Действительно ли это от Бога?

Когда я поднимаю подобные вопросы, люди спрашивают меня: «Мы верим в водительство и хотим повиноваться ему. Часто мы так и делаем. Но нам известно, что в мире присутствуют и иные духи, и они не святые. Мы также мо­жем принять собственные эмоциональные стремления за желания Святого Духа. Как мы можем различить, от Бога ли приходит водительство?»

Это правильный вопрос. Библия предупреждает нас о том, что сатана в своих разрушительных целях способен посылать собственное водительство или подрывать Божье водительство в наших жизнях.

Павел писал Тимофею: «Дух же ясно говорит, что в пос­ледние времена отступят некоторые от веры, внимая ду­хам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1).

Эти лживые духи могут маскироваться под каналы пе­редачи Божьей силы. Иоанн говорил о демонических ду­хах, которые совершают чудеса и знамения (см. Отк. 16:14), а Иисус предрекал появление лжехристов и лжепророков, которые совершат великие чудеса и знамения, чтобы пре­льстить, если возможно, даже избранных (см. Мат. 24:24).

Злых духов иногда бывает непросто отличить от Божь­их ангелов. Павел писал: «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Поэтому очень важно различать источник водительства, приходящего в вашу голову.

Адам и Ева последовали обольщению дьявола познать добро и зло через вкушение запретного плода и ввели че­ловечество во тьму и страдания (см. Быт. 3 гл.). Давид под­дался искушению и вступил в связь с женой Урии Хеттея-нина. Это стоило ему жизни лучшего из своих военачаль­ников и жизни сына (см. 2 Цар. 11, 12 гл.).

Как поступать с водительством

145

Кто в ответе за жестокость, которая разделяет католи­ков и протестантов в Северной Ирландии, евреев и арабов в Иерусалиме, Ирак и Иран в Персидском заливе, сербов, хорватов и мусульман в Боснии?

Кто направил Ли Харви Освальда выстрелить в пре­зидента Кеннеди? Или Амина учинить расправы над со­гражданами в Уганде? Кто побуждал ку-клукс-клановцев бросать камни и бутылки в соседей только из-за того, что их цвет кожи был темнее?

Кто направляет меня говорить причиняющие боль сло­ва, быть грубым, искажать правду? Кто вдохновляет меня заботиться больше о себе, а не о благе других?

Небесное сражение

ВПослании к Ефесянам (6:10-18) Павел напоминает о раз­вернувшемся во Вселенной сражении. «Облекитесь во все­оружие Божие, чтобы вам можно было стать против коз­ней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против ми-роправителей тьмы века сего, против духов злобы подне­бесных» (ст. 11, 12).

Эта битва разворачивается на духовном поле наших сердец. Если Бог ведёт людей к Своей славе и их благу, то сатана старается сделать все, что в его силах, чтобы подор­вать Божью работу и Его деятельность в наших жизнях. Из-за этой войны некоторые побуждения, приходящие нам в голову, могут иметь своим источником ад, а не небеса.

Есть только два способа ответить на демоническое по­буждение — бежать или сражаться. «Юношеских похотей убегай», — писал Павел молодому Тимофею (2 Тим. 2:22). «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас», — говорил Иаков (Иак. 4:7).

Но как нам различить, откуда пришло водительство?

Апостол Иоанн предупреждает: «Возлюбленные! не вся­кому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они,

146

Слишком занят, чтобы не молиться

потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4:1). Я хочу предложить вам три критерия оценки води­тельства.

Соответствие Писанию

Во-первых, всякое водительство, приходящее от Бога, со­ответствует Его Слову, Библии.

Наиболее надежный способ проверить источник води­тельства — проверить его на соответствие Писанию. Во время разговора с людьми в своей церкви мне почти каж­дый месяц приходится слышать историю про то, как кто-то получил водительство изменить своей жене. Человек рассказывает о том, как его привлекла женщина, якобы предназначенная ему Богом, а его существующий брак, дескать, досадная ошибка, если вообще не грех. Теперь, чтобы исполнить Божью волю, ему, якобы, нужно раска­яться в грехе и вступить в брак с той, на которой нужно было жениться сразу.

Доводы обычно приводятся довольно изощренные, но подспудная линия всегда одна и та же — человек желает развестись с женой, с которой состоит в браке, чтобы же­ниться на другой, более привлекательной. Это водительс­тво пришло не от Бога. Вот что Он говорит:

«Источник твой да будет благословен; и утешайся же­ною юности твоей, любезною ланью и прекрасною сер­ною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, лю­бовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чу­жой?» (Прит. 5:18-20).

«И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать сле­зами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не прини­мает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы ска­жете: „за что?" За то, что Господь был свидетелем между

Как поступать с водительством

147

тобою и женою юности твоей, против которой ты посту­пил вероломно, между тем как она подруга твоя и закон­ная жена твоя. Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, гово­рит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно» (Мал. 2:13,14,16).

Стремление развестись с партнером по браку никогда не приходит от Бога. То же самое можно сказать и о жульни­честве на экзамене, обмане покупателя, распространении недостойных слухов, обмане своих родителей или детей или же о чем-то ином, запрещенном в Писании.

Если водительство противоречит Писанию, то оно при­шло от нечистого духа. Назовите его сатанинским и вы­бросите из головы. Других христианских способов борьбы с небиблейским водительством не существует.

Соответствие Божьим дарам

С другой стороны, водительство может соответствовать Пи­санию и при этом исходить не от Святого Духа. К примеру, ничто в Писании не запрещало Иисусу превратить камни в хлеб, как предлагал Ему сделать дьявол. Но у Него были веские причины дать отпор сатане в той ситуации.

Если водительство не противоречит Писанию, нужно посмотреть на второй критерий: Божье водительство обыч­но соответствует тому, каким человеком Он вас создал.

Некоторые считают, что Бог создал человека с опреде­ленными дарами, но при этом они ожидают от него помо­щи в совершенно других областях, не соответствующих его дарованиям. Мне встречались люди, одаренные в об­ласти математики и информатики, которые имели успех в этих направлениях. Но потом им вдруг показалось, будто Бог побуждает их заняться музыкой или теологией.

Некоторым нравится жить за городом, они не представ­ляют своей жизни без природного окружения. Но при этом

148

Слишком занят, чтобы не молиться

они полагают, что Бог направляет их найти офисную рабо­ту в центре города и сидеть с девяти утра до шести вечера на сороковом этаже небоскреба.

Мне даже встречались люди, которым не нравятся дети ■ вообще, но почему-то им вздумалось, что Бог направляет их стать учителями в школе.

Я задаю им такой вопрос: «Почему Божье водительство должно противоречить тому, кем Он вас создал? Почему Он создал вас для одной цели, но побуждает исполнять совсем другую?»

У Бога всегда есть вполне определенные цели. Он дири­жер и организатор Вселенной. Да, Ему нравится развивать наши способности и увеличивать наш потенциал, что час­то подразумевает направление нас в неизведанные просто­ры. Но это не означает, что Он игнорирует наши дары и наследственные черты характера. В конце концов Он сам дал нам их при рождении, чтобы мы могли служить Ему более эффективно! Бог укрепляет наши естественные спо­собности и развивает их.

Если вы ощущаете водительство, которое полностью противоречит вашему складу, я советую вам тщательно его проверить. Может быть, Бог просит вас сделать нечто сложное, потому что просто нет никого другого, кто мог бы это сделать? Побуждает ли Он вас сделать шаги в новом на­правлении, чтобы ваши уникальные дары получили раз­витие? А может быть, это вообще не Божье водительство, и оно уводит вас от поставленных Богом целей?

Отношение служителя

В-третьих, Божье водительство обычно подразумевает отношение служения. Я обнаружил, что многие случаи ложного водительства легко различимы, поскольку они, по сути, направлены на самопродвижение и служение са­мому себе. Здесь вы никогда не ошибетесь. Так, в конце января или начале февраля, когда на Среднем Западе ус-

Как поступать с водительством

149

танавливается морозная погода, я вдруг ощутил странное, но непреодолимое желание основать церковь в Гонолулу.

Не так давно мне позвонил один разочарованный чело­век и сказал: «Я был старейшиной в нашей церкви на про­тяжении тридцати лет, и мне довелось увидеть нескольких пасторов, которые приходили, а затем уходили. Интересно было бы узнать, почему каждый из них ощущал водитель­ство покинуть нашу церковь, когда их приглашали занять пост в иной общине, где выше зарплата, больше привиле­гий, многочисленнее штат служителей и лучше дом для пастора? Ни один пастор не ощущал водительства стать служителем в маленькой церкви с меньшей зарплатой и без привычных удобств».

На протяжении многих лет я замечал, что если води­тельство сулит легкие деньги, славу, привилегии и дорогие игрушки, то необходимо быть к нему очень внимательным. Преуспевание разрушило больше жизней, чем отношение служения и жизненные трудности. Обычно я ощущаю, что водительство пришло от Святого Духа, если оно призывает меня смириться, служить кому-либо, ободрять людей или отдавать что-либо им. Очень редко враг побуждает нас к подобным вещам.

Вот что Павел написал руководителям церкви в Ефесе об одном случае водительства: «И вот, ныне я, по влече­нию Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетель­ствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деян. 20:22, 23). Павла никто не просил сделать нечто противоречащее его дарованию: на протяжении всего пути в Иерусалим он проповедовал Евангелие и ободрял молодые церкви. Одна­ко он ощутил призыв пожертвовать безопасностью и ком­фортом ради целей Божьего Царства.

Не всякое водительство Бога подразумевает боль и жерт­вы, но стоит ожидать, что часто Божье водительство потре­бует принятия смелых, испытывающих границы веры реше-

150

Слишком занят, чтобы не молиться

ний и встречи лицом к лицу с жизненно важными пробле­мами. Многие случаи Божьего водительства потребуют от вас выбора между комфортом и развитием в себе святого ха­рактера, между накоплением денег и поиском Божьего Цар­ства, между победой в глазах мира и победой в глазах Бога. Итак, если водительство сулит вам быстрое обогаще­ние, улучшение, комфорт и счастье, будьте внимательны и осторожны. Бог привел Иисуса на Крест, а не на трон во дворце, но Крест открыл дорогу к свободе и прощению для каждого грешника. Бог призывает последователей Христа взять свой крест. Удивительно, но, неся его, мы обретаем свободу, радость и удовлетворение.

Продолжайте с осторожностью

Можно подвести итог: мы полагаем, что водительство при­шло от Бога, если оно соответствует Слову, согласуется с тем, какими Бог нас создал, и подразумевает определен­ные жертвы или шаги веры. Позвольте мне добавить еще несколько замечаний:

• Если водительство требует от вас принятия серьез­ных, влияющих на течение всей жизни решений за короткий промежуток времени, то я бы усомнился в его истинности.

• Если водительство толкает вас залезть глубоко в долги или поставить другого человека в неловкое по­ложение, пойти на компромисс или подвергнуться опасности, то я бы усомнился в его истинности.

• Если водительство подталкивает вас разрушить се­мейные отношения или дружбу, то я бы усомнился в его истинности.

• Если водительство вызывает беспокойство в духе у зрелых друзей-христиан или консультантов, то я бы усомнился в его истинности.

Я не говорю, что необходимо автоматически отвергать подобные водительства, разве что в том случае, если они

Как поступать с водительством

151

противоречат Писанию, но к ним нужно относиться с осо­бенной осторожностью. Божье водительство может открыть двери для фантастических христианских приключений и достижений, но ложное водительство может привести к не­обыкновенным бедам, смущению, боли и травмам.

Проверяй и повинуйся

Не хотелось бы заканчивать главу на минорной ноте. Ужас­но, когда христиане настолько боятся ложного водительс­тва, что отворачиваются также и от Святого Духа. Бог хо­чет, чтобы мы испытывали духов, но затем Он ожидает, что мы сделаем шаг и последуем за Ним в вере.

Несколько лет назад мне довелось обедать в ресторане с одним неверующим человеком. Друзья отрекомендовали его как человека совершенно непробиваемого, несгибаемо­го, ужасного деспота, узколобого и необычайно черствого. (При такой рекомендации я даже не пытался расспраши­вать о нем его врагов.) Через двадцать минут, проведенных с ним за обедом, я мог подтвердить все сказанное о нем мо­ими друзьями.

Мы разговаривали о всяких маловажных вещах, и вдруг я ощутил водительство Святого Духа. Дух прошеп­тал мне: «Расскажи ему в самой доступной форме истину об искупительной жертве Иисуса».

Мне не хотелось этого делать. Мне казалось, что его от­вет будет очевиден. Но водительство было полностью биб­лейским. Оно вполне соответствовало моим дарованиям, и уж конечно в нем не было ничего эгоистичного! У меня был выбор: повиноваться Богу или проигнорировать води­тельство, которое определенно пришло от Него.

Я повиновался. Решительно сменив тему беседы, я спросил: «Знаете ли вы о том, что Иисус берет грешников на небо?»

«Бросьте,как можно простить меня!» — ответил муж­чина.

152

Слишком занят, чтобы не молиться

«Хотите знать, как Иисус Христос прощает грешников и берет их на небо?» — продолжал я.

«Думаю, да», — колеблясь, согласился мой собеседник.

За десертом я объяснил ему план спасения в максималь­но доступной и краткой форме. Он задал мне пару вопро­сов. Затем мы закончили обед, и я немного смущенный вернулся в офис.

А через пару дней я чуть было не свалился с кресла, ког­да раздался звонок этого человека. «Знаете, что я сделал после того обеда в ресторане? — спросил он. — Я вошел в свою спальню, преклонил колени и сказал: „Я грешник и нуждаюсь в Спасителе"».

Этот мужчина стал сильным христианином. Его дух смягчился, и мы стали близкими друзьями. Мы провели вместе семь восхитительных лет, а затем он ушел к Гос­поду.

Когда вы начнете прислушиваться к Божьему води­тельству, вы часто не будете знать, почему Он просит вас сделать то или другое. Он поведет вас неведомыми тропа­ми, иногда просто ради того, чтобы вы научились Ему до­верять. Помните, что христианское хождение основыва­ется на вере, а не на видении (2 Кор. 5:7) и что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

Если вы хотите иметь динамичную, истинную, увле­кательную христианскую жизнь, слушайте водительство Святого Духа. Проверяйте водительство. Повинуйтесь ис­тинному водительству. Рискуйте. Взаимодействуйте с Бо­гом. Говорите Ему «да», даже если это выглядит рискован­ным и нелогичным. Вы удивитесь тому, что Бог сделает для вас.

Обитая в Божьем присутствии

Цель молитвы заключается не только в том, чтобы со­ставить и представить Богу в приемлемой форме просьбы и хвалу. И не только в том, чтобы получить от Бога ответы и водительство. Бог увещевает нас непрестанно молиться не для того, чтобы посылать нам в ответ все, в чем мы нуж­даемся.

Предназначение молитвы гораздо глубже. Молитва — это способ поддержания постоянных взаимоотношений с Богом Отцом и Богом Сыном через Святого Духа. Она дает возможность построить те близкие отношения, о которых говорил Иисус:

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и броса­ют в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и бу­дет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Иоан. 15:5-8).

154

Слишком занят, чтобы не молиться

Книга о молитве была бы незавершенной без описа­ния постоянно пребывающего с нами Божьего присутст­вия. Молитва и Божье присутствие — две стороны одной медали. Осознание пребывания в Божьем присутствии приходит тогда, когда мы выделяем время, чтобы разго­варивать с Богом в молитве. И наоборот: сила молитвы проявляется в жизни тех, кто проводит время в Божьем присутствии.

Спаситель, Господин и Друг

Многие христиане знают о Боге, но редко или почти ни­когда не переживают Его присутствия. Я воспитывался в деноминации, которая делала акцент на учении о Его вез­десущности. Мы рассуждали о Боге в возвышенных вы­ражениях, как, в принципе, и следует делать, но мы чрез­мерно подчеркивали эту Его сторону. Он выглядел высоко превознесенным и удаленным от Своего творения и своих поклонников. Разделяющая нас дистанция казалась нам непреодолимой.

Я знал, что значит бояться Бога, и понимал важность служения Ему. Я ожидал дня, когда предстану перед Его судом, и верил в необходимость следовать Его заповедям. Но одного мне в христианской жизни сильно не хватало: настоящего понимания близких отношений, которые Бог желает иметь со Своими детьми.

В колледже я повстречал одного профессора, произвед­шего на меня неизгладимое впечатление. Он иногда рас­сказывал об отношениях с Иисусом так, как будто только что сидел рядом с Ним за обеденным столом. Похоже, он мог относиться к Иисусу как к другу или брату и вести с Ним непринужденные беседы.

Такие отношения с вечным, невидимым, премудрым Богом, обитающим в неприступном свете, были мне не­понятны, но мне очень хотелось иметь их. Поэтому я стал крутиться вокруг этого профессора после занятий и од-

Обитая в Божьем присутствии

155

нажды, набравшись смелости, спросил: «Почему вы знаете
Христа я Его не знаю?»

Его ответ надолго застрял у меня в сознании: «Возмож­но, ты знаешь Его только как Спасителя, отпустившего твои грехи».

Профессор был совершенно прав. За несколько лет до того момента я признал свою греховность и нужду в Спа­сителе. Я склонился перед Христом, и Он очистил меня. С благодарностью за Его благодать я молился: «Господь, спасибо за то, что Ты умер за мои грехи».

Я относился к Иисусу КЭ.К К, Спасителю и признавал Его Господом. Но для меня оставались непонятными отноше­ния, описанные Им в Евангелии от Иоанна (15:15): «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает госпо­дин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

Наши рекомендации