Личное (ипостасное) свойство Бога Отца — нерожденность, Бога Сына — рождение, Бога Духа Святого — исхождение.

Бог Отец не имеет начала; нет никакой другой причины, кроме Него Самого, которая бы определяла Его сущность и свойства. Бог Отец является началом[78] по отношению к двум другим Лицам Пресвятой Троицы: Он предвечно рождает Сына и изводит Святого Духа.

Рождение Сына Божия от Отца есть рождение в вечности: «Сам Сын говорит об Отце: “Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя” (Пс 2:7), “ныне” здесь есть не что-либо недавнее, но вечное, безвременное, “ныне”, прежде всех веков: “из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое” (Пс 109:3)»[79]. Апостол Павел называет Сына Божия «образом Бога невидимого, рожденным прежде всякой твари» (Кол 1:15).

Личное свойство Святого Духа заключается в том, что Он превечно (прежде всех веков, то есть в вечности) исходит от Отца.

Отец есть истинный Бог.

Церковь верует в Отца, «начало всего и причину, не от кого-либо рожденного, но Такого, Кто один только не рожден и не имеет причины; в Творца всего, но в Отца по природе одного только единородного Сына Его, Господа же и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и в Изводителя Всесвятого Духа»[80].

Отец безначален по отношению к Сыну и Святому Духу лишь по Своему личному свойству — нерожденности, а по Божеству, общему всем Трем Лицам, собезначальна вся Пресвятая Троица. Святитель Григорий Богослов говорит: «И Отцу, и Сыну, и Святому Духу общи неначинаемость бытия и Божественность; но Сыну и Духу принадлежит иметь бытие от Отца»[81]; «Отец есть имя Божие, не по сущности и не по действию, но по отношению, какое имеют Отец к Сыну или Сын к Отцу»92.

Сын, или Слово Божие, есть истинный Бог.

В Прологе Евангелия от Иоанна (Ин 1:1–18) термины «Слово», «Бог» и «Единородный» относятся к одному Лицу. Слово Божие изначально существовало «у Бога» или «с Богом» (Ин 1:1–4); Оно существовало до сотворения мира и участвовало в сотворении мира и человека (1Ин 1:1–3). Слово Божие пребывает с Богом и есть Бог (Ин 1:1,18).

В Ветхом Завете прообразовательно говорится о Слове Божием: Бог «послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их» (Пс 106:20). Господь Иисус Христос, проповедуя о Себе как о Сыне Божием, показывает, что проповедует не новое учение, которое было бы неизвестно иудеям: ссылается на ветхозаветные тексты (Мф 22:42–45; Лк 24:27; Ин 5:39,46; 7:38).

Иисус Христос говорит о Себе: «Я и Отец — одно» (Ин 10:30), «Отец во Мне, и Я в Нем» (Ин 10:38). Много раз Он говорит о Своем единстве с Отцом: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю… Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:17,19).

В Священном Писании Сын Божий именуется Сыном Единородным (Ин 1:14,18; 3:16; 1Ин 4:9), пребывающим в лоне Отца (Ин 1:18), Сыном возлюбленным (Мф 3:17; Мк 1:11; Мк 9:7; Лк 3:22; Лк 9:35; Лк 20:13), Сыном истинным (1Ин 5:20).

Святой Дух есть истинный Бог.

В Ветхом Завете неоднократно упоминается дух Божий (или дыхание Божие) как творческая и животворящая сила.Во время сотворения мира «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2). Дух Божий создал человека (Иов 33:4) и живет в нем (Иов 27:3). Дух Божий, или дух Господень, — «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух вéдения и благочестия» (Ис 11:2). Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение.

В Новом Завете Дух Божий — Божественная Ипостась, единая по сущности с Отцом и Сыном. В течение земной жизни Иисуса Христа Ему постоянно сопутствует Святой Дух. Еще до Его рождения ангел является Деве Марии и говорит: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). Иисус рождается от Девы Марии и Святого Духа (Мф 1:18–20). В момент крещения Иисуса Дух Святой в виде голубя сходит на Него (Лк 3:22).

В Своей проповеди Иисус многократно говорит о действии Духа Святого. Он предсказывает, что ученики Его будут гонимы, но увещевает их не обдумывать заранее, что надо говорить, ибо не они будут говорить, но Дух Святой (Мф 10:20; Мк 13:11; Лк 12:12). Иисус предупреждает, что хула на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:32; Мк 3:29; Лк 12:10).

В прощальной беседе с учениками Христос говорит: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15:26). Он обещает ученикам, что они получат дар Святого Духа после того, как Он пойдет к Отцу, то есть будет распят, воскреснет и вознесется на небо (Ин 16:7–15).

После Своего Воскресения Иисус является ученикам и через дуновение посылает им Духа Святого, говоря: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:22–23). В то же время Он повелевает ученикам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:4–5,

8).

Предсказанное Иисусом событие произошло в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошли огненные языки, «и исполнились все Духа Святого» (Деян 2:1–4).

Святой Дух исходит от Отца.

Господь Иисус Христос говорит об Утешителе, Духе истины, «Который от Отца исходит» (Ин 15:26).

Святитель Василий Великий пишет: «И Сын от Отца произошел, и Дух от Отца исходит; но Сын от Отца образом рождения, Дух же — от Бога неизреченным образом»[82]. «Святой Дух, от Которого всякое подаяние благ истекает, как из источника, на тварь, связан с Сыном, и с Ним неразрывно разумеется и от Отца имеет причину Своего бытия, от Которого и исходит; Он имеет сей отличительный знак личного ипостасного свойства: познаваться после Сына и вместе с Сыном и от Отца иметь бытие»[83].

В Никео-Константинопольском Символе веры Церковь свидетельствует о своей вере «в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого».

Наши рекомендации