые в себестоимость автотранспортных услуг, делятся на две основные группы: затраты, непосредственно связанные с перевозками, и общехозяйственные расходы. Состав затрат, включаемых в первую группу, позволяет более четко обеспечить учет затрат по содержанию и эксплуатации автомобильного транспорта, однако, в современных условиях возникает необходимость введения отдельных статей «Дополнительная заработная плата», «Затраты на обязательное и добровольное страхование» и других.

Фактические затраты по содержанию и эксплуатации автотранспорта учитываются по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», и др. и по кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 96 «Резервы предстоящих расходов» и другие.

Калькуляционной единицей автотранспортных услуг могут служить:

1) 1 машино-день (машино-час) работы автомобиля;

2) 1 тонно-километр (ткм) выполненных работ (может быть 10 ткм);

3) 1 тонна перевезенного груза;

4) километр пробега;

5) пассажиро-километр;

6) договор транспортно-экспидиционного обслуживания.

В современных условиях в качестве калькуляционной единицы предприятия чаще используют машино-час работы автомобиля, который недостаточно характеризует целесообразность использования автотранспортных средств. Например, большегрузные автомобили, в т. ч. с автоприцепами должны не просто находиться в рейсе, но по ним необходимо обеспечивать максимальное использование грузоподъемности. Расчет и анализ себестоимости одной тонны перевезенного груза, одного (десяти) тонно-километров выполненных работ позволит выявить недостатки в регулировании взаимоотношений с клиентами, организации погрузочно-разгрузочных работ и других, а также сокращении условно-постоянных и условно-переменных расходов.

Для исчисления себестоимости автотранспортных услуг могут применяться следующие методы (способы) исчисления себестоимости продукции: прямой, метод исключения ризниц, коэффициентный, комбинированный.

Прямой (простой) метод калькулирования себестоимости заключается в том, что все затраты по содержанию и обслуживанию автотранспортных средств делят на объем оказываемых транспортных услуг.

При использовании метода исключения разнициз общей суммы затрат по содержанию и обслуживанию автотранспортных средств вычитают расходы по перевозкам людей (если основная деятельность связана с грузоперевозками), по самообслуживанию и оказанию услуг вспомогательным производствам, оставшуюся сумму затрат делят на объем оказанных услуг. Расходы по перевозке людей, самообслуживанию и оказанию услуг вспомогательным производствам оценивают по нормативной (плановой) себестоимости.

Метод коэффициентов используется в том случае, когда на предприятии предусмотрено исчисление себестоимости услуг по маркам автомобилей, а учет затрат ведется в целом по пассажирскому или грузовому автотранспорту. Объем работ, выполненный автомобилями разных марок, переводится в условные тонно-километры, машино-часы, затем определяется себестоимость одной условной единицы автотранспортных услуг и исчисляется себестоимость услуг, оказанных машинами определенных марок.

Сущность комбинированного метода калькулирования себестоимости автотранспортных услуг заключается в использовании нескольких приемов, например, метода исключения затрат и коэффициентного.

Наши рекомендации