Потребный парк вагонов
(4.11) |
где ΣPltнт — планируемый или выполненный грузооборот
нетто по сети или дороге за период t, Дt — число дней периода t, на который определяется парк вагонов.
Этот показатель может быть определен и другими способами для разных периодов времени (например, делением общего пробега вагонов на среднесуточный и число дней работы).
Потребный парк локомотивов также рассматривают делением объема работы на производительность локомотива.
Первичными документами по учету грузовых перевозок на железнодорожном транспорте являются: дорожная ведомость; по грузам международного сообщения — передаточная ведомость; по грузам, принятым от новостроек — сдаточный список. Основная масса грузовых отправок оформляется дорожной ведомостью.
Основанием для составления документов по учету перевозок служитнакладная, заполняемая грузоотправителем при предъявлении груза к транспортировке. Она представляет собой юридический документ, отражающий заключение договора на перевозку. На ее основе определяются условия перевозки, производятся расчеты. При завершении перевозки накладная вместе с грузом выдается получателю в подтверждение его права на груз.
Дорожная ведомость составляется в двух экземплярах: собственно дорожная ведомость и ее корешок Она является одним из основных перевозочных документов. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления, дорожная ведомость следует с грузом до станции назначения. Наличие двух аналогичных документов — дорожной ведомости и ее корешка — позволяет статистике учесть каждую отправку дважды: по моменту отправления и по моменту прибытия, т. е. по начальному и конечному моментам перевозок. В процессе перевозки могут произойти изменения в маршруте и расстоянии перевозки, которые отражаются в информации по моменту прибытия, т. е. в дорожной ведомости.
В дорожной ведомости по каждой отправке регистрируются следующие признаки:
• дата приема к отправлению;
• станция и дорога отправления; станция и дорога назначения;
• режим скорости;
• категория отправки;
• пункт и дата перехода с дороги на дорогу;
•род груза;
• масса груза;
• число мест (для тарно-штучного груза);
• грузоподъемность и номер вагона, занятого под перевозку груза;
• расстояние перевозки;
• размер провозной платы;
• дата прибытия груза на станцию назначения;
• дата выгрузки груза железной дорогой или подачи под выгрузку средствами получателя.
Дата приема груза от грузоотправителя считается моментом отправления.
Дорогой отправления и дорогой назначения считаются дороги, которым принадлежат соответственно станции отправления и назначения. Сведения о дорогах позволяют выделить два вида сообщения: местное и прямое. К местному сообщению относятся перевозки, совершаемые в пределах дороги отправления, к прямому — перевозки, совершаемые в пределах двух и более дорог.
Режим скорости подразделяется на большую, грузовую и пассажирскую скорости грузовых перевозок. Большая и грузовая скорости бывают при перевозке грузов в грузовых поездах, пассажирская — в пассажирских поездах.
Категории отправок выделяют следующие: маршрутная, повагонная, контейнерная, мелкая. К маршрутным отправкам относятся отправки, перевозимые в маршрутах с перечислением всех вагонов. Повагонная отправка — это партия груза, для перевозки которой требуется отдельный вагон. Мелкая отправка представляет собой партию груза (кроме грузов в контейнерах), для перевозки которой не требуется отдельный вагон. К контейнерным отправкам относятся отправки грузов в универсальных контейнерах, принадлежащих транспортным предприятиям.
Пункты перехода с дороги на дорогу определяют по календарным штемпелям стыковых станций.
Род груза указывается в дорожной ведомости в соответствии со списком грузов Единой тарифно-статистической номенклатуры, состоящей из разделов, каждый из которых подразделяется на позиции. При формировании действующей тарифно-статистической номенклатуры заложены общеэкономические принципы, позволяющие достичь координации в работе различных видов транспорта, единство учета, расчета тарифов.
Масса груза (масса каждой отправки) в перевозочных документах указывается в килограммах, в этих же единицах ее и учитывают. Для основной части грузовых отправок ее определяют взвешиванием; массу тары и массу контейнеров включают в массу отправки. Для некоторых грузов (круглого и пиленого леса и др.) массу определяют на основе объема, переведенного в весовые единицы с помощью специальных коэффициентов.
Расстояние перевозки определяется по тарифному руководству.
Провозная плата — это оплата за перевозку, определяемая в соответствии с установленным тарифом, уровень которого зависит от рода груза, категории отправки, расстояния перевозки, режима скорости и др. Оплата за погрузо-разгрузочные операции и за хранение груза в нее не входят.
Объемные показатели перевозок (за сутки, месяц, квартал, год) получают путем суммирования данных первичного учета.
Показатель «отправлено грузов» (QO) характеризует совокупность грузов (в тоннах), предъявленных к перевозке на станции отправления дороги данной ширины колеи за отчетный период. Определяется на основе корешков дорожных ведомостей (или их аналогов):
QО=QПК+QПT+QПИ+QПH+QПШ, (4.12)
где QПK - масса грузов (в тоннах), принятых к перевозке непосредственно от грузоотправителей (клиентуры);
QПT - масса грузов (в тоннах), принятых от водного и автомобильного
транспорта для дальнейшей перевозки;
QПИ - масса грузов (в тоннах), принятых для дальнейшей перевозки от
иностранных железных дорог;
QПH - масса грузов (в тоннах), принятых от новостроящихся железнодорожных линий;
QПШ - масса грузов (в тоннах), принятых с линий другой ширины колеи.
Показатель «прибыло грузов» (QП) - количество грузов (в тоннах), законченных перевозкой в отчетном периоде на станции назначения дороги данной ширины колеи. Определяется на основе дорожных ведомостей (или их аналогов):
QП=QCK+QCT+QСИ+QCH+QСШ (4.13)
где QCK - масса грузов (в тоннах), выданных грузополучателю на станции
или подъездных путях;
QCT - масса грузов (в тоннах), сданных для дальнейшей перевозки
водному и автомобильному транспорту;
QCИ - масса грузов (в тоннах), сданных для дальнейшей перевозки
иностранным железным дорогам;
QCH - масса грузов (в тоннах), сданных на новостроящиеся линии;
QСШ - масса грузов (в тоннах), перегруженных на линии другой
ширины колеи.
Показатели «отправлено грузов» и «прибыло грузов» определяются по каждому виду колеи раздельно, а также суммарно по всем колеям. При учете по каждой колее в прибытие (отправление) включается также и перегруз на другую колею; при расчете суммарных показателей по всем колеям перегруз с одной колеи на другую не включается.
Общая масса отправленных грузов для дороги определяется путем суммирования отчетных данных по отправлению грузов по станциям
QДО=SQO (4.14)
по дороге по станциям.
Общая масса отправленных грузов по сети железных дорог определяется путем суммирования отчетных данных по отправлению грузов по дорогам за исключением перегруза с линий другой ширины колеи:
QCO=SQДО - SQПШ (4.15)
по сети дорог по дорогам,
где SQПШ — общая масса' грузов, принятых с линий другой ширины колеи.
Аналогично определяется общая масса прибывших грузов по дорогам и сети дорог.
Показатель «перевезено грузов» исчисляется по-разному для отдельной дороги и сети дорог.
Для сети железных дорог показатели «отправлено грузов» и «прибыло грузов» дают характеристику общего объема перевозок, полученную по начальному или конечному моменту учета перевозок. Разница в уровне этих показателей за длительный период невелика (например, для месяца — в пределах 1%), поэтому можно считать, что по сети дорог
QC0=QCП=QC, (4.16)
где QC— общий объем перевезенного груза за отчетный период.
Практически показатель «перевезено грузов» по сети дорог определяется по начальному моменту учета перевозок, т. е. соответствует общему объему отправленного груза
QC=QC0 (4.17)
по сети дорог по сети дорог.
Для дороги показатели «отправлено грузов» и «принято грузов» не включают транзитные перевозки, поэтому показатель «перевезено грузов» (QД)определяется путем суммирования объема отправленных грузов по станциям дороги (QД0)и принятых ими от соседних дорог грузов назначения на данную или другие дороги (QПР)
QД= QД0+QПР (4.18)
Это равенство подтверждается схемой выполнения перевозок грузов
дорогой (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Схема перевозок груза
Группировка перевозок по видам сообщения — местное и прямое сообщение; она имеет значение для отдельной дороги. К местному сообщению относятся перевозки, совершенные в пределах данной дороги без участия других дорог, к прямому - совершенные с участием двух дорог и более. Прямое сообщение, в свою очередь, подразделяется на три вида: вывоз, ввоз, транзит.
Значение этой группировки обусловливается тем, что она вскрывает характер транспортных связей данного района страны. При местном сообщении перевозимые грузы являются продукцией данного района и предназначены для потребления в этом же районе. Количество ввозимых грузов в район определяется размером его потребности в недостающей продукции, а количество вывозимых грузов — размером производства района (за минусом продукции, потребляемой на месте). Размер транзитных грузов зависит от географического расположения района и интенсивности транспортно-экономических связей других районов.
Данные о перевозках по видам сообщения используются при распределении парка вагонов, так как дороги с преобладающим вывозом испытывают постоянную нехватку порожних вагонов, а дороги с преобладающим ввозом — избыток порожних вагонов.
Группировка перевозок по роду груза отражает структуру перевозимых грузов. Учет перевозимых грузов по их роду осуществляется с использованием единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ), которая представляет собой трехступенчатую классификацию грузов. Вся совокупность грузов подразделяется на разделы. Основанием группировки в этом случае является отрасль экономики, производящей продукцию. В каждом разделе выделяется несколько групп в зависимости от происхождения, назначения или степени готовности продукции. В группе указывается несколько статистических позиций. Например, в первом разделе этой номенклатуры дается «Продукция сельского хозяйства» и выделяются группы: зерно, семена, овощи и др.; в группе «зерно» указаны: пшеница, рожь, овес, ячмень и т. д. За каждой позицией закрепляется трехзначный шифр (код).
Данные об объеме перевозимых грузов по родам необходимы для двух целей: общеэкономической и транспортной. Во-первых, они говорят о том, продукты какой отрасли экономики перевозятся, какие грузы ввозит или вывозит тот или иной регион страны. Следовательно, можно охарактеризовать транспортно-экономические отношения между транспортом и отраслями хозяйства, отдельными отраслями и отдельными регионами страны. Во-вторых, эти данные позволяют выявить влияние изменения структуры грузооборота по родам грузов на уровень средней дальности перевозок грузов, на степень использования подвижного состава. Кроме того, эти данные необходимы для подбора рода вагонов.
Группировка перевозок по территориальному признаку (территориальная группировка) характеризует грузообмен между отдельными подразделениями железнодорожного транспорта - станциями, дорогами, а также между отдельными районами страны. Связь между отдельными объектами по перевозкам называют корреспонденцией, которая может быть межстанционной, междорожной, межрайонной и т. д. Для характеристики этих связей применяются шахматные (косые) таблицы. При их построении используются данные об отправлении и прибытии грузов. Характеристика связей дается как по всем грузам, так и по важнейшим из них.
Перевозка багажа осуществляется в багажных вагонах. Единицей наблюдения является багажная отправка; первичным документом — корешок багажной квитанции, в которой регистрируются дата приема, станция и дорога отправления и назначения, масса отправки, провозная плата. Для характеристики перевозок багажа определяют по каждому виду сообщения (местное, прямое) те же объемные показатели, что и по грузовым перевозкам: отправлено, т; грузооборот, ткм.
Объемные показатели по перевозкам используются для исчисления качественных показателей.
Рассмотрим метод расчета этих показателей.
Среднее расстояние перевозки грузов ( ) - это среднее расстояние, на которое перевозится 1 т груза; определяется делением грузооборота в тарифных тонно-километрах (Р) на количество перевезенных тонн груза (Q), т. е.
(4.19)
Среднее расстояние перемещения груза от станции отправления до станции назначения определяется по данным сети дорог; среднее расстояние перевозки груза по дороге отражает среднее расстояние перевозки груза в ее пределах.
Практическое значение имеет среднее расстояние перевозки грузов не только по дорогам и видам сообщения, но и роду груза. Необходимость определения среднего расстояния перевозки по роду груза объясняется тем, что каждый груз как продукт материального производства имеет свою особую географию производства и потребления.
Густота перевозок — показатель, характеризующий как интенсивность грузового потока на отдельных участках (перегонах) железных дорог, так и среднюю интенсивность грузового потока на направлении, дороге или сети дорог.
Густоту перевозок определяют для всех перевозимых грузов, а также для важнейших их видов: каменного угля, нефтепродуктов, черных металлов, лесных грузов и др.
Данные о густоте перевозок используются для выявления нерациональных встречных перевозок (в этом случае густота по направлениям определяется по родам груза), а также для анализа использования провозной способности участков и станций.
Для характеристики интенсивности грузопотока на линии, дороге, сети дорог используют среднюю густоту, исчисляемую по формуле
, (4.20)
где PT - общий объем грузооборота, тарифные ткм;
LЭ - эксплуатационная дайна линии, дороги или сети, км.
Кроме тарифной густоты перевозок может быть исчислена эксплуатационная густота перевозок и густота перевозок брутто. Первая характеризует интенсивность фактического грузопотока и определяется как отношение грузооборота нетто к эксплуатационной длине линии. Густота перевозок брутто отражает нагрузку брутто на путь. Уровень этого показателя используется для определения затрат на содержание пути и смену верхнего слоя пути.
Средняя продолжительность и средняя скорость доставки грузахарактеризуют эффективность работы подразделений железнодорожного транспорта. Ускорение доставки грузов способствует сокращению простоев вагонов, улучшению взаимодействия с другими видами транспорта.
Продолжительность доставки груза представляет собой общее время нахождения груза в перевозке (в сутках) от момента его приема к перевозке до момента выгрузки его на станции назначения или подачи вагонов под выгрузку, если она производится грузополучателем.
Скорость доставки груза характеризует интенсивность продвижения в процессе перевозки.
Оба показателя определяются за февраль и сентябрь каждого года на основе выборочного наблюдения; первичным документом является дорожная ведомость. При выборочном наблюдении (с механическим отбором) по каждой дорожной ведомости, попавшей в выборку, фиксируются:
1) номер дорожной ведомости;
2) род перевозимого груза;
3) вес отправки (т);
4) тарифное расстояние (км);
5) продолжительность доставки (сутки);
6) категория отправки;
7) режим скорости.
Моментом учета пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте является дата продажи билета.
Общее число отправленных пассажиров для дороги определяется путем суммирования отчетных данных по отправлению пассажиров по станциям
ПД0=SП0 (4.21)
по дороге по станциям.
На основе отчетных данных о числе пассажиров по видам сообщения может быть определенпоказатель «прибыло пассажиров» (ПП). Он исчисляется путем суммирования числа отправленных пассажиров в пригородном сообщении (ППР), в местном сообщении (ПМ) и числа пассажиров, приобретших билеты на станциях других подразделений для проезда до станции отчитывающегося подразделения (ПВВ - ввоз)
ПП = ППР + ПМ + ПВВ. (4.22)
Показатель «перевезено пассажиров» (П) для подразделения эксплуатируемой сети железных дорог определяется путем суммирования общего числа отправленных пассажиров (П0) и числа пассажиров, принятых для дальнейшей перевозки (ПВВ - ввоз и ПТ - транзит)
П = П0 + ПВВ + ПТ = ППР + ПМ + ПВ + ПВВ + ПТ. (4.23)
Для сети железных дорог показатель, «перевезено пассажиров» соответствует показателю «отправлено пассажиров», т. е.
IIС = SПДОi, (4.24)
где ПДОi — число пассажиров, отправленных i-й дорогой.
Объем выполненной транспортной работы при перевозке пассажиров характеризуется показателем «пассажирооборот», измеряемым в пассажиро-километрах. Его величина зависит от числа перевезенных пассажиров и расстояния перевозки.
Объем транспортной работы при перевозке пассажиров (пассажирооборот) может быть выражен в приведенных тонно-километрах (РП)
РП = ПКМ • К, (4.25)
где РП - грузооборот в тонно-километрах при перевозке пассажиров;
К — коэффициент пересчета пассажиро-километров в тонно-кило-
метры.
В настоящее время К = 1.
Для изучения размещения пассажирских перевозок и их структуры применяется не только группировка пассажиров по видам сообщения, но и группировки по территориальной принадлежности пассажиров и по географическим позициям перевозок.
Группировка по территориальной принадлежности пассажиров заключается в том, что определяют число отправленных пассажиров по каждой станции, затем по отделениям дороги, дорогам и административно-территориальным районам страны, как в целом, так и по видам сообщения.
При группировке по географическим позициям перевозки число отправленных пассажиров отдельными районами распределяются по районам их назначения; данные группировки позволяют изучить межрайонные связи.
Среднее расстояние перевозки пассажира ( ) — это расстояние, на которое в среднем совершает поездку пассажир. Оно определяется для отделений дороги, для дорог и по сети железных дорог в целом. Для дорог и отделений этот показатель характеризует среднее расстояние, на которое перевозится пассажир в пределах данного подразделения. Среднее расстояние перевозки пассажира определяется путем деления пассажирооборота (ПКМ) на число перевезенных пассажиров (П)
= ПКМ : П, км. (4.26)
Коэффициент подвижности населения (КП) характеризует среднее число поездок в год по железным дорогам, приходящееся на одного жителя; определяется путем деления числа перевезенных за год пассажиров (П) на среднегодовую численность населения
КП = П ¸ . (4.27)