Явления и чудотворения Святых

Святые действительно оказывали помощь тем, кто к ним взывает. В Свщ. Писании говорится: "Многия тела усопших Святых воскресли; и вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во Святой град, и явились многим" (Мф. 27, 52-53).
Ничего без цели не бывает; они воскресали, очевидно, для свидетельства об истине. И это было чудесным явлением.
"Поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие Святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную" (Кат).
О чудесах, совершаемых через Святых, Свщ. Писание говорит следующее.
В 4-й книге Царств говорится, что от прикосновения к костям Елисея воскрес мертвый: "и умре Елисей, и погребоша его: воины же Моавли приидоша в землю наставляющу лету тому. И бысть им погребающим мужа, и се видеша воинов, и повергоша мужа в гроб Елисеев: (и впаде тело человека мертва) и прикоснуся костем Елисеевым и оживе, и воста на ноги своя" (4 Цар. 13, 20-21).
Св. Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса еще при жизни своей, но исцеляли взятые от тела его платки и опоясания, когда возлагали их на больных, в отсутствие его: "Бог творил не мало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них" (Деян. 19, 11-12). Катихизис говорит, что "по сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земныя посредства, получивший от них освящение" (Кат).
Свт. Григорий Богослов в первом обличительном слове против Юлиана (богоотступника) говорит: "Не постыдился ее и жертв, за Христа закланных, ниже убоялся еси великих подвижников: Иоанна онаго, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы, и прочих, прежде и после оных за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителем, и настоящим бедствиям, и возвещаемым, якоже в чуждых телесех и бестелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великия чести и торжества праведно учреждена суть. От нихже и демоны прогоняются, и недуги врачуются. Ихже явления и ихже пророчества. Ихже едина телеса равномощна суть душам святым, егда или осязаема, или почитаема бывают. Ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем".
Св. Иоанн Дамаскин: "Мощи святых аки спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличная благодеяния источают" (Богосл., кн. 4, гл. XV, ст. 3, 3). Как бы в изъяснение сего он замечает: "Яко посредством ума, и в телеса их вселися Бог".
Мы молимся теми же молитвами, что и молитвы, которыми молились наши святые. Идет много споров о переводе на русский язык богослужения. Но скорее всего, люди получат помощь по молитвам святых и от намоленной древней чудотворной иконы, нежели от неудачного списка с нее или переведенных молитв, которые при их переводе на русский язык не становятся ни понятней, ни благодатней.

Святость Церкви

Мы знаем, что в Церкви много грешников и, тем не менее, называем ее святой. Монтанисты учили, что Церковь состоит только из святых. И в последнее время протестантское богословие учит о том, что Церковь на самом деле невидима, она состоит из избранников Божиих, только из святых. Остальные — мертвые члены Церкви, они не принадлежат ей. Мы с этим несогласны: если святой человек загрязнен, то от этого он не перестал быть святым. Мы находимся в греховном мире и тело Христа загрязнено.
Притча о плевелах, в которой Церковь — поле, а рабы говорят господину: "хочешь ли, мы пойдем и выберем их (плевелы)? Он же рече (им): ни, да не когда восторгающе, восторгните купно с ними и пшеницу" (Мф. 13, 28-29). Речь идет о каждом из нас, потому что в каждом из нас есть и плевелы, и пшеница. Нельзя преждевременно убирать плевелы, потому что можно повредить и пшеницу.
Притча о неводе, вверженном в море и извлекающем хорошие и худые рыбы (Мф. 13, 47).
Притча о вечери, в которой принимают участие недостойные (Мф. 22, 2-13).
"В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные" (2 Тим. 2, 20).
Вопрос определения степени святости формально ставить нельзя, тем более, нет никого столь чистого перед Богом, как Сам Бог. Все находятся на каком-то уровне, в каком-то состоянии. Господь Иисус Христос предал Себя на смерть для того, чтобы спасти именно грешников. Поэтому Он шел в дом, где кутили мытари; Он шел к тем, кто действительно находится в грехах (фарисеи Его упрекали за это). "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5, 25-27). Господь кровью Своею искупил Церковь для того, чтобы поднять ее до Себя, а вовсе не для того, чтобы во время этого поднятия кто-то другой другой отрывал от Церкви куски и выбрасывал их. Тем более, что врагов Церкви очень много.
Христос страдал, чтобы Его Церковь жила не для греха, а для Бога: "Вы род избранный, вы царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства признавшего вас из тьмы в чудный свой свет" (1 Пет. 2, 9).
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3, 16).
Сам Спаситель молился о верующих следующими словами: "Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною" (Ин. 17, 17-19).
В Катихизисе сказано о святости Церкви: Церковь называется в Писании Святою, "потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез Таинства" (Кат).



Наши рекомендации