Тавассуль. Просьба помощи у умерших. Культ могил
Один из вопросов, которые необходимо рассмотреть в данной теме, — это сущность тавассуля в суфизме.
Тавассуль — это посредничество между человеком и Аллахом, когда человек обращает свои мольбы (дуа) не к Аллаху, а например, к Пророку или шейху, считая, что это принесет больше пользы, чем если он будет просить непосредственно у Аллаха. Для обоснования тавассуля суфии приводят следующую аналогию: «Разве может простолюдин по своему желанию прийти к царю, или солдат в любой момент поговорить с генералом? Нет! Чтобы добиться аудиенции у царя или генерала, человек должен воспользоваться помощью их приближенных». Иногда сторонники тавассуля говорят так: «Простой человек слишком грешен, как ему не стыдно, зная обо всех своих грехах, обращаться к Аллаху? Аллах даже не взглянет в его сторону, а вот если за человека походатайствует святой, то Аллах поможет ему».
Суфизм утверждает, что каждый мюрид нуждается в посреднике между ним и Аллахом. В подтверждение своих слов они ссылаются на такой аят: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите средство приближения к Нему» [Коран, сура 5 «Аль-Маида», аят 35.], — говоря: «Слово “средство” (василя) в данном аяте подразумевает приближение посредством таких личностей как Пророки и праведники, независимо от того, живы они или мертвы, а также посредством праведных деяний». Кроме этого, суфии ссылаются на некоторые хадисы спорного характера [При этом нет логичной ссылки ни на один хадис из сборников Бухари или Муслима, обычно ссылки идут на такие сборники, как ат-Табарани, Абу Яаля, Муснад Ахмада и тому подобные, содержащие множество слабых хадисов.], например, на хадис о слепом, который просил Пророка помочь ему прозреть, или хадис о том, как Умар обращался к Аллаху с просьбой о ниспослании дождя, упоминая дядю Пророка аль-Аббаса. Также приводятся истории о том, как Пророк по воле Аллаха совершал некоторые караматы, что действительно было, но не совсем корректно соотносить это к тавассулю.
Доходит даже до того, что, желая оправдать тавассуль, суфии приводят историю о том, как во время голода и засухи в Медине халиф Умар написал письма своим наместникам в другие города с просьбой послать продовольствие в Медину, и говорят: «Как явствует из этого примера, просьба о помощи разрешена».
Но последователи Сунны Пророка говорят тавассулю: «Нет!» Во-первых, в приведенном аята не говорится «ищите для себя человека» или «просите помощи у мертвых, чтобы они помогли вам и приблизили вас к Аллаху». Там говорится: «…ищите средство…» Это еще одно из проявлений милости Аллаха к людям, имеется в виду, что, зная природу своих творений, Аллах как бы говорит человеку: «Ищи то, с помощью чего тебе будет легче приблизиться ко Мне». Мусульмане знают, что приблизиться к Аллаху можно посредством многих дел: дополнительных молитв и постов, зикра, хаджа и умры, помощи нуждающимся, выплаты пожертвований, борьбы на пути Аллаха, призыва неверующих к религии Аллаха, и многого-многого другого, что основано на Коране и Сунне Посланника Аллаха. А этот аят как раз-таки говорит нам: «Ищите то, с помощью чего вам будет легче приблизиться к Аллаху». Аллах открыл для человека множество путей соискания Его довольства: кому-то проще и милее совершать дополнительные молитвы, кто-то предпочитает укреплять иман постом, кто-то — помогать бедным и через это приближаться к Аллаху, а кто-то готов пожертвовать на Его пути даже своей жизнью.
Еще один довод против тавассуля состоит в том, что Коран не содержит противоречий. И приведенный аят не может являться противовесом множеству других аятов, таких как: «И Мы ближе к нему, чем его яремная вена» [Коран, сура 50 «Каф», аят 16.]; «A когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок, отвечаю на мольбу взывающего, когда он взывает ко Мне» [Коран, сура 2 «Аль-Бакара», аят 186.].
Сам Аллах отвергает глупые сравнения Его с недоступными царями и генералами, говоря: «Мы ближе к нему, чем его яремная вена» и «… Я близок, отвечаю на мольбу взывающего». Почему царь не принимает всех своих подданных? Для этого есть несколько причин: либо ему нет дел до своих подданных, либо это проявление его высокомерия, либо леность, либо — как самое достойное оправдание — отсутствие времени на всех. Все перечисленные доводы можно отнести к несовершенному, слабому человеку, но уместно ли говорить подобное о Всемогущем Аллахе? Нет, мы не можем даже думать, что у Всевышнего нет времени или что Ему нет до нас дела. Напротив, своим искренним обращением к Аллаху мы вызовем только довольство с Его стороны, так как это будет являться истинным проявлением Единобожия.
Истории, повествующие, как якобы после смерти Пророка на его могилу приходили бедуины и, ложась на нее, просили у Пророка прощения за свои грехи, а затем видели во сне, что Аллах простил их, или из могилы доносились слова: «Ты прощен», — можно отвергнуть как несостоятельные. Кто такие эти бедуины? Что они знают об Исламе? Какие есть основания, чтобы считать их дела Сунной для других мусульман? В науке фикх подобные доводы не используются даже для обоснования мелких религиозно-правовых решений в Шариате. Неужели же мы будем брать поступки бедуинов за Сунну и на этом строить свою акыду в таком важнейшем вопросе как поклонение и Таухид? Я полагаю, что дальнейших разъяснений в этой связи не требуется.
Мы уверены в том, что можно просить о помощи у живых людей в том, что касается мирских дел и в соответствии с человеческими возможностями того, кого мы просим. И мы также уверены в том, что в Судный день Посланник Аллаха, шахиды, праведники и некоторые другие люди с разрешения Всевышнего Аллаха будут осуществлять заступничество за мусульман. Но мы не допускаем, чтобы мусульмане свои мольбы обращали не к Аллаху Творцу всего сущего, а к Его творениям, которые в действительности не могут помочь не то что кому-либо, но даже самим себе.
И последнее. Ни одна из мусульманских сект не утверждает, что вера в тавассуль является основой Ислама, признавать и практиковать которую обязан каждый мусульманин. Если человек не будет совершать тавассуль, его не будут считать грешником. Напротив, тавассуль — весьма сомнительная вещь в том отношении, что приводится немало доводов в пользу того, что он является ширком [Ширк — многобожие, придание Аллаху сотоварищей, соучастников, поклонение кому-либо помимо Аллаха.]. А как известно ширк — это грех, который Аллах не простит никогда [В подтверждение этому служит следующий аят Корана: «Воистину Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи кому пожелает», сура «Ан-Ниса», аят 48.]. То есть этим самым человек перечеркивает все свои благие дела, и в Судный день он предстанет перед своим Господом как многобожник. Так что, если приведенные выше доводы не убедили читателя в запретности такой формы тавассуля, как молитва, обращенная к кому-либо кроме Аллаха, то, может быть, некоторые отстранятся от него, поняв, насколько сомнительно это дело?
Необходимо упомянуть и о культе могил, развитом у последователей тарикатов. Кто-то, вероятно, возразит, что это не культ, но как иначе назвать то, что происходит на могилах суфийских шейхов?
Последователи суфизма считают могилы своих шейхов святыми; после упоминания имен некоторых шейхов порой говорят: «Да освятится его могила!» или «Пусть Аллах пошлет свет в его могилу»; они возводят на этих могилах памятники и купола, строят на них мечети и мавзолеи, украшают их разнообразными украшениями и привязывают на них и вокруг них лоскутки ткани, считая их священными. Они целуют могилы, ограды и двери этих мечетей-мавзолеев, совершают обход (ат-таваф) вокруг них, берут землю с могил в целях получения через нее благодати и лечения. Вокруг таких могил строятся медресе, университеты и прочие здания, вырастает целая инфраструктура; на обустройство места, где похоронен тот или иной шейх, тратятся миллионы долларов, в то время как миллионы мусульман в Африке и других бедных странах не просто каждый день недоедают, но и умирают от голода и жажды.
Что здесь важно подчеркнуть? Если шейхи суфиев и говорят, что за всем этим стоит лишь стремление приблизиться к Аллаху, и помощь дает только Он, и поклонение в конечном счете, обращено только к Нему, то что кается простых людей, то они в силу своего невежества не понимают, что на самом деле стоит за подобными вещами. Они говорят: «Я собираюсь поклониться такому-то шейху»; «Я хочу попросить помощи у такого-то святого» или «Я просил об этом на могиле святого, и он мне помог». Многие из тех, кто отправляется в паломничество к могиле какого-нибудь вали, в повседневной жизни не являются глубоко верующими и исполняющими предписания Шариата людьми. Этих простаков обманывают сказками о чудодейственности тех или иных могил, о том, что их давно умершие обитатели могут помочь и тому подобными историям, и обманутые толпами валят к «святым» местам.
Передают следующие слова Пророка, сказанные им буквально на смертном одре: «Поистине, те, кто жил до вас, избрали могилы своих Пророков и праведников местом поклонения. Но вы не делайте из могил мест поклонения, поистине, я запретил вам это» [Сахих, Муслим.]. Существуют и другие хадисы со схожим смыслом. Как же мусульмане, зная эти хадисы, могут сознательно противиться словам Пророка? Мы должны понимать истинное предназначение могил так, как о нем было сказано Пророком: могилы служат людям напоминанием о том, что рано или поздно каждый из нас окажется там.
Достаточно посмотреть, какими были могилы Пророка, его сподвижников и праведников первых веков. Вокруг могилы Пророка не было создано никакого культа — он был похоронен очень скромно. Абу Бакра и Умара похоронили рядом с Пророком, не возводя над их могилами ни куполов, ни мавзолеев. А имам Али? В его время уже появились те, кто доходил до крайностей в своем к нему отношении, и имам завещал своему сыну похоронить его тело тайно и никому не указывать, где он похоронен. Но через полстолетия его могила была найдена и все-таки превращена в место поклонения, на ней возвели мавзолей, купол и двери которого были выполнены из золота. Вокруг этой могилы вырос целый город — Наджаф, — который по сей день является одним из главных мест паломничества шиитов.
Места поклонения, возникшие на могилах суфийских шейхов и шиитских имамов, — это результаты уловок проклятого Шайтана, который во все времена старался отдалить человека от Единобожия и приблизить его к многобожию. И это ложь, что у человека проявляется религиозное рвение, увеличивается иман, улучшается мораль после или во время посещения могил. Я не говорю, что посещать могилы — это грех, в этом, безусловно, есть и польза, так как это заставляет человека задуматься о скоротечности своей жизни. Но я убежден, что все эти ритуалы, тавафы, церемонии, придуманные людьми и навязываемые простонародью; мавзолеи, отделанные серебром и золотом и заполненные множеством паломников — это не та атмосфера, которая способствует постижению бренности человеческого существования. Не лучше ли для благочестивых размышлений о мимолетности этой жизни сходить на старое, заброшенное кладбище, посмотреть на покосившиеся надгробия, пройтись мимо могил тех, кого ты знал, посидеть в одиночестве и подумать о том, что придет время — и тебя также принесут сюда и ты станешь соседом тех, кто уже покоится здесь.
А то, что происходит на могилах имамов и праведников в наши дни, — поистине страшное зрелище! Люди посещают эти места, желая продемонстрировать этим свою религиозность. Но если они такие религиозные, что плачут, ползают и пресмыкаются вокруг могил простых людей, то как же они должны молиться Создателю Вселенной? Наверное, они проводят в молитвах все ночи, их глаза не высыхают от слез, и порой от страха перед Аллахом они теряют сознание? Нет. Многие из тех, кто совершают эти зияраты, лишь отдают дань местным традициям, являясь при этом невеждами в религии и халатно относясь к исполнению даже обязательных предписаний, таких как молитва и пост; а многие просто лицемерят, желая добиться своим выставленным напоказ «благочестием» уважения со стороны окружающих.