Часть 2. Социально-экономическая статистика.

1. Основные задачи социально-экономической статистики на современном этапе развития общества.

2. Важнейшие общеэкономические классификации и группировки и их роль в экономическом анализе.

3. Система макроэкономических показателей: валовой национальный и валовой внутренний продукт.

4. Показатели численности населения.

5. Источники данных о численности населения.

6. Методы расчета средней численности населения.

7. Изучение состава населения по важнейшим признакам.

8. Понятие естественного и механического движение населения.

9. Показатели естественного движения населения.

10.Показатели механического движения населения.

11.Расчет общего прироста населения.

12.Методы расчета перспективной численности населения.

13.Задачи статистического изучения трудовых ресурсов.

14. Период трудоспособного возраста и понятие трудоспособности.

15. Экономически активное население и его состав.

16.Понятие и состав экономически неактивного населения.

17.Показатели занятости населения.

18.Показатели уровня и динамики безработицы.

19.Определение перспективной численности трудовых ресурсов.

20.Показатели численности работников.

21.Методы расчета средней численности работников.

22.Статистическое изучение состава работников по важнейшим признакам.

23.Показатели движения численности работников.

24. Показатели и единицы измерения рабочего времени.

25. Понятие и виды фондов рабочего времени.

26. Показатели использования фондов рабочего времени.

27. Показатели использования продолжительности рабочего дня и рабочего периода.

28. Понятие и состав национального богатства.

29. Понятие и состав производительного капитала.

30. Классификация элементов основного капитала.

31. Основные фонды и их классификация.

32. Методы оценки основных фондов.

33. Характеристика наличия основных фондов на дату и в среднегодовом исчислении.

34. Балансы основных фондов предприятия, отрасли.

35. Показатели состояния и движения основных фондов.

36. Показатели использования основных фондов.

37. Виды и источники образования оборотного капитала.

38. Показатели наличия и оборачиваемости капитала.

39. Определение потребности фирмы в оборотном капитале.

40. Натуральный и стоимостной учет продукции фирмы.

41. Система стоимостных показателей продукции.

42. Состав продукции по степени готовности.

43. Факторный анализ изменения выручки от реализации продукции.

44. Взаимосвязь показателей продукции фирмы.

45. Изучение динамики объема производства продукции.

46. Особенности исчисления показателей продукции в отдельных

отраслях экономики.

47. Показатели производительности труди и их значение.

48. Показатели уровня и динамики оплаты труда.

49. Понятие номинальной и реальной заработной платы.

50. Показатели рыночной ситуации (конъюнктуры рынка). Деловая активность,

тенденции и устойчивость рынка

51. Уровень, структура и динамика цен. Территориальные различия цен.

52. Понятие издержек производства и обращения.

53. Методы изучения структуры издержек производства и обращения.

54. Статистическое изучение динамики себестоимости продукции.

55. Статистические методы анализа влияния отдельных факторов на изменение

себестоимости продукции.

56. Анализ изменения затрат на материалы.

57. Статистическое изучение объема, структуры и динамики издержек обращения.

58. Задачи статистики финансов на современном этапе.

59. Статистика государственных и региональных финансов.

60. Статистика банковской деятельности.

61. Статистика финансов предприятий.

62. Система показателей прибыли.

63. Система показателей рентабельности.

64. Система показателей уровня жизни населения.

65. Показатели доходов населения.

66. Показатели потребления населения.

67. Основные принципы международных сопоставлений.

Раздел №3. Методические указания по изучению дисциплины.

При самостоятельном изучении курса рекомендуется пользоваться одним из учебников, указанных в списке основной литературы (или другими, более поздними изданиями названных авторов), что особенно важно для студентов заочного обучения. Логика курса соответствует логике классических учебников по общей теории статистики и социально-экономической статистике. Во второй части курса большее внимание уделено микроэкономическому уровню изучения, что представляется обоснованным при подготовке специалистов в области конкретной экономики.

Изучение теоретических вопросов необходимо сочетать с решением задач по соответствующим темам. Для проверки качества освоения каждой темы рекомендуется использовать тесты промежуточного контроля полученных знаний.

Раздел №4. Самостоятельная работа над концептуально обобщающими вопросами по дисциплине.

Вопросы для самопроверки полученных знаний

1. Какая отрасль статистики разрабатывает общие методы сбора, обобщения и анализа статистических данных.

2. При каком статистическом наблюдении исследуются все без исключения единицы изучаемой совокупности.

3. При каком статистическом наблюдении исследуется часть совокупности, отобранная в случайном порядке?

4. В чем преимущества выборочного наблюдения перед сплошным?

5. Каковы основные методологические вопросы статистического наблюдения?

6. Назовите основные виды ошибок статистического наблюдения.

7. Какая статистическая группировка предусматривает деление изучаемой совокупности на отдельные социально-экономические типы?

8. Какие задачи решаются с помощью аналитических и структурных группировок?

9. Перечислите основные виды статистических графиков? Укажите, для какого рода показателей используется каждый из них.

10.Назовите основные виды относительных статистических величин.

11.Как они вычисляются?

12.Какие задачи решаются в статистике с помощь. Средних величин?

13.Назовите основные виды средних величин.

14.Каково основное условие применения средних величин?

15.Как метод средних связан с другими методами статистики?

16.Что такое вариация и каково ее значение в статистике?

17.Какие основные виды связей изучаются в статистике?

18.В чем состоит различие между функциональной корреляционной связью?

19.Какие задачи решаются с помощью индексного метода?

20.Перечислите основные виды и формы индексов.

Тесты для внутрисеместровых аттестаций студентов

Вариант 1

1.Где предпринимались наиболее древние из известных учетов населения?

А) в Китае; Б) в Египте

2. Кого из известных общественных деятелей можно считать основоположником социальной статистики?

А) А.Н.Радищева; Б) М.В.Ломоносова.

3. Какие критерии в переписях населения используются для разграничения постоянного и временного проживания?

А) выполнение существующих правил регистрации;

Б) срок, цели и характер проживания.

4. Сколько переписей населения было проведено в Российской Империи (до 1917 г.)?

А) одна; Б) две.

5. Какое население учитывается в современных переписях?

А) юридическое (приписное); Б) фактическое (наличное и постоянное).

6. Полностью ли справедливо ли следующее утверждение: «Прирост населения складывается за счет естественного прироста и миграционного прироста»?

А) да, Б) нет.

7. Чем определяется семейное состояние населения?

А) брачностью и разводимостью;

Б) брачностью, прочностью и долговечностью заключаемых браков.

8. Отметьте правильное утверждение. Постоянное население – это:

А) лица, никогда не выезжавшие из данного населенного пункта;

Б) лица, имеющие постоянную прописку;

В) лица, обычно проживающие на данной территории, независимо от их местонахождения на момент учета.

9. Выберите показатели естественного движения населения:

А) число родившихся;

Б) число прибывших на постоянное жительство;

В) коэффициент естественного прироста;

Г) возрастные коэффициенты смертности;

10. Имеются следующие данные за год: численность населения на начало года – 530 тыс.чел.; на конец года – 545 тыс.чел. Число родившихся 10тыс.чел. Доля женщин в общей численности населения – 58%, доля женщин в возрасте 15-49 лет в общей численности населения 25%. Определите специальный коэффициент рождаемости:

А) 32% Б) 74%

11. Подберите каждому из приведенных ниже положений (отмеченных буквами) соответствующий термин или понятие (отмеченное цифрами):

1 – трудоспособное население

2 – маятниковая миграция

3 – безработные

А) ежедневное передвижение людей от места жительства к месту работы

Б) трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы, занимаются поиском работы и готовы незамедлительно приступить к ней;

В) совокупность людей, способных к труду по возрасту и состоянию здоровья;

Г) совокупность лиц, фактически занятых в экономике или незанятых, но способных к труду по возрасту и состоянию здоровья;

Д) совокупность женщин и мужчин, соответственно, в возрасте от 16 до 54 лет и от 16 до 59 лет включительно;

Е) население, обеспечивающее предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятых и безработных.

12. Выберите правильное утверждение. Экономически активное население включает:

А) занятое население;

Б) занятое население и безработных;

В) занятое население, безработных и лиц, обучающихся с отрывом от производства.

13. На начало года в регионе проживало 1850тыс.чел. Доля жителей трудоспособного возраста составляла 60%, из них неработающие инвалиды 1 и 2 групп и лица, перешедшие на пенсию на льготных условиях – 4,2тыс.чел. Какова численность трудовых ресурсов?

А) 1105,8тыс.чел. Б) 1100тыс.чел.

14. По предприятию имеются следующие данные о численности лиц списочного состава за март:

Период По списку на каждый день, человек Являлись на работу ежедневно, человек Число целодневных простоев за каждый день
С 1 по 3 С 4 по 5 С 9 по 11 С 14 по 18 С 21 по 25 С 28 по 31 - - - - -

Какова средняя списочная численность и среднее число фактически работавших лиц? (Выходные и праздничные дни месяца 6,7,8,12,13,19,20,26,27)

А) 426 и 395 человек; Б) 428 и 421 человек: В) 428 и 426 человек.

15. Верно ли следующее утверждение:

Оплата труда наемных работников – это сумма всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемой работодателями за работу, выполненную в текущем периоде?

А) да Б) нет.

16. Какой из перечисленных показателей потребления рассчитывается как отношение годового объема потребленных товаров и услуг по видам к среднегодовой численности населения?

А) уровень индивидуального потребления;

Б) общий объем потребления;

В) конечное потребление товаров и услуг.

17. Какой из перечисленных показателей не относитсяк числу социальных нормативов?

А) прожиточный минимум; Б) средняя заработная плата; В) минимальная пенсия.

18. Какой показатель используется специалистами Программы развития ООН для комплексной оценки уровня бедности при международных сопоставлениях:

А) индекс человеческой бедности; Б) индекс глубины бедности.

19. Как изменится номинальный доход на душу населения, если общая сумма денежных доходов возросла на 3%, цены на товары и услуги возросли на 5%, численность населения снизилась на 1%:

А) возрастет Б) снизится

20. По какому показателю оценивается дифференциация доходов населения:

А) по размеру совокупного среднедушевого дохода;

Б) по размеру начисленной заработной платы.

Вариант 2

1. Когда начались регулярные учеты населения в Европе?

А) во второй половине 18 века; Б) в 16 веке.

2. Кто разработал проект первой в Российской Империи переписи населения?

А) А.В.Чаянов Б) П.П.Семенов-Тянь-Шанский

3. Какая из перечисленных категорий населения не учитываетсяв современных переписях населения:

А) юридическое; Б) постоянное; В) наличное.

Какой метод используется при проведении современных переписей населения?

А) опрос; Б) саморегистрация.

Какой брак учитывается при изучении рождаемости?

А) юридический; Б) фактический.

6. Выберите правильное утверждение. Критический момент переписи – это:

А) время, в течение которого проводится перепись;

Б) момент, когда проводится опрос жителей помещения;

В) момент, по состоянию на который собирается информация о населении.

7. Выберите показатели механического движения населения:

А) абсолютный миграционный прирост;

Б) коэффициент младенческой смертности;

В) число прибывших на постоянное жительство;

Г) коэффициент миграционного прироста.

8. Какой метод используется при проведении современных учетов населения?

А) опрос, Б) регистрационный метод.

9. Выберите правильное определение маятниковой миграции:

А) периодическое перемещение населения из одного населенного пункта в другой и обратно, связанное с работой или учебой;

Б) перемещение населения по территории страны с изменением постоянного места жительства.

10. Имеются следующие данные по региону: численность населения на начало года 720 тыс.чел.; на конец года – 732 тыс. чел. Коэффициент механического прироста населения - 9% ; Охарактеризуйте естественное движение населения с помощью абсолютного показателя. А) 25,5 тыс.чел. Б) 5,5 тыс.чел. в) 7,6% .

11. Подберите каждому из приведенных ниже положений (отмеченных буквами) соответствующий термин или понятие (отмеченное цифрами):

1 – население трудоспособного возраста

2 – трудовые ресурсы

3 – экономически активное население

А) ежедневное передвижение людей от места жительства к месту работы

Б) трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы, занимаются поиском работы и готовы незамедлительно приступить к ней;

В) совокупность людей, способных к труду по возрасту и состоянию здоровья;

Г) совокупность лиц, фактически занятых в экономике или незанятых, но способных к труду по возрасту и состоянию здоровья;

Д) совокупность женщин и мужчин, соответственно, в возрасте от 16 до 54 лет и от 16 до 59 лет включительно;

Е) население, обеспечивающее предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятых и безработных.

12. Отметьте правильное утверждение:

А) категория «трудовые ресурсы» уже категории «экономически активное население»;

Б) категория «трудовые ресурсы» шире категории «экономически активное население».

13. На начало года в регионе проживало 1050тыс.чел. Доля жителей трудоспособного возраста составляла 65%, из них неработающие инвалиды 1 и 2 групп и лица, перешедшие на пенсию на льготных условиях – 3,5тыс.чел. Какова численность населения трудоспособного возраста?

А) 682,5тыс.чел. Б) 679тыс.чел.

14. По предприятию имеются следующие данные о численности лиц списочного состава за март:

Период По списку на каждый день, человек Являлись на работу ежедневно, человек Число целодневных простоев за каждый день
С 1 по 3 С 4 по 5 С 9 по 11 С 14 по 18 С 21 по 25 С 28 по 31 - - - - -

(Выходные и праздничные дни месяца 6,7,8,12,13,19,20,26,27)

Какова средняя явочная численность и среднее число фактически работавших?

А) 428 и 426 человек; Б) 426 и 421 человек; В) 421 и 395 человек.

15. Верно ли следующее утверждение:

Располагаемый доход – это доход, который может быть использован населением для конечного потребления и сбережения?

А) да Б) нет

16. Какой из перечисленных показателей потребления рассчитывается как стоимостная оценка потребляемых населением товаров и услуг по фактическим ценам и тарифам на приобретение?

А) уровень индивидуального потребления;

Б) общий объем потребления;

В) конечное потребление товаров и услуг.

17. Какой из перечисленных показателей является важнейшим социальным нормативом?

А) средняя начисленная пенсия;

Б) прожиточный минимум;

В) пособие по безработице.

18 Что измеряет эластичность потребления:

А) меру реагирования потребления на изменение дохода или цен;

Б) недостаток дохода для обеспечения минимального потребления.

19 Как изменится реальная заработная плата, если номинальная заработная плата возрастет на 5%, а цены на товары и услуги возрастут Часть 2. Социально-экономическая статистика. - student2.ru на 1% :

А) Часть 2. Социально-экономическая статистика. - student2.ru % Б) Часть 2. Социально-экономическая статистика. - student2.ru % В) Часть 2. Социально-экономическая статистика. - student2.ru

20.Какой показатель из перечисленных ниже не относитсяк системе показателей дифференциации доходов:

А) коэффициент фондов; Б) эластичность В)мода,

Раздел №5. Прикладные компьютерные программы по дисциплине.

Программа курса не предполагает глубокого изучения прикладных статистических программ. Однако, при решении некоторых задач по темам «Статистическое изучение взаимосвязей», «Ряды динамики» и некоторых других возможно использование электронных таблиц Excel (или других доступных статистических программ), а также графических методов и табличного представления материалов.

Раздел №5 Литература

Основная:

1. Годин А.М. Статистика: Учебник для Вузов. – М.: Дашков и К, 2006

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник для Вузов. – М.: ИНФРА-м, 2009

3. Завьялов Ф.Н., Коновалова Г.Г., Шишкин К.Т. Социально-экономическая статистика. Учебное пособие. Ярославль. 2001.

4. Илышев А.М. Общая теория статистики: Учебник для Вузов. – М.: Юнити, 2008

5. Общая теория статистики. Учебник для вузов./ Едронова В.Н., Едронова М.В.- М.: Юристъ 2001.

6. Статистика /Под ред. Елисеевой И. И.: учебник для вузов. – М.: Проспект, 2004. Гриф УМО

7. Статистика: Курс лекций / Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г.Ионина.- Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА – М, 2002.

8. Теория статистики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Л.Громыко -М.: Инфра-М. 2000.

Дополнительная:

1. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / И.К.Беляевский, Г.Д.Кулагина, А.В.Коротков и др.; Под ред. И.К.Беляевского.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 432с.

2. Экономическая статистика / Под ред. Ю.И.Иванова. М.: Финансы и статистика, 1998.

3. Журнал «Вопросы статистики» 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 г. №№ 1-12.

Наши рекомендации