Обязанность, налагаемая на нас единством Церкви

Ее можно охарактеризовать цитатой : "Стараться сохранять единство духа в союзе мира" (Бф. 4, 3). Мы знаем, что без взаимного союза, без единения, без любви не может быть совершено никакое доброе дело, и никакое богоустановленное общество существовать не может. Поэтому все наши усилия должны быть направлены на поддержку друг друга.

Соглашение с единством Церкви существования многих отдельных, самостоятельных Церквей

"Многие отдельные самостоятельные Церкви, например, Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, суть частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единаго тела Церкви Великой, иметь единую главу Христа, и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах" (Кат). Самое существенное здесь — единство веры и общение в молитвах и таинствах. Все эти моменты должны присутствовать в Церкви. Могут различаться и различаются обряды в зависимости от места. Но в основной своей части, в догматической, вероучение должно быть одним и тем же. Мы должны быть согласны в том, что мы не только одинаково веруем, но можем вместе помолиться. Таинства во всех этих Церквах должны быть одни и те же. Известно, что бывают трения между различными Церквями. Путь наш труден, и особенно, в окружении всего греховного мира. Склоки бывают не только на уровне семьи, но и на уровне церковном; но они должны занимать второстепенное место, они не должны заслонять основного, а именно единства веры, молитвы и таинства. Но никакого видимого руководства здесь нет. Видимое руководство осуществляется только Вселенским Собором.
С экуменическим движением мы объединиться не можем. Например, у нас есть таинства, у протестантов их нет; у нас есть вероучение, оно отлично от вероучения армян. Если у католиков есть папа Римский, который может под свой омофор взять буддистов, иудеев, монофизитов, то у нас этого нет; у нас возможны только совместная молитва, таинства и одинаковое вероисповедание. Других путей нет. Поэтому Православные Церкви объединены единым Главой Господом нашим Иисусом Христом. Во всех случаях надо помнить, что благодать Божия подается и там, где обряды несколько отличаются. Разница в обрядах не мешает единству. Благодать Божия подается и там, где Крещение совершается и путем обливания, и там, где путем погружения (Русская Церковь), и там, где путем кропления. Когда мы находимся в пределах какой-то частной церкви, то здесь должна быть некоторая унификация, особенно в сохранении обрядов и таинств.

Единство между земною и небесною Церковью

Оно есть следствие не только того, что есть единый Глава. Есть еще единство человеческого рода. Оно не должно нарушаться и при переходе в другой мир, скажем, при потере тела. Оно может быть выражено следующим правилом — должно быть нравственное единство. Там, где мы добродетельны, там мы едины с торжествующей Церковию на небесах; там, где мы грешим, мы едины в другом плане, а именно в греховном, в падшем. Единство надо рассматривать не в природном плане, а в нравственном. Нравственное совершенствование дает человеку возможность принимать наибольшую благодать от Господа нашего Иисуса Христа, становиться ближе к Нему. Самое основное в нравственности — это любовь. "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор. 13, 8). Любовь распространяется на те области, где все прекращается, уходит в вечность; такая любовь пребывает независимо от всего, "теперь мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное (т.е. в будущем веке), тогда то, что отчасти, прекратится" (1 Кор. 13, 9-10).
Мы природно не едины с Ангелами, но нравственно мы можем быть с ними едины. Об этом нравственном единстве люди знают на собственном опыте и тем более на церковном — как Ангелы заботятся о людях и как они направляют нас к спасению, "...между пребывающею на земле и небесною Церковию... без сомнения существует (единство), как по отношению их к единой главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и по взаимному общению между тою и другою" (Кат.).

Наши рекомендации