Статистика производительности труда.
Важная роль в решении задачи дальнейшего повышения эффективности транспортного производства отводится росту производительности труда.
Производительность труда коллектива организации характеризуется количеством продукции в натуральном или стоимостном выражении, произведенной в единицу времени (месяц, год). На железнодорожном транспорте применяются различные методы измерения производительности груда. Натуральный метод измерения производительности труда прост, но его применение возможно лишь в случаях производства одного вида продукции.
Стоимостной метод определения производительности труда на железнодорожном транспорте используется в строительстве, промышленности, капитальном ремонте основных средств, т.е. в тех случаях, когда объем работы нельзя выразить единым измерителем.
Производительность труда работников сети, железных дорог и отделений измеряют количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника, занятого на перевозках. Приведенную продукцию, выраженную в тонно-километрах, для этих целей рассчитывают суммированием грузооборота и удвоенного пассажирооборота.
åPlпривед = åPlт/км +2åАl
Порядок расчета уровня производительности труда для железных дорог и их отделений отражают формулой:
ПТ = åPlпривед / åNr
(Nr - среднесписочная численность работников, занятых на перевозках, чел)
Для характеристики уровня производительности труда работников, занятых на перевозках в отдельных хозяйствах железных дорог применяются следующие показатели:
- локомотивное и путевое хозяйства — грузооборот брутто, приходящийся в среднем на одного работника;
вагонное хозяйство — пробег вагонов или количество выпущенных из ремонта вагонов в приведенных единицах, приходящихся в среднем на одного работника;
- хозяйство перевозок — приведенный грузооборот, приходящийся на одного работника;
сигнализации, централизации и блокировки количество технических единиц, приходящееся на одного работника;
- грузовой и коммерческой работы — тарифный грузооборот, приходящийся на одного работника;
- электрификации и электроснабжения грузооборот брутто, выполненный электрической тягой на электрифицированных линиях, приходящийся на одного работника.
Наряду с этим определяется производительность труда работников структурных подразделений железных дорог, а также выработка работников отдельных групп и важнейших профессий. Так. производительность труда работников локомотивных депо, выполняющих поездную работу, измеряется числом тонно-километров брутто, приходящихся на одного работника, занятого на эксплуатации локомотивов. Производительность труда работников сортировочных станций характеризуется числом отправленных и принятых вагонов; грузовых станций — числом погруженных и выгруженных тонн груза; пассажирских станций — числом отправленных пассажиров; вагонных депо — количеством приведенных вагонов, проследовавигих через пункты технического осмотра, или пробегом вагонов на всем пути следования (для пассажирских и рефрижераторных депо), приходя-щцимся на одного работника эксплуатационного контингента и т.д.
Производительность труда (выработку) магшгнистов локомотивов измеряют тонно-километрами брутто/чел., кондукторских бригад — поездо-киломерами/чел.
Статистика заработной платы
Заработная плата — это часть дохода работников, полученного работниками в денежной и натуральной форме в соответствии с количеством и качеством их труда.
Статистические сведения о заработной плате и ее динамике необходимы для характеристики размера оплаты труда работников, для изучения соотношения между темпами роста средней заработной платы и производительности труда, для анализа себестоимости продукции. Эта характеристика имеет особое значение для железнодорожного транспорта, где расходы на наем рабочей силы (с учетом отчисления на социальное и медицинское страхование) составляют около 40 % расходов.
Одним из основных показателей статистики заработной платы является фонд заработной платы Е„ т.е. общая величина сумм, начисленных работникам за выполнение производственных функций в отчетном периоде, включая доплаты за отклонение условий труда от нормальных, премии, компенсации и выходные пособия, независимо от источников и срока их выплаты.
Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в данном месяце.
В составе фонда заработной платы выделяют четыре группы выплат:
1. оплату за отработанное время,
2. оплату за неотработанное время,
3. единовременные поощрительные и другие выплаты, а также
4. оплату питания, жилья, топглива.
Различают несколько понятий фонда заработной платы: часовой и дневной (только для рабочих), месячный, квартальный, годовой (для всех категорий работников). Наименьшее число статей, а именно оплату за отработанное время, содержит часовой фонд и наибольшее — годовой.
Для аналитических целей рассчитывается ряд показателей, харак-теризуюгщтх средний уровень оплаты труда за отчетный период:
1. среднечасовая з/пл. = Часовой фонд з/пл /отработанное время в чел-часах
2. среднедневная з/пл = Дневной фонд з/пл /отработанное время в чел-днях
3. среднемесячная з/пл. = месячный фонд з/пл /среднесписочная численность работников
Наибольшее применение имеет показатель «среднемесячная заработная плата», уровень которого определяется для всех работников в целом и по производственным группам, категориям, отдельным профессиям за месяц, квартал и год. Наиболее полную характеристику уровня средней оплаты труда дает среднемесячная заработная плата, рассчитанная на основе годовых данных.
50 Статистика материально-технического снабжения: предмет, содержание, задачи.
Предметом стат-ки мат-но-технического снабжения на жд тран-те являются производственные запасы материалов, топлива, запасных частей, оборудования; их движение в результате поставок, заготовок и расходования на производство; оценка эффективности их использования.
Основными задачами статистики материально-технического снабжения на железнодорожном транспорте являются:
1. характеристика выполнения договорных обязательств поставок отдельных видов сырья, материалов, топлива и оборудования по количеству, ассортименту и срокам; контроль за своевременным и комплексным снабжением предприятий;
2. характеристика использования материальных ресурсов, выполнения норм расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии;
3. определение экономии (перерасхода) материальных и энергетических ресурсов; характерпистика использования новых эффективных материалов (пластмасс, полимеров, сплавов, железобетона и др.);
4. отражение остатков запасов материалов;
5. выявление степени обеспеченности предприятий производственными запасами; установление сверхнормативных и излишних запасов для их сокращения;
6. составление и анализ отчетных материальных балансов, в том числе топливно-энергетических.
К основным показателям, характеризующим количественную и качественную сторону материально-технического снабжения, относятся: объем поставок и заготовок; объем оптовой торговли; объем запасов материалов и топлива и их движение; общий и удельный расход материалов, топлива и электроэнергии. Показатели статистики материально-технического снабжения определяются в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении.