И приходит сверхъестественная сила от Бога, приходит мудрость от Бога, защита от Бога.

Давно, еще в Бланкенхайме, я как-то имел очень мно­гозначительный разговор с одним своим коллегой. "Ка­кая разница между тобой и мной? - с напором спрашивал он меня. И вид у него был такой победоносный. - Рабо­таем вместе, зарплата — одинаковая. Что толку от твоей веры в Бога?" - "Давай посмотрим, — говорю я. - Да, обя­занности одни и те же, деньги - тоже. Согласен. Но ты вечером должен идти на вторую работу, хотя жалуешься, что устаешь и от первой. Зачем?" - "Как зачем, - удивля­ется он. — А в отпуск я на какие деньги поеду?" — "Вот в этом-то как раз и разница, - говорю я. - Мне хватает од­ной работы, чтобы съездить в отпуск, хотя семья у меня больше. А ты надрываешься на двух, и еще вопрос, по­едешь ли ты или нет". И знаете, победоносность сразу как рукой сняло.

Мы рыли с моим коллегой могилу. Я работал тогда от города. Иногда нам поручали и такого рода дела. Обычно сначала копал экскаватор. А потом мы лопатами ровняли и завершали работу. В этот день мы справились с задачей на два часа раньше срока. Вот мы сидим и продолжаем дискутировать. "Надо же, как сегодня нам повезло! - го­ворит мой коллега. - Ничего не обваливалось, ничего не засыпалось. Как-то очень гладко. Обычно распорки ста­вишь, укрепляешь стены, и все равно - валится. А то грунтовые воды на полметра выступят. Или какие-нибудь корни вылезут, и ничем их не взять, как будто из железа. А тут все, как по маслу, и еще два часа сэкономили. Отдохну перед второй работой". Он кофе пьет, курит, и улыбка у не­го до ушей. А я говорю: "Смотри, дорогой. Вот тебе еще од­на разница: ты сегодня со мной, и Бог благословляет меня и мою работу. Вот почему у нас - все гладко, все легко, все просто! Везение — ни при чем". Он почесал затылок: "Да, в самом деле..."

Вот в этом как раз и разница: Бог благословляет неви­димым образом, люди не видят Бога и думают: "Его бла­гословений не существует". Существуют, и еще как суще­ствуют! И я даже ни одного шага не хочу ступить без Его благословения, потому что знаю, чем это заканчивается. Без Него жить — одни проблемы.

Есть великая сила в молитве, непонятная людям, кото­рые этого не пережили.Я сейчас поясню эту мысль еще на двух примерах. Вы знаете, есть люди, которых называют умниками: они все рассчитывают до миллиметра, они со­ставляют точнейшие планы, но результата добиться не могут. У меня был прежде сосед, инженер с университет­ским образованием. И он был такой умный, знал все за­коны. Он здесь, в Германии, родился, выучился, поэтому "разобраться" с такой приезжей братией, как мы, ему представлялось делом совершенно простым. И он сра­жался с нами много лет: ему не нравилось, что мы шу­мим, молимся, читаем вслух, смеемся. Потом он хотел забрать у нас пол огорода для себя. А смысл этой напря­женной борьбы, как выяснилось потом, был очень про­стой: он хотел понизить себе квартирную плату на осно­вании того, что соседи мешают ему жить (есть такая норма в немецком квартирном праве). Но результат его бурной деятельности оказался нулевым. Хозяин дома разобрался в его жалобах и встал на нашу сторону, а ему во всем отказал. Остался за нами и весь огород. И все про­цессы, затеянные против нас, мы выиграли. В конце кон­цов, он бросил свою затею, а мне сказал такие прочувст­вованные слова: "Господин Эпп, Вы все так ювелирно проделали, что я не смог Вас победить. Как Вам это уда­лось?" Я говорю: "Послушайте, я ничего такого "ювелир­ного" не проделывал. Я просто молился Богу, и Он нам помогал". Вы мне верите? А вот сосед не поверил: я про­читал это в его глазах. "Разве может молитва на что-то по­влиять?" - говорили эти глаза.

Может! Может! И еще раз может! История с моим нынешним соседом прямое тому подтверждение. Как- то его ребенок упал с высокой лестницы. Мальчика без сознания увезла скорая помощь. Но каким-то чудом все обошлось, и когда отец с сыном вернулись из больни­цы, мужчина специально заговорил со мной. "Господин Епп, - сказал он, и его голос дрожал. - Вы знаете, с мо­им ребенком случилась беда. И когда мы ехали в скорой помощи, то я взмолился Богу. Я повторял без перерыва: "Бог! Помоги моему ребенку, помоги, помоги, помоги!" И вы знаете, что-то такое произошло, какая-то сила пришла, и моему ребенку стало легче, и он поправил­ся". Это мне турок говорил, который вообще понятия не имеет о Слове Божьем, ну, может быть, чуть-чуть. Думаю, мне понятно, почему именно этот человек по­лучил столь видимый ответ на свое страстное обраще­ние. Бог хочет помочь даже молящемуся мусульманину. Я не говорю, что без Иисуса можно получить жизнь вечную и прощение грехов. Нет. Но Бог милует и помо­гает взывающим к нему искренне. А вторая причина за­ключается в том, что этот человек живет над нами, а мы молимся и благословляем весь дом.

Итак, Неемия начал с молитвы. Мы должны брать с него пример. И вообще, я думаю, в нашей жизни молит­ва должна стоять на первом месте. Мы сначала молимся.

Глава 3

После молитвы - действие!

Второе, что сделал Неемия, - он поставил стражу. Итак, сначала сверхъестественное действие: молитва, по­том — естественное: выставляется стража. Последова­тельность именно такая. Вы знаете, часто неверующие люди, которые понятия не имеют о Боге и вере, упрекают верующих: "Вы только молитесь, молитесь, молитесь, а мы, вот, работаем!" Мы отвечаем: "Не только молимся, но и работаем. Но перед работой мы сначала молимся, и этим объясняется большой успех детей Божьих и их побе­ды". Поэтому Неемия начинал с молитвы, а потом уже думал, как и где ему расставлять стражу.

Обратите внимание, Неемия не ограничился одной молитвой и примерно такими словами к людям: "Я помо­лился. Волноваться не стоит. Господь поможет!" Это серь­езная ошибка многих верующих. Они молятся, молятся, молятся, верят, что все будет хорошо, но ничего не пред­принимают. Если я молюсь о том, чтобы Бог мне дал ра­боту, значит, после слова "Аминь!" я встаю и отправляюсь на поиски работы. Я не сижу, сложа руки, и не жду. Когда я приехал сюда, в Дуйсбург, из Бланкенхайма, я целый месяц искал работу. Я знал, мне нужна работа, я не мог без нее. Не было другого варианта. Как оставить семью без денег! Детям нужно кушать, им нужна одежда, учеб­ники, книги. Я также знал, что на социальную помощь не пойду никогда! Мне нужна была работа, вечером я мо­лился и просил Господа о помощи. А утром вставал и шел ее искать. И Бог видит наши искренние усилия и помога­ет нам. Через месяц я нашел место самым чудесным обра­зом. В один день я проснулся в пять часов утра, пошел на кухню, сел на стул, и вдруг Дух Святой отчетливо сказал мне: "Немедленно отправляйся на ту фирму, где тебе от­казали неделю назад". И я поехал. На первый взгляд, это было глупо, но если ты молишься, нужно быть открытым для всяких действий. В полшестого, еще в сумерках, я уже стоял во дворе фирмы. Первого же водителя, подо­шедшего к своему грузовику, я вежливо попросился взять меня с собой, чтобы узнать подробности маршрута. Он охотно согласился. Мы быстро подружились. Уже к деся­ти часам он доверил мне руль, а вечером сам зашел в ка­бинет к директору и ходатайствовал за меня. Я был при­нят на работу!

Проблема многих верующих в том, что они придают силе молитвы абсолютное значение. Молитва, понимае­те, - это все! Заходишь в некоторые церкви и поражаешь­ся непрерывной молитве: молитвенная ночь, молитвен­ное утро, молитвенный вечер, молитвенный день, про­грамма молитвы, молитва за это, молитва за то. А церковь не растет: год не растет, два, три, - ничего в ней не про­исходит. Кроме молитвы. У них откровения; они очень хорошо знают, как построить ковчег завета; они знают, где какие свечи поставить, какие ангелы должны охра­нять вход; им известно, как нужно приобрести помаза­ние, как следует использовать дары Духа Святого... Они вообще всю Библию знают наизусть, такие молитвенники и чтецы! Они читают, молятся, читают, молятся, читают, молятся... А оглянешься, в этой церкви - там тьма тьмой. Сидят на скамьях все, которым уже за пятьдесят или за во­семьдесят. Кому нужна такая молитва? Молитва — это пер­вая часть нашей жизни.

Послушайте, молитва - это подготовка к работе, это первый шаг к действию. Поэтому мы, помолившись с верою, встаем и начинаем действовать. Действовать!

Да, надо верить в силу Духа Святого! Но также надо понимать, когда именно Бог творит чудеса. Если ты в пу­стыне и умираешь от жажды, вот тогда Бог превращает соленую воду в нормальную. А когда у тебя есть колодец, и надо просто оторвать одно место от дивана и сходить за водой, чтобы напиться, тогда Бог тебе говорит: "Прогу­ляйся с ведерком и утолишь жажду!" Избегайте этой ошибки. Мы молимся: "Господь, измени мой характер! Измени мой характер. Ну, измени мой характер!" А даль­ше? Надо обязательно еще что-то делать. Например, пой­ти к тому, кто понимает что-то в характерах, кто может тебе подсказать, что конкретно следует изменить: твою речь, твое отношение к людям, отношение к себе и так далее, и тому подобное.

Глава 4

Три области боя

Смотрите, что сделал Неемия. Он поставил людей с мечами, с копьями и с луками. Это три области. Первая область "с мечами" - это ближний бой.Это как раз там, где нам нужно практически менять определенные качества нашего характера, в первую очередь, обуздать всесильное эгоистическое "я". Дьявол в своих целях чаще всего ис­пользует некоторые особенности нашего "я": себялюбие, тщеславие, вспыльчивость, гордыню и т. д. Самая тяже­лая и изнурительная борьба вообще происходит на этом личном уровне. Иногда легче победить видимые пороки та­кие, как курение или алкоголь, чем научиться, например, подавлять гнев или высокомерие.Вы знаете, как иногда вдруг разливается внутри злость или желчь и в одно мгно­вение заполняет все пространство. И вы уже не говорите, а кричите: "Замолчи! Не хочу даже слушать!" Или приходите на кухню пообедать и вдруг взрываетесь: "Ты что, помоя­ми собралась меня кормить? Я же терпеть этого не мо­гу!.." И ложкой по столу!.. Эгоизм неотделим от человека, как тень. И борьба с его проявлениями носит постоян­ный, ежедневный и ежеминутный характер. Ближний бой оказывается самым трудным.

Вторая область — это бой на расстоянии с помощью ко­пий.Вы знаете, копье можно кинуть достаточно далеко. Копьем можно поразить кого-то, не имея с ним личного контакта. Как это нужно понимать — борьба на расстоя­нии? Это определенные обстоятельства в нашей жизни, которые мы должны изменить. И здесь одной молитвы бывает мало. Иногда, например, нужно поменять место жительства. Да! Да! Или определенно закрыть дверь для некоторых родственников. Вы воскликните: "Пастырь против родственников!" Нет, я не против, я за них, если они помогают жить. А если мешают, надо не просто за­крывать дверь, а захлопывать. Мы не должны стать чужи­ми, больше того, мы должны любить наших родственни­ков и молиться за них, но определенное расстояние в этом случае совершенно необходимо.

Дьявол с помощью некоторых родственников может разбить семью, поломать нашу жизнь. Знакомая картина: муж бросил курить или пить. Жена счастлива. Но прихо­дит в гости дядя Вася, он в полном недоумении: "Серега! Ты что? Кого ты слушаешь? Тебе гоже юбку одеть, что ли? Она в церковь ходит, ну, а ты-то причем?" И как теперь будут развиваться события - это еще вопрос. Вы понима­ете? Не пересчитать, сколько людей сломались на этом. Они вновь вернулись в унизительное рабство от табака или алкоголя или вообще расстались с жизнью только по причине сильных родственных или дружественных чувств. Попадает такой человек, к примеру, на обычную свадьбу, на которую в России водку всегда покупали ящи­ками, и начинается вокруг него карусель: "Ну, выпей, ну, выпей! Ну, Иван, ты не мужик, что ли?! Ну, за молодых, чтобы счастливо жили..." Сколько раз такой человек смо­жет сказать нет? Пять или пятнадцать? Но потом выпьет: просят-то не абы кто, а родня или друзья детства. Десять лет не пил, а тут не устоял. И покатилось колесо! Один из родственников моей жены так и умер. Он бросил пить, держался, наверно, года четыре или пять, стал зарабаты­вать деньги, женился. Как-то хорошо жизнь пошла, здорово! Потом родственники притянули его на свадь­бу. А он так не хотел туда идти, как будто предчувствовал. Первый день не пил, но на второй его уже так застыдили, так задолбали, что он просто не выдержал и опрокинул эту злощасную стопку. А для бывшего алкоголика не важ­но, сколько лет он уже не пил, это роли не играет. Для не­го эта стопка - смерть. Вопрос только - быстрая или медленная. Он выпил рюмку, и пошло-поехало... Опять развелся с женой, потерял работу, а потом умер от вод­ки. И понимаете, нет виноватых. Сам же согласился.

Есть немало обстоятельств, которые следует испра­вить, привести в порядок, чтобы не споткнуться о них и не упасть. Сядь и подумай: где дьявол может поставить тебе подножку? На работе? А может быть, дело в твоем характере или в определенных увлечениях, к примеру, фильмами особого рода. Начинай работать. Не жди, ког­да ты упадешь. И Господь поможет.

И третье - они держали луки со стрелами, это дальний бой.Это забота о будущем, это определенные запасы зна­ний, это планирование времени на будущее, это также планирование финансов. Вы знаете, человек, который не думает о будущем, однажды потерпит крах, он не выдер­жит груза обстоятельств. Это тоже жертвы дьявола: ему удалось их убаюкать, отговорить от размышлений о буду­щем. Жизнь ведь коротка, надо наслаждаться сейчас! По­этому нам нужно строить свои стены так, чтобы на всех трех уровнях мы имели стражей: на личном уровне, на уровне внешних обстоятельств и на уровне будущего.

Что это значит, планировать, спросите вы? Очень про­сто: я знаю, например, что через три года моей дочке ис­полнится пятнадцать лет. В свои 15 лет она должна уметь делать то, то и это. Через три года она станет уже девуш­кой, и на нее будут падать не только чистые, любящие взгляды, но и нечистые. И я ее обязан к этому пригото­вить. А моим сыновьям через пару лет исполнится 20, 22, а младшему - 12, и он станет молодым человеком. Мне нужно их подготовить как духовно, так и физически. Когда я вижу ребенка с чрезмерно большим животиком (я не говорю о клинических случаях), то я сразу думаю о безответственности его родителей. Интересует ли их во­обще будущее ребенка, волнует ли их это? Идет бедный малыш, у него тут висит, там. Но он еще не понимает про­блемное™ своей ситуации, поэтому с аппетитом кушает конфеты с утра до вечера, "нутеллу" ложками, благо, по телевизору говорят: "Это полезно, кушай, дорогой!" А ро­дителям все равно. Ну, растет себе и растет. Полный - по­том похудеет. Главное, чтобы не приставал, не мешал смотреть телевизор, щебетать по телефону. "Кушай, мой маленький!" - но подождите, маленький подрастет, и над ним начнут смеяться, и он будет страдать. Возникнут трудности со сверстниками, с учителями, с учебой. Потом, может быть, и с девушкой. Тень от этого родительского благодушия обязательно упадет на всю последующую жизнь ребенка. А потом эти проблемы бумерангом ударят по родителям, которые не хотели думать о будущем. А "бумеранг", знаете, бьет очень больно, иногда просто ва­лит с ног. И родители будут роптать, как несправедлива жизнь. Они ничего не жалели для своего ребенка. Не жа­леть мало! Нужно делать!

И это дальний бой. Мы должны смотреть вперед: что будет с нашими детьми. Мы должны дать им определен­ные знания, привить необходимые навыки, объяснить, как они вообще должны двигаться в этом мире, полном противоречий и открытого зла. Наша обязанность - на­учить их любить природу, музыку, красоту. Вы понимаете, о чем я говорю? Да поможет нам Господь быть с мечами, копьями и луками. И чтобы наши стрелы били врага уже издали. Он еще не приблизился к нам, осталось еще два- три года, но мы уже натягиваем тетиву и вставляем стре­лу. В этом случае, возможно, и не придется сражаться: враг так и останется на расстоянии. Он побоится прибли­зиться. И Бог нам поможет!

Глава 5

Знай намерения врага

Мы идем дальше. Смотрите, Неемия говорит:

"Когда нам стало известно намерение их (врагов), тог­да разорил Бог замысел их".

Это следующий принцип, друзья. Знать намерение врага - значит, практически одержать победу. Видите ли, очень часто бывает, что какие-то действия вызывают в нас обиду и раздражение на близких или друзей. Мы на­чинаем злиться, ссориться. Знаете, почему? Потому что не видим, кто стоит за этим, и не знаем его намерений.

Мы просто внезапно ощутили, что столкнулись с чем-то злым и несправедливым. Моя жена как-то рассказывала, что в старших классах у нее была подруга, они долго дру­жили, им было хорошо вместе. А потом моей жене понра­вился один мальчик из соседнего класса, она стала с ним встречаться. А подруге этот молодой человек как бы не понравился, и она стала открывать моей жене глаза на его недостатки. При любой возможности говорила ей: "Смотри, какой он противный! Он тебе совсем не подхо­дит". И в конечном итоге она своего добилась: моя жена и этот мальчик поссорились. А потом, через два года, уже в техникуме, подруга проговорилась, что этот мальчик ей самой очень нравился, и она хотела с ним встречаться. Всегда есть кто-то, кому выгодно, чтобы ты поссорился. Есть кто-то, кто хочет быть на твоем месте. Даже дьявол очень сильно хочет быть на твоем месте. Знаешь, почему? Потому что у него нет Отца, который о нем заботится и который его любит. И знаете, что еще? У него нет твоей возможности делать добро. Он все делает хитростью и ло­жью. Он может убить, погубить, украсть. Но он не в со­стоянии сделать что-то правильное и хорошее, и поэтому он завидует людям. Поэтому он их обманывает, террори­зирует или даже убивает.

Что побуждает человека, например, каждое утро начи­нать с сигареты? Что за этим стоит? Привычка? Народная традиция? Такие объяснения дают неверующие люди. На самом деле, за этим стоит дьявол, который преследует конкретную цель: погубить твое здоровье. Это первое. Второе, он хочет залезть в твой кошелек. Каждый день он вытаскивает оттуда по четыре или пять евро - столь­ко, сколько стоит пачка сигарет. А иногда он делает это два раза на день. Это зависит от степени власти его над конкретным человеком. А человек думает: "Я же ничего дурного не делаю, я просто курю". Нет! Мы не просто ку­рим, мы исполняем замысел дьявола. И это надо понимать, потому что когда я понимаю замысел, тогда он теряет силу.

Глава 6

Выстави стражу

Смотрите дальше: Неемия выставил стражу.

"Сверх сего, в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими, — и будут они у нас ночью на страже, а днем на работе. И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождав­шие меня, не снимали с себя одеяния своего, у каждо­го были под рукою меч и вода" (Неемии 4:22-23).

То есть была готовность номер один. Знаете, когда дья­вол видит в нашей жизни такую готовность, он отступает назад. Мы раскусили его хитрость, поняли его обман, и теперь у нас везде охрана: там с луками стоят, там с копь­ями, пойдешь сюда - и здесь никто не спит, у всех мечи на месте. Все в порядке. Это дух победы! Это то, что нам нужно для того, чтобы победить. Поэтому Иисус всегда говорил: "Бодрствуйте! Бодрствуйте! Бодрствуйте!" Да по­может нам Господь.

Часть 5

В своей среде

Хотелось бы здесь сформулировать несколько принципов, без соблюдения которых Аизнь верующих внутри самой церкви будет просто невозможна. И никакие внешние стены не спасут такую церковь от разрушения

Мы уже очень близки к тому, чтобы сказать: наши вну­тренние стены практически готовы. Они прочны и непри­ступны для дьявола. И все же кое-что нам надо доделать и кое с чем разобраться. Обратимся к книге Неемии:

"И сделался большой ропот в народе и у жен его на бра­тьев своих Иудеев. Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много; и мы желали бы доставать хлеб и кормиться и жить. Были и такие, кото­рые говорили: поля свои, и виноградники свои, и дома свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода. Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших; у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в ра­бы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в по­рабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках на­ших; и поля наши и виноградники наши у других. Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился. Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатней­шим и начальствующим и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собра­ние... Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и дома их, и рост с серебра и хле­ба, и вина и масла, за который вы ссудили их. И ска­зали они: возвратим и не будем с них требовать; сдела­ем так, как ты говоришь..." (Неемии 5:1-12).

Читаем дальше:

" Еще: с того дня, как определен я был областеначаль- ником их в земле Иудейской, от двадцатого года до тридцать второго года царя Артаксеркса, в продолже­ние двенадцати лет я и братья мои не ели хлеба обла­стеначальнического. А прежние областеначальники, которые были до меня, отягощали народ и брали с них хлеб и вино, кроме сорока сиклей серебра; даже и слу­ги их господствовали над народом. Я же не делал так по страху Божию. При этом работы на стене сей я поддерживал; и полей мы не закупали, и все слуги мои собирались туда на работу" (Неемии 5:14-16).

Глава 1

Внутри-церковные отношения

О чем идет речь? Давайте, немножко отвлечемся от стен Иерусалима и перенесемся во внутреннюю жизнь Иудеи. Чем она интересна для нас в связи с данной темой? Внут­ренняя жизнь - это наши отношения друг с другом внутри церкви. Как они перекликаются с ветхозаветным сюже­том? Книга Неемии приоткрывает для нас определенную проблему. Что делали богатые и имеющие власть? Они ску­пали самые хорошие и плодородные земли, оставляя бед­ных собратьев без средств к существованию. И чтобы иметь возможность обрабатывать землю, неимущие израильтяне отдавали новым владельцам земли в рабство своих сыновей или дочерей. В придачу за право работать на земле они должны были еще платить деньгами или частью урожая, обогащая богатых еще больше. И возникло громадное не­равенство народа Божьего: одни имели много, а у других не было ничего, и они отдавали последнее - собственных детей. Получалось, что одни люди угнетали других, а это несправедливо в глазах Божьих. Чем закончился этот эпизод в книге Неемии? Давайте прочтем:

"И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так сделают. И вытряхнул я одежду мою и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякого человека, который не сдержит слова сего (не возвратит неправедно отня­тое! - авт.), из дома его, из имения его, и так да бу­дет у него вытрясено и пусто! И сказало все собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнил слово сие" (Неемии 5:12-13).

Богатые поменяли отношение к своим неимущим со­братьям: долги были прощены, а рабство среди иудеев прекращено. Для нас это хороший повод поговорить о том, какой должна быть жизнь верующих в церкви между собой, как надо относиться друг к другу, чтобы у нас не было подобных явлений. Понимаете, стены защищают от внешних врагов, но внутри крепости человека-христиа- нина тоже поджидают опасности, только они особого ро­да. Хотелось бы здесь сформулировать несколько принци­пов, без соблюдения которых жизнь верующих внутри самой церкви будет просто невозможна. И никакие внешние стены не спасут такую церковь от разрушения.

Глава 2

Наши рекомендации