Поклонение и просьба о помощи


Суть творения и повеления, суть Писания и шариата, суть награды и наказания восходит к двум словам:

﴿إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴾


«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». (Сура аль-Фатиха, аят 5)
С этими словами связано поклонение и связан таухид.
Поклонение /’ибада/ объединяет в себе две важные основы: предельная любовь, сочетающаяся с предельной покорностью. Если ты любишь кого-то, но не покоряешься ему, то это не является поклонением. И наоборот, если ты кому-то подчиняешься без любви, то это также не является поклонением. Поклонение будет только тогда, когда объединится любовь и покорность. Поэтому те, кто отвергают любовь рабов к Аллаху, опровергают на самом деле поклонение. Те, которые говорят, что Аллаха не надо любить, они отрицают Его /улюхийа/, как например многобожники-арабы. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ﴾


«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: "Аллах"». (Сура аз-Зухруф, аят 87)
А также:

﴿وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ﴾


«Если ты спросишь их: "Кто создал небеса и землю?". - они непременно скажут: "Аллах"». (Сура аз-Зумар, аят 38)

Просьба о помощи /исти’ана/ также объединяет в себе две основы: доверие Аллаху и опора на Него. Человек может доверять кому-то из людей, но не может опереться на него в делах. Может быть и наоборот, что человек опирается на кого-то, но не доверяет ему. А упование /тауаккуль/ на Аллаха обязательно содержит эти две основы.
Это и есть суть слов: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». Это поклонение Аллаху и упование на Него. Шуайб сказал:

﴿وَمَا تَوْفِيقِي إِلاَّ بِاللّهِ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ أُنِيبُ ﴾


«Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь». (Сура Худ, аят 88)
Также слова Всевышнего Аллаха:

﴿وَلِلّهِ غَيْبُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَإِلَيْهِ يُرْجَعُ الأَمْرُ كُلُّهُ فَاعْبُدْهُ وَتَوَكَّلْ عَلَيْهِ ﴾


«Аллаху ведомо сокровенное на небесах и на земле, и к Нему возвращаются дела. Посему поклоняйся Ему и уповай на Него». (Сура Худ, аят 123)
А также Ибрахим (мир ему) сказал:

﴿ رَّبَّنَا عَلَيْكَ تَوَكَّلْنَا وَإِلَيْكَ أَنَبْنَا وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ ﴾


«Господь наш! На Тебя одного мы уповаем, к Тебе одному мы обращаемся, и к Тебе предстоит прибытие». (Сура аль-Мумтахина, аят 4)
А также слова Всевышнего Аллаха:

﴿وَاذْكُرِ اسْمَ رَبِّكَ وَتَبَتَّلْ إِلَيْهِ تَبْتِيلًا رَبُّ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَاتَّخِذْهُ وَكِيلًا ﴾


«Поминай же имя Господа твоего и посвяти себя Ему полностью. Господь востока и запада - нет божества достойного поклонения, кроме Него. Сделай же Его своим Попечителем и Хранителем». (Сура аль-Муззаммиль, аяты 8-9)
А также:

﴿قُلْ هُوَ رَبِّي لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ مَتَابِ ﴾


«Скажи: "Он - мой Господь, и нет божества достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, и к Нему я вернусь с покаянием"». (Сура ар-Ра‘д, аят 30)
Почему в суре «аль-Фатиха» поклонение приходит раньше, чем просьба о помощи? Потому что цель всегда ставится прежде средства. Поклонение - это цель, так как рабы созданы для этого, а просьба о помощи - это средство для достижения данной цели. Поклонение связано с /улюхийа/, то есть с именем «Аллах», а просьба о помощи - с /рубубийа/, то есть с именем «Господь». Поэтому Всевышний Аллах сначала упомянул поклонение, а затем просьбу о помощи, подобно тому, как сначала пришло имя «Аллах», а затем только «Господь» в начале этой суры.
Четыре вида людей: Если ты это понял, то знай, что люди в вопросе поклонения и упования делятся на четыре части:
1 - Люди, которые поклоняются Аллаху и уповают только на Его помощь.
Поклонение - это конечная цель, а просьба о помощи - это способ достижения данной цели. Поэтому самое лучшее, чего можно просить у Всевышнего Аллаха - это помощи в совершении того, чем Он доволен. Именно поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Му’азу ибн Джабалю: «О Му’аз! Клянусь Аллахом, я люблю тебя! Поэтому не забывай говорить в конце каждой молитвы:

اللهم أعني على ذكرك وشكرك وحسن عبادتك


"О Аллах! Помоги мне поминать Тебя, быть благодарным Тебе и хорошо поклоняться"». Абу Дауд, 1522. См. также «Сахих аль-Джами’», 7969.
Самое полезная мольба - это мольба о том, чтобы Аллах помог совершать то, чем Он доволен. И лучшим даром будет ответ на эту мольбу. Почти все мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха) вращаются вокруг этого.
Сказал шейх уль-Ислам ибн Теймия (къаддаса Ллаху рухаху): «Я поразмыслил о самых полезных мольбах и я понял, что самая полезная просьба - это просьба у Аллаха помощи в совершении того, чем Он доволен. А затем я увидел это в суре «аль-Фатиха» в словах: "Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи"».
2 - Люди, которые не поклоняются Аллаху и не уповают на Его помощь.
У них нет ни поклонения, ни упования. Если кто-то из них, что-то просит у Аллаха, то просит только того, что требуют его страсти. Они не просят у Него довольства и помощи в соблюдении Его прав. Но этого недостаточно, так как Его просят все, кто на небесах и на земле. Его просят приближенные рабы, но также просят враги. Даже самый ненавистный из всех творений, Иблис, попросил Его и Он ответил. Но разве это было помощью Иблису в достижении довольства Аллаха или это наоборот увеличило его несчастье? Каждый, кто просит что-то у Всевышнего Аллаха, но это не является помощью в достижении довольства Аллаха, то эта просьба наоборот отделяет человека от милости Всевышнего.
Разумный человек должен задуматься о себе самом и о других. Необходимо знать, что ответ на мольбу человек не означает, что этот человек любим Аллахом и, что этот ответ является оказанием почета. Раб может попросить что-то и получить ответ на мольбу, однако в этом ответе гибель и несчастье. Может быть и наоборот, что Аллах отказывает рабу в чем-то, но в этом почет для раба и любовь. Всевышний Аллах отказывает ему в чем-то, сохраняя его от этого. А человек по своему невежеству думает, что Аллах его не любит и не хочет почтить его. Он видит, как Всевышний Аллах отвечает на мольбы других, затем начинает плохо думать о своем Господе и его сердце наполняется плохими качествами. И спасся тот, кого Аллах спас от этого. Признак такого состояния, это недовольство тем, что Аллах предопределил рабу.
Остерегайся просить того, последсвия чего для тебя неизвестны, и ты не знаешь есть ли в этом благо. Но если хочешь попросить что-то, то сделай перед своей мольбой /истихара/. Пусть /истихара/ не будет только произнесена языком, без понимания того, о чем ты говоришь. Пусть это будет обращение к знанию Аллаха.
Если Всевышний Аллах дал тебе то, чего ты не просил, тогда проси, чтобы то, что Он тебе дал, помогло в достижении Его довольства. И не думай, что если Аллах кому-то что-то дал, то Он обязательно любит этого человека и доволен им. И не думай, что если Аллах кому-то что-то не дал, значит Он не любит этого раба. Так как это всего лишь испытание для раба. Всевышний Аллах сказал:

﴿فَأَمَّا الْإِنسَانُ إِذَا مَا ابْتَلَاهُ رَبُّهُ فَأَكْرَمَهُ وَنَعَّمَهُ فَيَقُولُ رَبِّي أَكْرَمَنِ وَأَمَّا إِذَا مَا ابْتَلَاهُ فَقَدَرَ عَلَيْهِ رِزْقَهُ فَيَقُولُ رَبِّي أَهَانَنِ كَلَّا ﴾


«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: "Господь мой почтил меня!". Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: "Господь мой унизил меня!". Но нет!» (Сура аль-Фаджр, аяты 15-17)
Не всякая милость является оказанием почета. И если кому-то что-то дано, то это не означает, что этот человек занимает перед Аллахом почетное место. Это всего лишь испытание! Будет ли раб благодарен или он проявит неблагодарность? И наоброт, если Аллах не дал что-то кому-то, это не значит, что этот человек унижен и Аллах не любит его.
Всевышний Аллах опроверг воззрения тех, кто говорят, что ответ на мольбу - это обязательно почет, а если Всевышний забрал что-то - это признак унижения. Всевышний Аллах может дать много неверному, но это не значит, что он ценен перед Аллахом. Также Аллах может дать верующему очень мало, однако это не значит, что верующий презренен. Аллах почитает того, кто почитает Его, познавая Его, любя и подчиняясь. И наоборот, Он презирает того, кто презирает Его и ослушивается. Ему хвала и за то, и за это. Поистине, Он - Богатый, Достохвальный.
Счастье этого и того мира восходит к словам:"Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи".
3 - Люди, которые имеют что-то из поклонения, однако не уповают на Аллаха.
Они делятся на две группы:
1 - Къадариты. Они поручены самим себе. Путь просьбы о помощи перед ними закрыт, значит закрыт и путь таухида. Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Вера в предопределение /къадар/ обеспечивает таухид. Тот, кто верит в Аллаха, но не верит в /къадар/, это неверие разрушает его таухид».
2 - Люди, которые совершают много поклонения, однако их упование слабое. Если бы было приказано передвинуть гору с места, уповая на Аллаха, удалось бы это сделать.
А если ты спросишь: «Что такое упование?»
Это особое состояние сердца, которое достигается с помощью познания Всевышнего Аллаха. Вера в то, что только Аллах создает и распоряжается, только Он приносит пользу и вред. Будет только то, что Он желает, а чего Он не желает, этого не произойдет. Такое состояние сердца способствует тому, что человек опирается только на Аллаха и поручает свое дело Ему, обретая спокойствие. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ﴾


«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». (Сура ат-Таляк, аят 3)
Если человек, уповающий на Аллаха, из богобоязненных людей, то ему уготован достохвальный конец. А если он уповает на Аллаха, но не относится к богобоязненным, тогда он из четвертой группы:
Он свидетельствует, что только Всевышний Аллах приносит пользу и вред. Свидетельствует, что то, чего Он пожелает будет, а то, чего Он не пожелает, не будет. Однако при этом, он не совершает то, что любит Аллах и то, чем Он доволен. Он уповает на Аллаха и просит Его помощи в своих страстях. Он просит того, чего желают его страсти. И ему дается то, чего он просил, однако его конец будет плохим. Внешняя власть и имущество не означают, что этот человек примет ислам. Потому что власть, статус, имущество и положение даются как праведным, так и неправедным, как верующим, так и неверующим. Если кто-то думает, что статус и имущество, это показатель любви Аллаха и Его довольства, то такой человек из самых невежественных людей. Он самый далекий от знания об Аллахе и от Его религии. Если власть и имущество помогают человеку поклоняться Аллаху, то это введет его в ряды справедливых царей. Иначе, это будет вредом и горем для него, это отдалит его от Всевышнего Аллаха и введет его в ряды несправедливых правителей и нечестивых богачей.

﴿إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴾

Наши рекомендации