Потребный парк вагонов

  (4.11)

 
  Потребный парк вагонов - student2.ru

где ΣPltнт — планируемый или выполненный грузооборот

нетто по сети или дороге за период t, Дt — число дней периода t, на который определяется парк вагонов.

Этот показатель может быть определен и другими способами для разных периодов времени (например, делением общего про­бега вагонов на среднесуточный и число дней работы).

Потребный парк локомотивов также рассматривают делением объема работы на производительность локомотива.

Первичными документами по учету грузовых перевозок на же­лезнодорожном транспорте являются: дорожная ведомость; по грузам международного сообщения — передаточная ведомость; по грузам, принятым от новостроек — сдаточный список. Ос­новная масса грузовых отправок оформляется дорожной ведо­мостью.

Основанием для составления документов по учету перевозок служитнакладная, заполняемая грузоотправителем при предъяв­лении груза к транспортировке. Она представляет собой юриди­ческий документ, отражающий заключение договора на перевоз­ку. На ее основе определяются условия перевозки, производятся расчеты. При завершении перевозки накладная вместе с грузом выдается получателю в подтверждение его права на груз.

Дорожная ведомость составляется в двух экземплярах: собст­венно дорожная ведомость и ее корешок Она является одним из основных перевозочных документов. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления, дорожная ведо­мость следует с грузом до станции назначения. Наличие двух аналогичных документов — дорожной ведомости и ее корешка — позволяет статистике учесть каждую отправку дважды: по мо­менту отправления и по моменту прибытия, т. е. по начальному и конечному моментам перевозок. В процессе перевозки могут произойти изменения в маршруте и расстоянии перевозки, ко­торые отражаются в информации по моменту прибытия, т. е. в дорожной ведомости.

В дорожной ведомости по каждой отправке регистрируются следующие признаки:

• дата приема к отправлению;

• станция и дорога отправления; станция и дорога назначе­ния;

• режим скорости;

• категория отправки;

• пункт и дата перехода с дороги на дорогу;

•род груза;

• масса груза;

• число мест (для тарно-штучного груза);

• грузоподъемность и номер вагона, занятого под перевозку груза;

• расстояние перевозки;

• размер провозной платы;

• дата прибытия груза на станцию назначения;

• дата выгрузки груза железной дорогой или подачи под вы­грузку средствами получателя.

Дата приема груза от грузоотправителя считается моментом отправления.

Дорогой отправления и дорогой назначения считаются дороги, которым принадлежат соответственно станции отправления и на­значения. Сведения о дорогах позволяют выделить два вида сооб­щения: местное и прямое. К местному сообщению относятся перевозки, совершаемые в пределах дороги отправления, к пря­мому — перевозки, совершаемые в пределах двух и более дорог.

Режим скорости подразделяется на большую, грузовую и пас­сажирскую скорости грузовых перевозок. Большая и грузовая скорости бывают при перевозке грузов в грузовых поездах, пас­сажирская — в пассажирских поездах.

Категории отправок выделяют следующие: маршрутная, повагонная, контейнерная, мелкая. К маршрутным отправкам отно­сятся отправки, перевозимые в маршрутах с перечислением всех вагонов. Повагонная отправка — это партия груза, для перевоз­ки которой требуется отдельный вагон. Мелкая отправка представляет собой партию груза (кроме грузов в контейнерах), для перевозки которой не требуется отдельный вагон. К контейнер­ным отправкам относятся отправки грузов в универсальных кон­тейнерах, принадлежащих транспортным предприятиям.

Пункты перехода с дороги на дорогу определяют по кален­дарным штемпелям стыковых станций.

Род груза указывается в дорожной ведомости в соответствии со списком грузов Единой тарифно-статистической номенкла­туры, состоящей из разделов, каждый из которых подразделяет­ся на позиции. При формировании действующей тарифно-ста­тистической номенклатуры заложены общеэкономические принципы, позволяющие достичь координации в работе различ­ных видов транспорта, единство учета, расчета тарифов.

Масса груза (масса каждой отправки) в перевозочных доку­ментах указывается в килограммах, в этих же единицах ее и учи­тывают. Для основной части грузовых отправок ее определяют взвешиванием; массу тары и массу контейнеров включают в мас­су отправки. Для некоторых грузов (круглого и пиленого леса и др.) массу определяют на основе объема, переведенного в весо­вые единицы с помощью специальных коэффициентов.

Расстояние перевозки определяется по тарифному руководст­ву.

Провозная плата — это оплата за перевозку, определяемая в соответствии с установленным тарифом, уровень которого зави­сит от рода груза, категории отправки, расстояния перевозки, режима скорости и др. Оплата за погрузо-разгрузочные опера­ции и за хранение груза в нее не входят.

Объемные показатели перевозок (за сутки, месяц, квартал, год) получают путем суммирования данных первичного учета.

Показатель «отправлено грузов» (QO) характеризует совокуп­ность грузов (в тоннах), предъявленных к перевозке на станции отправления дороги данной ширины колеи за отчетный период. Определяется на основе корешков дорожных ведомостей (или их аналогов):

QО=QПК+QПT+QПИ+QПH+QПШ, (4.12)

где QПK - масса грузов (в тоннах), принятых к перевозке непосредст­венно от грузоотправителей (клиентуры);

QПT - масса грузов (в тоннах), принятых от водного и автомобиль­ного

транспорта для дальнейшей перевозки;

QПИ - масса грузов (в тоннах), принятых для дальнейшей перевозки от

иностранных железных дорог;

QПH - масса грузов (в тоннах), принятых от новостроящихся железнодорожных линий;

QПШ - масса грузов (в тоннах), принятых с линий другой ширины колеи.

Показатель «прибыло грузов» (QП) - количество грузов (в тон­нах), законченных перевозкой в отчетном периоде на станции назначения дороги данной ширины колеи. Определяется на ос­нове дорожных ведомостей (или их аналогов):

QП=QCK+QCT+QСИ+QCH+QСШ (4.13)

где QCK - масса грузов (в тоннах), выданных грузополучателю на стан­ции

или подъездных путях;

QCT - масса грузов (в тоннах), сданных для дальнейшей перевозки

водному и автомобильному транспорту;

QCИ - масса грузов (в тоннах), сданных для дальнейшей перевозки

иностранным железным дорогам;

QCH - масса грузов (в тоннах), сданных на новостроящиеся линии;

QСШ - масса грузов (в тоннах), перегруженных на линии другой

ширины колеи.

Показатели «отправлено грузов» и «прибыло грузов» опреде­ляются по каждому виду колеи раздельно, а также суммарно по всем колеям. При учете по каждой колее в прибытие (отправле­ние) включается также и перегруз на другую колею; при расчете суммарных показателей по всем колеям перегруз с одной колеи на другую не включается.

Общая масса отправленных грузов для дороги определяется путем суммирования отчетных данных по отправлению грузов по станциям

QДО=SQO (4.14)

по дороге по станциям.

Общая масса отправленных грузов по сети железных дорог определяется путем суммирования отчетных данных по отправ­лению грузов по дорогам за исключением перегруза с линий другой ширины колеи:

QCO=SQДО - SQПШ (4.15)

по сети дорог по дорогам,

где SQПШ — общая масса' грузов, принятых с линий другой ширины колеи.

Аналогично определяется общая масса прибывших грузов по дорогам и сети дорог.

Показатель «перевезено грузов» исчисляется по-разному для отдельной дороги и сети дорог.

Для сети железных дорог показатели «отправлено грузов» и «прибыло грузов» дают характеристику общего объема перево­зок, полученную по начальному или конечному моменту учета перевозок. Разница в уровне этих показателей за длительный период невелика (например, для месяца — в пределах 1%), по­этому можно считать, что по сети дорог

QC0=QCП=QC, (4.16)

где QC— общий объем перевезенного груза за отчетный период.

Практически показатель «перевезено грузов» по сети дорог определяется по начальному моменту учета перевозок, т. е. соот­ветствует общему объему отправленного груза

QC=QC0 (4.17)

по сети дорог по сети дорог.

Для дороги показатели «отправлено грузов» и «принято гру­зов» не включают транзитные перевозки, поэтому показатель «перевезено грузов» (QД)определяется путем суммирования объ­ема отправленных грузов по станциям дороги (QД0)и принятых ими от соседних дорог грузов назначения на данную или другие дороги (QПР)

QД= QД0+QПР (4.18)

Это равенство подтверждается схемой выполнения перево­зок грузов

дорогой (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Схема перевозок груза Потребный парк вагонов - student2.ru

Группировка перевозок по видам сообщения — местное и пря­мое сообщение; она имеет значение для отдельной дороги. К местному сообщению относятся перевозки, совершенные в пределах данной дороги без участия других дорог, к прямому - совершенные с участием двух дорог и более. Прямое сообщение, в свою очередь, подразделяется на три вида: вывоз, ввоз, транзит.

Значение этой группировки обусловливается тем, что она вскрывает характер транспортных связей данного района страны. При местном сообщении перевозимые грузы являются продук­цией данного района и предназначены для потребления в этом же районе. Количество ввозимых грузов в район определяется размером его потребности в недостающей продукции, а количе­ство вывозимых грузов — размером производства района (за ми­нусом продукции, потребляемой на месте). Размер транзитных грузов зависит от географического расположения района и ин­тенсивности транспортно-экономических связей других районов.

Данные о перевозках по видам сообщения используются при распределении парка вагонов, так как дороги с преобладающим вывозом испытывают постоянную нехватку порожних вагонов, а дороги с преобладающим ввозом — избыток порожних вагонов.

Группировка перевозок по роду груза отражает структуру пере­возимых грузов. Учет перевозимых грузов по их роду осуществ­ляется с использованием единой тарифно-статистической но­менклатуры грузов (ЕТСНГ), которая представляет собой трех­ступенчатую классификацию грузов. Вся совокупность грузов подразделяется на разделы. Основанием группировки в этом случае является отрасль экономики, производящей продукцию. В каждом разделе выделяется несколько групп в зависимости от происхождения, назначения или степени готовности продукции. В группе указывается несколько статистических позиций. На­пример, в первом разделе этой номенклатуры дается «Продук­ция сельского хозяйства» и выделяются группы: зерно, семена, овощи и др.; в группе «зерно» указаны: пшеница, рожь, овес, ячмень и т. д. За каждой позицией закрепляется трехзначный шифр (код).

Данные об объеме перевозимых грузов по родам необходимы для двух целей: общеэкономической и транспортной. Во-пер­вых, они говорят о том, продукты какой отрасли экономики пе­ревозятся, какие грузы ввозит или вывозит тот или иной регион страны. Следовательно, можно охарактеризовать транспортно-экономические отношения между транспортом и отраслями хо­зяйства, отдельными отраслями и отдельными регионами стра­ны. Во-вторых, эти данные позволяют выявить влияние измене­ния структуры грузооборота по родам грузов на уровень средней дальности перевозок грузов, на степень использования подвиж­ного состава. Кроме того, эти данные необходимы для подбора рода вагонов.

Группировка перевозок по территориальному признаку (терри­ториальная группировка) характеризует грузообмен между от­дельными подразделениями железнодорожного транспорта - станциями, дорогами, а также между отдельными районами стра­ны. Связь между отдельными объектами по перевозкам называ­ют корреспонденцией, которая может быть межстанционной, междорожной, межрайонной и т. д. Для характеристики этих связей применяются шахматные (косые) таблицы. При их пост­роении используются данные об отправлении и прибытии гру­зов. Характеристика связей дается как по всем грузам, так и по важнейшим из них.

Перевозка багажа осуществляется в багажных вагонах. Еди­ницей наблюдения является багажная отправка; первичным до­кументом — корешок багажной квитанции, в которой регистри­руются дата приема, станция и дорога отправления и назначе­ния, масса отправки, провозная плата. Для характеристики пе­ревозок багажа определяют по каждому виду сообщения (местное, прямое) те же объемные показатели, что и по грузо­вым перевозкам: отправлено, т; грузооборот, ткм.

Объемные показатели по перевозкам используются для ис­числения качественных показателей.

Рассмотрим метод расчета этих показателей.

Среднее расстояние перевозки грузов ( Потребный парк вагонов - student2.ru ) - это среднее рас­стояние, на которое перевозится 1 т груза; определяется делени­ем грузооборота в тарифных тонно-километрах (Р) на количест­во перевезенных тонн груза (Q), т. е.

Потребный парк вагонов - student2.ru (4.19)

Среднее расстояние перемещения груза от станции отправ­ления до станции назначения определяется по данным сети до­рог; среднее расстояние перевозки груза по дороге отражает среднее расстояние перевозки груза в ее пределах.

Практическое значение имеет среднее расстояние перевозки грузов не только по дорогам и видам сообщения, но и роду гру­за. Необходимость определения среднего расстояния перевозки по роду груза объясняется тем, что каждый груз как продукт ма­териального производства имеет свою особую географию произ­водства и потребления.

Густота перевозок — показатель, характеризующий как ин­тенсивность грузового потока на отдельных участках (перегонах) железных дорог, так и среднюю интенсивность грузового потока на направлении, дороге или сети дорог.

Густоту перевозок определяют для всех перевозимых грузов, а также для важнейших их видов: каменного угля, нефтепродук­тов, черных металлов, лесных грузов и др.

Данные о густоте перевозок используются для выявления не­рациональных встречных перевозок (в этом случае густота по направлениям определяется по родам груза), а также для анали­за использования провозной способности участков и станций.

Для характеристики интенсивности грузопотока на линии, дороге, сети дорог используют среднюю густоту, исчисляемую по формуле

Потребный парк вагонов - student2.ru , (4.20)

где PT - общий объем грузооборота, тарифные ткм;

LЭ - эксплуатационная дайна линии, дороги или сети, км.

Кроме тарифной густоты перевозок может быть исчислена эксплуатационная густота перевозок и густота перевозок брутто. Первая характеризует интенсивность фактического грузопотока и определяется как отношение грузооборота нетто к эксплуатационной длине линии. Густота перевозок брутто отражает на­грузку брутто на путь. Уровень этого показателя используется для определения затрат на содержание пути и смену верхнего слоя пути.

Средняя продолжительность и средняя скорость доставки грузахарактеризуют эффективность работы подразделений железно­дорожного транспорта. Ускорение доставки грузов способствует сокращению простоев вагонов, улучшению взаимодействия с другими видами транспорта.

Продолжительность доставки груза представляет собой об­щее время нахождения груза в перевозке (в сутках) от момента его приема к перевозке до момента выгрузки его на станции на­значения или подачи вагонов под выгрузку, если она произво­дится грузополучателем.

Скорость доставки груза характеризует интенсивность про­движения в процессе перевозки.

Оба показателя определяются за февраль и сентябрь каждо­го года на основе выборочного наблюдения; первичным доку­ментом является дорожная ведомость. При выборочном наблю­дении (с механическим отбором) по каждой дорожной ведомос­ти, попавшей в выборку, фиксируются:

1) номер дорожной ведомости;

2) род перевозимого груза;

3) вес отправки (т);

4) тарифное расстояние (км);

5) продолжительность доставки (сутки);

6) категория отправки;

7) режим скорости.

Моментом учета пассажирских перевозок на железнодорож­ном транспорте является дата продажи билета.

Общее число отправленных пассажиров для дороги опреде­ляется путем суммирования отчетных данных по отправлению пассажиров по станциям

ПД0=SП0 (4.21)

по дороге по станциям.

На основе отчетных данных о числе пассажиров по видам сообщения может быть определенпоказатель «прибыло пассажи­ров» (ПП). Он исчисляется путем суммирования числа отправ­ленных пассажиров в пригородном сообщении (ППР), в местном сообщении (ПМ) и числа пассажиров, приобретших билеты на станциях других подразделений для проезда до станции отчиты­вающегося подразделения (ПВВ - ввоз)

ПП = ППР + ПМ + ПВВ. (4.22)

Показатель «перевезено пассажиров» (П) для подразделения эксплуатируемой сети железных дорог определяется путем сум­мирования общего числа отправленных пассажиров (П0) и чис­ла пассажиров, принятых для дальнейшей перевозки (ПВВ - ввоз и ПТ - транзит)

П = П0 + ПВВ + ПТ = ППР + ПМ + ПВ + ПВВ + ПТ. (4.23)

Для сети железных дорог показатель, «перевезено пассажи­ров» соответствует показателю «отправлено пассажиров», т. е.

IIС = SПДОi, (4.24)

где ПДОi — число пассажиров, отправленных i-й дорогой.

Объем выполненной транспортной работы при перевозке пасса­жиров характеризуется показателем «пассажирооборот», измеря­емым в пассажиро-километрах. Его величина зависит от числа перевезенных пассажиров и расстояния перевозки.

Объем транспортной работы при перевозке пассажиров (пас­сажирооборот) может быть выражен в приведенных тонно-ки­лометрах (РП)

РП = ПКМ • К, (4.25)

где РП - грузооборот в тонно-километрах при перевозке пассажиров;

К — коэффициент пересчета пассажиро-километров в тонно-кило­-

метры.

В настоящее время К = 1.

Для изучения размещения пассажирских перевозок и их структуры применяется не только группировка пассажиров по видам сообщения, но и группировки по территориаль­ной принадлежности пассажиров и по географическим позици­ям перевозок.

Группировка по территориальной принадлежности пассажи­ров заключается в том, что определяют число отправленных пас­сажиров по каждой станции, затем по отделениям дороги, доро­гам и административно-территориальным районам страны, как в целом, так и по видам сообщения.

При группировке по географическим позициям перевозки число отправленных пассажиров отдельными районами распре­деляются по районам их назначения; данные группировки поз­воляют изучить межрайонные связи.

Среднее расстояние перевозки пассажира ( Потребный парк вагонов - student2.ru ) — это расстоя­ние, на которое в среднем совершает поездку пассажир. Оно оп­ределяется для отделений дороги, для дорог и по сети железных дорог в целом. Для дорог и отделений этот показатель характе­ризует среднее расстояние, на которое перевозится пассажир в пределах данного подразделения. Среднее расстояние перевозки пассажира определяется путем деления пассажирооборота (ПКМ) на число перевезенных пассажиров (П)

Потребный парк вагонов - student2.ru = ПКМ : П, км. (4.26)

Коэффициент подвижности населения (КП) характеризует среднее число поездок в год по железным дорогам, приходяще­еся на одного жителя; определяется путем деления числа перевезенных за год пассажиров (П) на среднегодовую численность населения Потребный парк вагонов - student2.ru

КП = П ¸ Потребный парк вагонов - student2.ru . (4.27)

Наши рекомендации