Статистика производительности труда.

Важная роль в решении задачи дальнейшего повышения эффек­тивности транспортного производства отводится росту произво­дительности труда.

Производительность труда коллектива организации характери­зуется количеством продукции в натуральном или стоимостном вы­ражении, произведенной в единицу времени (месяц, год). На же­лезнодорожном транспорте применяются различные методы измерения производительности груда. Натуральный метод изме­рения производительности труда прост, но его применение возмож­но лишь в случаях производства одного вида продукции.

Стоимостной метод определения производительности труда на железнодорожном транспорте используется в строительстве, про­мышленности, капитальном ремонте основных средств, т.е. в тех случаях, когда объем работы нельзя выразить единым измерителем.

Производительность труда работников сети, железных дорог и отделений измеряют количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника, занятого на перевозках. При­веденную продукцию, выраженную в тонно-километрах, для этих целей рассчитывают суммированием грузооборота и удвоенного пассажирооборота.

åPlпривед = åPlт/км +2åАl

Порядок расчета уровня производительности труда для желез­ных дорог и их отделений отражают формулой:

ПТ = åPlпривед / åNr

(Nr - среднесписочная численность работников, занятых на перевозках, чел)

Для характеристики уровня производительности труда работ­ников, занятых на перевозках в отдельных хозяйствах железных дорог применяются следующие показатели:

- локомотивное и путевое хозяйства — грузооборот брутто, при­ходящийся в среднем на одного работника;

вагонное хозяйство — пробег вагонов или количество выпу­щенных из ремонта вагонов в приведенных единицах, приходящих­ся в среднем на одного работника;

- хозяйство перевозок — приведенный грузооборот, приходя­щийся на одного работника;

сигнализации, централизации и блокировки количество тех­нических единиц, приходящееся на одного работника;

- грузовой и коммерческой работы — тарифный грузооборот, приходящийся на одного работника;

- электрификации и электроснабжения грузооборот брутто, выполненный электрической тягой на электрифицированных ли­ниях, приходящийся на одного работника.

Наряду с этим определяется производительность труда работни­ков структурных подразделений железных дорог, а также выработка работников отдельных групп и важнейших профессий. Так. произво­дительность труда работников локомотивных депо, выполняющих по­ездную работу, измеряется числом тонно-километров брутто, прихо­дящихся на одного работника, занятого на эксплуатации локомотивов. Производительность труда работников сортировочных станций ха­рактеризуется числом отправленных и принятых вагонов; грузовых станций — числом погруженных и выгруженных тонн груза; пасса­жирских станций — числом отправленных пассажиров; вагонных депо — количеством приведенных вагонов, проследовавигих через пункты технического осмотра, или пробегом вагонов на всем пути следования (для пассажирских и рефрижераторных депо), приходя-щцимся на одного работника эксплуатационного контингента и т.д.

Производительность труда (выработку) магшгнистов локомоти­вов измеряют тонно-километрами брутто/чел., кондукторских бри­гад — поездо-киломерами/чел.

Статистика заработной платы

Заработная плата — это часть дохода работников, полученно­го работниками в денежной и натуральной форме в соответствии с количеством и качеством их труда.

Статистические сведения о заработной плате и ее динамике не­обходимы для характеристики размера оплаты труда работников, для изучения соотношения между темпами роста средней заработ­ной платы и производительности труда, для анализа себестоимо­сти продукции. Эта характеристика имеет особое значение для же­лезнодорожного транспорта, где расходы на наем рабочей силы (с учетом отчисления на социальное и медицинское страхование) составляют около 40 % расходов.

Одним из основных показателей статистики заработной платы является фонд заработной платы Е„ т.е. общая величина сумм, на­численных работникам за выполнение производственных функций в отчетном периоде, включая доплаты за отклонение условий тру­да от нормальных, премии, компенсации и выходные пособия, не­зависимо от источников и срока их выплаты.

Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в данном месяце.

В составе фонда заработной платы выделяют четыре группы выплат:

1. оплату за отработанное время,

2. оплату за неотработанное время,

3. единовременные поощрительные и другие выплаты, а так­же

4. оплату питания, жилья, топглива.

Различают несколько понятий фонда заработной платы: часо­вой и дневной (только для рабочих), месячный, квартальный, го­довой (для всех категорий работников). Наименьшее число статей, а именно оплату за отработанное время, содержит часовой фонд и наибольшее — годовой.

Для аналитических целей рассчитывается ряд показателей, харак-теризуюгщтх средний уровень оплаты труда за отчетный период:

1. среднечасовая з/пл. = Часовой фонд з/пл /отработанное время в чел-часах

2. среднедневная з/пл = Дневной фонд з/пл /отработанное время в чел-днях

3. среднемесячная з/пл. = месячный фонд з/пл /среднесписочная численность работников

Наибольшее применение имеет показатель «среднемесячная за­работная плата», уровень которого определяется для всех работ­ников в целом и по производственным группам, категориям, от­дельным профессиям за месяц, квартал и год. Наиболее полную характеристику уровня средней оплаты труда дает среднемесячная заработная плата, рассчитанная на основе годовых данных.

50 Статистика материально-технического снабжения: предмет, содержание, задачи.

Предметом стат-ки мат-но-технического снабжения на жд тран-те являются производственные запасы материалов, топлива, запасных частей, оборудования; их движе­ние в результате поставок, заготовок и расходования на производ­ство; оценка эффективности их использования.

Основными задачами статистики материально-технического снаб­жения на железнодорожном транспорте являются:

1. характеристика выполнения договорных обязательств поставок отдельных видов сырья, материалов, топлива и оборудования по количеству, ассор­тименту и срокам; контроль за своевременным и комплексным снаб­жением предприятий;

2. характеристика использования материальных ресурсов, выполнения норм расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии;

3. определение экономии (перерасхода) материальных и энергетических ресурсов; характерпистика использования новых эффективных материалов (пластмасс, полимеров, сплавов, железо­бетона и др.);

4. отражение остатков запасов материалов;

5. выявление степени обеспеченности предприятий производственными запасами; установление сверхнормативных и излишних запасов для их сокра­щения;

6. составление и анализ отчетных материальных балансов, в том числе топливно-энергетических.

К основным показателям, характеризующим количественную и качественную сторону материально-технического снабжения, от­носятся: объем поставок и заготовок; объем оптовой торговли; объем запасов материалов и топлива и их движение; общий и удель­ный расход материалов, топлива и электроэнергии. Показатели статистики материально-технического снабжения определяются в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении.

Наши рекомендации